Рабочая программа по музыке 2 класс

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нагадакская СОШ»

муниципального района Аургазинский район

Республики Башкортостан



Рассмотрено.

на заседании ШМО

протокол №____ от_______________

Согласовано.

Зам.директора по УВР

__________

Утверждаю.

Директор МБОУ " Нагадакская СОШ"

___________

Приказ №_________

от «__»__________2014__г.

Рабочая программа

по музыке в 2 классе

на 2014-2015 учебный год

Учитель: Арсланова Альфия Мидхатовна



2014 год


I.Пояснительная записка


Рабочая программа для 2 класса составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;

  2. Авторской программы курса «Музыка 1-4» », В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак, Москва, Дрофа 2011

  3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Нагадакская СОШ»; программы формирования УУД.

  4. Учебного плана начального общего образования МБОУ «Нагадакская СОШ» на 2014-2015 учебный год приказ № 24 от 29.08.2014 года.

Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, содержит распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам, а также определяет конкретные виды музыкально-творческой деятельности учащихся.

Целью музыкального образования является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи музыкального образования направлены на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий формируются эстетические и ценностно - смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе. Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения вы являть выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа по музыке для 2 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки с предметами: «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир». В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (JI. Предтеченская), системный подход от частного к общему.

II. Общая характеристика учебного предмета.

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Содержание 2 класса углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как «Музыкально-театральные жанры», «Музыкальные инструменты», «Музыка, живопись, поэзия», «Основы музыкальной грамоты».

Главная тема 2 класса - «Музыкальная прогулка».

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Авторы допускают творческий подход со стороны учителя в том, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного музыкального материала, методики проведения урока.

При отборе и выстраивании музыкального репертуара в программе предусматривается его ориентация:

- на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству;

- на раскрытие содержания музыки через ее интонационную сущность;

- на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой учащимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ.

III. Место предмета в базисном учебном плане.

По учебному плану МБОУ « Нагадакская СОШ» на 2014 - 2015 учебный год на изучение предмета «Музыка» в 2 классе отводится 1 учебный час в неделю и того 34 часа в год. По программе «Музыка» ». В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак,на изучение предмета «Музыка» отводится 1 учебный час в неделю и того 34 часа в год.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры:

  1. Формирование сознательного отношения к учебному предмету.

  2. Развитие у учащихся интереса к занятиям музыкой.

  3. Привить основы художественного вкуса;

  4. Воспитание культурной личности.

  5. Развитие стремления использовать знания об искусстве в повседневной жизни.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В области личностных результатов:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального музицирования;)

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

В области метапредметных результатов:

- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 2 класса);

- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, деревни).

В области предметных результатов:

- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально- творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально - пластическое движение, участие в музыкально - драматических спектаклях);

- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;

- владение некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, лад (мажор - минор), динамики (громко - тихо);

- узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов симфонического оркестра, а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);

- проявление навыков вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).


VI. Содержание учебного предмета




№ п/п

Тема

Кол-во часов

Тема года: «Музыкальная прогулка»

1

Прогулка

1

2

Картинки с выставки

1

3

Осенины

1

4

Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков

1

5

В оперном театре

1

6

Осень: поэт, художник, композитор

1

7

Весело - грустно

2

8

Озорные частушки

1

9

Мелодия - душа музыки

1

10

Вечный солнечный свет в музыке - имя тебе Моцарт!

1

11

Музыкальная интонация

1

12

Ноты долгие и короткие

1

13

Величественный орган

1

14

«Балло» означает «танцую»

1

15

Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»

1

16

Зима: поэт, художник, композитор

1

17

Для чего нужен музыкальный размер?

2

18

«Марш Черномора»

1

19

Инструмент-оркестр. Фортепиано

1

20

Музыкальный аккомпанемент

1

21

Праздник бабушек и мам

1

22

«Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова

2

23

Диезы, бемоли, бекары

1

24

«Где это видано...»

1

25

Весна: поэт, художник, композитор

1

26

Звуки-краски

1

27

Звуки клавесина

1

28

Тембры-краски

1

29

«Эту музыку легкую... называют эстрадною...»

1

30

Музыка из детских кинофильмов

1

VII. Тематическое планирование


№п\п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной

деятельности учащихся

Планируемые результаты

Дата

проведения

Предметные

Метапредметные и

личностные УУД

План.

Факт.

1

Музыкальная прогулка

1

Средства музыкальной выразительности (темп, динамика и т. п.). Выявление содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Интонация в музыкальном произведении.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Основы музыкальной грамоты.

Знать/ понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор - исполнитель - слушатель»

Знать/ понимать: названиепервичных жанров: песня, танец, марш.

Уметь: определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений

Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Сформулированность эмоционального отношения к искусству,

5.09

2

М.П.Мусоргский

« Картинки с выставки»

1

12.09

19.09

3

Осенины

4

Композитор - сказочник Н.А.Римский - Корсаков

1

26.09

5

В оперном театре

1

3.10

6

Осень: поэт, художник, композитор.

1

10.10

7-8

Весело- грустно

2

17.10

24.10

9

Озорные частушки

1

31.10

10

Мелодия -душа музыки

1

7.11

11

Творчество В.А.Моцарта

1

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения.

Распознавать и эмоциональнооткликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение)

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение

Уметь: выявлять характерныеособенности жанров: песни, танца, марша, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

определять и сравнивать характер,настроение в музыкальных произведениях; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.

Знать/ понимать: закрепление понятий - мелодия и аккомпанемент, значение термина - ритмический рисунок.

Уметь: найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения музыкального произведения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение)

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение

Исполнять,инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

14.11

12

Интонация в музыке

1

21.11

13

Ноты долгие и короткие

1

28.11

5.12

14

Величественный орган

1

12.12

15

Балет

1

16

П.И.Чайковский « Щелкунчик»

1

19.12

17

Зима: поэт, художник, композитор

1

Исполнять,инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)

Различие жанров музыкальных произведений. Особенности звучания марша Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки

Знать/ понимать: определение жанров: опер, симфония, концерт, балет,сходства и различия, названия произведений и их авторов.

Уметь: вслушиваться в звучащую музыку и

Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

26.12

18-19

Музыкальный размер

2

16.01

23.01

20

М.И.Глинка

« Марш Черномора»

30.01

1

определять характер произведения, выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.


21

Инструментальный оркестр. Фортепиано.

1

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

6.02

22

Музыкальный аккомпанимент

1

13.02

23

Праздник бабушек и мам.

1

20.02

24-25

Н.А.Римский - Корсаков. Весенняя сказка « Снегурочка»

2

27.02

6.03

26

Диезы, бемоли, бекары.

1

Исполнять,инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров

Знать/ понимать: определения: опера,хор, солисты, оркестр. Различать характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый.

Уметь: назвать понравившееся произведения, дать его характеристику. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки

Исполнять,инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров

13.03

27

Где это видано….

1

1

Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение.

Знать/ понимать: что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. Понимать триединство: композитор - исполнитель - слушатель.

Уметь: размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации

Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение.

20.03



3.04

28

Тема весны в музыкальных произведениях

29

Звуки - краски

1

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыкиСоотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения

Знакомство с музыкальными произведениями из детских кинофильмов.

Воплощать музыкальное развитие образав собственном исполнении: пении, игре на муз. Инструментах, музыкально-пластическом движении

Знать/понимать формы построения музыкального произведения

Уметь: различатьформы построения музыкального произведения

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения

Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм

Воплощать музыкальное развитие образав собственном исполнении: пении, игре на муз. инструментах, музыкально-пластическом движении

Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.


Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования

10.04

17.04

30

Звуки клавесина

1

24.04

31

32

Тембры - краски

Музыка из детских кинофильмов

1

1

18.05

15.05

33 -34

Крупнейшие оперные театры и их роль в культуре

1

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх - драматизациях.

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Знать/ понимать: название русских народных инструментов - свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты.Уметь: распознавать духовые и струнные инструменты.

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх драматизациях.Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

22.05

29.09




VIII. Материально - техническое обеспечение:


Методические пособия для учителя:

  1. Музыка. 2 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2011. - 208 с.: ноты.

  2. Музыка. 2 класс [Электронный ресурс] : фонохрестоматия на 2 CD / В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2011. - 2 электрон, опт. диска (CD-Rom).

  3. Музыка. 1-4 классы [Текст] : конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г. В. Стюхина. - Волгоград : Учитель, 2010.

  4. Курушина, Т. А. Музыка. 1-6 классы [Текст] : творческое развитие учащихся : конспекты уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград : Учитель, 2009.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.

  2. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб. : ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.

  3. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М..: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

  4. Финкельштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкельштейн. - СПб. : Композитор, 1997.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : ru. wikipedia.org/wiki

  2. Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : classic.chubrik.ru

  3. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: music-dic.ru

  4. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic _music











© 2010-2022