Внеклассное занятие по музыке

Учащиеся знакомятся с картиной А Рублева "Троица" И. Шишкина "Среди долины ровныя". Раскрывают взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусств разных эпох Учатся развивать образное и ассоциативное мышление. Сравнивают произведения художников и композиторов.Выдвигают гипотезу: Я предполагаю, что изобразительное искусство и музыка тесно связаны между собой. Вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка об...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска Саратовской области»


Взаимодействие искусств







2013г.


Оглавление

  1. Введение

  2. Картина А.Рублева «Троица»

  3. «Тихая мелодия» С. Рахманинова.

  4. Картина И. Шишкина «Среди долины ровныя»

  5. К.Дебюсси «Шаги на снегу»

  6. Рефлексия

  7. Заключение.

Цель:

Расширить художественный и жизненный кругозор. Научиться воспринимать единую художественную культуру.

Задачи:

  1. Изучить картину Рублева «Троица», и Шишкина « Среди долины ровныя»

  2. Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы и живописи на примерах произведений искусства разных эпох.

  3. Развить образное и ассоциативное мышление, уметь сравнивать произведения художников и композиторов.

  4. Донести до учащихся полученную информацию.

  5. Изучить различные источники информации, используя фонды городских и школьных библиотек, Интернет- ресурсы

Гипотеза:

Я предполагаю, что изобразительное искусство и музыка тесно связаны между собой. Вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись слышимость.





Музыка до того точно передает

построение, что иногда решительно не хватает

слов для описания и изложения этого настроения.

Живопись дает образ и мысль, и нужно

создать в своем воображении настроение,

а музыка дает настроение, и по нему

надобно воссоздать мысль и образ

Римский-Корсаков.


  1. Введение.

Вы, вероятно, не раз бывали в музеях, и, наверное, обратили внимание на то, что несмотря на многолюдье, в залах музея всегда царит тишина. Все здесь подчинено настроению человеческой души на контакт с подлинным искусством, подлинной красотой. Вот почему здесь говорят полушепотом, тихо переходя из зала в зал.

Тихо и немноголюдно в залах музея, где представлено древнерусское искусство, но не проходите мимо этих шедевров русской живописи. Всмотритесь в них, вслушайтесь и вам откроется удивительный мир. Давайте на минуту представим, что мы находимся в одном из таких залов.

2.Пред вами представлена картина Рублева «Троица».

Она была написана очень давно, почти 5 веков назад. Но она принадлежит к тем реликвиям, к тем редким произведениям живописи, которые никогда не перестанут волновать умы и сердца людей. Сюжет этой картины таков. Он был взят из библии и рассказ в нем о том, как к 100летнему старцу Аврааму и его супруге Саре явились однажды 3 ангела и принесли весть, что Авраам станет родоначальником целого народа. Но самое интересное было то, что в лице 3-х спутников явились к нему сам Бог в 3-х лицах: Бог-отец, Бог-сын, Бог - дух святой. Послушайте, как об этом рассказал в стихах Василенко:

Три ангела, три странника у дуба
Маврийского. Какая тишина
от них исходит! Как, озарена,
сияет глубь иконы! Сердцу любы
они давно. Печалью мягкой светят
глаза у одного, и нежный лик
его задумчив, он главой поник;
в другом - величие; строг и светел третий!
Пред ними чаша. Посохи свои
они поставили. Пред вещей тайной
дух замирает. Тихи, не случайны
сейчас их речи, полные любви.
Они здесь близко. В мир сошли печали,
чтоб осенить покровом и спасти,-
три странника из озаренной дали,
вкушающие хлеб и соль в пути.

Обобщение: В древности краски были более яркими, а живопись более плотной и определенной. Время лишило многие краски, силы цвета, но оказалось не в состоянии лишить их значении тех символов, которые они обозначают. Посмотрите, здесь преобладают золотисто-зеленые и голубые тона. Золото - как символ света, солнца, символ божества. Именно это цвет сообщает иконе тихое сияние и она напоминает нам чистое лучистое солнце.

Трехкратно повторяется лазурь. Это символ неба, который говорит нам о небесном происхождении этих ангелов. Впервые Рублев находит темно-вишневые цвета, который в сочетании сголубым создает настроение торжественности и вместе с тем скорби от облика среднего ангела. Как немного красок, но они обладают такой силой, что мы запоминаем этот колорит даже после первого и краткого ознакомления с иконой.

А можем ли мы сказать, что эта картина музыкальна?

Гипотеза: Мы можем сказать, что краски здесь певучие, что во всем настроении есть нечто столь мелодичное, рисунок и краски сочетаются таким глубоким чувством, что они воспринимаются как переложенная на язык живописи музыка.

А теперь закройте глаза и представьте, какую музыку вы слышите?

(«Тихая мелодия» - С. Рахманинова)


  1. «Тихая мелодия» - так называется произведение, которое написал Сергей Рахманинов. И Рахманинов, как художник с особым духовным дарованием, также послужил для всего мира особым откровением. Его "Всенощное бдение" стоит в ряду с "Троицей" Андрея Рублева. Великую музыку невозможно изобразить словами и эпитетами, потому что она неописуема. Музыка Рахманинова - духовно насыщенная, необычайно величественная, красочная, нежная и мечтательная. Она рассказывает миру о Боге и о любящей Его прекрасной Святой Руси, поющей Ему славу своим неповторимым колокольным гласом… О России, чьи бескрайние просторы украшены величественными храмами, наполненными чудотворными иконами, возвышенными молитвами и духовными песнопениями…

Гипотеза: Я считаю, что эти два произведения настолько похожи друг на друга, что невозможно представить одно произведение без другого. Смотришь на картину а в голове звучит музыка С. Рахманинова, а слушая музыку представляешь картину Рублева

4. А теперь перейдем в следующий зал. Здесь вы видите картины художников 19века:

Л.А.Шишкина, И.И.Левитана, А.К. Саврасова, К.А.Коровина. Но мне больше всего хочется остановиться на картине Шишкина «Среди долины ровныя…»

2 марта 1883 года в концертном зале Академии художеств открылась 2-я передвижная выставка. С начала ее открытия и до дня ее закрытия народ толпился возле картины Шишкина. Действительно, много неожиданного было в этой работе.

Обобщение: Все привыкли считать Шишкина царем леса. Но тут зритель увидел обширную равнину. Эта картина получила название по 1-м строчкам забытого романса А. Ф. Мерзлякова, который называется « Одиночество»

На страницах «Петербургской газеты» в то время писали:

  • Давно не видели пейзажа мы такого,
    Не бьющего на шик, но мастерского.
    Кисть Шишкина в любой черте видна:
    Забытому романсу Мерзлякова
    Им прелесть новая дана.

Романс: «Среди долины ровныя»

Обобщение: И художника и поэта связывают с написанием своих произведений печальные события. Наверное, поэтому зритель, увидев перед собой обширную равнину, почувствовал настроение, созвучное тому, которое вызывала песня А.Ф. Мерзлякова.

5.А теперь обратите внимание на эти 3 картины:

«Буря» Айвазовского

«Лунная ночь» Коровина

«На севере диком» Шишкина

Прислушаемся к картинам и попробуем определить к какой из них подходит музыка

Дебюси («Следы на снегу»)

Среди музыкантов импрессионистов прославился своими красивейшими произведениями Клод Дебюсси. Музыку К. Дебюсси «Следы на снегу» никак нельзя считать только зарисовкой зимней природы. Она полна психологического смысла. Впечатление скованности, застылости, беспредельной пустоты. Скорбная, тоскливая, музыка прелюдии зарождается в тишине, растет, достигая кульминации, а затем тихо замирает.

Гипотеза: вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись слышимость. Давайте убедимся еще раз в этой способности «увидеть музыку и услышать живопись».


  1. Рефлексия:

Представьте себе, что в классе у нас собрались литераторы, музыканты и художники. Класс делится на 3 группы. Сейчас прозвучит музыка.

Поэтому задача литераторов будет следующей: подобрать литературный сюжет к этой музыке из предложенных отрывков, озаглавить

Музыкантам - подобрать слова, которые выражают настроение этой музыки (используя эмоциональный словарь)

Художникам- подобрать цвета краски к будущей картине или нарисовать небольшой рисунок

Звучит «Баба-Яга» Лядова. Ответы обсуждаются.


  1. Заключение: Обратите внимание на эпиграф. Разговор об общем и разном. Поскольку есть эта общность, мы сможем проникнуть в те чувства и настроение, которые содержатся в любой работе живописца и музыканта. Просто надо повнимательней вслушаться в мелодию картин, ритм и краски и они откроют вам яркий звучный мир. Портреты заговорят с вами как живые люди, пейзажи будут ласкать глаз, но и будут будоражить ваши души.

Звучит песня Дубравина «Картины старых мастеров.










Используемая литература:

1.
Н.М. Молева «Выдающиеся русские художники - педагоги»- Просвещение 1991

2. Н.А. Дмитриева «Краткая история искусств» - Искусство 1985

3. В.Б. Розенвассер «Беседы об искусстве» - Просвещение 1979

4. В.В.Ванслов «Изобразительное искусство и музыка». - Л.

5. Художник РСФСР, 1983 год.

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8_%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%8F

nightinspiratio.ucoz.ru/publ/odinochestvo/1-1-0-19

knowledge.allbest.ru/music/2c0b65625a3ad78a4d43b88421206c27_0.html

musike.ru/index.php?id=99


© 2010-2022