Адаптированная программа. Хоровое пение (1-7класс)

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская музыкальная школа № 22 приволжского района г.Казани









Хоровое пение (1-7класс)


Адаптированная программа




Составитель:

МБОУ ДОД ДМШ№22

Заметаева Юлия Алексеевна

преподаватель хора высш.кв.категория




Казань

2015



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее десятилетие в нашей стране существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного образования.

Демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к художественному образованию определили уменьшение числа детей, поступающих в музыкальную школу. Отсутствие конкурса вынуждает принимать в контингент учащихся практически всех желающих без учета индивидуальных особенностей.

Назрела необходимость создания дифференцированных программ. Очевидна все возрастающая роль развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную деятельность детей в сфере искусства, способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.

Хоровой класс в детской музыкальной школе занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению их культурного уровня.

Хоровое пение один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становления их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.

Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образа. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.

В детских музыкальных школах, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Задача руководителя хорового класса - привить детям любовь к хоровому пению и сформировать необходимые навыки.

В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества и ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества. Именно в хоре учащиеся скорее начинают чувствовать себя «музыкантами-исполнителями». Пение пробуждает и укрепляет у детей творческие силы, развивает чувство прекрасного.

На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как пение по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Отбирая репертуар надо помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями современных композиторов, народными песнями и духовной музыкой.

Данная программа разработана на основе программы Министерства культуры

Хоровой класс. Коллективное музицирование. Составители: В.С. Попов; Л. М. Абелян; М. Р. Иодко; Г. В. Халабузарь. Данная является актуальной и современной, т.к. учитывает параметры воспитания детей. Программа составлена для учащихся младших и старших классов с учётом их возрастных особенностей, в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп.

2. Цели программы

  • Воспитать в детях средствами хорового искусства эстетические и нравственные чувства, музыкальный и художественный вкус, а так же выработать у них прочные вокально-хоровые навыки.

  • Овладение художественным исполнением произведения должно рассматриваться во взаимосвязи с развитием качеств личности участников коллектива.

  • Развитие потребности в самопознании и саморазвитии, самостоятельности.

  • Формирование общей культуры личности.

  • Создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

3.Задачи программы

Образовательные:

  • расширение круга представлений и знаний о музыке, композиторах, музыкально-художественных стилях, о хоровом исполнительстве;

  • знакомство с различными произведениями вокально-хоровой литературы, способствующее значительному расширению кругозора учащихся и развитию их общего музыкально-эстетического уровня.

Развивающие:

  • воспитание у учащихся умения решать музыкально-художественные задачи совместно с другими участниками хора;

  • стремление к художественному единству при исполнении;

  • совершенствование вокально-хоровых умений (координация слуха и голоса, чистота интонирования, развитие гармонического слуха, умение контролировать своё исполнение в общем звучании хорового коллектива, развитие и дальнейшее совершенствование вокально - дикционных навыков);

  • развитие эмоциональной выразительности;

  • формирование начальных навыков актёрского мастерства, умения держаться на сцене.

Воспитательные:

  • умение работать в коллективе;

  • осознание исполнительской дисциплины, воспитание требовательности к себе, необходимости быть точным и организованным;

  • осознание собственной ответственности за результат работы в хоре и нужности, необходимости каждого исполнителя - участника хора.

  • воспитание эмоционально положительного отношения к хоровому пению как одному из видов музыкального искусства.

4. Организация занятий

Хор комплектуется из учеников ранее занимающихся в коллективе и из детей, вновь пришедших. Все дети обязательно прослушиваются руководителем хора с целью определения начальных музыкальных данных каждого. При организации занятий целесообразно делить хор на два основных состава: младший и старший. Младший хор - учащиеся младших и средних классов (1-5 классы). Старший хор - учащиеся старших классов (6-7классы). Занятия хора проводятся по группам в определенные дни по расписанию.

Младший хор занимается 3,5 часа в неделю (126 часов в год).

Старший хор занимается 4 часа в неделю ( 144 часа в год).

За учебный год в хоре должно быть пройдено примерно следующее количество произведений:

младший хор 12-15

старший хор 10-13

5.Форма подведения итогов

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем по 5-бальной системе в течение всего учебного года на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки хоровых партий. Два раза в год (1-е и 2-е полугодия) каждый ученик аттестовывается итоговой оценкой. При аттестации ученика учитывается также его добросовестное посещение занятий и участие в выступлениях хорового коллектива.

В течении учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчётные концерты, выступления на городских и международных фестивалях, конкурсах.

6.Учебно-тематический план

(Тематический план носит примерный характер, так как формирование всех элементов вокально-хоровой техники осуществляется на репетициях хорового класса в тесном взаимодействии).

ТЕМА

Всего

Теоретич.

занятий

Практич.

занятий

Певческая установка:

  • музыкальная зарядка для выработки правильной певческой установки;

  • музыкальные сигналы: «внимание», «вставать», «садиться».

6

2

4

    Дыхание:

    • понятие о певческом дыхании;

    • элементы дыхательной гимнастики;

    • отработка навыков дыхания:

    - подача воздуха в живот;

    - по руке дирижера;

    - равномерный выдох.

    10

    4

    6

      Звукообразование:

       пение гласных; произношение согласных звуков;

       характер звуковедения; пение Legato из 2-х, 4-х звуков;

      • распевание:

      - на слоги;

      - сюжетное распевание.

      25

      10

      15

        Дикция:

        • упражнение для развития артикуляционного аппарата и артикуляции;

        • дикция в распеваниях, произношениях.

        25

        6

        19

          Строй:

          • унисон как основа хоровой звучности;

          • горизонтальный строй;

          • выстраивание отдельных нот по руке дирижера;

          • упражнения, закрепляющие знание моделей ступеней.

          25

          6

          19

            Музыкальная грамота:

            • закрепление знаний, полученных на занятиях сольфеджио:

            - пение ступеней по столбице, лесенке, с ручными знаками;

            • пение по хоровым партиям.

             развитие вокального слуха.

            9

            2

            7

              Ансамбль:

              • динамический ансамбль;

              • ритмический ансамбль;

               ансамбль между солистом и хором; хором и музыкальным сопровождением.

              20

              4

              16

                Дирижерский жест:

                • отработка жестов:

                - внимание;

                - дыхание с задержкой;

                - снятие звука.

                 основные способы звуковедения:

                - Legato;

                - Non Legato.

                10

                3

                7

                  Внеурочная работа:

                  • концертная деятельность;

                  • работа с родителями;

                  • музыкально-просветительская деятельность

                  13

                  ---

                  13


                  Итого (часов):

                  143

                  37

                  106


                  7. Содержание программы


                  Основные задачи и вокально-хоровые навыки

                  Младший хор

                  Старший хор

                  Певческая установка и дыхание

                  Следить за правильной осанкой во время пения, держать корпус прямо, не наклоняя и не поднимая излишне вверх голову. Тяжесть тела распределять на обе ноги.

                  Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох - медленным, одновременно перед началом пения и между музыкальными фразами. Не допускать ключичное, верхнерёберное дыхание, при котором у детей поднимаются плечи. Знакомство с навыками «цепного дыхания».

                  Каждый участник хора имеет

                  постоянное Певческое место.

                  Закрепление навыков певческой установки, приобретённых в младшем хоре.

                  Закрепление навыков дыхания, усвоенных в младшем хоре. Паузы между звуками без смены дыхания. Распределение дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений и на выдержанном звуке. Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Каждый участник хора имеет постоянное певческое место.

                  Звуковедение и дикция

                  Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Правильное округление и формирование гласных. Преобладание в пении 2-х видов звуковедения: legato и non legato.

                  Добиваться ясного произношения согласных. Для тренировки и лучшей работы артикуляционнго аппарата необходимо работать с дикционными упражнениями - скороговорками. Также еффективными могут послужить и распевания со сменой гласных (бра, бре, бри, бро, бру и т.д.). Четкое произношение согласных, стоящих в конце слова, отнесение согласных к следующему слогу.

                  Постепенное расширение общего диапазона и звуковой шкалы хора. Пение с закрытым ртом. Добиваться полноты звучания хора без форсировки на forte и ровного ( не снятого с дыхания звучания) на piano.

                  Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Активное произношение текста при исполнении произведений быстрого темпа и напевное произношение при исполнении произведений кантиленного характера. Сохранение дикционной активности при нюансах р и рр. Произношение текста в ритме песен.

                  Строй и Ансамбль

                  Добиваться стройного в интонационном и ритмическом отношении пения, слитности голосов и устойчивости интонации (чистоты унисона). Стремление к овладению ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Умение правильно и стройно петь мелодию с сопровождением и без него. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Использование канонов и произведений с элементами полифонии (имитации, подголоски).

                  В работе над ансамблем ключевую роль играет умение прислушиваться к голосам поющих, не выделяться из хорового коллектива и «подравнивать» свой голосовой аппарат по силе, темпу, тембру к общему звучанию.

                  Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Пение нетрудных примеров полифонического склада. Выработка чистой интонации и звукового «баланса» при двух-, трёхголосном пении. Владение навыками пения a cappella.

                  Формирование исполнительских навыков

                  Анализ словесного текста и его содержание. Правильная передача художественного образа, фразировка и нюансы в соответствии с общим художественным замыслом. Воспитание навыков дирижёрского жеста. Сольфеджировать с дирижированием свои партии. Выразительность и эмоциональность исполнения.

                  Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Сольфеджирование, разбор незнакомого текста (пение с листа). Музыкально-теоретический разбор произведения: строение мелодии, лад, тональность, форма произведения и т. д. Многообразие агогических возможностей: сопоставление двух темпов, замедление и ускорение, различные виды фермат. Понимание смысловой основы произведения и его музыкально-художественного воплощения.

                  8. Краткие методические рекомендации

                  Певческая установка.

                  Сидячая или стоячая поза является одним из обязательных условий певческого воспитания учащихся, помогает естественному развитию певческого дыхания, следить за которым приходится постоянно в течение всего процесса обучения.

                  Навыки дыхания.

                  Дыхание требует постоянного внимания со стороны руководителя, т. к. оно - основа вокально-хоровой техники. С самого начала необходимо следить за тем, чтобы дыхание у детей во время пения было естественным. Качество, сила и продолжительность звука зависят от дыхания. Каждый участник хора должен почувствовать и осознать следующие его элементы: вдох (естественный, без напряжения), мгновенную задержку и экономное расходование воздуха при выдохе. Мы фиксируем внимание учащихся на том, что при правильном вдохе расширяется верх живота и бока. Для этого мы используем игровые методы: начиная вдох по знаку дирижера, дети держат палец возле носа(вдох производится через нос и частично через рот); затем следует резкий выдох всего набранного воздуха так, чтобы втянулся живот. А затем опять производится вдох, и при этом, естественно, живот выталкивается вперед «как мячик». Такие упражнения мы рекомендуем как физическую зарядку перед пением и проводим их все время.

                  Правильное дыхание не только способствует нормальному развитию голоса, но и охраняет голосовой аппарат от заболеваний, улучшает состояние организма.

                  Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный

                  характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого

                  произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

                  Звукообразование.

                  У учащихся характерной особенностью звукообразования является легкое звучание с использованием голосовых резонаторов. Главное внимание в работе над звуком следует уделять достижению хорошей кантилены. Постоянной должна быть забота о певческой культуре, о прекрасном звучании - свободном, естественном детском музыцировании. Пение происходит на гласных звуках, согласные быстро проговариваются.

                  Важным моментом выработки качества звучания является работа над фразой. Необходимо научить детей правильной фразировке, умению самостоятельно определять наиболее значительные по смыслу слова, мягко уходить на окончание фразы, уделять внимание распевам.

                  В младшем хоре дети приобретают необходимые навыки правильного звукообразования путем соответствующих распеваний и упражнений. Упражнение лишь тогда приносит пользу, когда поется активно, с удовольствием. Хорошо, если упражнение напевное, красивое. Его дети будут петь с большим желанием, чем абстрактную попевку, состоящую из ряда звуков.

                  Дикция.

                  Вокальная, хоровая дикция - это четкое, с соблюдением орфоэпических норм, произношение согласных и гласных звуков, это культура речи, правильные ударения в словах, а также соблюдение ребенком в речи правил логики. Ясная, четкая дикция возможна при полной свободе артикуляционного аппарата (вялая работа артикуляционного аппарата снимает звук с дыхания, нарушает чистоту интонирования). Выработка ясного произношения слов должна обязательно осуществляться в соответствии с певческой дикцией, позволяющей сохранить певучесть голоса и свободу мышц лица и гортани.

                  Необходимо помнить основные правила произношения:

                  • пение происходит на гласных звуках, с четким произношением согласных;

                  • существуют «открытые» и «закрытые» слоги; в закрытых слогах согласный звук присоединяется к следующему слогу;

                  • редуцирование согласных в трудно произносимых словах;

                  • утрирование согласной «р»;

                  • четкое произношение согласного звука в конце слова.

                  Нужно также объяснять ребятам значение непонятных слов.

                  Строй.

                  Этим словом называют точное интонирование в пении. Унисон - основа хорового звучания. Под хоровым унисоном подразумевается не только интонационно чистое одноголосие, но и обязательное слияние голосов в ансамбле. Интонирование мелодической линии хора называется горизонтальным строем, интонирование интервалов, аккордов - вертикальным строем. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведения в различных видах минора и мажора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).

                  Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

                  Ансамбль.

                  Для того чтобы добиться чистоты пения в хоре, необходимы слитность, уравновешенность звучания.

                  Ансамбль в хоре должен основываться на:

                  • уравновешенности, слитности голосов по тембру;

                  · четкости ритма;

                  · точности темпа;

                  • полной согласованности между хором и солирующим певцом;

                  • пении в единой манере.

                  Иначе нельзя говорить о ровности звучания в хоре.

                  Большое значение в работе имеет ритмический ансамбль. Ритм в пении придает исполняемому произведению четкость и динамичность.

                  Работа над формированием исполнительских навыков

                  Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и т. д.).Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения - динамики и агогики. Многообразие динамики, агогических возможностей исполнения: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный и быстрый); замедление в конце произведения; замедление и ускорение в середине произведения; различные виды фермат.

                  Дирижерский жест.

                  Главная задача - научить ребят неотрывно следить за дирижерским жестом; менять по руке темп, характер звуковедения, динамику. Необходимо точное выполнение жестов дирижера: «внимание», «дыхание», «снятие звука».

                  Внеурочная работа:

                  1. Работа с родителями.

                  В хоровом коллективе регулярно проводятся родительские собрания, на одном из которых (в начале года) избирается родительский комитет для помощи в учебной и внешкольной работе хора. Это необходимо, т.к. родители являются участниками образовательного и воспитательного процесса.

                  1. Музыкально-просветительская деятельность:

                  • музыкальные лектории;

                  • подготовка и проведение тематических мероприятий в учебном году;

                  • творческие встречи с современными композиторами;

                  • посещение выставок, музеев, театров;


                  9. Условия реализации программы
                  1. Организационно-методические:

                  • связь с методическими центрами района и города для успешной координации работы;

                  • постоянная связь с другими учреждениями данного профиля с целью обмена методическими находками, проведения творческих встреч коллективов;

                  • возможность выступать в концертных залах.

                  1. Материально - технические:

                  • просторное, хорошо освещенное помещение для занятий;

                  • отдельное место для каждого ребенка;

                  • музыкальный инструмент (фортепиано);

                  • учебные пособия и репертуарные сборники;

                  • аудио- и видеоаппаратура для записей, просмотра и анализа выступлений;

                  • стенд для отражения событий, происходящих в коллективе.

                  10. Ожидаемые результаты реализации программы

                  Знания, умения и навыки детей, приобретаемые в процессе обучения по данной программе.

                  Ученики младшего хора должны:

                  1. знать/понимать:

                  • дирижёрский жест;

                  • формы музыкальных произведений;

                  • жанры музыки;

                  • полиметр;

                  • основные гармонические функции;

                  • средства музыкальной выразительности: легато, стаккато, акценты,

                  • кульминация, форте, пиано;

                  • цепное дыхание;

                  • импровизация;

                  • ансамблевость;

                  • пение в унисон, двухголосие, трёхголосие, пение без сопровождения, канон;

                  • особенности народной и духовной музыки;

                  • основные тембры голоса;

                  • музыкальные инструменты;

                  • хоры по составу.

                  II. получить следующие вокально-интонационные навыки:

                  1. Певческая установка при пении сидя и стоя: сидеть или стоять при пении

                  прямо, не напряжённо, слегка отведя плечи назад.

                  1. Работа над дыханием. Дыхание при staccato. Цезуры. Приемы «цепного дыхания». Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений.

                  2. Звуковедение. Расширение диапазона: си малой октавы - фа². Работа над кантиленой. Пение без сопровождения. Громкость звучания голоса без форсировки.

                  3. Дикция. Усложненные дикционные упражнения. Сонорные согласные «н», «м», а также «в», «д».и.

                  4. Вокальные упражнения:

                  • смена гласных на повторяющемся звуке,

                  • мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.

                  • трезвучия вниз и вверх,

                  • небольшие мелодические обороты,

                  • секвенционные упражнения, сглаживающие регистры.

                  • пение гармонических последовательностей.

                  1. Выразительностью исполнения:

                  • выражение глаз, лица, мимика.

                  • многообразие тембровых красок голоса,

                  • точная и выразительная фразировка,

                  • соблюдение темпа, пауз, цезур.

                  7. Навыки строя и ансамбля:

                  • Выравнивание унисона, работа в горизонтальном строе. Двухголосное пение без сопровождения и с сопровождением. Работа над вертикальным строем. Выравнивание партий по звучанию. Пение канонов.

                  • Работа над текстом и партиями. Переплетающийся текст в канонах. Упражнения на противоположное и параллельное движение голосов.

                  • Сольфеджирование партий с поддержкой и без поддержки фортепиано.

                  Ученики старшего хора должны:

                  1. знать/понимать:

                  • дирижёрские жесты, касающиеся художественно-исполнительского плана произведения;

                  • формы музыкальных произведений;

                  • жанры вокальной музыки;

                  • полиметр;

                  • гармонические функции;

                  • средства музыкальной выразительности;

                  • все виды дыхания;

                  • импровизация;

                  • ансамблевость;

                  • пение в унисон, двухголосие, трёхголосие, какон, пение без сопровождения;

                  • музыкальную грамоту;

                  • основные тембры голоса.

                  1. получить следующие вокально-интонационные навыки:

                  • Двух-трехголосное пение с сопровождением и без сопровождения.

                  • Владение навыками исполнения произведений со сложным, смешанным, переменным размером.

                  • Внимательное и эмоциональное интонирование отдельного звука. Повторение, закрепление и углубление приобретенных знаний, умений, навыков.

                  • Выполнение певческих правил пения в хоре, охрана голоса в предмутационный и мутационный период.

                  • Певческая установка обеспечивает наилучшие условия для работы дыхательных органов.

                  • Дыхание ровное, спокойное, экономное, долгое. Диапазон голоса две октавы.

                  • Регулирование подачи дыхания в связи с постепенным усилением и ослаблением звука.

                  • Умение находить близкую вокальную позицию; звук певческого голоса мягкий, звонкий, полетный, с небольшой вибрацией и индивидуальным тембром.

                  • Четкая дикция.

                  Вокальные упражнения:

                  • формирование подвижности голоса к более быстрому темпу;

                  • пение закрытым ртом;

                  • упражнения на staccato исполняются на одном дыхании;

                  • свободное владение приемом «цепного дыхания»;

                  • упражнения с более широким звукорядом (октава, децима);

                  • хроматические звукоряды;

                  • 2-х, 3-х, 4-хголосные аккордовые сочетания диатонические и хроматические.

                  • градация динамических оттенков от pp до ff.

                  Навыки строя и ансамбля:

                  • Продолжается работа над горизонтальным и вертикальным строем. Трехголосные вокальные упражнения (аккордового склада).

                  • Полифонические произведения (2-х, 3-хголосные) с сопровождением. Пение по партиям, сольфеджирование произведений.

                  • Исполнение секвенционных упражнений в 2-3 голоса сольфеджио и на слоги.

                  • Сохранение строя при пении без сопровождения. 2-х, 3-х-голосья.

                  • Слуховое внимание и самоконтроль.

                  Работа над текстом и партиями.

                  • Осознанное пение по нотам способствует прочному запоминанию хорового произведения, развитию навыка пения с листа и ускоряет процесс разучивания.

                  • Правильная расстановка логических ударений в хоровом произведении.

                  Работа над исполнением хорового произведения.

                  • Анализ художественного содержания произведения. Музыкально-теоретический разбор произведения.

                  • Понимание и исполнение требований своего руководителя-дирижера.

                  • Умение правильно оценивать и интерпретировать исполняемое произведение.


                  1. Формы оценки результатов программы
                  • Открытые занятия для педагогов.

                  • Открытые занятия для родителей.

                  • Концерты, творческие встречи.

                  • Постановка музыкальных композиций, детских опер, сказок.

                  • Творческие отчеты школы.

                  • Участие детей в хоровых конкурсах и фестивалях.

                  12.Методическое обеспечение

                  Учебно-материальная база:

                  • столы и необходимое количество стульев.

                  • шкафы для хранения хоровых костюмов.

                  • шкаф для хранения хоровых партитур, нотных хрестоматий, иллюстрированной литературы.

                  • доска школьная с нотным станом.

                  • стенды для размещения партитур.

                  Инструменты и материалы:

                  • фортепиано.

                  • музыкальный центр.

                  • кассеты, диски.

                  • микрофон.

                  • фонограммы.

                  Методическое обеспечение:

                  • нотные хрестоматии.

                  • видеофильмы.

                  • фотоматериалы.

                  • музыкальная энциклопедия.

                  13. Примерный репертуарный план младшего хора

                  Произведения русских композиторов:

                  1. Ц.Кюи, ст. С.Надсона «Лунным блеском озаренная»

                  2. М. Ипполитова-Иванов, ст. А.Пушкина «Утро»

                  3. В. Ребиков, ст. Н.Некрасова «Поздняя осень»

                  4. А. Гречанинов, сл. народные «Радуга»

                  5. С.Танеев, ст. М.Лермонтова «Горные вершины»

                  6. А.Гурилев, ст. Сельского «Улетела пташечка»

                  7. А.Варламов, ст. Фета «На заре ты ее не буди»

                  8. А.Варламов, ст. Лермонтова «Белеет парус одинокий»

                  9. М.Мусоргский, ст. Пушкина «Стрекотунья-белобока»

                  10. А.Римский-Корсаков «Вторая песня Леля» из оперы «Снегурочка»

                  11. А.Римский-Корсаков «Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка»

                  12. А.Римский-Корсаков, ст. Толстого «Не ветер вея с высоты»

                  13. А.Римский-Корсаков «Проводы масленицы» из оперы «Снегурочка»

                  14. Аренский, ст. Щепкиной «Колыбельная»

                  15. А.Гречанинов, сл. народные «Радуга»

                  16. А.Гречанинов, сл. народные «Колыбельная»

                  17. А.Аренский «Комар»,«Птичка летит, летает»

                  18. А.Гречанинов «Про теленочка». «Призыв весны» «Дон-дон»

                  19. М.Ипполитов-Иванов. «Ноктюрн»

                  20. В.Калинников «Весна» «Тень-тень» «Киска»

                  21. Ц.Кюи.«Майский день»

                  Произведения зарубежных композиторов:

                  1. И.Брамс, ст. Г.Шмидта, русский текст А.Машистова. Переложение для

                  детского хора Э.Ходош «Колыбельная песня»,«Холодные горы»

                  1. Х.В.Глюк переложение Андреевой «Струн золотых напев» хор из оперы

                  «Орфей»

                  1. В.Моцарта, русский текст Э.Яблонева «Славим мир»

                  2. Л.Керубини, русский текст М.Павловой «Веселый канон»

                  3. И.С.Бах «За рекою старый дом»

                  4. Гайдн И. «Если ты дружишь с музыкой», «Пришла весна»

                  5. Л.В. Бетховен. «Малиновка» «Весною» «Край родной» «Походная песня»

                  6. К.Вебер. «Вечерняя песня»

                  7. Ф.Мендельсон. «Воскресный день»

                  10.В. Моцарт. «Цветы» «Детские игры»

                  11.Ф.Шуман. «Домик у моря»

                  12.Л.В. Бетховен. «Весенний призыв» «Гимн ночи» «Восхваление природы

                  человеком»

                  13.О.Лассо. «Тик-так»

                  14.З.Кодай. «День за окном лучится» «Мадригал»

                  Народные песни

                  1. Украинская народная песня «Галя по садочку гуляла»

                  2. Русская народная песня «Пойду ль я выйду ль я»

                  3. Русская народная песня «Заинька»

                  4. Русская народная песня «Дон-дон»

                  5. Русская народная песня «У кота»

                  6. Русская народная песня «Синица»

                  7. Русская народная песня «Не летай, соловей»

                  8. Украинская народная песня «Василёк»

                  9. Литовская народная песня «Солнышко вставало» канон

                  10. Сибирская народная песня «Про козла»

                  11. Немецкая народная песня «Возвращение птиц»

                  12. «Милый мой хоровод» (обр. В.Попова)

                  13. «Пойду ль, выйду ль я» (обр. В.Соколова)

                  14. «Как у нас во садочке» (обр. В.Калинникова)

                  15. «Скворцы прилетели» (обр. В.Калистратова)

                  16.Русская народная песня «Ах вы, сени»

                  Произведения современных русских и зарубежных композиторов

                  1. Пескова, стихи Власихиной «Кадриль»

                  2. Я. Дубравин, ст. Суслова «Рояль»

                  3. Л. Марченко, ст. М. Лермонтова «Ангел»

                  4. В. Баснера, ст. А. Галича «Песня о рыжем щенке»

                  5. Г. Струве, ст. И. Исаковой «Музыка»

                  6. Д. Эллингтон «Си - джем блюз»

                  7. Р. Хендерсон «Прощай, черный дрозд»

                  8. Озолиня, ст. А. Броделе «Лес раскинулся дремучий»

                  9. А. Баланс (Венгрия) «Маленькая азбука»

                  10. С. Халаимов «Горластые певицы»

                  11. А.Матевосян «Котик и козлик»

                  12. В.Пьянков «Снежный праздник»

                  13. Л.Марченко «Я учу английский», «Кашка-ромашка»

                  14. С. Каминский «Добрый гном»

                  15. М.Славкин «Старушка и пират»

                  16. Б.Кравченко «Вот какие башмачки»

                  17. А.Кудряшов «Тепло Родины»

                  18. Г.Гладков «Песня о волшебниках»

                  19.С.Соснин «Весёлая поездка»

                  20.Е.Подгайц «Ночной концерт»

                  21.Американская народная песня «Маленький Джо».

                  22.Польская народная песня «Слышишь песню у ворот» канон

                  23.Ройтерштейн «Вечерняя песня»

                  24.Кривилёв «Песенка о ветре»

                  25.Смирнов «Мама»

                  26.Крылатов «Песенка о снежинке»

                  27.Миляев «Весеннее танго»

                  28.А.Арутюнов «Вокальный цикл на сл.В.Семернина «Круглый год»

                  Произведения татарских композиторов:

                  1. Р.Еникеева, суз.Л.Лерон «Яфрак бэйрэме»

                  2. И.Байтирэк, суз.Б.Рэхимова «Кэз»

                  3. Р.Ахиярова, суз.Рахманколый «Яз»

                  4. Ж.Фэйзи, суз.Ф.Кэрим «Яз житэ»

                  5. Ш.Тимербулатов, суз.Р.Корбан «Бэйрэм буген»

                  6. Ж.Фэйзи, суз. Э.Ерикэй " Айлы кичтэ"

                  7. С.Садыйкова, суз. М.Ногман "Туган авылым минем каршымда"

                  8. Л.Батыр-Болгари «Лэйсэн ява», «Кулчатыр», «Кышкы учак», «Кайту»,

                  «Елак песи», «Я джазмен», «Челнинский вальс», «Казанские сапожки»

                  1. А Монасыпова «Хадича»

                  10.Татарская нар.песня « Эннеги , гённеги»

                  14. Примерный репертуарный план старшего хора

                  Произведения русских композиторов:

                  1. Р.Глиэр, «Весна», «Травка зеленеет», «С добрым утром», «Над цветами и

                  травой

                  1. А.Бородин «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь»).

                  2. М.Глинка«Жаворонок», «Ходит ветер воет в поле»,«Попутная песня» (обр.

                  для хора И.Лицвенко),«Патриотическая песня», «Венецианская ночь»

                  1. А. Гречанинов «Стучит бренчит», «Подснежник»,«Призыв весны», «Козёл

                  Васька», «Колыбельная»

                  1. А. Даргомыжский «Хор русалок» из оперы «Русалка», хоры из оперы

                  «Руслан» («Сватушка», «Свободной толпою», «Любо нам», «Тише, тише»

                  1. М. Ипполитов - Иванов «Горные вершины», «Листья в саду шелестят»,

                  «Утро», «Сосна», «Острою секирой», «Ноктюрн» ,«Крестьянская пирушка»

                  «В мае»

                  1. Ц. Кюи «Весеннее утро», «Весенняя песенка», «Весна», «Песня гроза»

                  2. М. Мусоргский «Вечерняя песня».

                  3. С.Рахманинов «Сирень», «Ночка», «Слава народу»,«Итальянская

                  полька» (обр. для хора В.Локтева)

                  1. М. Глинка. «Разгулялися, разливалися» (хор из оперы «Иван Сусанин»)

                  «Попутная песня» (перел. В.Соколова) ,«Патриотическая песня»

                  «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин»)

                  1. В.Калинников. «Жаворонок» ,«Зима»

                  2. С. Рахманинов. «Славься» ,«Ночка» ,«Сосна»

                  3. И.Стравинский. «Осень»

                  4. П.Чесноков. «Несжатая полоса» , «Лотос» ,«Зеленый шум»

                  5. П.Чесноков «Благослови душе»

                  6. Мелодия и слова канта УШ века «Шедше трие цари» обр. М.Малевича

                  7. Тропари праздников

                  8. «Христос воскресе» старинная детская песня. Муз неизвестного

                  автора, стихи А.Майкова

                  1. Величание на Рождество Пресвятой Богородицы

                  Произведения зарубежных композиторов:

                  1. Л. Керубини «Канон»

                  2. В.А.Моцарт «Маленькая пряха»

                  3. Неизвестный итальянский композитор ХVI в. «Фиалка»

                  4. И.Христианин «Среднерусская заря»

                  5. Ф.Шуман «Любовь поэта» (цикл песен на слова Г. Гейне)

                  6. Ф.Шуберт «Мельник»

                  7. Итальянская народная песня «В путь»

                  8. Г.Гендель «Аллилуйя»

                  9. И.Бах . «Перед дорогой», «Жизнь хороша», «Весенняя песня»

                  (переложение для детского хора В. Попова)

                  1. Л.Бетховен «Счастливый человек», «Весною» пер. В.Попова

                  2. И. Брамс «Колыбельная» переложение А. Луканина

                  3. Й.Гайдн «Пришла весна»

                  4. Г.Гендель «Песни победы» из оратории «Иуда Маккавей»

                  5. Э.Григ «Колыбельная сольвейг» из музыки к драме Г.Ибсена

                  «Пер Гюнт» (переложение для хора К. Лебедева)

                  1. А.Дворжак «Детская песня», «Славянские напевы»

                  2. О.Лассо «Тик - так»

                  3. Ф.Лист «Весёлые игры»

                  4. Ф. Мендельсон «Воскресный день»

                  Народные песни

                  1. Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку»

                  2. Русская народная песня в обр. Гречанинова «Сеяли девушки яровой

                  хмель»

                  1. А.Леонтович (украинская народная песня, обр.) «Дударик»

                  2. А.Ленский (узбекская народная песня, обр.) «Бригадир»

                  3. В.Соколов (белорусская народная песня, обр.) «Весняка»

                  4. К.Стеценко (украинская народная песня, гармонизация)«Заповiт»

                  5. Ильин (австрийская народная песня, обр.) «Кукушка»

                  6. В.Локтев (латышская народная песня, обр.) «Вей ветерок»

                  7. М.Парцхаладзе (венгерская народная песня, обр.) «Ну и чудеса»

                  10.А.Свешников (славацкая народная песня, обр.) «Доброй ночи»

                  11.Русская народная песня «Ты рябина ли, рябинушка» (обраб. Розовой О.)

                  12.Русская народная песня в обработке Гурилева «По улице мостовой»

                  13.Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку».

                  Произведения современных русских и зарубежных композиторов

                  1. А.Аренский «Цветики, цветочки»

                  2. Е. Ботяров «Голубая даль зовёт»

                  3. Р.Бойко «Новогоднее пожелание России», «Твоё обещание», «В путь»,

                  «Две песенки», «Морская песенка», «Утро»,«Уроки чудеса», «Поутру»,

                  1. И. Галкин «Утёс»

                  2. Б.Сметана «Моя звезда»

                  3. П.Чесноков «Крестьянская пирушка», «Распустилась черёмуха»,

                  «Лотос», «Зелёный шум»

                  1. Ю.Чичков «Любовь ты Россия моя», «Руки вы простые», «Весна не за

                  горами», «Песня ночного города», «Славься, Москва», «Затишье», «Утро

                  школьное,здравствуй», «Цикл песен», «Скандал», «У костра»

                  1. Я.Дубравин «Сочиненье о весне»

                  2. В.Гаврилин «Мама»

                  3. Песни в разных стилях «Небылицы»(в немецком стиле ), « Пляска» (В

                  белорусском стиле), «Хозяйка» (в молдавском стиле)

                  1. Я.Дубравин «Гаммы» «Рояль»,»Легенда о бобре»,»Мы в доме одном

                  живём»

                  1. М.Минков «Дорога добра»

                  2. А.Петров «Зов синевы»(из к/ф «Синяя птица»)

                  3. Л.Рид,Б.Мейсон «Прощальный вальс»

                  4. А.Арутюнов «Вокальный цикл на сл.В.Семернина «Круглый год»

                  5. Г.Струве «Матерям погибших героев

                  Произведения татарских композиторов:

                  1. Л.Батыр-Болгари « Су буеннан энкэй кайтып килэ», «Мин сине шундый

                  сагындым»

                  1. Э.Шарафиев « Уйнагыз, Гармуннар»

                  2. С.Хабибуллин «Эзлэдем, бэгьрем, сине»

                  3. Р.Яхин «Китмэ,сандугач»

                  4. С.Садыкова «Жидегэн чишмэ»

                  5. Р.Ахиярова «Яратыгыз»


                  1. Список литературы

                  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения а общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.

                  2. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104-113.

                  3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220 с.

                  4. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.

                  5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.

                  6. Краснощёков В. И. Вопросы хороведения. - М., «Музыка», 1969

                  7. Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.

                  8. Малыши поют классику: Для детского хора в сопровождении фортепиано. Выпуск 2. Русская музыка / Сост. Афанасьева-Шешукова. - СПб., «Композитор», 1998

                  9. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.

                  10. Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106..

                  11. Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23.

                  12. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. 152 с.

                  13. Подгайц Е. И. Полезный совет. Песни и хоры для детей среднего и старшего школьного возраста в сопровождении фортепиано. - М., «Композитор», 1994


                  © 2010-2022