Война и песня Посвещается 70 лет Победы!

    Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш  и их разновидности.      Своеобразие музыкального произведения (песни) в выражении чувств человека и окружаю­щего его мира. Песни войны, о войне, о победе. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные  музыканты-исполнители.   Слайд 2-3.  Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен.…...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Тема: «Война и песня»

























Выполнила учитель музыки

Высшей квалификационной категории

МОУ СОШ №22 х. Зайцев.

Федорова Л.А.



Ставрополь 2015 г.

.



«Война и песня»



Война и песня Посвещается 70 лет Победы!












Х Зайцево

2015г.


Тема занятий . Война и песня.

Цель занятия. Привести учащихся к выводу, что музыка - это источник вдохновения во время войны, надежды на победу и радости жизни.

Задачи:

  1. Обобщение музыкальных впечатлений детей от прозвучавшей на музыкальном занятии

  2. Почувствовать особенности музыки военных лет.

  3. Развивать жанровый слух, интонационный и ритмический ансамбль.

Тип занятия. Сообщение и усвоение новых знаний.

Методическое обеспечение: ИКТ, учебник, тетрадь, свирели.

Виды контроля. Пластическое интонирование. Музыкально-ритмические движения. Наблюдение.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

  • Реализация в творческих заданиях.

  • Высказывание своего личностного мнения, чувства, самооценки.

  • Знаково-символическое моделирование (полуосознанная нотная грамота во время игры на свирели, куплетная форма).

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся (роль оркестра).

  • Действие смыслообразования.

  • Нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении песен «Катюша», «День Победы».

  • Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений (лады минор и мажор).

  • Разрешение конфликтов, (при выборе инструментов) постановка вопросов.

  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные:

  • Организация учащимися своей учебной деятельности.

  • Целеполагание.

  • Волевая саморегуляция.

  • Коррекция.

  • Оценка качества и уровня усвоения.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

Своеобразие музыкального произведения (песни) в выражении чувств человека и окружаю­щего его мира. Песни войны, о войне, о победе. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные музыканты-исполнители.

Слайд 2-3.

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен.… И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою…

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

Слайд 4-8.

Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня - это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Слайд 9.

«СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Война и песня Посвещается 70 лет Победы!Война и песня Посвещается 70 лет Победы!

Музыка А. Александрова Слова В. И. Лебедева-Кумача

Слайд 10-13.

С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.

Война и песня Посвещается 70 лет Победы!Война и песня Посвещается 70 лет Победы!

В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном, объединившим все силы "страны огромной" на борьбу с "отребьем человечества" - гитлеровским фашизмом. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу.

Да и сейчас, полвека спустя, «Священная война» известна всем и является символом нашей победы.

Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

Слайд 14.

Знали люди, что война - это пропасть, это гибель.… Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ждали, надеялись и писали письма.

Этот маленький белый листок

Посылаю в землянку к тебе,

Чтобы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне,

Не давая пощады врагу;

Чтоб, в землянке порой находясь,

Знал: любовь я твою берегу,

Вспоминаю тебя каждый час.

Знаю я: презираешь ты смерть

Ради нашей с тобою любви,

И мне хочется чуть посмотреть

На черты дорогие твои.

Но ведь, милый, грохочет война,

Рыщет враг по просторам родным,

И любовь наша, наша судьба

Проверяется в дыме войны…

Не тоскуй же, герой дорогой!

Этим самым хочу я сказать:

Далеко ты, но сердце с тобой,

Вижу я дорогие глаза…

Ветер песню мою унесет,

Чтоб тебе помогала в бою.

Помни: девушка верит и ждет

И любовь, и победу твою!

Стихи простые, наивные, но, сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.





Слайд 15.

«КАТЮША»


Война и песня Посвещается 70 лет Победы!Война и песня Посвещается 70 лет Победы!


Музыка М. Блантера Слова М. Исаковского

Эта песня написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни - все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан!

С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках - и тут же упал, сраженный вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под Понырями, на Курской дуге. Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от взрыва, и пролежал в окопе 54 года. Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Тёплое.

Встал солдат, но не шагнуть солдату:

Мать-старушка в деревенской хате

Долго будет горько слёзы лить,

В тяжком горе рвать виски седые,

Ждать и за околицу ходить…

Мёртвые остались молодыми,

Сколь б мы ни продолжали жить.

Слайд 16-17.

Песня о «Катюше» оказалась настолько дорога всем и каждому, что на её мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась ещё ближе, ещё нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, своё счастье. Вот несколько вариантов «Катюш» - песен, которые помогали бить врага:

1.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой;

Провожала милого Катюша

На борьбу с фашисткою ордой.

На прощанье счастье пожелала

И наказ ему давала свой:

- Бей врага! - Катюша приказала.

- Бей врага и будь в бою герой!

2.

Отцвели вы, яблони и груши,

Только дым клубиться над рекой.

В лес ушла красавица Катюша

Партизанской тайною тропой:

Не выходит, песню не заводит,

Не поёт на берегу крутом,-

По лесам Катюша наша бродит,

По лесам сражается с врагом.

3.

На свои послания - из дому

Получил боец письмо в ответ.

В том письме залёточке родному

Шлёт Катюша ласковый привет.

«Я теперь, - Катюша пишет другу,-

Не хожу на берег, где туман:

Тёмной ночью, взяв винтовку в руку,

Бью врага с отрядом партизан».

4.

Весь блиндаж снарядами разрушен,

Вдоль реки метелица свинца,

Но выходит на берег Катюша,

Слыша голос русского бойца.

Вот летит она стрелой, как птица,

Вот ползёт по краешку леска…

Наша Катя пули не боится,

Не боится вражьего штыка!

Слайд 18.

Не будем забывать, что в дни войны прозвали «катюшей» гвардейский многоствольный миномёт - грозное оружие, которого панически боялись враги!

Война и песня Посвещается 70 лет Победы!

И об этом сложена песня:


Шли бои на море и на суше,

Грохотали выстрелы кругом,

Были слышны песенки «катюши»

Под Москвой, за Курском и Орлом:

Дух солдат советских поднимала,

Пела марш победный, боевой

И врагов в могилу зарывала

Под великой Курскою дугой;

На фронтах она не унывала,

Песни пела громкие она,

Лишь тогда «катюша» замолчала,

Как победой кончилась война!

В битве на Курской дуге фашисты мечтали взять реванш за крупное поражение под Сталинградом. Немцы планировали окружить наши войска с севера на юг, а потом уничтожить. Но и здесь фашистские войска были разбиты.

Война и песня Посвещается 70 лет Победы!

Поэт Евгений Долматовский написал стихотворение «Курская битва»:

В тургеневских охотничьих местах

Воронки, груды мёртвого металла.

Здесь за день до двенадцати атак

Отчаянная рота отбивала.

С рассветом «тигры» шли на нас опять

И вспыхивали дымными столбами,

И приникали мы, устав стрелять,

К горячей фляге пыльными губами.

И всё же удержали рубежи

В июльской битве, оправдав надежды.

Окопы на полях примятой ржи

Проходят там, где проходили прежде.








Слайд 19-23.

«В ЗЕМЛЯНКЕ»


Война и песня Посвещается 70 лет Победы!Война и песня Посвещается 70 лет Победы!


Музыка К. Листова Слова А. А. Суркова

В дни войны появилась песня «В землянке». Хоть в ней и говорится о «белоснежных полях под Москвой», но пели её по всему фронту - в окопах и на привалах, хором и под гармонь… В Понырском музее хранится такая фронтовая гармонь.

И эта песня «дописывалась» безымянными фронтовыми поэтами: как будто девушка отвечает своему любимому:

Ветер, вьюга метёт и метёт,

Ночь морозная смотрит в окно,

А в холодной землянке поёт

Загрустившее счастье моё.

Слышу голос тоскующий твой,

Слышу голос двухрядки твоей,

Не грусти, дорогой мой, родной,

Поиграй что-нибудь веселей.

В белоснежных полях холодно,

Вьётся дым, над землянкой клубясь.

Не грусти, дорогой мой, родной:

Я люблю, как и прежде, тебя.

Слайд 24-26.


«Тёмная ночь»

Война и песня Посвещается 70 лет Победы!Война и песня Посвещается 70 лет Победы!

Музыка Н. Богословского Слова В. Агатова

Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В. Агатова «Тёмная ночь».

Война и песня Посвещается 70 лет Победы!


В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь».

Война и песня Посвещается 70 лет Победы!

Марк Бернес

Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от слёз работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.

Слайд 27.

Песня лирическая пробуждала лучшее в человеке; песня весёлая, жизнерадостная поднимала настроение бойцу, не позволяла пасть духом, затосковать.

Поэтому особенной любовью на фронте пользовалась песня Анатолия Новикова на стихи Сергея Алымова «Вася-Василёк».

Трудными дорогами шли солдаты.

Война и песня Посвещается 70 лет Победы!

Слайд 28.

В долгом походе помогала бойцам песня А. Новикова на стихи Льва Ошанина «Дороги».

Война и песня Посвещается 70 лет Победы!

«Дороги» родились, - вспоминал поэт Л. И. Ошанин свой рассказ, когда под Жиздрой мы лежали в поле, настигнутые бомбежкой, и русоволосый лейтенант, упавший рядом, уже не встал. «Дороги» родились, когда в землянке на высоте Шляпа над Западной Лицей мы показывали с Марком Фрадкиным песню «В белых просторах» и ее оборвала разорвавшаяся под окном мина. «Дороги» родились, когда за десять дней была выбита половина личного состава противотанковой бригады, а она каждую ночь меняла позицию, чтобы встретить танковую лавину врага….

Помню, как я искал в песне одну строку: «Выстрел грянет. Ворон кружит.…Твой дружок в бурьяне…» Вот это место.- Что он - мертв? Убит? Подкошен? Вырван из жизни?

Наконец нашлось: «Твой дружок в бурьяне неживой лежит…»
Вот это - «неживой», мне кажется, сказало больше, чем множество слов, которые могли стать на это место…»

Слайд 28-30.


Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. «Второй фронт» снабжал солдат военной техникой, оружием, одеждой и обувью, продовольствием. Песня восстанавливала силы их на трудовой подвиг. Песня объединяла людей, как бы натягивая нить между фронтом и тылом.

Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война - это не праздник, не парад. И всё же звучали на фронте шутки, раздавался смех.… Иногда бойцы были не прочь и сплясать «русского» или «кадриль»… Жизнь продолжалась!

Слайд 31.

А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем ещё могли! Мирное время, - какое счастье, какая радость! Выстояли, победили!

Война и песня Посвещается 70 лет Победы!Война и песня Посвещается 70 лет Победы!


Слайд 32-34(читать слайды).

Слайд 35-37(звучит песня «День Победы»)

Слайд 38-39.

Но шрамы той войны остались в каждом городе, в каждом селе. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоёвана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Война и песня Посвещается 70 лет Победы!

Слайд 40.

А песни тех далёких лет мы поём и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее!




. Война и песня. продолжение

Цель занятия. Привести учащихся к выводу, что музыка - это источник вдохновения во время войны, надежды и радости жизни.

Задачи.

  1. Обобщение музыкальных впечатлений учащихся от прозвучавшей на музыкальном занятии.

  2. Почувствовать особенности музыки военных лет.

  3. Развивать жанровый слух, интонационный и ритмический ансамбль.

Тип занятия. Сообщение и усвоение новых знаний.

Методическое обеспечение. ИКТ, методические пособия, учебник, тетрадь, свирели.

Виды контроля. Пластическое интонирование. Музыкально-ритмические движения. Наблюдение.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

  • Реализация в творческих заданиях.

  • Высказывание своего личностного мнения, чувства, самооценки.

  • Связь со своими личными переживаниями и чувствами.

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся (роль оркестра).

  • Действие смыслообразования.

  • Нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении песен «Катюша», «День Победы».

  • Умение выражать свои мысли,

  • Разрешение конфликтов, (при выборе инструментов) постановка вопросов.

  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные:

  • Организация учащимися своей учебной деятельности.

  • Целеполагание.

  • Волевая саморегуляция.

  • Коррекция.

  • Оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

  • Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений (лады минор и мажор).

  • Знаково-символическое моделирование (полуосознанная нотная грамота, куплетная форма).

  • Умение структурировать знания.

  • Выделение и формулирование учебной цели.

Логические:

  • Анализ песен «Катюша», «Дороги», «День Победы».

  • Синтез, как составление целого из частей в песнях.

  • Классификация объектов.

  • Доказательство.

  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

  • Построение логической цепи рассуждения.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

Своеобразие музыкального произведения (песни) в выражении чувств человека и окружаю­щего его мира. Песни войны и о войне. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные музыканты-исполнители.


© 2010-2022