Урок по теме Картина природы в искусстве

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме Картина природы в искусствеМузыка 6 класс Дата__________________

Тема: «Картины природы в искусстве»

Проблема: Какая зима звучит в музыке?

Цель: Сформировать представление о выразительных и изобразительных возможностях хоровой музыки на примере произведений Г.В.Свиридова.

Задачи: Актуализировать музыкально-слуховой опыт детей связанный с образом «Зимы».

Выявить изобразительные и выразительные возможности хоровой музыки.

Пробудить интерес к творчеству Г.В.Свиридова.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: урок-размышление.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: «Чародейкою зимою

Околдован лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.»

Так о зиме рассказал замечательный русский поэт Ф.Тютчев.

А что вы можете рассказать о зиме?

(составляем «карту мыслей» на тему зимы)

Дети: называют ассоциации связанные с этим временем года.

У: Может ли наша карта-мыслей зазвучать?

Д: озвучивают.

У: Что для вас новогодний праздник? Как он звучит?

Дети исполняют новогодние стихи и песни.

У: Какие виды искусства рассказали нам о праздничной зиме?

Д: Литература и музыка.

У: Многие русские и композиторы обращались к теме зимы. Для каждого из нас зима своя, и каждый автор видит зиму по-своему.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию два музыкальных рассказа о зиме одного композитора - Георгия Васильевича Свиридова.

Слушание «Поёт зима, аукает»

У: О какой зиме рассказала вам эта музыка? Чем она вас удивила?

Д: 2 контрастных образа, определяют 2-хчастное строение.

У: В каком исполнении прозвучала эта музыка?

Д: Многоголосный хор и оркестр.

У: Только ли музыка рассказала вам о зиме?

Д: Здесь звучали слова. Литература.

У: Да, Свиридов взял для своего произведения стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает». Которое является частью кантаты «Памяти Сергея Есенина».

У: Обратимся к тексту в учебнике.

Дети читают стихотворение и вместе с учителем обращают внимание на музыкальность стиха С.Есенина, выделяя слова: стозвон, поёт.

У: Почему Свиридов обращается именно к хоровому исполнению? Что помогло ему раскрыть содержание поэтического текста? Давайте ещё раз послушаем. Слушание 1 части «Поёт зима, аукает»

Д: Композитор для создания картины зимы использует многоголосный хор, тембры голосов (мужские и женские), яркую динамику.

У: Свиридов «спрятал» в своей музыке особую интонацию, которая раскрывает широту русской души, русского характера, что для творчества Г.Свиридова очень характерно. В стихотворении Есенина этого нет.

Д: (выделяют) клич-интонацию «А-а!» и определяют её, как характерную особенность этого отрывка.

У: давайте споём эту интонацию. Где бы она могла звучать?

Д: Клич ямщика в степи.

У:Что вы почувствовали?

Д: Широту, простор, свободу.

У: разучивает с детьми главную тему произведения.

У: а какова роль оркестра в создании такого образа зимы?

Д: Кружение зимней метели, завывание вьюги.

У: А почему композитор не остановился на изображении холодной и суровой зимы 1 части произведения?

Д: Потому что в стихотворении Есенина есть второй образ. Образ будущей весны.

У: А какими средствами хорового звучания Свиридов рассказывает нам о ней? Слушание 2 -ой части «Поёт зима, аукает»

Д: Тембр женских голосов в высоком регистре, тихая динамика, нет многоголосия.

У: А в оркестре?

Д: Звучат колокольчики, арфа, флейта.

У: Только ли о зиме был музыкальный рассказ?

Д: Не только о зиме, но и о мечте человека о весне. Зима длится долго, надоедает. И люли ждут тепла.

У: Мы послушали первый рассказ Свиридова о зиме.

А второй мы попробуем создать вместе с авторами. Вслушайтесь в стихотворение Бориса Пастернака «Снег идёт».

Читает стихотворение.(дети следят по тексту)

У: Найдите те строчки, которые на ваш взгляд выражают главную мысль.

Д: зачитывают слова о времени.

У: Только ли зимний пейзаж рисует поэт в своём произведении?

Д: Нет. Поэт размышляет о времени.

У: Чем отличается стихотворение Б.Пастернака от стих-ия С.Есенина?

Д: Характером, настроением, темпом, ритмом, образом зимы.

У: Какую музыку вы слышите в стихотворении Б.Пастернака?

Д: Спокойную, ровную, неторопливую.

У: А как идёт время?

Д: Так же ровно, размеренно.

У: Как мы можем показать в движении время?

Дети показывают (выбираем «часы»)

У: Все двигаемся в едином ритме(покачиваемся) проговариваем слова «снег идет»

У: Нарисуйте рукой мелодическую линию этой фразы? Какая она?

Д: Ровная.

У: А теперь найдём этот звук и попробуем пропеть эту фразу.

Д: ищут варианты исполнения, выясняя, что мелодия этой фразы звучит на одном звуке. Дети поют свои варианты.

У: Сейчас мы озвучили, как идёт наш снег, а как озвучить ход времени? Каким словом, звуком?

Д: Бом-бом.

Дети делятся на две группы и исполняют свою звуковую картинку «снег идёт»

У: Какая зима у нас получилась?

Д: Таинственная, загадочная, чистая, искрящаяся.

У: Чтобы создать такой образ зимы нам нужен один голос или много?

Д: Нужен хор.

У: Да, так пели мы. А какие тембры голосов хора взял бы Свиридов для создания такого зимнего рассказа?

Д: Женские голоса.

У: А почему?

Д: Тембр женского голоса такой же чистый, светлый, как снег.

У: Какими инструментами в оркестре он бы подчеркнул загадочность этой зимы?

Д: Флейты, арфы, треугольники, колокольчики.

У: А теперь слово музыке Г.В.Свиридова. Слушают «Снег идет»

У: А совпадают ли наши музыкальные мысли с мыслями Г.Свиридова?

Д: Да! Хор, женские голоса, ровная мелодия, спокойный характер, часы в оркестре, шаг времени; инструменты: колокольчики, флейта.

Учительразучивает с детьми главную тему и потом исполняем вместе с музыкой Свиридова рефрен «Снег идёт» и включаем детские музыкальные инструменты: клавесы, колокольчики, треугольники.

У: Мы прослушали два произведения Г.В.Свиридова. о чем рассказала нам музыка? Только о зиме?

Д: Музыка рисовала не только разные зимние картинки, но и рассказывала о человеке, его размышлении о времени, о его чувствах.

Итог урока.

Домашнее задание: Нарисовать «зимнюю сказку»



Музыка 5 класс Дата________________

Тема: Музыкальный инструмент «Арфа»

Цель:
• сформировать у учащихся представление о разнообразии музыкальных инструментов;
• развивать творческую активность.
• развивать умения сравнивать, использовать имеющие сведения, для получения новых знаний;
• развивать у учащихся мыслительную деятельность, интерес к слушанию музыки;
• воспитывать музыкально-познавательные потребности интересы, любовь к народной музыке.
• приобретать основы музыкально-исторических знаний.

Ваше имя, уважаемый инструмент?
-Меня зовут АРФАУрок по теме Картина природы в искусстве

- Ваш возраст?
- Лет, пожалуй, тысяч пять, -десять. а может быть, и все двадцать.. . Кто его знает?
Прекрасно выглядит Арфа для своего почтенного возраста. Изящная как крыло гигантской бабочки, смотрится по-королевски: внизу педали сверкают золотом, вверху на колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из 46 струн.
- Ваше происхождение?
- Божественное! Один ученый монах писал в давние времена, что меня изобрел бог Меркурий. Нет, возражал другой: Арфу подарил людям сын Зевса Амфеон. А третий в ученом споре свое отстаивал: это - -инструмент египетского бога Тота.
(Голос у Арфы негромкий, нежный, ласковый. Он журчит, как лесной ручеек, он убаюкивает, он утешает.)

- Неужели вы всерьез верите в свое божественное происхождение?

Признаться, это очень мне льстит. Так приятно, когда поклоняются твоей красоте! Вам известно, конечно, что древние египтяне писали иероглифами, каждый иероглиф изображал целое слово. Так вот. (Голос Арфы стал совсем тихим, гулким и таинственно далеким.) Когда они хотели написать слово «прекрасное», то, представьте, рисовали именно мой портрет.

- Значит, считать вас египтянкой?

- Почему же только египтянкой! Считайте меня также уроженкой Китая, Океании, обеих Америк - Северной и Южной, Европы, Средней Азии. . . Да и был ли такой древний народ, который бы меня не знал?!

- Но кто-то же первым сделал вас?

- Ну, если вы так настаиваете. . . Какой-то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука. Натянул на дугу лука несколько жил. Получился многострунный щипковый инструмент А где много струн - там я, Арфа.Урок по теме Картина природы в искусстве

Смотрите-ка, какой я была простушкой!
(Арфа залилась смехом. Всякий смех приходилось слышать: кто похрюкивает, развеселившись, кто пыхтит.

Смех Арфы необыкновенно красив. Он сверкает, переливается, как струи фонтана. Слушать бы и слушать. Но надо ведь и вопросы задавать.)

- Есть ли у вас родственники? (Арфа растрогалась, раскрыла пухлый семейный альбом с портретами музыкальных инструментов. У всех без исключения общая фамильная черта - струны.)

- Вот моя милая сестричка, подруга детских лет.
Древние греки звали ее Лира

Интересную историю лиры можно узнать из мифов.

Греческий миф рассказывает, что лиру изобрел юный Гермес, вестник богов: однажды он отважился посягнуть на стадо священных коров, принадлежавших Аполлону. Аполлон, стремясь восстановить справедливость, обратился к Зевсу с просьбой, чтобы тот рассудил их.
Гермесу ничего не оставалось, как во всем признаться перед владыкой Олимпа. Но пока Аполлон возвращал своих коров из пещеры, проворный Гермес сел на камень, достал свою лиру, которую до этого сотворил из панциря черепахи, коровьих рогов и трех струн, и самозабвенно заиграл на ней. Дивные звуки наполнили долину. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса и тут же, не раздумывая отдал ему всех священных коров в обмен на лиру.Урок по теме Картина природы в искусстве

Другие мифы говорят, что Аполлон подарил свою лиру, но уже семиструнную, легендарному певцу Орфею, который и принес ее в мир людей. Имя Орфей означает «Исцеляющий светом», его музыка очищала душу, исцеляла ее, наполняла небесной гармонией. Миф об Орфее и Эвридике рассказывает, что игрой на лире Орфей мог заворожить не только людей: реки останавливали свое течение, птицы, деревья и свирепые животные - все замирали и внимали ее звукам.
Какая чудодейственная сила жила в этом инструменте?..

А это тоже моя родная сестра по имени Лютня - продолжает рассказывать Арфа.

Лет триста назад была любимицей всей Европы. Но - судьба. . . Вышла на пенсию, поселилась в музее. Правда, в последнее время стала изредка появляться на людях среди других старинных инструментов: то на концерте выступит, то на грампластинку запишется. А это. . . (Дорогой читатель, я приглушу на время голос Арфы. Родственников у нее так много, а впереди еще весь алфавит.)


- Знаете, как бывает, - сказала Арфа задумчиво, - кто-то ближе из родни, кто-то дальше. Лично я близкими считаю те струнные инструменты, на которых играют щипком.

- И последний вопрос: где вы сейчас работаете?
- В симфоническом оркестре, это моя основная работа. Не скрою, люблю красоваться в большом коллективе. Но я не отказываюсь выступать на концертной эстраде и одна. Очень охотно соглашаюсь играть в ансамбле - если нужно кому-то аккомпанировать. . .
Арфа в оркестре занимает особое положение. Почти всегда ее голос звучит в тот момент, когда происходит что-либо необыкновенное. Еще со времен своего рождения, она почти никогда не играла мелодий, была не сольным, а аккомпанирующим инструментом. Под ее аккомпанемент пели певцы, исполняли мелодии на других инструментах -флейте, скрипке, виолончели. Она может изображать и тихое дуновение ветерка и грозные бури. Но в то же время она так нежна, что все громоподобные инструменты умолкают при первых звуках ее дивного голоса.

И хотя родилась он давно (пусть говорят, что ее создал кто-то из античных богов!), но до сих пор остается всегда молодой и прекрасной.
Сейчас она используется как сольный инструмент, правда, играть на ней соло могут лишь настоящие виртуозы.

Д/З нарисовать «Арфу»













Русский язык 7 класс 2 урока. Дата_______________

Тема: Синтаксическая роль деепричастии в предложении. Морфологический разбор.

Тест «Деепричастие»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о деепричастии; развивать навыки монологической речи; проверить усвоение учениками материала.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Орфографическая разминка с элементами развития речи.

3.Проверка домашнего задания (контрольные вопросы по теме «Деепричастие»).

4.Деепричастия несовершенного и совершенного вида (выполненение задания с последующей проверкой)

5.Синтаксический разбор предложения с деепричастием, Морфологический разбор деепричастия.

6.Физкультминутка.

7.Повторение правописания не с деепричастием. Выполнение упражнения.

8.Самостоятельная работа по вариантам. Тест.

9. Домашние задание.

Ход урока.

1.Организационный момент.

1) Запись в рабочих тетрадях даты и вида работы.

2) Сообщение учащимся целей урока.

3) Запись в тетрадь темы урока.

2. Орфографическая разминка с элементами развития речи.

-Начинаем мы наш урок с орфографической разминки. Я диктую вам словарные слова, с которыми мы знакомились в ходе изучения темы «Деепричастие». Вы должны составить словосочетания, используя эти слова и деепричастия.

слов. сл.+деепричастие

бассейн - плавая в бассейне

галерея - посетив галерею

дистанция - преодолев дистанцию

комбинация - предлагая комбинацию

сиять - сиять, не переставая

эффективно - эффективно работая

-Я думаю, что мы сегодня проведем урок, эффективно работая.

Давайте сейчас вспомним все известные нам теоретические сведения о деепричастии.

3.Проверка домашнего задания( контрольные вопросы по теме «Деепричастие»

1) Что такое деепричастие?

Что обозначает эта часть речи?

На какие вопросы отвечает?

2) Какое слово в предложении является определяемым словом для деепричастия?

3) Что общего у деепричастия и наречия?

4) Что общего у деепричастия и глагола?

5) Как образуются деепричастия несовершенного вида?

6) Как образуются деепричастия совершенного вида?

4. Деепричастия несовершенного и совершенного вида ( выполнение задания)

-Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного вида. От каких глаголов такие деепричастия не образуются? Почему?

опаздывать - опаздывая

торопиться - торопясь

черпать - черпая

подбросить -

баловать - балуя

победить -

ржаветь - ржавея

-Образуйте деепричастия совершенного вида от глаголов подбросить, победить.

5. Синтаксический разбор предложения, в состав которого входит деепричастие. Морфологический разбор деепричастия.

1) Какова синтаксическая роль деепричастия?

2) Расскажите о знаках препинания при деепричастии и деепричастном обороте.

-Сделаем синтаксический разбор предложения.

Напряжение лески вдруг ослабло, и из воды, чмокнув, выскочил пустой крючок.( сложн., союзное., сост. из 2-х простых, повест., невоскл., распр.,)

-Сделайте самостоятельно морфологический разбор деепричастия.

Чмокнув - дееприч.

1. выскочил ( что сделав?) чмокнув, обозн. Добавочное действие;

2. Морфл. признаки : неизм. форма, сов. в.

3. выскочил ( как?) чмокнув.

6. Физкультминутка.

7. Повторение правописания не с деепричастиями.

1) Что вы знаете о правописании не с деепричастиями?

-Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания и правописание деепричастий.

В саду за окнами, не умолкая ни на одну секунду, кричали воробьи и сороки.

Не помня себя от восторга, я побежал домой.

Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и негодуя на кого-то.

8. Самостоятельная работа по вариантам (списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания).

1-ый вариант:

1. Тарантас в_ехал во двор шурша колесами по крапиве и ост_новился перед крыльцом.

2. Сидя за комп_ютером старайтесь держать спину прямо.

3. Художник - аниматор созд_вая мультипликационный фильм словно ож_вляет р_сунки.

2-ой вариант:

1. Друг за другом накренившись от ветра возвр_щались рыбацкие суда.

2. Тесную обувь можно раст_нуть туго набив её влажной газетной бумагой.

3. Медалистам пол галось сдать два экзамена набрав в сумме мин мум девять баллов.

Итоговый тест

Домашние задание: ,повторить все правила из раздела «Деепричастие».





Тест по теме «Деепричастие» (7 класс)
Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает:

а) признак предмета по действию
б)добавочное действие при основном действии
в)действие предмета


2.Найдите деепричастия:
а)увидел б) поднявши в)принявший
г) шлепая д) спеша е) свежо

3. Выберете предложение с деепричастным оборотом ( знаки препинания не расставлены)
а) Ребятишки прыгали любуясь на елку.
б) Прыгающие ребятишки любовались на елку.
в) Ребятишки прыгали и любовались на елку.
Г) Прыгая ребятишки любовались на елку.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Получив начальное домашнее образование в Москве,
а) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
б) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус.
в) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус.

5.Как надо писать не со словами?
1.(Не)давши слова, крепись, а давши, держись.
2.(Не)годуя, он ушел.
а)В 1 случае слитно, во 2 - отдельно.
б) В1 случае раздельно, во 2 - слитно.
в)В обоих случаях слитно.
г) В обоих случаях раздельно.

6. Найдите деепричастия совершенного вида:
а)глядя б)прочитав
в)отнявши г)улыбаясь

7. Найдите деепричастия несовершенноговида:
а)играя б)увидевши
в)кружась г) просохнув

8.Укажите правильный разбор по составу:
а) нахмурясь , выскочивши
б) нахмурясь , выскочивши
в) нахмурясь , выскочивши

9. Укажите правильный ответ
а) Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.
б) Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.
в) Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.

10. Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:
а) время б) вид г) лицо


11. От какого глагола нельзя образовать дееприсастие:
а) крыть б) лить в) жить г) плыть


12. выберете правильный ответ.
а)Г..лерея а о а
б)К..мбинация о о а
в)Д..ректор и е и
г)Уч..ник е е и
д)П..лисадник а а о

13.В каком предложении допущены ошибки в постановке знаков препинания?
а) Круглые глаза птицы не мигая, смотрели на вечернее солнце
б) Поезд, не останавливаясь, летел в неизвестном направлении.
в) Где сражалась не сдаваясь разведка, стоит теперь мемориальная плита.



14. Деепричастный оборот - это
а) одиночное депричастие
б) депричастие с зависимыми словами
в) деепричастие с глаголом

15. Деепричастия несовершенного вида образованы при помощи суффиксов
а) а (я) б) в в) вши








Ключ к тесту по теме «Деепричастие»

1.б

2.б, г, д

3.а

4.б

5.б

6.б,в

7.а,в

8.б

9.в

10.б

11.б

12.а

13.а,в
14.б
15.а


Шкала оценки:

0 -6 ответов -2

7 - 9 ответов -3

10 - 12 - 4

13 -15 -5

Задание 1:Допишите определения:

а)Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит

слово, называется, …

б)Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образовано слово называется, …

в)Слова, состоящие из двух (реже трёх корней) называются …

Задание 2:Вставьте буквы, назовите способ образования слов:

Вод_провод, бе_следный, с_грать, пр_спокойно, сверх_дейный, диван-кровать, соб..седник, ра..весёлый, бел..снежный, пер..делать,

Задание 3. Выпишите словообразовательную цепочку, в которой слова образованы согласно порядку образования их друг от друга:

А ) след- следовать-последовать- последовательный- непоследовательный-

непоследовательность.

Б)сыпать-рассыпчатый-рассыпать-рассыпчатость

В) морозить - разморозить- мороз

Задание 4.Вставьте еили и, распределите слова в 2 столбика

Пр_неприятный разговор, пр_ободрить товарищей, Василиса Пр_мудрая, старинные пр_дания, пр_кращать разговор, пр..строить террасу, пр..высокий дом, пр..сесть на стул, пр..бытие поезда, имя пр..лагательное.

Задание 5.Вставьте верный суффикс, обозначьте его.(н, нн)

Зако(..)ый,были(..)ая, мозоз(..)ый, чугу(..)ый, стари(..)ый,отечестве(..)ый,ветре(..)ый, деревя(..)ый, тыкве(..)ый

Задание6.Данные сложные существительные пишутся слитно или через дефис?

Летчик(космонавт),(био)графия,(юго)запад,(пол)ананаса, (полу)пустыня,(земле)трясение, (пол)лица , (пол) Америки.

Задание8.Составьте слова по схемам, морфемы выделите.

⌐ ∩ □; ⌐ ∩^ □; ⌐ ⌐ ∩^ □; ∩е∩□

Контрольная работа по словообразованию

В-2

Задание 1.Допишите определения:

а)Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит

слово, называется, …

б)Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образовано слово называется, …

в)Слова, состоящие из двух (реже трёх корней) называются …

Задание 2.Вставьте буквы, назовите способ образования слов:

от_скать, п_дул (ветер), соб_ратель былин, бе_вредный, бе..рукавка, меч-кладенец, опёнок, мяс..молочный комбинат, плотничать, разъ..снить.

Задание 3.Выпишите словообразовательную цепочку , в которой слова образованы согласно порядку образования их друг от друга:

а) человечный- человечность- человек.

б) скорый- ускорить- ускорение.

в)преподнесение- нести-преподнести-поднести.

Задание 4.Вставьте еили и, распределите слова в 2 столбика

пр_скверный характер, пр_удивительная история, пр_мирить друзей, пр_ступить закон, пр_школьный участок,пр..бить гвоздь,пр..жадный товарищ,пр..зирать трусость, пр..открыть дверь, пре..неприятный случай.

Задание 5.Вставьте верный суффикс, обозначьте его.(н, нн)

Государстве(..)ый, баше(..)ый, пчели(..)ый, бензи(..)ый, умере(..)ый, безветре(..)ый, клюкве(..)ый, гуси(..)ый,стекля(..)ый.

Задание6. Данные сложные существительные пишутся слитно или через дефис?

(Полу)проводник,Калинин(град),(пол)тетради,(зав)хоз, (кресло)кровать,(птице)фабрика,(Северо)запад, (пол)лестницы.

Задание7.Составьте слова по схемам, морфемы выделите.

⌐ ∩ □; ⌐ ∩^ □; ⌐ ⌐ ∩^ □; ∩е∩□



1 . Морфема - это…:
А) наименьшая значимая часть слова;
Б) звук; В) Буква; Г) слово;
Д) словосочетание
2.Корень - это…:
А) состав слова
Б) центральный элемент структуры слова
В) основа слова
Г) логическое ударение
Д) система морфем
3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:
А) фонетикой Б) синтаксисом
В) морфологией Г) морфемикой
Д) фразеологией
4. Какие слова называются однокоренными?
А) Слова с одним лексическим значением
Б) слова с переносным значением
В) слова с прямым значением
Г) слова с одинаковым корнем
Д) слова с несколькими лексическими значениями
5. Найдите слово с нулевым окончанием:
А) книга Б) умный В) стул Г) вышла
Д) сильное
6. Основы бывают:
А) непроизводные и производные
Б) прямые и косвенные
В) глухие и звонкие
Г) парные и непарные
Д) сильные и слабые
7. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:
А) суффиксальный
Б) приставочный
В) приставочно-суффиксальный
Г) переход одной части речи в другую
Д) сложение основ
8. Укажите, какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.
А) прилагательное
Б) причастие
В) существительное
Г) наречие
Д) местоимение
9.По какой модели образовано слово подснежник:
А) ? ¬ ? Б) ¬ ? ? В) ? ^ Г) ¬ ? Д) ¬ ? ^ ?
10. Аббревиатурами называются:
А) сложносокращённые слова
Б) иноязычные слова
В) устаревшие слова
Г) новые слова
Д) заимствованные слова

Ответы.

1 А
2 Б
3 Г
4 Г
5 В
6 А
7 Д
8 В
9 Д
10 А













Предмет(ы):

Литература 10 класс

Цель урока:

- помочь учащимся глубже понять роман Достоевского «Преступление и наказание»; - раскрыть отношение писателя к теории Раскольникова; - вырабатывать у учащихся навыки анализа текста, исследовательской работы, рассуждения.

Краткое описание:

Урок- дискуссия по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Тема:Теория Раскольникова - зло или спасение.

Ход урока:

1. Слово учителя

Мы познакомились с романом Достоевского. Основное

место в романе занимает теория Раскольникова.

Постараемся выяснить отношение писателя к ней.

Вопросы и задания учащимся.

- Какова суть теории Раскольникова?

Мир по теории Раскольникова разделен на обыкновенных и

необыкновенных. Обыкновенные живут в послушании,

необыкновенным ради блага общества дозволено

переступить закон, даже разрешена «кровь по совести».

- Какие чувства вызывает эта теория?

Кто-то считает, что, с одной стороны, она несет людям

добро, но с другой стороны, страшна.

- Попробуем раскрыть отношение Достоевского к теории. Обратимся к тексту - в каких условиях рождается эта теория?

Условия невыносимые: каморка Раскольникова похожа на

гроб; сам он всем должен, вынужден бросить учиться,

голодает, боится встретиться со своей хозяйкой.

Нищета, голод, нужда - условия, в каких рождается теория.

- Только ли Раскольников в таком положении?

Нет. Таких как он, очень много. Семья Мармеладовых -

она настолько бедна, что даже Раскольников отдал свои

последние гроши: Петербург Достоевского страшен.

Теория приходит на ум тогда, когда «человеку некуда

больше идти». Человек загнан в тупик - рождается

страшная тория, как выход из создавшегося положения.

- Как относится к письму матери Раскольников?

«Не бывать этому» (О замужестве сестры).

«А что ты сделаешь, чтобы этому не бывать?!»

Вывод: теория Раскольникова появилась в невыносимых

условиях. Она рождается в нечеловеческих условиях. Итак,

писатель показывает, что только в ненормально

устроенном обществе может родиться такая теория.

- Обратимся ко сну Раскольникова.

Сон Раскольникова - подтверждение нашего вывода: мир

очень несправедливо устроен, он разделен на богатых и

бедных, и богатым дозволено все. Маленький человек в

этом мире задавлен, оскорблен и унижен. Ему нужно

помочь - как это сделать?

- Каково состояние Раскольникова до преступления и во время него?

Родион Раскольников страшно беден, худ, он раздражен,

не хочет ни с кем общаться, порывает с родными и

друзьями. Он заболевает и физически, и морально.

Временами теряет даже сознание.

Преступление дается Раскольникову с трудом: все

человеческое противится совершению убийству. Писателю

удается вызвать отвращение к убийству. Убивать - это

гадко, это мерзко, страшно, «пакостно». Тем более -

писатель уверен, каким бы прекрасным ни был человек,

нет гарантии, что совершив одно преступление, он не

совершит другого. (Случай с Лизаветой. Раскольников

убил ту, которой должен был помочь).

Учащиеся составляют таблицу.

Состояние Родиона Раскольникова до преступления и после него.

Состояние

Критерии

До преступления

После преступления

1. Физическое состояние

2. Душевное состояние

3. Отношение к родным

4. Отношение к людям

5. Отношение к старухе-процентщице

6. Отношение к награбленному

7. Смысл преступления

- Каков итог совершения преступления?

Мы видим: то, во имя которого Родион Раскольников шел

на преступление, - забыто, оно не нужно, от него

Раскольников освобождается, спрятав его подальше от

себя. Награбленное не было использовано, более того оно

было выброшено и забыто. Во имя чего тогда было

совершено преступление? Оно потеряло смысл. Нужно ли

оно было?

Вывод: постепенно, шаг за шагом, Достоевский развенчивает

теорию Раскольникова. Она страшна. Она в корне неверна.

Теория Раскольникова приносит всем только зло.

- А что противопоставлено теории- страшной идее зла?

Вечная Сонечка Мармеладова. Соня умеет сострадать

ближнему по-евангельски. Она проповедует любовь.

«Это человек - то вошь».

Соня любит всех: и Катерину Ивановну, которая пустила

ее по желтому билету, и отца - пьяницу, и всех - всех.

С таким позором, как у Сони, нельзя жить, лучше умереть,

считает Раскольников. Соня тоже сознает себя великой

грешницей, но для писателя Соня от бога: «Ничего не

сказала, только молча на меня посмотрела. Так не на

земле, а там …о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не

укоряют».

- В чем истоки ее великой любви и жалости?

В вере, в ее глубокой вере. Раскольников решил: бог

Соне помогает. Соня указывает единственно верный путь

к возвращению к нормальной жизни

В эпилоге: Соня и Раскольников вместе. Под подушкой у Раскольникова евангелие - вечная книга, которая учит: не убий, возлюби ближнего

Соня помогает Раскольникову возродиться.

Вывод: теория Раскольникова - страшная теория, которая разрешает кровь по совести. Писатель уверен, с помощью насилия не спасти мир. Мир спасет доброта и любовь.

- Почему Достоевский читается сегодня, переводится на другие языки?

Потому что утверждает в своем романе: любовь - основа

жизни.

Потому что решает вечные проблемы - как жить? что

делать? У него один ответ - не убивать, а любить и делать

добро.

Любовь и доброта спасут мир.

















Возможно ли возрождение человека, совершившего преступление?

Ход урока

I. Раздаются листки с распечаткой выдержек из письма Достоевского Каткову. Замысел Достоевского можно представить в следующем виде (закавыченные слова и фразы из письма):

1) мотивы преступления "студента", убившего процентщицу, - высокие, как они ему самому представляются; "гуманный долг перед человечеством";

2) время действия "до окончательной катастрофы" (явка с повинною) - почти месяц;

3) добровольное признание и раскаяние студента суть одно и то же (совпадают во времени);

4) преступник легче лёгкого отказывается от своих прежних идей. "Закон правды и человеческая природа взяли своё, убили убеждения, даже без сопротивления";

5) искупление мыслится, как сознательный и даже решительный выбор: "Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить своё дело"...

- Сравните первоначальный замысел с тем, что получилось в результате. Обращаем внимание на то, что в мотивы (окончательный вариант) резко введена наполеономания, усилен самообман. Признание, раскаянье, искупление чётко разделены: признание - девятый день, раскаянье - полтора года, искупление - за пределами романа (открытый финал). Время действия - два года. С невероятным упорством отстаивает преступник свои убеждения; он, хоть и раскаялся, вряд ли представляет все трудности будущего искупления.

- В чём причина различия замысла и его воплощения?

Обращаем внимание на то, что усложняются условия возрождения человека, подчёркиваются трудности избавления от самообмана.

- На какие вопросы необходимо ответить автору и читателю, чтобы определить условия возрождения человека, совершившего преступление?

В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на важнейшие составляющие проблемы (см. тему дискуссии): разоблачение самообмана важнее, чем наказание, возрождение человека невозможно без мук совести, искупить вину помогают вера и любовь и так далее.

II. Запись проблемных вопросов, составляющих основной стержень проблемы, и выбор тех из ранее полученных знаний, какие возможно применить в дискуссии.

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу о необходимости использовать знания о библейских мотивах в произведениях Достоевского, психологических проблемах романа, характеристиках героев, художественных особенностях романа и другие.

III. Распределение ролей в группах-командах, выбор аспекта проблемы.

Работа по памятке (выдаётся заранее)

1. Выберите себе тот аспект проблемы, который хотели бы представить многосторонне.

2. Тщательно подберите факты (текст, художественное воплощение идей и тому подобное), работающие на вашу концепцию.

3. Осознайте слабое место своих доказательств и приготовьтесь к вопросам оппонентов.

4. Приготовьте вопросы по другим аспектам проблемы.

5. Приготовьтесь к выступлению перед товарищами, помня о недопустимости агрессивного тона аргументов, перехода на личности, демагогии, отступлений от темы.

Обсуждение в группах выбранного аспекта общей проблемы

IV. Выполнение коллективной задачи.

Ведущие дискуссию должны помнить о необходимости выслушать всех, не нарушая главного условия: нельзя отступать от темы, необходимо помнить о времени и подводить промежуточные итоги дискуссии.

Во время дискуссии обращаем внимание на следующие моменты: мысль Достоевского о всеобщности самообмана, который может привести к самоубийству мира, о преступлении вместо подвига, о причинах соединения двух христианских мотивов - воскресения и апокалипсиса; о проблеме совести как внутреннего Божьего суда. Обращаем внимание на средства разоблачения самообмана с помощью самоанализа, анализа поступков и мыслей других героев; внесюжетные элементы, сны, письма и другие; роль эпилога.

В конечном итоге необходимо выйти на следующую концепцию или её вариант: путь от преступления к возрождению возможен при обязательном избавлении от самообмана, при раскаянии, искуплении, а всё это - при условии наличия совести, веры, любви.

V. Подведение итогов дискуссии.

После согласия большинства участников дискуссии с главными выводами предыдущего этапа обращаемся к критикам как к арбитрам. (Раздаются листочки с текстом высказывания критиков; см.: Приложение.)

- Чьё высказывание близко вашей позиции?

- Чьи слова - повод для новой дискуссии?

VI. Рефлексия.

Обсуждение: что удалось в дискуссии, а что нет; самооценка и связанная с ней самокоррекция. Выставление оценки на листочке рефлексии.

Домашнее задание. Каково звучание обсуждаемых проблем в романах Ф. М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы»?











Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в таблицах

"Преступление и наказание"

1. История создания романа

2. Сюжет, композиция, жанр

3. Символика цвета, имен и чисел в романе

4. Теория Раскольникова

5. Причины преступления

6. Хроника преступления

7. Петербург в романе

8. Интерьер в романе

9. Двойники Раскольникова

10. Две правды в романе

1. История создания романа

• Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя».

• Замысел романа вынашивался автором более 6 лет.

• В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание».

• Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. ...

В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

2. Сюжет, композиция, жанр

Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на две неравные части, которые и составляют основу сюжета.



Особенности композиции романа также связаны с его содержанием

Преступление

Наказание

Занимает 1 часть повествования

Описывается в 5 частях

Рассказывается о замысле и совершении преступления

Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию

Жанр романа

роман

? социально-бытовой

? детективный

? любовный

? психологический

? философский

? религиозный

3. Символика цвета, имен и чисел в романе

Основной цвет романа - желтый:

Герои

Встречается желтый цвет

Раскольников

Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам».

Соня

Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями».

Порфирий Петрович

Мебель из «желтого отполированного дерева».

Свидригайлов

Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой.

Старуха-процентщица

Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из желтого дерева.

Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.

У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:

Имя

Его значение в романе

Раскольников

«Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам.

София

Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.

Лебезятников

Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина.

Авдотья Романовна (сестра Раскольникова)

Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя.

Разумихин

Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным».

Лизавета Ивановна

«Елисавета» - почитающая Бога.

Число «три» в романе

Герой

Как связан с числом «3»

Марфа Петровна

Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.

Соня

Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.

Соня

Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых».

Марфа Петровна

Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников.

Свидригайлов

Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.

Раскольников

Трижды позвонил в колокольчик старухи.

Раскольников

Трижды встречается с Порфирием Петровичем.

Дуня

Стреляет в Свидригайлова в трех шагах.

Разумихин

Три часа дожидается, пока проснется Раскольников.

Свидригайлов

Вручает Соне три билета.

Марфа Петровна

«Три раза приходила» к Свидригайлову.

Раскольников

Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.

Соня

В ее комнате три больших окна.

Число «семь» в романе

? Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением.

Деталь, эпизод романа

Как связано с числом «7»?

Сам роман

Состоит из 6 частей и эпилога.

1-я и 2-я части романа

Состоят из 7 глав.

7 часов вечера

Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы.

7 лет каторги

Такой срок определен в качестве наказания герою романа.

7 лет

Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной.

7 детей

У портного Капернаумова.

Раскольников в 7 лет

Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком.

730 шагов

До дома старухи-процентщицы.

4. Теория Раскольникова

В романе автор представляет теорию Раскольникова

о «делении людей на два разряда»

Обыкновенные люди

Необыкновенные люди

«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».

«Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Живут в послушании.

Переступают закон во имя лучшего.

Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям».

Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи.

Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.

Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.

Основная формула теории Раскольникова

За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.

Одна смерть и сто жизней взамен.

«Да ведь тут арифметика!»

Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?

5. Причины преступления

Социальные

Нравственные

Крайняя степень нищеты героя.

Желание проверить теорию.

Болезненное и раздраженное состояние героя.

Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников).

Всеобщая несправедливость жизни.

Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.

Знакомство с Мармеладовым и рассказ Мармеладова о своей семье.

Письмо матери с сообщением о предполагаемом замужестве сестры Дуни.

Встреча на бульваре с обманутой девушкой.

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:

1

...ну да, чтоб ограбить...

2

...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был!

3

Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил...

4

Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...

5

И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав...

6

И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...

6. Хроника преступления

Было задумано

Произошло на самом деле

Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома.

Чуть не пропустил назначенный срок.

Поменять шляпу на картуз.

Забыл, пошел в шляпе.

Взять топор в кухне.

В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника.

Должен был быть осторожным и предусмотрительным.

Забывает проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи-процентщицы.

Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету.

Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую.

На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям.

Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием.

7. Петербург в романе

• Город - не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа.

1. Двойственность Петербурга

Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади

Величественная, прохладная Нева.

2. Совпадение состояния героев и города

Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников).

Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев.

3. Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных - это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.

8. Интерьеры в романе

Герой

Где он живет

Раскольников

Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...» (часть 1, гл. 3).

Соня

«Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь... другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели...» (часть 4, гл. 4).

Мармеладовы

Проходной угол: «Беднейшая комната шагов в десять в длину... Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол... на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (часть 1, гл. 2).

9. Двойники Раскольникова

Петр Петрович Лужин

Аркадий Иванович Свидригайлов

Теория

«Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...»

«Человеку все позволено»

Поступки

Желание жениться на Дуне, чтобы властвовать над ней и держать ее в постоянной зависимости от себя.

Пытается опорочить Соню, для чего подсовывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками.

Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравлению его жены; подслушал признание Раскольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова.

Но: дает деньги на содержание сирот Катерины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу.

Заканчивает жизнь самоубийством.

Что объединяет героев и отличает их от Раскольникова

Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчеловечный, циничный характер.

10. Две правды в романе

Соня

Раскольников

преступники

Преступает нравственный закон.

Преступает уголовный закон.

Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя.

Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин.

Страдания достигают предела. Идет на позор, унижения.

Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества.

Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество.

Мания превосходства и вседозволенности.

Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами.

Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.

Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Теги: Достоевский | Распечатать

06.28.2012 / 20:08 - Произведения литературы в таблицах

Прочтите и другие полезные материалы:

  • Тест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

  • Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в ...

  • Кто не заслуживает снисхождения автора в романе «Преступление и наказание»?

  • Является ли эпилог романа окончательным итогом духовно-нравственных исканий ...

  • Анализ романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"



© 2010-2022