- Преподавателю
- Музыка
- Учебно-методический материал. В помощь руководителю фольклорного коллектива. Купальские обряды
Учебно-методический материал. В помощь руководителю фольклорного коллектива. Купальские обряды
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Остапцова Т.Н. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учебно-методический материал
В помощь руководителю
фольклорного коллектива
Остапцова Татьяна Николаевна
преподаватель ОРНПИ
МАОУ ДОД ДМШ им. Р.М. Глиэра
г. Калининград
2015
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых праздников годового цикла. По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца. Корни этого праздника уходят в эпоху язычества, но до сих пор сохранились некоторые элементы купальской обрядности в современном быту людей, живущих в отдалении от крупных населенных пунктов, прежде всего - в сельской местности.
Языческие и христианские корни праздника
7 июля празднуется одно из самых поэтичных праздников обрядового календаря разных народов России и ближнего зарубежья - Иван-Купала, Иванов день (Ивана Травника). Этот праздник отмечается не только в нашей стране, но также в Польше, на Украине, в Белоруссии, и в странах Прибалтики. Иван Купала является очень древним праздником. Самые ранние упоминания о нем относятся к XII веку, но корни его уходят еще глубже.
Праздник «Иван Купала» также еще часто называют Иванов день. Он пришел к нам из древних времен и праздновался раньше почти во всех европейских странах. До крещения данный праздник был приурочен ко дню летнего солнцестояния, который выпадает на 20-22 июня.
Купальские праздники совершались во времена язычества в честь бога Солнца Купайло, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. Путем слияния христианских и языческих традиций и образовался праздник Ивана Купала. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнем и травами: костры, венки, купание.
Купалье - древний обрядовый праздник. Был приурочен к летнему солнцестоянию и праздновался в честь солнца, наивысшего расцвета животворящих сил земли, растительности, зерновых.
Название «Купала» встречается в летописи XII в., в древних грамотах. Христианская церковь, борясь с языческими купальскими обрядами, приурочила праздник ко дню Иоанна Предтечи - «Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» (на завтрашний день, 7 июля (24 июня по старому стилю)). Именно поэтому появилось сдвоенное имя «Иван (Ян) Купала».
«Сегодня Купала, завтра Иван…» - говорится в песне.
Традиции праздника Ивана Купалы на территории России
В коллективной монографии, посвященной исследованию народной культуры населения Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, говорится о том, что «на большей части территории русских элементы купальской обрядности были частично утрачены. Но на Псковщине этот праздник сохранил свое первоначальное значение». Праздновать Иванов день начинали 6 июля. Из рассказов местных жителей я узнала, что в этот день не работали - только по крайней необходимости.
(… Карову абрядить, есть згатовить, сена убрать, а так не работали …)
Чаще всего говорят о двух днях этого обряда. Первый день называют по-разному: День Купальни, Иван, Купальня, Пятенка. Этот список можно дополнить следующими названиями: Иван Купала, Иван-Купальня, Травный Иван, Иван-Травник, Цветной Иван, Иванов день, Иван Купальный. В работе Т.Н.Ивановой (территория не указывается) зафиксированы названия: Богослов, Иван Богослов, Иваньский день, Иван-Креститель; Купальный Иван; Заваркуш, Иван Травный, Иван Веничный; Иван-Градобой, Иван-Градобойник. Раньше в этот день, как и сейчас, собирали травы и цветы, которые в настоящее время в народной медицине используются как лечебные.
(…Рвать хадили звярабой, рамашки, тыщалистник …) д.Красяково.
Также днем собирали цветы для гадания - богатки. Об этих цветах упоминают почти в каждой деревне, которые посетили этнографы…
(Рвали багатки, загадывали желание на суженова и клали пот падушку или на потолок; если распустится цвяток, значит жылание сбудится)
(Багатки рвали, пот подушку, на потолок торкали. Если распустится, будешь живой и здоровый, а если не распустится, то умрешь)
Отмечается этот обычай и в других деревнях. В работе А.Войтенко на материале Подмосковья записано гадание на 12 цветах.
"Гадали в Иван Цветной. Иван-Цвет бывает в июле. Клали двенадцать цветов и приговаривали: "Иван, цвет цветов, щастья мне нагадай". А сами цветы распределим и на каждый загадаем. Потом одна воровая (ловкая) начинает выкликать цвет: берет цвет и говорит: "Этому чаво?" А тебе надоть свой цвет угадать. Какая угадала, у той, значит, сбудется".
В д. Забелье-3 рассказывали, что в день перед Иваном вяжутся веники на весь год. Имеются об этом свидетельства и в литературе о купальской обрядности на Псковщине.
Вечером перед Ивановской ночью женщины и девушки пели песни, но в разных деревнях они отличаются: например, в деревне Забелье-3 исполняют песню:
(Разыгрался серый конь, Разбил землю копытом),
а в деревне Кросяково поют другую песню:
(Сегодня Купальня, а завтра Иван - Будет лихо, девки, вам).
Называют эти песни иванские. По поверью, Ивановская ночь (это можно назвать вторым днем) считалась временем разгула нечисти: на болотах устраивались сборища колдунов и ведьм. Об этом пишут в исследовании "Историко - этнографические очерки Псковского края" (стр.235).
В деревне Красяково сторожилы рассказывают, что «Ведьмы вечна затягивали в омуты- береговые, при воде живуть которые». Чтобы уберечь от злых духов животных, люди выкапывают чертополох и вешают на хлев.
(Нада деда выкопать и повешать над дверями у хлеву, у хаты, на каптур), (перед Иваном нада деда выкапать, на хлев положить, чтобы колдуны кололись) (д.Осыно).
В старое время в ночь на Ивана Купалу девушки плели венки и бросали их в воду. Как рассказывала Евгения Александровна Дорофеева из деревни Забелье-3: (…Вянки должны состоять из 16 видов трав, а трава разныя, и калакольчик, и звяробой, тыщалистник, да разныя трава).
Из экспедиционных материалов известно, что в Порховском районе венки плели из 12 видов трав. Обряд бросания венков в воду и гадания на суженого раньше назывался на некоторых русских территориях "молчаливая вода".
Повсеместно в Ивановскую ночь жгли костры. Их обычно раскладывали на возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи. Жгли бочки, пни, надетые сверху на шесты колеса и пуки соломы.
В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям. Около костров веселилась молодежь: пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости. Любимым развлечением молодежи было перепрыгивание через костер, в одиночку или парами. В Ивановскую ночь, как и в Святки, молодежь не придерживалась обычных норм поведения. Девушки и парни рядились, т.е. надевали вывернутые наизнанку шубы. Загоняли в рожь Иванов и Марий; шалили в деревне: закладывали печные трубы или подпирали ворота и двери изб; катались и боролись во ржи.
В деревнях Себежского района рассказывают, что в эту ночь могли закрыть трубу.
(Залисть на трубу, положить стекло, чтобы дым у хате был) д.Красяково
А костры в настоящее время на высоких местах возле деревни разжигает молодежь - по традиции. Уже два года празднуется этот праздник и в самом городе Себеже. Население всего города и окрестностей (старые и молодые, а также родители с маленькими детьми) собирается вечером на центральной площади возле озера. Для них приготовлена развлекательная программа, звучит музыка, песни. Ровно в полночь зажигаются громадные костры, которые расположены на плавающих плотах. А над возвышенными местами вокруг побережья озера поднимаются столбы дыма: в деревнях, расположенных поблизости: там тоже горят купальские костры.
«С давних времен существуют легенды об одной чудесной летней ночи, когда природа делится с людьми своей силой, огонь и вода приобретают особые очистительные свойства, а по земле разгуливает нечистая сила…»
Рождество Иоанна Предтечи
Издревле народы мира отмечают в конце июня праздник вершины лета. У славянских народов таковым праздником является Иван Купала. В ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, разгульный и весёлый праздник, полный обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий. Этот чудесный языческий праздник полон мистики, и окутан мириадами легенд и красивых традиций.
Список использованной литературы:
-
Историко - этнографические очерки Псковского края. - Псков,1999.
-
Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия - М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880.
-
Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начало XX в. - М.: Наука, 1979.
Интернет-источники:
-
svadbavrn.info/content/prazdniki/kup-trad.html
-
prazdnik-portal.ru/prazdnik-ivana-kupaly/