• Преподавателю
  • Музыка
  • План-конспект урока по предмету музыкальная литература на тему Клавирное творчество Й. Гайдна

План-конспект урока по предмету музыкальная литература на тему Клавирное творчество Й. Гайдна

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока №1

Тема: И. Гайдн. Клавирное творчество. Соната Ре мажор.

Цель: познакомить обучающихся с клавирным творчеством Й.Гайдна.

Задачи:1. Образовательная: дать понятия соната, сонатная форма; разобрать сонату Ре мажор.

2.Воспитательная: осознанное отношение к клавирному творчеству Й.Гайдна.

3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.

Методы: словесный, наглядный, перспективы, ретроспективы, сравнения, музыкального обобщения.

Демонстрационный материал: портрет Й.Гайдна.

Музыкальный материал: Соната Ре мажор.

Оборудование: мультимедиа, ноутбук, колонки.

Использование ИКТ: жесткий диск, флэш-накопитель

Список методической и используемой литературы

1. Программа учебного предмета ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы

в области музыкального искусства «Народные инструменты» 2 класс (5-летний курс обучения), 2015 год.

2.Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно-европейской музыки. Второй год обучения. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

3.Кушнир М.Б. Аудиопособие для учебных заведений. Музыка зарубежных стран. - М.: Музыкальный Издательский Дом ЛАНДГРАФ, 2007.

4.Элетронные ресурсы: orpheusmusic.ru/publ/jozef_gajdn_klavirnoe_tvorchestvo_sonata_re_mazhor/480-1-0-785

Название ресурса: тематическая подборка материала

Ход урока

Когда Гайдн создавал свои клавирные произведения, фортепиано постепенно вытесняло из музыкальной практики клавесин и клавикорд. Свои ранние сочинения Гайдн писал еще для этих старинных клавишных инструментов, а на изданиях более поздних лет стал указывать «для клавесина или фортепиано» и, наконец, иногда только «для фортепиано».

Среди его клавирных произведений самое значительное место принадлежит сольным сонатам. Прежде считали, что у Гайдна их всего 52. Но затем, благодаря розыскам исследователей, это число увеличилось до 62-х. К наиболее известным из них относятся сонаты ре мажор и ми минор .

Соната ре мажор Тема главной партии, начинающая первую часть этой сонаты, - брызжущая весельем и жизнерадостностью пляска с по-мальчишески озорными октавными скачками, форшлагами, мордентами и повторами звуков. Такую музыку можно также представить себе звучащей в опере-буффа. Веселые, суетливые пассажи шестнадцатых наполняют связующую партию. А тема побочной партии (в тональности ля мажор) - тоже танцевальная, только более сдержанная, изящная. Но вот в развитие темы побочной партии проникают озорные скачки из главной партии, а затем - суетливое пассажное Движение из связующей партии. Оно становится более напряженным, размашистым и вдруг быстро утихомиривается - словно по какому-то мгновенно принятому решению. После этого экспозицию завершает беспечно пританцовывающая заключи-тельная партия. В разработке опять много оживленной суеты.

Здесь октавные скачки из темы главной партии, перемещаясь в левую руку, делаются еще озорнее, а пассажное движение достигает ещё большей напряженности и широкого размаха, чем в развитии темы побочной партии в экспозиции. В репризе звучание побочной и заключительной партий в основной тональности (ре мажор) прочно закрепляет господство радостного настроения. Самый сильный контраст вносит в сонату краткая вторая часть, медленная и сдержанная по характеру. Она написана в одноименной тональности ре минор. В музыке слышится тяжелая поступь сарабанды - старинного танца, нередко приобретавшего характер траурного шествия. А в выразительных мелодических возгласах с триолями и пунктирными ритмическими фигурами есть сходство с горестными напевами венгерских цыган. Но в оптимистическом искусстве Гайдна мрачные образ» смерти всегда побеждаются светлыми образами жизни. И реминорная вторая часть этой сонаты, заканчиваясь не на тоническом, а на доминантовом аккорде, непосредственно переходит стремительный ре-мажорный финал.

Финал построен в форме рондо, где главная тема - рефрен (в основной тональности ре мажор) - повторяется трижды, а между ее повторами нахо-дятся изменяющиеся разделы - эпизоды: первый эпизод в ре миноре, а второй - в соль мажоре. Здесь лишь в первом, ре-минорном эпизоде проскальзывают скорбные воспоминания - отзвук средней части. Второй же, соль-мажорный эпизод уже беспечно весел и приводит к шуточной «перекличке» правой и левой рук на одной ноте. А полетно-танцевальная главная тема финала (рефрен рондо) - одна из самых жизнерадостных у Гайдна.

Д/з 1) Прочитать и выучить тему

2) Приготовиться к викторине по сонате Ре мажор Й.Гайдна.



© 2010-2022