Технологическая карта урока музыки Острый ритм - джаза звуки (3 класс)

Данный урок вводит учащихся в необыкновенный мир джазовой музыки, знакомит с главными стилистическими особенностями, терминами и понятиями. Учащиеся через продуктивно-творческую деятельность овладевают начальными навыками исполнения песен в джазовом стиле. Одна из главных задач урока: развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к лучшим традициям джазовой музыкальной культуры.На уроке формируется владение способностью принимать и сохранять цели ...
Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Организационная информация:

Предмет

Музыка

Класс

3 класс

Тема

«Острый ритм - джаза звуки»

Образовательная программа по предмету (автор)

Е. Д, Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Рябцун Лариса Петровна, учитель музыки

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ№4

Республика/край

Владимирская обл.

Город/поселение

г. Александров

Описание урока:

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Время реализации урока

45 минут

Цели урока

Осознание роли серьёзной и лёгкой музыки в жизни человека на основе восприятия и исполнения джазовых композиций.

Задачи урока

Формирование духовно-нравственного, эмоционально-ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям мировой музыкальной культуры.

Овладение опытом творческой деятельности, умений и навыков коллективного музицирования и личностно-оценочных суждений о роли музыки в жизни.

Овладение умениями и навыками групповой работы и проектной деятельности.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятя, занятия)

Предметные:

Знания:

  • основные особенности джазовой музыки - мелодические, ритмические, тембровые, вокальные и т.д.;

  • краткую историю возникновения джазовой музыки;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей джаза.

Умения:

  • воспринимать джазовую музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

  • определять на слух джазовые мелодии, называя их особенности;

  • выражать личностную интерпретацию музыкальных произведений;

  • отличать джаз от других музыкальных направлений современной музыкальной культуры.

Личностные:

  • Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к лучшим традициям джазовой музыкальной культуры;

  • Мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения - принятие и освоение социальной роли обучающегося.

  • Эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.


Метапредметные:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

УУД

  • Личностные УУД:

  • интерес к музыке и музыкальной деятельности;

  • привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными стилями, жанрами, произведениями;

  • воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов;

  • составление домашней фонотеки.


  • Регулятивные УУД:

  • планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки, а также при решении проектных задач;

  • формирование эмоционально-осознанного отношения к искусству джаза, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;

  • совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности.


  • Коммуникативные УУД:

  • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;

  • развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации;

  • формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий);

  • поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, её исполнения, решения проектных задач.


  • Познавательные УУД:

  • поиск и использование в практической деятельности информации о джазовом искусстве;

  • владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке и словарём музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия и музицирования;

  • осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;

  • владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения джазовых музыкальных произведений, своего участия в индивидуальных и групповых мини-исследованиях.

  1. Структура и содержание урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап урока: Приветствие. Организационный момент (2-3 мин)

Организовывает активную деятельность учеников.

Вход в класс под джазовую музыку. Музыкальное приветствие. Распевание. Вокальные упражнения.

Под звучание джазовой музыки учащиеся организованно занимают места около своих парт. Вместе с учителем дети повторяют музыкальное приветствие «Доброе утро!» на разных языках. Учащиеся выполняют упражнения на развитие дикции, дыхания, слуха и голоса.

Закрепляют различные способы распевания, в игровой форме запоминают правила правильного пения, дыхания, произношения слов.

Организованный вход под музыку.

Совместное распевание, вокально-хоровая работа.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и другими учениками. Осознание значимости совместной работы всего класса.

Точное выполнение упражнений.

Самоопределение, волевая установка на качественное выполнение всех действий, мотивация на творчество.

2 этап урока: Мотивация учебной деятельности (10-12 мин)

Подведение к формулированию темы урока.

Сегодня мы - юные исследователи. Мы будем находить ответы на вопросы: «Что такое музыкальный звук? Каким бывает музыкальный звук? Каково воздействие музыки на человека?»

На доске закрыты 4 большие буквы Учащимся предлагается ответить на несколько вопросов о средствах музыкальной выразительности. Каждый правильный ответ - открывается одна буква. Открывается слово: «ДЖАЗ».

Отвечают на вопросы. Фронтальная беседа.

Поиск и использование в практической деятельности информации о музыке.

Учащиеся приходят к выводу, что на уроке мы будем говорить о джазовой музыке.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, повторяют изученный ранее материал.

Создание атмосферы эмоционального комфорта. Мотивация на активное творчество. Участие в коллективном обсуждении проблем.

Отвечают на вопросы

Умение грамотно строить коллективную работу

Подведение к формулированию цели и основных задач урока.

Используя метод АМО выяснения целей и опасений, учащимся предлагается определить цели и затруднения, которые могут возникнуть в процессе урока.

АМО выяснений целей и опасений.

Учащиеся заполняют карточки с изображениями ромашек (цели) и тучек (опасения), по одному изображению для каждого учащегося.

Учащиеся ставят перед собой конкретные цели; предполагают, какие затруднения могут возникнуть во время работы. На доске оформляется цветочная поляна.

Оформляют карточки, совместно украшают доску.

Развитие навыков постановки проблемных вопросов.

Выполняют инструкции учителя-модератора

Целеполагание, самоопределение, умение ставить учебные задачи, прогнозирование результатов деятельности.

3 этап урока: Постановка учебной задачи (3-5 мин)

Создание проблемной ситуации.

Ученикам предлагается определить стиль прозвучавшей ранее музыки (джазовая музыка), при помощи средств музыкальной выразительности доказать, что это джаз.

Учащиеся самостоятельно анализируют музыкальный фрагмент. Проблема в том, что для учеников это новая тема, которая ранее подробно не изучалась.

Анализ музыкального произведения, выявление общих и отличительных черт музыки, понимание значения термина «стиль».

Беседа.

Развитие навыков использования речи для регуляции своего действия. Участие в коллективном обсуждении проблем.

Фронтальная работа

Умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.

4 этап урока: Открытие нового знания (7 мин)

Построение выхода из затруднения

Эпиграф: «Если вы, слушая музыку, не пританцовываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз». Л. Армстронг

Используя презентацию. Учитель в занимательной форме рассказывает историю рождения и развития джаза.

Познание разнообразных явлений окружающей действительности, музыкальной культуры

Совместное слушание и обсуждение поставленных проблем.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и другими учениками.

Работа над терминами:

спиричуэлс,

блюз,

регтайм,

джаз-бэнд.

Планирование собственных действий в процессе восприятия информации о музыки.

Учащимся предлагается сравнить несколько джазовых фрагментов

Слушание музыкальных фрагментов, пропевание главных музыкальных тем.

Работа с учебником.

Изучают новый музыкальный материал. Размышления о музыке, используя карточки средств музыкальной выразительности.

Работа в парах.

Участие в коллективном обсуждении проблем. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Умение слушать и анализировать характер музыкального произведения.

Умение сравнивать, видеть общее и различие.

5 этап урока: Первичное закрепление (5-7 мин)

Знакомство с песней «Острый ритм». Проблемный вопрос: о какой главной отличительной особенности джаза говорится в этой песне?

Творческо-продуктивный метод.

Игра «Ритмическое ЭХО».

Изучают ритмический рисунок песни, импровизируют свои ритмические фигуры. Работа с учебником.

Знакомство с терминами «синкопа» и «пунктирный ритм». Овладение словарём музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия и размышления о музыке, музицирования.

Коллективное творчество, индивидуальные импровизации.

Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, импровизации музыки, а также при решении проектных задач.

Игра «Выбери инструменты». Учитель предлагает выбрать из предложенных музыкальных инструментов те, что входят в джаз-бэнд.

Используя сигнальные карточки (зеленая - входит, красная - не входит, желтая - не знаю), учащиеся дают ответы на поставленный вопрос.

Поиск и использование в практической деятельности информации о музыке.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6 этап урока: Вокально-хоровая работа (10 мин)

Работа над песней «Дело было в Каролине» Р. Бойко.

Вывод: «Джаз - это музыка. Она пользуется теми же самыми нотами, какими пользовался Бах». Дж. Гершвин

Метод мини-проектов.

Разучивание песни в американском стиле. Инсценировка песни по группам (элемент соревновательности)

Поиск и использование в практической деятельности информации о музыке в процессе творческой деятельности.

Работа в группах

Инициативное сотрудничество в поиске лучшего исполнения,

работа в творческой группе.

Коллективное творчество.

Формирование волевых усилий, мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке

7 этап урока: Рефлексия деятельности. Домашнее задание (1-2 мин)

Проанализируйте нашу работу. Закончите предложение: Теперь я знаю, что ….

Я умею …

Отвечают на вопросы. Словесная оценка работы на уроке.
Анализируют, совпали ли цели, поставленные в начале урока с достигнутыми результатами.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Оценка своего участия в индивидуальных и групповых мини-исследованиях.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Оценка деятельности класса.
Оценка своей деятельности.

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Составление домашней фонотеки.

Самостоятельный поиск джазовых музыкальных произведений.

Поиск и использование в практической деятельности информации о музыке.

Индивидуальная работа.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Самостоятельная поисковая деятельность.

Самооценка на основе критерия успешности, прогнозирование результатов деятельности.

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе урока лежит системно-деятельностный подход в опоре на продуктивно-творческую деятельность. На уроке формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД, такие как владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, а также освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. В работе используются инновационные педагогические технологии. Урок содержит элементы проблемного обучения и проектной деятельности, в нем сочетаются фронтальная и групповая работа, частично-поисковый и исследовательский методы. Урок построен в форме лаборатории: Мы - юные исследователи. Основополагающие вопросы темы: «Что такое музыкальный звук? Каким бывает музыкальный звук? Каково воздействие музыки на человека?» Одна из главных задач урока: развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к лучшим традициям джазовой музыкальной культуры. Урок вводит учащихся в необыкновенный мир джазовой музыки, знакомит с главными стилистическими особенностями, терминами и понятиями. Учащиеся овладевают начальными навыками исполнения песен в джазовом стиле, развиваются творческие способности и воображение.

Ресурсы, оборудование и материалы

Музыкальны инструмент, проектор, компьютер, музыкальный центр, презентация, тексты песен для вокально-хоровой работы, карточки средств музыкальной выразительности и музыкальных инструментов, карточки с изображениями ромашек и тучек, ручки, скотч для активных методов обучения, сигнальные карточки для игры «Выбери музыкальный инструмент» и метода рефлексии на финальном этапе урока, детские музыкальные инструменты (маракасы).

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник для учащихся 3 класса, М., Просвещение, 2014.

  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы», М., Просвещение, 2014г.

  3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2005;

  4. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)

  5. Критская Е. Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2012

  6. Музыкальный словарь: Начальная школа / Сост. М.А. Давыдова. - М.: ВАКО, 2012

  7. Сергеев И.С. как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2012.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E6%E0%E7

moi-universitet.ru/

musdic.ru/html/d/djaz.html

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

youtube.com/watch?v=kmfeKUNDDYs

youtube.com/watch?v=lPxSIF6HiwY

my.mail.ru/mail/avm642/video/9402/11503.html


6

© 2010-2022