• Преподавателю
  • Музыка
  • Методические рекомендации. Организация работы с начинающими обучение учащимися. (фортепиано)

Методические рекомендации. Организация работы с начинающими обучение учащимися. (фортепиано)

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Методические рекомендации.


Организация работы с начинающими обучение учащимися.



Преподаватель фортепиано МБУ ДО

ДШИ «Форте»

Маликова Ирина Владиславна









г.о.Тольятти

март 2016г.










Личность и деятельность музыканта.

«Мысль ученика начальных классов неотделима от чувств и переживаний. Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира - это требование. выдвигаемые законами развития детского мышления»

В.А.Сухомлинский.

1.Признаки музыкальности, как было установлено Б. М Тепловым, - это способность звуковысотного движения, способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма». Это обладание эмоциональной отзывчивостью на музыку.

2.Жадность к жизненным впечатлениям, стремление все увидеть, прочувствовать и понять, вскрыть то, что находится за внешней оболочкой явления. Это есть важнейшие характеристики творческой личности. Немецкий дирижер Бруно Вальтер сказал «только музыкант-это всего лишь полумузыкант.»

Личность рождается в 3 года - период возрастной революции «Я сам!».

В 6-7 лет наступает период фактического складывания психологических механизмов личности. Именно в процессе общения с окружающими людьми складываются личностные качества. В процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я».Потребность в общении с людьми - социального характера общение эмоциональное. деловое, внеситуативное (познавательное и личностное).

Основными видами деятельности человека является игра. учение и труд и в работе музыканта они находят интересное преломление.

Игра ребенка и игра музыканта.

Игрой психологи называют вид деятельности. направленный не на получение практического результата. как это имеет место в процессе труда. а на сам процесс деятельности. В ролевой игре действия ребенка управляются не свойствами самого предмета, а функцией образа роли, которую ребенок в данный момент исполняет (карандаш-стетоскоп, пистолет и др.).

За манипуляциями карандашом ребенок может видеть и представлять жизнь взрослого человека, выполняющее какое-нибудь дело. Но точно так же поступает музыкант (танцор), когда, извлекая из музыкального инструмента какие-то звуки, он может воображать и представлять людей в различных обстоятельствах жизни.

Важно учитывать. что каждая форма поведения, и каждый вид деятельности имеют свои критические периоды возникновения и развития высших психических функций, по истечении которых их формирование и развитие протекает с большими трудностями. (пр. Речь:4-6 лет, сложные координированные движения для музыкантов и спортсменов до 12 лет, чтение до 6-7 лет.) Все это связано с внутренними генетическими программами. каждая из которых появляется на свет в определенный срок и потом уходит безвозвратно.

Научение человека навыками социальной жизни протекает в процессе учения, в котором осваиваются необходимые знания, умения. навыки. Весь опыт человеческой деятельности можно разместить в 4-х структурах.

-Знания,постоянно накапливающиеся и изменяющиеся;

-Срособы деятельности и опыт их осуществления;

-Опыт творческой деятельности;

-Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Для передачи опыта ученикам, учитель использует:

-показ и объяснение;

-поощрение и наказание;

-постановку задачи предъявление требований;

-проверку работы и ее использование.

Для освоения игры на музыкальном инструменте самым важным из перечисленных элементов социального опыта является освоение способов деятельности, т.е. овладении техникой игры. Это овладение связано с формированием определенного исполнительского навыка.

О сформированности навыка говорят тогда, когда память действия переходит на мышцы. Этот переход разгружает сознание и музыкант уже может заботиться о более тонкой нюансировке.

Формирование навыка.

Проходит ряд этапов:

1.По мере упражнения отдельные частные движения сливаются в одно, сложное.(Пример: про разучивании гаммы движения пальцев и движения руки по клавиатуре становятся слитными).

2.Устраняются лишние движения (Пр.: у начинающих пианистов рука перестает дергаться при каждом ударе пальца).

3.Появляется необходимая координация рук и ног, музыкант научается выполнять разными руками разные типы движений. Движения упрощаются, становятся непрерывными и ускоряются.

4.Зрительный контроль за выполнением движения сменяется мускульным. Пианист получает возможность играть и выполнять движения не глядя на клавиатуру, скрипач -на гриф, балерина- на ноги.

5.Вырабатываются специфические сенсорные синтезы. Представление музыкального образа автоматически вызывает характер нужного исполнительского движения.

6.Внимание освобождается от контроля за способами действия и переноситься на получаемые результаты.

7.Подготока последующего действия начинается непосредственно в момент исполнения предыдущего( в психологии это называется антиципацией).

Степень самосознания может варьироваться в широких пределах: от полной концентрации на мыслях о себе до полной концентрации на мыслях об объекте.

Человек начинает осознавать себя особенно остро, когда он чувствует себя зависимым от других, которые оценивают его действия и когда от этих действий зависит благополучие этих других.

Пример: Публичное выступление в концерте. Именно из-за высокого уровня самосознания и ответственности чаще всего бывают срывы и неудачи. У исполнителей, способных полностью сконцентрировать внимание на художественном образе исполняемого, волнение меньше и качество игры лучше. Способность слушать свою игру как того требуют педагоги связана с сформированностью у исполнителя психологического образования, именуемого «Я-концепцией», т.е. с личностной зрелостью.

Кроме музыкальной едва ли найдется другая профессия, в которой требования согласованности были бы столь высоки. Формирование таких действий с успехом развивается в коллективной игре музыкантов различных ансамблях и оркестрах.

Техника игровых движений.


Игра на музыкальном инструменте - один из сложнейших видов человеческой деятельности, которая требует и высокой степени личностного развития в целом, и. отлаженную работу психических процессов - воли. внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения - и безупречную согласованность тонких физических движений.

Для передачи мыслей и чувств на музыкальном инструменте необходимо овладеть техникой игровых движений, т. е. найти более рациональные приемы игры. В музыкальной педагогике с переменным успехом использовались 2 основных метода освоения игровых движений: слуховой и двигательный. Для достижения нужных технических навыков «единственно возможный путь» видится в распределении внимания на работу разных уровней, отвечающих с одной стороны, за смысловое решение задачи (слуховая сфера), с другой стороны - поставляющий необходимый двигательный состав (двигательная сфера).

/О.Ф. Шульпяков/

Недостаточная осознанность учащимися своих двигательных ощущений, также как и смутность слухового образа, уводят его от желаемой цели.

Основные способы звукоизвлечения на большинстве клавишных инструментов являются толчок, удар, нажим, взятие.

Толчок чаще всего встречается в игре начинающих музыкантов, не обладающих еще тонкими пальцевыми и кистевыми движениями и поэтому берущих звук движение всей руки. Кончики пальцев при этом остаются пассивными.

Удар - представляет собой более тонкое действие по сравнению с толчком, включающие активные движения пальцев. Для осуществления удара пальцами необходимо сначала сделать замах. при котором палей наиболее активно работает на уровне 3ей фаланге, однако, наиболее чувствительная часть пальца (1ая фаланга и кончик пальца)как и при толчке остаются пассивными.

При нажиме кончик пальца с излишней силой давит на клавишу или струну, что на характер звука не влияет, но чувствительность пальцев ухудшает. К нажиму пальцев часто присоединяются мышцы локтей и предплечий, что приводит к общей мышечной зажатости и потери свободы в игре.

Наиболее естественные движения пальцев имеют свою основу в хватательном рефлексе. Отличительным признаком этого движения кончиков пальцев вовнутрь в ладонь, что делает движения одновременно и экономично чувствительными. Прием legato основан на плавных, переходящих друг в друга движениях пальцев. напоминающих по своему характеру процесс ощупывания незнакомого предмета, когда информация о нем добывается в основном на основании тактильных ощущений.

Прием хватание-взятие - движение пальцев в ладонь. Наиболее активны при этом 1 и 2 фаланги пальцев. Это движение очень экономично.

Прием этот актуален для любой фактуры и динамики. Рука «ложится», «опускается», «хватает», но не «падает»!

Мышечные зажимы.


Практика музыкального обучения показывает. что самым серьезным препятствием в овладении техническими навыками являются мышечные зажимы, возникающие в момент психических, физических и умственных затруднений. Мобилизуясь на решение проблем, организм естественно напрягает мышцы. Работа наших суставов связана с т.н. реципрокными, т.е взаимно обратными соотношениями. Это значит. когда одна мышца сокращается, другая должна расслабиться. Работающая мышца называется антагонистом. Такая слаженная работа мышц достигается уравновешенностью процессов возрождения и торможения в головном мозге. Если мышцы зажаты.то мышцы антагонисты и агонисты не могут работать непринужденно и легко. Агонистам приходится преодолевать то лишнее напряжение, что есть в антагонистах. Это происходит оттого. что из очага .который должен управлять действием данной мышцы. возбуждение переходит на другие двигательные зоны. которые и напрягают неработающие мышцы.

На стадии разучивания новых движений. которые непривычны и необычны, подобная иррадиация наблюдается в общей скованности движений. Когда навык вырабатывается. ненужные движения исчезают. и все тело играющего становится свободным от мышечных зажимов и напряжений.

Но эти напряжения могут потом появиться под влиянием психоэмоционального напряжения во время публичного выступления.

Часто приходится встречаться с подменой выражаемого чувства мышечным напряжением.

Для многих учащихся слово «стараться» имеет смысл «напрягаться»..

Единственный способ преодоления мышечных зажимов - это постоянный контроль за ним и моментальное их сбрасывание при работе. «Уничтожить зло нельзя. но бороться с ним необходимо. Борьба заключается в том. чтобы развить в себе наблюдателя или контролера»» К.С. Станиславский.

Причинами. вызывающие излишнее мышечное напряжение у музыканта. являются следующие факторы:

-высокий исходный уровень личностной тревожности;

-преждевременная, до выработки необходимых двигательных автоматизмов. игра разучиваемого произведения в быстрых темпах;

-фактурная сложность, превышающая возможность играющего преодолеть ее;

-разучивание в медленном темпе не теми игровыми движениями и не той аппликатурой. которая используется в быстром темпе;

-использование при игре в медленном темпе большого замаха пальцев;

-публичное исполнение слишком трудных произведений;

-использование в игре неверных двигательных приемов. сформированных на разных стадиях обучения (неудобная посадка, прижатые локти, низкое положение кисти;

-отсутствие навыков сбрасывания напряжения мышц;

-недостаточная разыгранность психомоторного аппарата перед исполнением.

Условия формирования двигательных навыков.

Наибольшую пользу приносит игра по принципу : «медленно-крепко»,сохраняя при этом ощущение полной мышечной свободы. В ритмическом плане медленная игра должна быть идеально ровной, что тренирует координированную работу мышц антагонистов и агонистов.

В быстром темпе не получаются именно те места, которые в медленном темпе играются неритмично.

Важным навыком виртуозной игры является навык исполнения с предусмотрительностью и быстрым соображением. На практике это означает умение заранее готовить пальцы к нужной клавише, а руку - для соответствующей позиции. Выражение С. Саминского «Голова должна идти впереди рук» означает, что внимание должно подготавливать последующий фрагмент, когда руки играют то, что им положено играть в данный момент. «Заранее обдуманным намерением готовить расположение каждого пальца к нужной клавише»- одно из важнейших условий выработки хорошей технике игры на любом музыкальном инструменте.

Большую помощь в развитии ритмически ровной игры и быстрой оказывает подключение к выработке техники игровых движений речевого аппарата.

Дело в том ,что наш язык гораздо лучше натренирован.чем пальцы рук. Соединение движения пальцев с речевым произношением значительно дисциплинирует движения пальцев в смысле ритмической точности и определенности взятия звука. Прием подтекстовки пассажей различными стихотворениями весьма распространен в практике лучших педагогов.

Идеомоторная подготовка.

В структуре игровых движений, как и любого действия, всегда присутствуют два элемента - программирующий, связанный с формированием нужных представлений в головном мозге, и исполнительный, связанный с непосредственным выполнением движений. Между ними существует неразрывная связь. Эту связь установили независимо друг от друга французский химик Шевраль и английский физик Фарадей (Опыт с ниткой с грузом, наматывается на первую фалангу указательного пальца. Если вытянуть руку, сосредоточить внимание на предмете и представить себе мысленно, что он начинает раскачиваться подобно маятнику, то груз действительно начинает раскачиваться или двигаться по кругу, в зависимости от того, какую траекторию движения человек представит. Мысленное представление движения автоматически, непроизвольно вызывает сокращение мышц и человек выполняет то движение, которое представил). Мысль, идея, рожденная в мозге вызывает моторную реакцию, от чего подобные явления получили названия идеомоторных актов. Внимательное продумывание игровых движений помогает добиваться высоких технических результатов с наименьшими физическими и психическими результатами.

При использовании идеомоторных образов необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Сначала необходимо сформировать движение в мысленном плане и только потом попытаться выполнять в реальном действии. При неудачной попытке следуют возвратиться к программирующей части. Проверить содержание мысленного действия и скорректировать его.

  2. Мысленные представления необходимо пропускать через двигательный аппарат, вызывая соответствующие ощущение.

  3. Точности выполнения движения помогает проговаривание его в громкой речи. Пример: «Эти аккорды играть цепко», «Поставь высоко палец на ми-бемоль», «Октавы играть свободной кистью». В этих приказах не рекомендуется использовать приказы с приставкой «не», которые могут увести от неправильного выполнения действия, но не приводят, как правило, к выполнению нужного движения.

  4. Выполнение движения в идеомоторном плане надо начинать с медленного темпа, чередую его потом со средним и быстрым. Для выполнения идеомоторного представления надо спокойно сесть, расслабиться, закрыть глаза и мысленно проиграть движение, проговаривая его вслух или про себя. Даже когда движение усвоено хорошо, идеомоторные проигрывания не следуют прекращать, так как они помогают поддерживать программирующий элемент игровых движений в надлежащей форме.

  5. При выполнении движения следует сосредоточиться не на общей успешности или не успешности выступления, а на конкретных действиях, которые должны привести к искомому результату: «Здесь добавить звук», «Выделить подголосок», «Ярче мелодию» - подобные самонаставления, ведущие исполнение от одного опорного пункта к другому - лучший способ добиться желаемого.

Исполнение музыкального произведения на основе точных идеомоторных представлений, формируемых в сознании учащихся до начала выполнения игрового движения, представляет собой более рациональный прием работы по сравнению с распространенным способом работы, который психологи называют «Метод проб и ошибок». В последнем, каждая неверно или неточно выполненное движение оставляет в программирующей части нервный след, связанный с происхождением электрического импульса. Такой же след остается и в нервно-мышечной памяти технического аппарата. В состоянии нервного напряжения (концертное выступление) эти следы могут оживиться, и исполнение пойдет по неверному пути.

Таким образом, искусство игры на музыкальном инструменте одним концом упирается в высокую поэзию, а другим - в мастерство циркового артиста, демонстрирующего высокую точность, скорость, координированость движений.

Режим и гигиена работы учащегося - музыканта.

Успех во многом зависит от хорошего здоровья и поддерживающего его режим работы. Хороший сон, здоровый желудок, бодрость. Никакую работу никогда нельзя начинать стремительно. Это надо делать с некоторой постепенностью.

Занятия самоподготовкой разбивать на утренние и послеобеденные, лучше по 30-45 минут. Более сложные занятия выполнять утром, более простой - во второй половине дня. Существует два основных принципа, их построение: режимное и целевое. При целевом подходе музыкант не прекращает своих занятий пока не добьется того, что наметил сделать: сыграть без ошибок в быстром темпе три раза этюд, выучить наизусть произведение и т.д.

Каждый из этих подходов имеет свои плюсы и минусы.

Следует учить учащихся гармоничному соотношению обоих принципов структурирования занятий.

О количестве занятий.

Гофман советовал делать пятиминутные перерывы после каждых 30 минут занятий. Физиологи советуют делать перерыв через 45 минут занятий .но не более 15 минут .Выносливость повышается во время систематической работы.

Игра на музыкальном инструменте требует затрат большого количества энергии. Такая затрата сил требует обязательной физической подготовки: зарядка, душ, бег, плавание.









Список литературы:

1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.: Классика - 21, 2003

2. Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М.: «Музыка», 1967 -

3. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М.: «Музыка», 1988.

4. Тимакин Е. «Воспитание пианиста» - М.: «Советский композитор», 1989 .

5. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика. - Санкт-Петербург: «Алетейя», 2001.

6. Шмидт-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков» - 2-е изд. Л.: «Музыка», 1985

7. Гат Й. «Техника фортепианной игры» -Будапешт, 1967г.

















Рецензия

на методические рекомендации

по организации работы с начинающими обучение учащимися.

(преподавателя МОУ ДОД ДШИ «Форте»)

Маликовой Ирины Владиславны.

Методические рекомендации по организации работы с начинающими обучение учащимися привлекают внимание новизной изложения материала. В разделе «техника игровых движений» Маликова И.В. очень подробно анатомически описывает основные способы звукоизвлечения и анализирует возможные неудачи в концертных выступлениях.

Любая деятельность требует сознательного и направленного труда. Поэтому с учащимися, особенно начинающими обучение игре на фортепиано, необходимо последовательно развивать мышление и волю, приучать их к преодолению трудностей, вырабатывать стремление самостоятельно справляться со сложными задачами, а также развивать в обучающихся творческую инициативу и воображение.

Качество умений и навыков, глубина знаний и правильное суждение играют очень большую роль в развитии художественной деятельности. В работе с начинающими эти требования должны всегда соответствовать индивидуальным особенностям детей, их природным музыкальным природным особенностям, их возможностям усваивать учебный материал, отвечающий принципам доступности.

Известно, что к числу главных недостатков в техническом развитии пианиста относится зажатость, скованность аппарата. В методических рекомендациях, Маликова И.В. объясняет, почему возникают мышечные зажимы и предлагает способы по их перодалению .

Данные методические рекомендации могут быть полезными и преподавателям, работающими с начинающими обучение учащимися и для студентов и взрослых ,впервые начинающих обучение на инструменте.





Рецензия на методические рекомендации

по организации работы с начинающими обучение учащимися.

Маликовой Ирины Владиславны

преподавателя МОУ ДОД ДШИ «Форте».

Методические рекомендации Маликовой И.В. несомненно представляют собой большой интерес, несмотря на сложность изложения.

Психологические особенности учащихся разного возраста, тщательно изложенные моменты техники игровых движений и ликвидации мышечных зажимов, как основных препятствий развития техничности все это можно взять на вооружение преподавателям, работающими не только с начинающими.

Учащиеся должны знать, что исполнение художественного произведения, пусть самого небольшого и лёгкого, является передачей смысловой сущности во всей полноте художественных образов, выявлением музыкальными средствами человеческих мыслей, чувств и переживаний. В музыке это можно сделать с помощью выразительных средств звучания, и это звучание нужно найти.

Способами и средствами являются: с одной стороны яркость и точность музыкальных представлений, с другой стороны - система исполнительных умений и навыков. В работе над пианистической техникой, кроме указанных свойств, требуются ещё такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие.

Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, её ограниченности, скованности, неровности, а также «немузыкальности», которая включает в себя и недостатки в звуковой области.

Один из разделов «идеомоторная подготовка» посвящен формированию в сознании учащихся точных представлений того, что он делает, еще до начала выполнения игрового движения. Это позволяет добиваться высоких технических результатов с наименьшими физическими и психическими затратами.


© 2010-2022