Сказочная тема в музыке

Цель: расширить представление учащихся о  связи двух направлений в искусстве - литературы и музыки на примере таких жанров, как  балет и  опера. Задачи Образовательная: - познакомить учащихся со  сценическим  творчеством  Н. Римского– Корсакова,  П.Чайковского.   - просмотреть и прослушать видеофрагменты из оперы  Н.Римского–Корсакова «Снегурочка, балета  «Щелкунчик»;  - закрепить понятия: опера, балет, либретто, симфонический оркестр; - ознакомить с традицией празднования Рождества. Развивающ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: Сказочная тема в музыке

Художественное название урока: «И нет предела красоте, и нет предела счастью. А музыка царит везде, борясь со злым несчастьем»


Эпиграф:

Литература, музыка - всегда

Союз искусства и добра.

Союз великого, земного,

Такого близкого, родного - искусства

Тип урока: обобщения и систематизация знаний

Жанр: урок- путешествие в сказочную страну «Театр»

Цель: расширить представление учащихся о связи двух направлений в искусстве - литературы и музыки на примере таких жанров, как балет и опера.

Задачи

Образовательная:

- познакомить учащихся со сценическим творчеством Н. Римского- Корсакова, П.Чайковского.

- просмотреть и прослушать видеофрагменты из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка, балета «Щелкунчик»;

- закрепить понятия: опера, балет, либретто, симфонический оркестр;

- ознакомить с традицией празднования Рождества.

Развивающая:

- развивать вокально-хоровые навыки (работа над интонацией и ритмом в песне), зрительную и слуховую память, внимание и воображение;

- развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческую фантазию, воображение;

- способствовать формированию чувства эстетического восприятия произведений искусства;

- научить логически интерпретировать прослушанные фрагменты музыки.

Воспитательная:

- воспитывать любовь к высокому искусству во всех его проявлениях, к классической музыке, творческому наследию великих композиторов.

Методы: ассоциация, ролевая игра, работа в группах.

Оборудование:

- технические средства: мультимедийный проектор (презентация темы), магнитофон (аудио запись CD - 5 класс); словарь настроений музыки;

Оформление доски: тема семестра, эпиграф, портреты П.И. Чайковского,

Н. Римского-Корсакова;

- словарь эстетических эмоций;

- схема названия музыкального произведения;

- набор образовательной игры.

Музыкальный материал:

«Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»;

Ария и сцена из оперы «Снегурочка»

Ход урока

І. Организационный момент урока

Вход учащихся под музыку П. Чайковского «Марш» из балета «Щелкунчик». Музыкальное приветствие.

II. Актуализация опорных знаний

Объявление темы урока, эпиграфа к уроку, цели и задач.

Слайд 1, 2, 3, 4

III. Мотивация урока

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в сказочное путешествие в страну под чудесным названием Театр, побываем с вами на оперном и балетном спектаклях. Во время путешествия постараемся найти ответ на вопрос: «Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы»?

Учитель: Ребята, в каком музыкальном жанре действующие лица поют в сопровождении оркестра? (Опера) слайд 5

- «Как называется литературный сюжет в опере? (Либретто) слайд 6

Продолжите предложение: Балет - это музыкально-сценический спектакль, где……слайд 7.

Учитель: Литература и музыка - два великих начала. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействовали, нередко спорили и боролись, нередко приходили к согласию и взаимопониманию. В споре рождались разные жанры: вокальные, инструментальные, оперные и балетные спектакли.

Что случилось бы с литературой, если бы не было музыки? Не было бы никаких песен, не сочинялись бы оперные и балетные спектакли.

Не было бы литературы, остались бы одни вокализы. Часто музыка становится основным сюжетом для литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту, пробуждает чувства людей, останавливает зло. И уж конечно, невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка. Итак, я вас приглашаю в Театр, слайд 8

Учитель: Ребята, вы обратили внимание на свои билеты.

Билет с цифрой 1 - это номер места в ложе. (Ложа-место в зрительном зале, отведенное для нескольких лиц). Для «Музыкальных критиков» - с цифрой 2.1, 2.2 и т.д. Ложа для «Художников» - с цифрой 3 - для «Литературоведов», слайд 9.

Обратимся еще раз к теме урока (читают все вместе): «Сказочная тема в профессиональной музыке». Загадочный, чарующий мир сказки. Сказками увлекались и увлекаются не только дети, но и взрослые. Эта тема привлекала профессиональных композиторов, которые посредством музыки раскрывали образы сказочных героев. Сегодня мы познакомимся со сказочной темой в музыке Николая Римского-Корсакова, с творчеством которого вы уже знакомы. (Ответы детей) Это «Сказка-опера о царе Салтане», опера-былина

« Садко», слайд 10

Сегодня мы познакомимся с оперой «Снегурочка». Написал литературный сюжет Алексей Островский, слайд 11. Это пьеса - сказка о сказочной стране Берендеев, где царит добро, справедливость и любовь, слайд 12, 13, 14, 15

Видеопросмотр и слушание фрагментов из оперы « Снегурочка»

  1. Обсуждение видеоматериала.

Учитель: Вопрос к «Музыкантам»: Кто сочинил эту оперу? (Николай Андреевич Римский-Корсаков).

Вопрос к «Музыкальным критикам»: Какой музыкальный жанр нас привел в оперу? (В оперу нас привела песня).

Учитель: Вопрос к « Критикам»: С помощью каких средств воплощен сюжета оперы? Какие это средства?

Критики: ритм, мелодия, песня.

Учитель: Кто помогает зрителю в восприятии этих средств?

Музыканты:. Оркестр, музыканты, артисты оперы.

Учитель: Какое настроение у героев данного фрагмента оперы?

Музыканты: Отвечают.

Учитель: А что усиливает наше восприятие оперного спектакля? Художники: Костюмы артистов, декорации, красивая музыка.

Учитель: Ребята, как изображает композитор характер героев: Снегурочки, Весны и Зимы?

Критики: Критики дают ответы, обращаясь к словарю.

Учитель: Ребята, сейчас у нас небольшая пауза. Вы знаете, что в театре тоже бывает перерыв между действиями, который называется антракт, чтобы герои переоделись и подготовились к продолжению спектакля. Ну, а мы, так же отдохнем и проведем физминутку для глаз, слайд 16.

Учитель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас на балет « Щелкунчик».

Балет «Щелкунчик» - один из самых любимых балетов и среди зрителей, и среди исполнителей музыку к балету написал Петр Ильич Чайковский. Основой для него стала детская сказка немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» о новогодних приключениях девочки, которые приснились ей после рождественского праздничного вечера, слайд 17.

- Знакома ли вам эта сказка?

- А кто помнит героев этой сказки? (Ответы детей). В сюжете тесно переплелись реальные образы - Маши и ее брата, Фокусника, гостей и фантастические - Щелкунчик, король мышей, игрушки и сладости.

Балет "Щелкунчик" был написан П.И. Чайковским в 1891 году. Впервые был поставлен М.И. Петипа и Л.И. Ивановым на сцене Мариинского театра в 1892 году. Как и в других балетах, в «Щелкунчике» Чайковского особенно привлекла возможность музыкальными средствами, воплотить всегда привлекавшую его, гуманистическую идею - борьбу Добра со Злом, победу Света над Мраком. Добрая сказка нашла воплощение в лирическом балете.

Учитель: Искусство хореографии органически связано с музыкой, которую пишет композитор на основе либретто. В основе лежит классический танец. В танце раскрываются содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения и поступки. Сольные танцы называются в балете вариациями. Подобно оперной арии, балетная вариация словно рисует портрет героя, помогает понять его характер. Открывает рождественский вечер «Марш» дети веселятся, радуются подаркам, слайд 18. Праздник заканчивается, все засыпают, и снится девочке сон, где она попадает в страну сладостей, где ее встречает сама Фея Драже - хозяйка волшебного царства сластей. Необычайна музыкальная характеристика Феи Драже. Чайковский использовал здесь новый в то время музыкальный инструмент, специально выписанный им из Франции - челесту. Прозрачно-серебристый тембр челесты помогает передать в музыке переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветных леденцов вместо молоточков, слайд17

Я приглашаю вас просмотреть и прослушать фрагмент из балета «Танец феи Драже»

Слушание и просмотр видеоматериала

Обсуждение видеоматериала.

Учитель: Каким создал образ Феи Драже композитор?

Музыкант: Образ нежной, доброй феи.

Учитель: Какой инструмент рисует характер феи? ( Ответ критиков)

Вопрос к « Литераторам»: В канун, какого праздника происходит действие?

Учитель: Чем классический костюм балерины отличается от костюма актёра драматического театра?

Художники: Лёгкое платье или пачки, пуанты, гладко уложенные волосы, ничего лишнего. Ничто не должно мешать при исполнении танцевальных движений.

Учитель: вопрос к «Музыкантам»: какие средства выразительности использовал композитор? В чем разница между балетом и оперой?

Вопрос к « Критикам»: Какой же музыкальный жанр нас привел в балет? (Танец).

Музыканты отвечают. Ребята, а как чувства передаются в балете? (С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов).

Молодцы, ребята!

Вокально-хоровая работа

Мы сегодня подготовимся с вами к Рождеству и разучим с вами песню «Рождество»

1.Проведем дыхательную разминку:

« Вдыхаю носом - выдыхаю ртом без звука»;

«Задуваю свечу».

2. Пение по ладовым жестам

Слайд 18

1.Тихо шепчут, падая, снежинки,

Ночи мы дождемся серединки.

Праздник - перезвоном бьют колокола!

Светом переполнена столица,

Счастье в каждый дом уже стучится, -

Время веселиться! Рождеству пора!

Припев:

На золотых куполах белый снег разольется,

Тая от солнца, а может от веры людей!

На рождество, если хочешь, и сказка проснется,

И новогодняя ночь будет солнца светлей!

2. Все мы веселимся, как умеем,

Только стать бы чуточку добрее.

Полночь - нужно главные сказать слова!

Скажем: чтоб удача не вильнула,

3. Разучивание по фразам

работа над интонацией песни, дикцией

Вывод

Ребята, думаю, что все мы понимаем, что нет музыки без литературы.

Какой безрадостной была бы жизнь! Люди перестали бы петь, потому что исчезли бы песни: и народные, и авторские.

Если бы не было литературы, не появились бы ни опера, ни балет. Исчезли бы все виды вокальной музыки от простой детской песенки до больших сложных произведений. Какой не интересной была бы наша жизнь

Рефлексия

Учитель: Мы совершили путешествие в страну под названием театр

Что нового для себя мы узнали? (Образовательная игра «Лото»)

1. Искусство, которое рассказывает о жизни, используя как средство передачи мыслей и чувств - слово (литература).

2. Композитор, который написал балет « «Щелкунчик»? ( П.Чайковский»)

3.Продолжите: музыкальный спектакль, в основе которого лежит танец…

4. Кто автор пьесы-сказки « Снегурочка»?

5. Какой праздник описывает Гофман? (Рождество)

6. Какую роль играет музыка и танец в балете? (Слово)

Итог урока

Оценивание работы учащихся на уроке.

Слайд 19. Спасибо за урок! Выход из класса под музыку П. Чайковского

«Марш» из балета « Щелкунчик».

.



Тема урока:

«Сказочная тема в профессиональной музыке»

Сказочная тема в музыке


© 2010-2022