«Самый значительный жанр вокальной музыки»

ЦЕЛЬ УРОКА: 1.      Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки -    опере как синтетическому виду искусства. 2.      Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 3.      Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия   интонаций, музыкальных тем. ЗАДАЧИ: Обучающая: научить определять в звучании особенности музыкального жанра оперы. Развивающая: развить метроритмический слух. Воспитательная: ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3 четверть, 1 урок (5 класс)

ТЕМА УРОКА: «Самый значительный жанр вокальной музыки»

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства.

  2. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

  3. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: научить определять в звучании особенности музыкального жанра оперы.

Развивающая: развить метроритмический слух.

Воспитательная: побудить детей к общению с искусством.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Метапредметные результаты

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

- расширение музыкального и общего культурного кругозора;

Виды деятельности учащихся:

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • - слушание (сопоставление и анализ) музыкальных произведений.

  • - исполнение (попевка, разучивание песни)

  • - просмотр наглядного материала.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: рубежный (выявление результата определённого этапа)

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

  • - компьютер, проектор, экран.

  • - музыкальный центр

  • - аудиокассеты, компакт СД, ДВД -диски, с видео и муз. материалом.

  • - баян

  • - рабочая доска

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

1.Организаци-онный момент

Вид на сцену и зрительный зал Большого театра. Москва

Звучит вступление «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. Мусоргского «Хованщина».

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?


Личностные результаты

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

2. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока

Запись на доске:

«Я открывал трепещущей рукой больших театров расписные двери…» С. Данилов

- Не правда ли, ребята, когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью! Сегодня на уроке мы будем говорить об опере.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

3.Актуализа-ция опорных знаний.



Большинство опер начинается с увертюры (от фр. слова «ouverture» - открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Увертюра передает идейный замысел· оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля, где музыкальные темы являются основными характеристиками героев и развернутся в дальнейшем в опере в большие сцены.







Ответы детей



















Работа с текстом с 92-93 учебника

1. Опера - сплав искусств

- Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто таинственное, чудесное... Но вот свет меркнет. Вспыхивает рампа. Светильники скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами. Дирижёр взмахнул палочкой, и звуки оркестра слились в удивительную увертюру.

С чего начинаются большинство опер?

А. Головин. Улица в Севилье. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе «Кармен». 1908 г.

Занавес медленно поднимается, и мы оказываемся на солнечной площади в испанском городе Севилье,

Сцена из оперы Н. Римского-Корсакова «Руслан и Людмила» или в Древнем Киеве на свадьбе Руслана и Людмилы, П. Вильямс. Эскиз декорации к опере П. Чайковского «Евгений Онегин» либо в тенистом саду имения Лариных,

И. Билибин. Подводное царство.

Эскиз декорации к шестой картине оперы Н. Римского-Корсакова «Садко». 1914 г.


а то и вовсе на дне морском - каждый раз в новом, похожем на сказку мире.

Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты - всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за драматичной, порой трагической судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело смеёмся вместе с ними. Воздействие оперы огромно. При всей своей сложности она предельно доходчива. Опера не только в доступной, «зримой» форме раскрывает какое-то жизненное явление, но помогает силой

музыки проникнуть в его глубину - мы ощущаем, какие горячие чувства, какие душевные порывы скрыты за ним. Музыка, не спрашивая вашего согласия, проникает в сердца и вызывает восторг или слезы сочувствия.

Что же такое опера? Как вы понимаете из уроков начальной школы?

Опера - это чудодейственный сплав многих искусств. И музыка играет в нём ведущую роль. Ведущую, но не исключительную.

Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры - оратория, опера, балет. В этом ряду больше всего связана с литературой опера: во-первых, она обязательно предполагает литературный первоисточник - художественное произведение или специально написанное либретто, во-вторых, большинство оперных фрагментов предназначается для пения хором, различными вокальными ансамблями или солистами. Таким образом, словесный текст, его содержание, композиция и звучание играют при создании оперы первостепенную роль.

История оперы отражает все многообразие литературных образов и идей. Огромное количество великих произведений прозы и поэзии зазвучало в музыке, иногда лишь дополняющей их содержание средствами, недоступными слову, но значительно чаще - возносящей их в область самоценной музыкальной интерпретации, дающей им собственную жизнь в искусстве.

«Пиковая дама» А. Пушкина и П. Чайковского, «Кармен» П. Мериме и Ж. Бизе, «Снегурочка» А. Островского и Н. Римского-Корсакова - вся эта великая литература и великая музыка существуют независимо, не вторгаясь в область друг друга, но находясь в вечном животворящем культурном диалоге.

Но для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Опера - синтетический вид искусства, её исполнение - всегда спектакль, поэтому огромную роль в её создании приобретают театральное действие и декоративное оформление.

Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром - недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, И. Козловский и многие другие.

А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова.

Опера М. Мусоргского «Борис Годунов»

И. Козловский в роли Ленского. Опера П. Чайковского «Евгений Онегин»

И. Собинов в роли Князя. Опера А. Даргомыжского «Русалка»

А. Нежданова в роли Антониды. Опера М. Глинки «Жизнь за царя»

Выдающиеся художники нередко работали над оформлением оперных декораций. Богатство образного содержания оперы, ее психологическая глубина и красочная изобразительность музыки, эффектность театрального представления, популярность у публики - все это привлекало лучшие творческие силы живописцев.

Александр Николаевич Бенуа 1870 - 1960

Русский художник, историк искусства, художественный критик А. Бенуа. Эскиз декораций ко второму акту оперы Игоря Стравинского «Соловей»



Леон Николаевич Бакст 1866 - 1924

Русский художник, сценограф, книжный иллюстратор Л. Бакст. Эскиз к балету Игоря Стравинского «Жар-птица»

Константин Алексеевич Коровин 1861 - 1939

Русский живописец, театральный художник, педагог и писатель

К. Коровин Борис Годунов. Коронование. 1934 г.

Эскиз декорации к опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов»

Аполлинарий Михайлович Васнецов 1856 - 1933

Русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед

А. Васнецов. Заречная слободка Берендеевка. 1885 г.

Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Николай Константинович Рерих (Рёрих) 1874 - 1947

Русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник,

археолог, общественный деятель

Н. Рерих. Половецкий стан. Эскиз декорации к опере А. Бородина «Князь Игорь»

Михаил Александрович Врубель 1856 - 1910

Русский художник рубежа XIX-XX веков, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства:

живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве

М. Врубель. Эскиз к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»


Это далеко не полный перечень выдающихся имён, связанных с историей оперы, способствующих ее расцвету. Занавесы, костюмы, декорации - каждый элемент оперного представления входил в единую художественную концепцию спектакля, наряду со словом и музыкой участвовал в создании целостного образа музыкальной драмы.

Метапредметные результаты

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

- расширение музыкального и общего культурного кругозора;

4. Изучение нового материала





Работа с текстом с. 94.





















Слушание увертюры из оперы «Руслан и Людмила» (фрагмент).

В музыке увертюры слышны интонации, предвосхищающие многие сюжетные эпизоды оперы: в первоначальном мотиве фанфар угадываются звуки будущей победы Руслана - затем, в финале, они снова прозвучат в торжественном хоровом апофеозе «Слава великим богам!», однако в последующих темах содержится предсказание того, что эта победа достанется нелёгкой ценой.

Слушание:

В. Бакалович. Бал при дворе Генриха III

Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». II действие. Фрагмент.

Искажённая тема мазурки из оперы «Жизнь за царя» - IV действие. Фрагмент.

2. История оперы

Первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренция в 1594 году. Сюжетом для него послужил греческий миф о борьбе Аполлона с чудовищем - змеем Пифоном; Такие представления сначала назывались музыкальной сказкой, потом музыкальной драмой. Прошло немало лет, пока их стали именовать музыкальным произведением (opera in musica), и наконец, осталось одно слово опера (по латыни «opus») - деяние, труд, сочинение.

Поначалу спектакли предназначались только для придворной знати. Но позже в разных странах стали открываться музыкальные театры, доступные для более широких слоёв городского населения, и опера постепенно заняла важное место в жизни общества.

3. Что такое либретто?

Прежде всего, композитору необходимо либретто. Мы привыкли считать, что либретто - это содержание оперы. Это не совсем точно. На самом деле либретто - полный словесный текст музыкально-сценического произведения. Итальянское слово libretto означает «книжечка».

Очень часто основой либретто становится какое-либо литературное или драматическое произведение. Мы знаем случаи, когда в качестве либретто композитор выбирает законченное драматическое произведение. Например, опера «Каменный гость» Даргомыжского написана на полный текст Маленькой трагедии Пушкина.

Но обычно либретто перерабатывается в связи со спецификой оперы. Текст её должен быть сжатым, лаконичным. Ведь когда слово поётся, оно звучит дольше, чем произносимое. Не может быть в опере и большого количества персонажей, как в романе, например. Поэтому из романа чаще всего выбирается какая-то одна сюжетная линия. Это сильно изменяет литературный первоисточник, но ведь либретто - это самостоятельное произведение.

Либретто целиком подчинено музыке. Либреттист работает под руководством композитора, чутко прислушиваясь ко всем его замечаниям. В таком творческом контакте создано большой количество произведений. Брат Петра Ильича Чайковского Модест Ильич написал либретто двух его опер: «Пиковая дама» и «Иоланта». Над либретто оперы Антона Григорьевича Рубинштейна «Демон» по поэме Лермонтова работал известный биограф и исследователь творчества поэта П. А. Висковатый.

Михаил Иванович Глинка 1804 - 1857

Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы

М. Глинка, обращаясь к созданию либретто «Руслана и Людмилы», сократил ряд сцен пушкинской поэмы, объединил их в иную композицию. Всем известно прекрасное, полное поэтического очарования вступление к «Руслану и Людмиле» А. Пушкина:

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом...

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.


Такое начало поэмы вводит читателя в волшебную атмосферу русских сказок, с их излюбленными образами и персонажами: здесь и избушка на курьих ножках, леший и русалка, колдун и богатырь. Из этого вступления повествование о Руслане и Людмиле выплывает эпически - неспешно, как неторопливый рассказ учёного кота-сказителя, знатока старинных преданий.

Опера М. Глинки тоже открывается вступлением (увертюрой). Это исключительно оркестровый эпизод, в котором не участвуют ни хор, ни солисты. Таким образом, введение в атмосферу оперы целиком возлагается на музыку.

Если бы композитор полностью следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы в духе былинного повествования: в русской музыке сложилась богатая традиция интонационности и ритмики былинного характера. Однако великий музыкант решает иначе: с первых тактов слушателя захватывает стремительная, ликующая мелодия: она увлекает за собой, она обещает сюжет, полный событий и приключений.

Иллюстрация И. Цыганкова к сказке А. Пушкина «Руслан и Людмила»

- Расскажите, что вы услышали? (Сначала в музыке звучат фанфары, предвосхищающие победу добра над злом. Затем звучат темы главных героев, чувствуется некоторое напряжение, понятно, что борьба будет нелёгкой. Музыка звучит динамично, стремительно, увлекая в мир сказочный и волшебный.)

Столкновение сил добра и зла, динамичность музыкально-драматического действия, яркость музыкально-образных характеристик, богатство сказочно-фантастического колорита - и вместе с тем веселье, юмор, оптимизм - все это обещает музыка увертюры, и все это находит затем подтверждение в опере.

Произведение М. Глинки, восторженно принятое современниками (в том числе и самим А. Пушкиным), похоже на свой литературный первоисточник лишь общей сюжетной канвой. В остальном же - это яркое и самобытное явление музыкального искусства, ставшее выдающимся именно благодаря музыкальному гению и мастерству своего создателя.

3. Лирические отступления в опере

- Мы уже говорили о том, что смысл в оперных спектаклях передаётся через словесно-музыкальный синтез, в котором музыка играет очень важную роль, выражая подчас глубину смысла того или иного эпизода.

Один из примеров - сцена в лесу из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», в которой Иван Сусанин, углубляясь всё дальше в дремучий лес, ведёт за собой поляков. Они ещё не знают, что с ними произойдет дальше, но музыка оркестрового сопровождения в искажённом виде воспроизводит мазурку из второго действия оперы, которая звучит, как зловещее предчувствие гибели врагов.

- В этом примере психологический подтекст, заключённый в музыкальном сопровождении, вторгаясь в драматическое действие, не замедляет его, а, наоборот, делает ещё более динамичным



6. Распевание и разучивание

Песня- попевка «У Лукоморья»

7. Домашнее задание

В дневнике музыкальных наблюдений (стр. 17) продолжите ряд создателей оперного спектакля.

8.Подведение итогов урока.

Оценки за урок. Рефлексия деятельности

- Сегодня наш урок был посвящён значительному вокально-драматическому жанру - опере. Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо знать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки. А об опере мы продолжим разговор на следующем уроке.

Вопросы и задания:

  1. В какой стране родилась опера?

  2. Какие виды искусства объединяются в опере?

  3. Как называется полный словесный текст оперы?

  4. Назовите известные виды опер.

  5. Какие произведения русских писателей легли в основу известных вам оперных сочинений?

Подводим итог:

- Является ли опера самым значительным вокальным жанром?

- Откуда опера берёт сюжеты



© 2010-2022