Технологическая карта урока музыки 2 класс Масленица

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока музыки 2 класс

Тема: «Проводы зимы. Масленица»

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащегося


Наглядный,

раздаточный

и

музыкальный

материал

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Музыкальное приветствие.

Эмоциональный настрой.

Вход в класс под р.н.п., расположение в классе.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»

Настрой на урок с опорой на имеющиеся знания о народном фольклоре.

Эмоционально настраиваются на урок.

Фонограмма №1 Р.н.п. «Масленица»

Познавательные - выявление характерных свойств народной и композиторской музыки.

Личностные - проявление эмоциональной отзывчивости.

2. Воспроизведение и

коррекция опорных знаний учащихся.

Какая музыка по настроению встретила вас?

Кто сочинил эту музыку- народ или композитор?

Где чаще звучит русская песня?

Выявляют характерные черты народной песни.

Познавательные - выделение информации исходя из собственных наблюдений за различными явлениями жизни

Регулятивные - целеполагание

3. Моделирование проблемной ситуации.

Мотивация учебной деятельности - отгадывают стихотворение-загадку «Много праздников на свете…»

Размышляют и рассуждают о роли

музыки в жизни человека, исходя из жизненного опыта.


Стихотворение-загадка «Много праздников на свете»

Познавательные - выделение информации исходя из собственных наблюдений за различными явлениями жизни

4. Постановка цели и задач урока.


4.1. Мотивация учебной

деятельности учащихся.

Подвести учащихся к определению темы. Назвать цель урока

Дискуссия в ходе беседы:

А кто из вас бывал на празднике?

Вступают в диалог, сотрудничество с учителем

Открываю занавеску на доске тема урока: «Проводы зимы. Масленица»

Регулятивные -

Целеполагание как постановка учебной задачи, саморегуляция, способность к волевому усилию

Познавательные - самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осознанное речевое высказывание в устной форме

Строки из стих-я Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится»

Осуществляет в ходе беседы межпредметные связи музыки с литературой.

Конфликт Зимы и Весны. Вступают в диалог, сотрудничество с учителем.

5. Первичное усвоение новых знаний - в знакомой ситуации.



  1. Беседа по картине.

Рассказ о истоках древнего славянского праздника.

Выражают свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого.

Слайд № 1 (солнце)

Слайд № 2

(бог Ярило)

Слайд № 3

(праздник - Карусель)

Познавательные - выделение информации исходя из собственных наблюдений за различными явлениями жизни.

Познавательные - проводят анализ картины с выявлением схожих признаков празднования праздника.

Личностные - проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии картины.

Регулятивные -

саморегуляция, мобилизация сил к волевому усилию.

Коммуникативные-

сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении картины.

Репродукция картины Б.Кустодиева "Масленица". Рассказ, какие приметы Масленицы мы видим на картине.

Осуществляет в ходе беседы межпредметные связи музыки с изобразительным искусством, литературой, историей.

Отправляемся на праздник Масленицы?

Принимают участие в беседе.

Наблюдают и находят общие признаки празднования Масленицы в разных видах искусства.

Слайд № 4

Репродукция картины Б.Кустодиева "Масленица".


Слайд № 5 (Масленичный календарь)

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)


  1. Организация вокально-хоровой и исполнительской деятельности.


  1. Знакомство с жанром - Частушка.


  1. Проверка домашнего задания.


2) Организация игровой деятельности.











3)Организация совместной исполнительской деятельности






.

Физкультминутка -

разучивание движений к песне «Не боимся мы пороши»


  1. Организация игровой деятельности и актерского мастерства.




  1. Беседа о поговорках


Собрать пословицы и поговорки.




  1. Инструментальное музицирование

Первый день - понедельник - называется «встреча».

Рассказ о истоках древнего славянского праздника.

Приглашаю встретить Масленицу частушкой.

Знакомство с жанром русской народной песни-частушка. Кто сочиняет частушки? - дети отвечают - НАРОД.


Найти и выучить масленичные частушки.

Разработка исполнительского плана частушек.

Выходите - исполняйте свои частушки

Давайте все вместе хором споем частушки.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии р.н. песни - частушка.

Определяют жанр частушка, разучивают и исполняют частушки, осуществляют собственный импровизационный и музыкально-

исполнительский

замысел в пении частушек.

Исполнение частушек соло.

Исполнение двух частушек хором.

Слайд № 6

(Понедельник - встреча)

Слайд № 7

(чучело Масленица)




Фонограмма №2 «Масленичные частушки»

Слайд № 8 (текст частушек)

Личностные - укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности

Познавательные -выявляют

черты народной песни

Коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем, коллективное исполнение песни с элементами импровизации

Регулятивные - принятие и сохранение учебной задачи, планируют свои действия при разучивании песни

Второй день

Масленицы - заигрыш.

Рассказ о истоках древнего славянского праздника

Знакомство с правилами игры «Золотые ворота»


Масленицу играли в такие игры, как:

• Катание с гор

• Бой мешками

• Ледяной столб

• Снежный тир

• Кулачные бои

• Перетягивание каната

• Жмурки

Принимают участие в беседе, знакомятся с правилами игры.

Принимают активное участие в игре «Золотые ворота»

Слайд № 9

(Вторник - заигрыш)

Фонограмма № 3

Р.н.игра «Золотые ворота» - а капелла

Слайд № 10

(игры на Масленице)

Коммуникативные - участие в коллективной игре, планирование сотрудничества со сверстниками, учет позиции партнеров по игровой деятельности

Коммуникативные - сотрудничество со сверстниками и учителем

Коммуникативные - участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстниками

Регулятивные - соотношение своих действий с правилами игры, выбор способов действия, контроль и оценка результата игры

Личностные - продуктивное взаимодействие со сверстниками в игровой деятельности, развитие духовно- нравственных качеств (доброта, отзывчивость)

Третий день - среда - «Лакомка»

Рассказ о истоках древнего славянского праздника. Помогали люди приходу весны песнями да хороводами. А есть еще символ солнышка - это хоровод, потому что его танцуют, двигаясь по кругу.

Кто знает, что такое хоровод?

ХОРОВОД - это старинный массовый танец у славянских народов, который сопровождался песнями и драматическим действием.

Хороводы исполняют и в настоящее время.

Давайте вместе встретим Масленицу хороводом. Вставайте в круг.

Вступают в диалог, сотрудничество с учителем.


Принимают участие в беседе.


Исполняют хоровод по показу учителя.

Слайд № 11

(Среда - лакомка)

Слайд № 12

(блины)

Слайд № 13

(блин улыбается)

Слайд № 14

(Солнышко)

Слайд № 15

(блины и дети)


Фонограмма № 3

Р.н.п. «Как вставала я ранешенько»

Личностные - проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии

Коммуникативные - сотрудничество со сверстниками и учителем

Познавательные - речевые высказывания о характере песни, настроении

Коммуникативные - участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстниками

Регулятивные - саморегуляция, мобилизация сил к волевому усилию

Предлагает исполнить песню с движениями по тексту.

Инсценируют песню, импровизируя танцевальные и физкультурные движения - участвуют в создании музыкально -пластической композиции - путешествие зимой.

Фонограмма № 4

Песня «Не боимся мы пороши…»

Регулятивные - саморегуляция, мобилизация сил к волевому усилию

Личностные - проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии

Коммуникативные - инициативное сотрудничество с учи-телем, коллективное исполнение песни с элементами импровизации

Четвертый день «Широкий четверг» или «Разгуляй»

Рассказ о истоках древнего славянского праздника.

Знакомство с понятием «балаган» - так раньше назывался театр, который располагался на ярмарках и народных гуляниях.

Осуществляет в ходе беседы межпредметные связи музыки с литературой, театром.

Посмотрите, вон там находится БАЛАГАН - так раньше назывался театр, который располагался на ярмарках и народных гуляниях. И главными актерами здесь были скоморохи.

А давайте создадим свой театр!?

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество в ИГРЕ «ТЕАТР».

По ходу игры - выявление исполнителя сценки на артистическую импровизацию «МЕДВЕДЬ НА ЯРМАРКЕ».

Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии информации.



Активно принимают участие в игре, по ходу знакомятся с правилами игры, импровизируя движения по ходу текста игры.

Сценка «МЕДВЕДЬ НА ЯРМАРКЕ - импровизация ученика,

который исполняет роль медведя.

Слайд № 16 - 17

(Четверг - разгуляй)


Слайд № 18 (театр)


Слайд № 19 (скоморохи)

По мере избрания скоморохов, на каждого надевают колпак скомороха.

На последнего скомороха надевают маску медведя.

Фонограмма № 6

Проходка Медведя

Личностные - укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности

Коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем, коллективное исполнение текста с элементами импровизации

Регулятивные - принятие и сохранение учебной задачи, планируют свои действия при разучивании и исполнении игры

Познавательные - выделение информации исходя из собственных наблюдений за различными явлениями жизни

Пятый день - пятница - «Тещины вечёрки»

Рассказ о истоках древнего славянского праздника.

Знакомство с малыми жанрами русского фольклора (поговорки, пословицы)

Ребята, я принесла для вас пословицы и поговорки, но мои карточки перепутались. Я прошу вас собрать пословицы и поговорки, а чтобы это было быстрее, давайте разделимся на группы.

Узнают о малых жанрах русского фольклора, передают понимание смысла поговорки.


Работа по группам - дети собирают пословицы.

Слайд № 20

(Пятница - тещины вечёрки)


Раздаточный материал (поговорки, пословицы)

Фонограмма № 6

Познавательные - смысловое чтение, анализ с целью выделения главных признаков

Личностные - продуктивное взаимодействие со сверстниками в игровой деятельности, развитие духовно- нравственных качеств (доброта, отзывчивость)

Коммуникативные - участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстниками

Регулятивные - саморегуляция, мобилизация сил к волевому усилию.


Шестой день - суббота - «Золовкины посиделки».

Рассказ о истоках древнего славянского праздника.

Какие русские народные инструменты вы знаете?

Давайте проверим по таблице.


Предлагаю организовать

оркестр и всем сыграть на музыкальных инструментах (трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки и т.д)».

Перечисляют народные инструменты.

По таблице находят не названные инструменты.

Разбор инструментов.

Совместная исполнительская деятельность

инструментальное музицирование - в

составе Оркестра

народных инструментов.

Инструменты на места.

Слайд № 21

(Суббота - золовкины

посиделки)

Слайд № 22

(музыкальные инструменты)

Открываю вторую половину доски - методическая таблица - «Народные инструменты»

Фонограмма № 7

Фонограмма № 8

р.н.п. «Как у наших у ворот».

Фонограмма № 7

Познавательные - выявляют черты народной песни

Коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем, коллективное исполнение мелодии с элементами импровизации

Регулятивные - принятие и сохранение учебной задачи, планируют свои действия при исполнении мелодии

Познавательные - реализуют свои творческие замыслы в игре на муз. инструментах через понимание цели

Коммуникативные -

сотрудничают со сверстниками, контролируют действия партнера по исполнению


  1. Первичное

закрепление знаний

Седьмой день - «Проводы Масленицы» или «Прощеное воскресенье».

Рассказ о истоках древнего славянского праздника.

В этот день все просили прощенья у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело пели и плясали, провожая Масленицу.

Ребята, а вам приходилось когда-нибудь просить прощенье? Как вы это будите делать?

В воскресенье с Масленицей прощались. А какой обряд совершали в конце праздника?

Осуществляет в ходе беседы межпредметные связи народной музыки с классической музыкой.

Праздник Масленицы ярко изобразили не только художники, но и русские композиторы:

И.Стравинский в балете «Петрушка»

П. И. Чайковский цикл «Времена года» - пьеса Февраль «Масленица»

Н.А.Римский-Корсаков в опере «Снегурочка»

Вам не показалась знакомой мелодия, с которой мы

познакомились в народной песне, где масленицу провожали «Прощай Масленица» и хор из оперы «Снегурочка» сцены «Прощай Масленица»?

Шумный веселый праздник Масленица заканчивался

большой ярмаркой.

ПРОСТИТЕ МЕНЯ!

Ответ на вопрос учителя - СЖИГАЛИ ЧУЧЕЛО на КОСТРЕ!

Выражают свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого.

Слушание музыки.

Вступают в диалог, сотрудничество с учителем.

Слайд № 22

(день седьмой - воскресенье)


Слайд № 23 (прощеное воскресенье)


Слайд № 24

(простите меня)

Слайд № 25, 26, 27 (сжигание Масленицы)

Фонограмма № 10

Р.н.п. «Прощай, прощай, прощай Масленица»


Слайд № 35 (портрет - Римский-Корсаков)

Фонограмма № 11 Отрывок из оперы «Снегурочка» сцена «Прощания с Масленицей»

Слайд № 36 (ярмарка)

Познавательные - речевые высказывания о характере песни, настроении

Коммуникативные - участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстниками

Регулятивные - саморегуляция, мобилизация сил к волевому усилию

Личностные - продуктивное взаимодействие со сверстниками в совместной деятельности, развитие духовно- нравственных качеств (доброта, отзывчивость)

Личностные - проявление

эмоциональной отзывчивости


Личностные - укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности


Познавательные - выявление характерных свойств народной и композиторской музыки

Коммуникативные - сотрудничество со сверстниками и учителем

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Принесла по маленькой птичке.

На обратной стороне каждой птички написано ваше домашнее задание.

Детям раздаю птичек. Объяснение домашнего задания.

Получают индивидуальное домашнее задание.

Фонограмма № 12 Р.н.п. «Барыня - Масленица»

Раздаточный материал - птички, солнышки

Личностные - проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии


  1. Рефлексия

(подведение итогов занятия)

Что вы узнали сегодня в результате нашего урока? На доске у солнца лучи - ответьте на вопросы и загадки.

Оценим свою работу:

А теперь я попрошу вас взять солнышки. Посмотрите, что не хватает на этих рисунках?

Ребята, выберите ротик, соответствующий вашему настроению, и нарисуйте такой же на своем солнышке.

Поднимите ваши солнышки. Так мы оценим, на сколько понравился вам урок.

Все сегодня занимались замечательно. Я ставлю всем ПЯТЕРКИ, но лучше всех сегодня работали - …. (имена детей).

Снимаю лучи, читаю вопросы. Дети отвечают на загадки и вопросы.

Отвечают - нет ртов.


Ученики рисуют ротики.

Поднимают карточки.

Раздаточный материал - на лучах СОЛНЦА - вопросы и загадки.


Раздаточный материал - солнышки без ротиков. (маркеры)


Фонограмма № 13

Регулятивные -оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании

Регулятивные - планируют свои действия, оценивают правильность выполнения, саморегуляция

Личностные - проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии

10.Завершение урока.

Прощание - выход из класса.

Урок окончен. До свидания!

Ученики выходят из класса.

Слайд №39

(спасибо за урок!)

Фонограмма № 14

Р.н.п. «А мы уезжаем до дома до хаты!»





© 2010-2022