Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки

Работу выполнила

Хасянова Лилия Искандеровна

учитель музыки МБОУ «Татарско-Сугутская СОШ»,

первая квалификационная категория.

Размышляя о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, я определила для себя некоторые ведущие идеи: - Необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Для реализации этой идеи, я использую на уроках музыки метод проектов. Я предлагаю ученику проблему, знакомую и значимую для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Я подсказываю новые источники информации, направляю мысли учеников для самостоятельного поиска. В результате ученики самостоятельно решают проблему, применив необходимые знания из разных областей. Проектную деятельность можно применять и на уроках освоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения.

Требования к использованию метода проектов:

- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения (например: исследование современности классической музыки; изучение творчества композиторов разных стран; сравнение идей музыки минувших эпох и современности; решение проблемы современности «настоящее искусство бессмертно - это родник общей человеческой духовности»).

- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад о музыке великих наших «современников», искусство которых, независимо от эпохи, в которой было создано, отвечает нашим современным идеалам; показ компьютерной презентации; выпуск газеты; проведение музыкальных лекториев с выступлением творческих групп по данной проблеме).

- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

- Структурированное содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

- Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Считаю, целесообразным при использовании проектного метода включение информационно-коммуникативного метода в учебный процесс с раннего школьного возраста. Кроме этого, каждый педагог не только преподаватель, но и воспитатель. Благодаря духовной общности учителя и коллектива подростков процесс информационного обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения.

Проектные задания могут заканчиваться компьютерными презентациями, которые помогают более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учителя и учащихся, помогают накопить базу данных.

Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением:



  • Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

  • Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники воссоздают реальную обстановку действительности.

  • Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.

  • ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.

  • Помогают качественно изменить контроль деятельности учащихся.

  • Позволяют наглядно представить результат своих действий.


Направления использования ИКТ в работе

  • как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);

  • закрепление изложенного материала (обучающие программы)

  • проведение практических занятий, самостоятельной работы;

  • контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты)

  • диагностика качества обучения (тесты);

  • подготовка презентаций, докладов, выступлений;

  • самообразование учащихся и педагогов;

  • Видеосъемка и фотосъемка школьных мероприятий и на их основе создание презентации и видеотеки;

  • получение информации через подключение к Интернету;

  • электронная переписка.

Используя возможности программы Power Point, под моим руководством учащимися были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки. Так, например, уроки-презентации широко использую во время знакомства с творчеством композиторов.

Примеры презентаций:

- «Русские народные инструменты»;

- «Чувашские народные инструменты»;

- «С. В. Рахманинов», «И. С. Бах», «С. Прокофьев»;

- урок-обобщение «Преобразующие силы музыки» и др.

В процессе использования ИКТ на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Таким образом, применение ИКТ делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное современным.

Для проведения уроков использую фонограммы песен на аудио кассетах и CD дисках. Огромную помощь в работе мне оказывают диски «Классическая музыка», «Шедевры классической музыки», «Опера» и др.

Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.

Применение ИКТ на уроках музыки позволяет значительно повысить эффективность образования. Способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований. Все это, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.



3

© 2010-2022