• Преподавателю
  • Музыка
  • Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С. М. Майкапара «Бирюльки» соч. 28

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С. М. Майкапара «Бирюльки» соч. 28

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Московская область

Муниципальная детская музыкальная хоровая школа «Алые паруса»



Методическая работа

Исполнительский и методический анализ

фортепианного цикла С.М. Майкапара

«Бирюльки» соч.28



Методический реферат для преподавателей ДМШ, ДШИ, ДХШ.

Автор реферата - преподаватель ДМХШ «Алые паруса»

Щёлокова И.С.


г.Красногорск 2013г.


Самуил Майкапар - видный деятель русской музыкальной культуры, ярко проявивший себя как великолепный пианист, талантливый педагог, вдумчивый теоретик-мыслитель, и наконец, как композитор - непревзойдённый мастер детской фортепианной миниатюры.

Он был одним из первых композиторов-педагогов, кто посвятил своё творчество созданию специальной методической художественной музыкальной литературы для детей. При жизни должного признания у своих современников композитор не получил, и лишь спустя десятилетия его творчество было оценено по достоинству. Произведения Майкапара не имели шумных премьер и не исполнялись на концертных площадках мирового уровня, зато нет ни одного юного пианиста, который не начинал бы с них свой путь в большую музыку. Без пьес Майкапара не обходится ни одна хрестоматия для начинающих обучение игре на фортепиано. Его популярные циклы давно и прочно вошли в педагогический репертуар наряду с такими сборниками, как "Нотная тетрадь Анны-Магдалины Бах"

И-С.Баха, "Детский альбом" П.Чайковского, "Альбом для юношества" Р.Шумана.

Мысли о необходимости создания специальных произведений для детского исполнения возникли у Майкапара тогда, когда в 1901 году он переезжает из Москвы в Тверь, где у него появляется возможность открыть собственную детскую музыкальную школу. Так, занятия с маленькими учениками и сподвигли композитора к созданию пьес, построенных на принципе художественности и доступности музыкального материала. Таковыми явились "Маленькие новеллеты" ор. 6 и ор. 8, сразу же ставшие весьма популярными. С этого момента и до конца своей жизни Майкапар создавал музыку для детей и значительно обогатил детский фортепианный репертуар.

Пожалуй, самый популярный детский фортепианный цикл "Бирюльки" ярче всего воплотил наиболее характерные черты авторского стиля. По своей форме "Бирюльки" - это сюита, состоящая из 26 разнохарактерных пьес различного содержания, объединённых художественными и методическими целями. Для удобства они поделены на 6 тетрадей по 4 пьесы в каждой(в последней тетради 6 пьес). Все пьесы рассчитаны на разный уровень подготовки начинающего пианиста и написаны по принципу, уже использованному многими композиторами(И.С.Бахом в "Хорошо темперированном клавире", Ф.Шопеном в "Прелюдиях" и "Этюдах", Д.Шостаковичем в "Прелюдиях и фугах" и др.) который даёт возможность исполнителю познакомиться со всеми существующими тональностями, с диезными и бемольными знаками.

Все пьесы цикла либо програмны, либо четко жанрово определены. Их названия подсказывают ребёнку содержание миниатюры, помогая развернуться его творческой фантазии. В каждой пьесе раскрывается один определённый музыкальный образ. Темы обычно непротяжённые, но очень яркие и мелодичные. Простыми и лаконичными средствами Майкапару удаётся достичь почти зрительного эффекта, глубокой образной выразительности.

В "Бирюльках" мы не найдём сложных тематических разработок, в них преобладает экспозиционный тип изложения, их достоинство в самом тематическом материале, а не в его развитии. Разнообразие в повторении тем достигается путём изменения гармонического фона, смены регистра или фактуры.

Гармоническое содержание пьес предельно просто, но даже в этой простоте Майкапар добивается удивительной свежести звучания и проявляет неистощимую фантазию. Достаточно посмотреть все заключительные кадансы - при одинаковой для всех гармонической функции (D-T) как по-разному они решены.

Излюбленный приём Майкапара, вовсе не характерный для детской музыки у других композиторов,- это использование полифонии, которую он считал необходимым условием для развития подлинного пианизма. Полифоническое изложение использовано во многих пьесах ( "Песня моряков", "Весною" и др.), но ярче всего проявилось в его фугеттах, в которых можно встретить и тему в увеличении, и в обращении - всё как в настоящих фугах, только в миниатюре.

Когда я начинаю работу над пьесой Майкапара из цикла "Бирюльки", то обязательно рассказываю детям, что означает само слово - "бирюльки". Вслушайтесь в само звучание этого слова. Какое оно ласковое, музыкальное. Сейчас мало кто помнит, что когда-то, давным-давно, это была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички - бирюльки. Чаще всего это были искусно вытаченные из дерева крошечные чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было доставать маленьким крючочком, одну за другой, не пошевелив остальные.

Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры.

Перед началом разбора новой пьесы я считаю необходимым исполнить маленькое произведение целиком, чтобы познакомить ученика с характером, с формой. Стараюсь нарисовать словесную изобразительную картинку. Словом, использую все средства, чтобы ученику сразу было понятно, о чём эта музыка. Опыт показывает, что в результате дети быстрее и с интересом учат данные пьесы.

Что же можно найти среди музыкальных бирюлек композитора?

Прежде всего, это детские музыкальные портреты.

Пьеса "Пастушок"

Вот маленький пастушок. Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё маленькую свирель. Светлый, радостный наигрыш зазвенел над лугами.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

В работе над этой пьесой следует добиваться ясного и чёткого звучания шестнадцатых, которые имитируют посвист свирели. Так же следует обратить внимание ученика на изменения настроения в средней части пьесы, подчеркнуть тревожный, сумрачный характер мелодии в низком регистре. Определённую трудность для ученика составляют терции, которые необходимо сыграть связно и на диминуэндо.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Пьеса исполняется в достаточно подвижном темпе, легко, беззаботно.

" Маленький командир"

А вот перед нами "Маленький командир". Он очень воинственный, мужественный и отважный. Громким голосом он энергично отдаёт чёткие и уверенные приказы, акцентируя каждое своё слово. Мы не знаем, кому они предназначаются - оловянным солдатикам, мягким игрушкам или таким же друзьям-ребятишкам, как и он сам. Но музыка нас убеждает, что любой приказ такого командира будет беспрекословно выполнен, потому что сам он полон твёрдости и решимости.

В этой пьесе очень важны акценты. Но надо остерегаться статичности, не барабанить каждую четвертную ноту, а чувствовать движение к концу фразы.

Самое сложное место в пьесе (по моим наблюдениям - для всех учеников) -

это такты с 31 по 36.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Гаммаобразное движение вниз необходимо сыграть ровно, решительно и на крещендо.

"Сиротка"

Ещё один музыкальный портрет - пьеса "Сиротка". Характер пьесы - печальный, жалобный, словно поёт песню одинокий сиротливый голос. В начале пьесы фразы более протяжённые - как будто нам повествуют, рассказывают о чём-то. К концу пьесы появляются короткие интонации, состоящие из двух нот - имитирующие жалобу или просьбу.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

В этой пьесе необходимо добиваться ровности в левой руке, причём играть её надо значительно тише правой. Правую же руку следует поупражняться играть глубоким, певучим, выразительным звуком.

"Мотылёк"

А вот, как интересно композитор в маленькой миниатюре изобразил мотылька. Мотылёк гораздо меньше бабочки, у него нет таких больших и красивых крыльев, поэтому он менее грациозен и изящен. Зато его полёт более стремительный и лёгкий. И это очень точно передаёт музыка, слушая которую мы как будто видим перелетающего с цветка на цветок маленького мотылька.

Это пьеса изящная, лёгкая, нежная, ярко изобразительного характера. Необходимо обратить внимание на правильный выбор темпа исполнения.

Он должен быть оживлённым, но не слишком быстрым. Преувеличенный темп приводит к сумбурности звучания, суетливости, снижает яркость восприятия. Пьеса исполняется очень легко, прозрачно. Вместе с тем важно найти различную окраску звучания, не играть однообразно.

Несмотря на обилие артикуляционных штрихов( легато, нон легато, стаккато), фразы необходимо объединять по четыре такта. Это придаёт исполнению оживлённость, движение. Окончания лиг играются мягко. Стаккато должно быть отрывистым, но лёгким.

В средней части (9-16-й такты) появляется некоторая встревоженность, трепетность.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Динамика становится более выпуклой. Постепенно звучность затихает, средняя часть заканчивается ферматой(мотылек, постепенно опускаясь, присел и затих). В репризе начальный мотив исполняется с замедлением, осторожно, удивлённо, а заключительный - в темпе(мотылёк вспорхнул и улетел). Пьеса исполняется без педали (или почти без неё).

Вот какие совершенно разные, не похожие друг на друга портреты- образы представил нам композитор Майкапар. И о каждом нам рассказала замечательная музыка.

В пьесе "Тревожная минута" композитор очень точно передаёт настроение: беспокойство, грусть, тревогу. Трепетный, взволнованный характер музыки создаётся прерывистой мелодией и вторящим ей беспокойным пульсирующим аккомпанементом.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Здесь важно в исполнении добиться двух планов звучания - ясной мелодии и мягкого аккомпанемента. Необходимо объединить короткие лиги в мелодии длинной фразировочной линией по четыре такта.

Есть в цикле "Бирюльки" пьесы, объединённые другой тематикой - музыкальные пейзажи.

Пьеса "Осенью". В этой музыке запечатлена грустная картина поздней осени, когда деревья уже сбросили свой роскошный увядающий золотой убор и перелётные птицы давно покинули родные края. Вся природа умолкла, замерла в ожидании зимы. Приглушённые медленные аккорды очень точно передают ощущение скованности, оцепенения.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Только тихий моросящий дождик привносит какое-то еле заметное движение.

Печальный, заунывный характер пьесы создаётся спокойным темпом, певучей мелодией, мерным ритмом. Важно услышать движение мелодии к вершинам и линию басов, что поможет объединить фразы, избежать статичности исполнения. Темп не должен быть медленным. Счёт на две доли, а не на четыре (Alla breve) помогает играть с ощущением движения. Необходимо слышать гармоническую красочность. Во второй половине пьесы звуки мелодии в басу изображают дождик, звучат тревожно, сумрачно.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Мелодию в правой руке важно объединить фразировкой. Педаль в начале пьесы запаздывающая, во второй части почти отсутствует.

"На катке"

Но вот наступила зима. Она принесла с собой весёлые зимние забавы, о которых и рассказывает пьеса "На катке". Снова перед нами почти живая картинка из жизни детворы. Короткие повторяющиеся фразы, словно шаги разбега, за которыми следует долгое скольжение по льду.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Так обычно двигаются начинающие конькобежцы. Музыка нам опять подсказывает, что перед нами не взрослый фигурист, а ребёнок. В техническом плане эта пьеса достаточно сложна. Помимо быстрого темпа (Allegro molto e con brio) пьеса исполняется практически на чёрных клавишах, поэтому требуется особенная точность. Следует поупражняться играть первую ноту из трёх шестнадцатых (на которую приходится первый палец) тише, не "садиться" в неё. Возможно, эту пьесу следует поучить: полнозвучным non legato, медленно, активными пальцами; легким подвижным staccato - как бы «посыпая» близко к клавиатуре, чтобы добиться рассыпчатого, чёткого и при этом лёгкого звука.

Одной из важных задач в этой пьесе является достижение темпового единства.

"Весною"

Пьеса -миниатюра "Весною". В ней можно услышать голоса пробуждающейся после зимней спячки природы: звон ручейков(1-4-й такты), оживлённые птичьи трели(5-21-й такты).

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Музыка светлая, нежная, прозрачная, совсем как свежий весенний воздух.

Фактура пьесы не сложная. Здесь следует поработать над образом, над динамическими оттенками. Обратить внимание, что мелодия звучит то в правой, то в левой руке. В последних тактах точно исполнить фразировку, задуманную автором.

В "Бирюльках" Майкапара нет пьесы, которая бы называлась "Летом", но это время года легко узнаётся в некоторых его миниатюрах.

Вот, например, "В садике".

Эта пьеса открывает цикл "Бирюльки".

Слушая её, живо представляешь тёплый летний день и детскую площадку в тенистом саду. Музыка передаёт весёлый характер детских игр.

Фактурное изложение пьесы простое, но тем не менее здесь следует поработать над двойными нотами. Надо добиваться ясного звучания верхнего голоса, больше опираться на него. Ведь именно в верхнем голосе прослеживается мелодия. Но иногда мелодия проходит в двойных нотах и в нижнем голосе(25-30-й такты)

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Можно поиграть мелодию в левой руке с верхним голосом в правой и познакомиться с интервалом - децима. Фразировать следует по 4 такта. Обратить внимание ученика на штрихи - легкое staccato сменяется мягким marcato. Пьеса исполняется в максимально подвижном темпе.

Очень интересна, на мой взгляд, пьеса Майкапара "Эхо в горах". Пьеса полезна своей изобразительностью, окраской звука. Каждой громкой фразе вторит эхо.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Оно тихо отзывается и словно передразнивает громкую музыку её отголосками. каждый звуку отражается, как в зеркале, но бледно, неясно, таинственно. Здесь можно предложить ученику воспользоваться левой педалью.

Мой опыт показывает, что ученики с удовольствием играют эту пьесу, находя различные краски.

Ещё один музыкальный пейзаж - это пьеса " Облака плывут".

Пьеса носит суровый, мрачный, загадочный характер. Мелодия звучит низко, таинственно. Похоже, что приближаются тяжёлые предгрозовые облака. Они медленно ползут по небу, надвигаясь друг на друга. Пьеса исполняется molto legatissimo - и это требует большого слухового внимания.

Но вот , в середине пьесы музыка вдруг зазвучала ласково, в высоком регистре, светло, прозрачно, как будто в этой мрачной лавине облаков наметился просвет. Но очень скоро просвет этот стал затягиваться, закрываться хмурыми облаками. Музыка опять зазвучала тихо, мрачно. Постепенно всё затихло, как перед грозой...

В тактах 7 - 11 появляется элемент двухголосия, которое обязательно следует проучить отдельно.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Все мы любим сказки - весёлые, добрые, с чудесами и приключениями.

Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками.

Вот и композитор Майкапар включил в свой цикл "Бирюльки" ряд пьес, носящий сказочный характер.

Ну во-первых, это волшебная "Музыкальная шкатулка". приоткрыв которую можно погрузиться в мир сказок. Короткая пьеса -миниатюра очень точно передаёт игру крошечных колокольчиков. Пьеса написана в очень высоком регистре, что и является основной трудностью.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Ошибкой учеников является то, что они выделяют вторую долю, на которую приходится аккорд в левой руке. Надо учиться опираться на первую долю, как в вальсе, чтобы левая рука не мешала мелодии.

Пьеса "Мимолётное видение"- лёгкая, воздушная, изящная. Одинаковые интонации похожи на кружение или взмахи лёгких крылышек. Может быть композитор хотел рассказать нам о красивом мотыльке или сказочном эльфе? В середине мелодия перемещается из верхнего регистра в нижний, становится более таинственной, тревожной, звучит с остановками, вопросительно(17-24-й такты).

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Вдруг движение прекратилось, звучит таинственная пауза - видение исчезло, потерялось( такты 25-30).

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Но вот опять знакомая порхающая интонация начала мерцать. Мелодия поднялась высоко и исчезла совсем.

Надо постараться удержать единый темп чётко "проговаривать" повторяющуюся ритмическую фигуру.

Очень интересна и полезна в плане развития координации пьеса "Семимильные сапоги". Музыка размашистая, широкая, тяжёлая, состоит из огромных скачков-прыжков, в ней много акцентов. Одни звуки отрывистые, другие плавные, как будто скороход шагает по-разному, то переступает, то летит. В ней чувствуется настроение тревоги. Пьеса имеет большой диапазон. Следует развивать навык точного попадания в нужную клавишу. Также пьеса хороша для освоения педали. Прямая педаль на сильную долю и снятие на слабую.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

У следующего музыкального произведения нет такого конкретного звукового образа, как в предыдущих пьесах. Майкапар дал ему название "Сказочка".

Если проследить как меняется окраска музыки, её настроения, то становится понятным, о чём повествуется в сказке.

Музыка этой пьесы носит спокойный, повествовательный характер. Словно кто-то тихо рассказывает сказку и под эту спокойную речь, начинаешь дремать и постепенно засыпаешь.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Кто из нас не любит танцы? В старину без танцев не обходился ни один бал.

Композитор Майкапар тоже включил в свой сборник "Бирюльки" некоторые танцы. Только его танцы, я думаю, больше подходят для кукольного бала. Они словно специально для этого написаны. В чём же их особенность? Их музыка сохраняет все те свойства, которые есть в настоящих "взрослых" бальных танцах, но только всё это как будто в миниатюре.

Вот, например, "Полька".

Музыка "Польки" Майкапара оживлённая, лёгкая. Поскольку она звучит в очень высоком регистре, то производит ощущение "кукольности".

Музыка носит весёлый, озорной, задорный характер. А повторяющиеся высокие отрывистые звуки (форшлаги) похожи на шутливое взвизгивание скрипок в оркестре:

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

В отличие от польки Вальс более плавный и лирический танец. Слово "вальс" означает "вращательный и, действительно , в танце преобладают кружащиеся изящные движения. Поэтому музыкальные фразы у него более

округленные, плавные, мягкие. следует добиваться, чтобы начало мотивов (мелодия из-за такта)звучало тихо, а так же необходимо научиться вести более длинные фразы; слышать крещендо в длинных нотах. Надо передать эту полётную мелодию, которая всё время как бы стремится вверх:

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

В начале и в конце вальс звучит весело, празднично. В середине пьесы меняется настроение музыки. Она звучит плавно и нежно.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

В конце средней части музыка звучит неуверенно, вопросительно, нежно.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Здесь, конечно, следует поработать над выразительностью в правой руке. Но и не забывать о левой, т.к ноты в басу тоже необходимо прослушать. Не всегда стоит придерживаться написанной педали или поучиться брать запаздывающую педаль.

Следующий танец, менуэт, гораздо старше польки и вальса. Ему по меньшей мере 300 лет. Его танцевали на балах кавалеры и дамы в напудренных париках и в нарядных одеждах. Сам танец исполнялся мелкими неторопливыми шажками и больше был похож на какую-то церемонию раскланивания друг перед другом. Фактура пьесы не сложная. надо с

должным вниманием отнестись к фразировке и штрихам. В 25-28-ом тактах мелодию исполняет левая рука, соответственно правую следует играть тихо и легко:

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Менуэт Майкапара звучит в сдержанном темпе, предполагающее размеренное движение с маленькими остановками между музыкальными фразами, как будто танцующие куклы застывают на мгновенье в красивых позах.

Сродни менуэту его современник Гавот- такой же изысканный и церемонный придворный танец. Гавот у Майкапара как и другие танцы цикла "Бирюльки", производит полное впечатление "игрушечной " музыки.

В этом гавоте слышны то плавные, то отрывистые интонации, которые похожи на церемонные поклоны и приседания. Потом ненадолго появляется отчётливая, решительная мелодия в низком регистре.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Я бы рекомендовала левую руку здесь играть штрихом portamento. Мелодия здесь должна звучать чётко, торжественно, бодро. Потом мелодию подхватили высокозвучащие инструменты, она стала праздничной, блестящей.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Вторая, средняя часть гавота называется "Мюзет". Мюзет - название пастушьей волынки или танца под аккомпанемент волынки. Эта часть гавота похожа на сельский танец. В аккомпанементе слышны монотонные звуки волынки, а светлая приветливая, беззаботная мелодия похожа на игру народных свирелей, дудочек.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Третья часть гавота С.Майкапарв совсем короткая. Она возвращает нас к первой мелодии - печальной, нежной, лёгкой.

Помимо танцевальной музыки в "Бирюльках" Майкапара есть пьесы песенного характера. Это "Романс" и "Песня моряков"

В "Романсе" Майкапара выражены разные настроения: светлая грусть, и волнение.

Начинается романс со вступления - светлого, оживлённого.

Сама песенная мелодия романса задумчивая, мечтательная, грустная. Она звучит медленнее, чем вступление, и заканчивается в каждой фразе направленными вверх вопросительными интонациями.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Здесь следует обратить внимание на аккомпанемент, который напоминает звучание гитары. Его необходимо играть ровно, одинаково и тихо. В середине пьесы мелодия звучит с волнением, беспокойством.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Появляется проигрыш -аккорды, которые звучали в начале романса, во вступлении. Но теперь они окрашены грустью. В каждом аккорде надо добиваться ясного звучания верхней ноты.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Начальная мелодия романса становится властной, решительной, но постепенно она смягчается.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

В заключении снова возвращается светлое настроение и наступает успокоение, слышатся лёгкие просветлённые вздохи.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Следующая пьеса песенного характера - "Песня моряков" благодаря чёткому заострённому ритму похожа на марш, волевой, энергичный.

Эта пьеса написана в форме канона. Одну и ту же мелодию поют два голоса, но не одновременно. Второй голос вторит первому. Первый голос звучит в более высоком регистре, второй - ниже. Он, как в зеркале, повторяет все интонации первого голоса.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Пожалуй, наибольшая трудность заключается в том, чтобы от начала и до конца пьесы выдержать чёткий пунктирный ритм, точно распределить акценты.

Завершает цикл "Бирюльки" пьеса-баллада "Всадник в лесу".

На мой взгляд, это очень интересная с художественной точки зрения пьеса.

Несмотря на то, что пьеса написана в тональности ми бемоль минор - она удобна в исполнении.

Решительный, порывистый характер пьесы создаётся стремительным темпом, яркой динамикой, чёткой артикуляцией.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

В пьесе большое разнообразие штрихов, которые необходимо точно исполнять.

В середине музыка меняется, становится тяжёлой, словно всадник заблудился и пробирается сквозь дремучий лес:

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

А в последней фразе музыка стремительно и с ускорением движется вверх - всадник умчался и исчез.

Исполнительский и методический анализ фортепианного цикла С.М. Майкапара «Бирюльки» соч.28

Благодаря художественным достоинствам, пониманию детской психологии и учету особенностей детского игрового аппарата пьесы Майкапара прочно вошли в репертуар маленьких пианистов. Детям нравятся эти ярко образные и вместе с тем простые по фактуре произведения.

В завершение хочется сказать, в настоящее время имена крупнейших советских композиторов украшают детский музыкально - педагогический репертуар. На нем воспитываются и получают игровые навыки многие тысячи ребят. Наряду с сочинениями других композиторов продолжают исполняться и пьесы Майкапара, получившие в педагогической практике значение своеобразной детской музыкальной "классики".
Мастерство и дарование Майкапара - пианиста и композитора - были отмечены А. Рубинштейном, Э. Григом, И. Энгелем. Вклад Майкапара в создание музыки для детей и юношества очень значителен; им написано свыше 200 пьес, большинство которых поныне входит в учебный репертуар начинающих пианистов.

ЛИТЕРАТУРА:

Программа «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой

С.М. Майкапар «Музыкальное исполнительство и педагогика» Челябинск МРI 2006г.













© 2010-2022