Конспект открытого урока по музыке на тему: «Музыка осени»

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Торезская специальная общеобразовательная школа-интернат №43 МОН ДНР




















Конспект открытого урока по музыке в 1 классе

Тема: «Музыка осени»

Разработка

учителя музыки

Бутковской В.Ю.



г. Торез

Тема: Куда ведет нас марш?

Цель: обратить внимание учеников на звучание марша в операх, балетах, на их различный характер; доучить маршевые песни «Вместе весело шагать», слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского, «Бравые солдаты».

Задачи: фрмировать понятие марш, обратить внимание на разновидности маршей; развивать умение узнавать маршевую музыку, воспитывать интерес и любовь к маршевой музыке.

Тип урока: Урок новых знаний.

Наглядный и методический материал: Рисунки военного парада, бракосочетания, спортивного шествия, слайды

Оборудование: фортепиано, ПК.

Ход урока


  1. Организационный момент. Дети входят в класс под «Марш деревянныхх солдатиков».

Учитель: Под какую музыку вы вошли в класс?

Марш

Учитель: Что мы сейчас с вами делали?

Маршировали

Учитель: Что такое маршировать?

Ходить

Учитель: Да, музыка всех маршей передает шаг идущего человека, его поступь, его движения. Марши бывают разные, поэтому поступь разная.

Убыстренное движение - спортивный марш; траурный - замедленный шаг; обычный шаг - шаг спокойный; игрушечный, детский - игрушечный шаг, потому что игрушки изображают людей, это тоже шаг, но маленький.


  1. Прослушивание марша «Деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.

Учитель: Кто может под него маршировать?

Маленькие детки, куклы.

Учитель: Да, это кукольный марш. Шажки у них маленькие, поэтому шагают часто. Пошагаем на ладони под музыку. Кто написал марш?

Маршевая поступь есть всюду, где есть человек, где о нем рассказывается. Без маршей нет ни одной оперы и ни одного балета, но только они бывают разного характера. Вот об этом мы и поговорим.

Сейчас я хочу предложить вам послушать марши из оперы «Кармен» и из балета, название которого вы должны угадать, прослушав отрывок из сказки. Слушайте внимательно. (учитель читает отрывок из сказки Гофмана «Щелкунчик»). Как вы думаете, из какой сказки этот отрывок? Кто вспомнил название сказки?

- «Щелкунчик»

Учитель: Значит из какого балета мы будем слушать марш? Правильно, сейчас мы с вами будем слушать марш из балета « Щелкунчик» и марш из оперы «Кармен».

Слушание марша из оперы «Кармен» и из балета «Щелкунчик».

Учитель: Где, какой и почему?

- Первый - из оперы, песенный характер, второй - из балета, танцевальный характер.

Учитель: Правильно, первый-марш тореадора из оперы Ж. Безе «Кармен» ( открыть рисунок тореадора). Это опера о любви цыганки и солдата, а тореадор - участник боя быков. В Испании до сих пор существует бой быков, и многие туристы, да и местные жители, обязательно посещают это зрелище. Быков долго готовят, не дают, есть, злят, а потом выпускают на арену, где их ждут тореадоры - специально обученные мужчины. В руках у них плащ черно-красного цвета и копья. Тореадор дразнит быка красным цветом, поворачивая плащ (быка этот цвет раздражает, он думает, что это огонь, не любит красный цвет), а сам при удобном повороте вонзает ему в кожу струю пику, злит зверя еще больше. Представление длится до тех пор, пока бык не издохнет, но тореадор тоже сильно рискует своей жизнью, ведь может получиться так, что разъяренный бык окажется более ловким. Профессия тореадора очень сложная, требует усиленной тренировки, смелости, силы, ловкости, внимания, а так же знания натуры быков, обучение метанию копья и многого другого. Иногда разъяренные быки бросаются на кричащую толпу зрителей и смертельно ранят их тоже. Но в Испании очень любят острые ощущения. Коррида - бой быков - любимое национальное зрелище.

Сейчас прослушаем марш тореадора, в нем вы услышите слова « тореадор, смелей в бой» - это подбадривает юношу-смельчака, напоминает ему о силе воле, храбрости, призывает к воинственности, готовит тореадора морально к бою «Покажи себя и победи!»

Прослушивание марша.

Учитель: Что вы услышали в этой музыке?

Шаги тореадора за сценой и на сцене, его решительное настроение - иначе бык поймет, что сильнее он, его боятся, и будет нападать агрессивно, а ведь в бою чаще тот победу одерживает, кто более собран, умен и умеет владеть своими эмоциями.

Учитель: Какая по характеру эта мелодия?

- Торжественная, победная, добрая, энергичная, величественная и т.д.

Учитель: Ребята, давайте учиться говорить о музыке. Какие слова из нашей таблицы «Эмоционального настроения» (уже готовой) подойдут для музыки марша тореадора? И есть ли в таблице лишнее слово?


Торжественно

Победно

Бодро

Энергично

Величественно

Призывно

Ликующе

Восторженно

Открыто

Значительно

Жизнеутверждающе

- Лишних слов нет, все слова подходят.

Учитель: Задание «Запомни словечко». Надо прочитать все слова в таблице и запомнить как можно больше слов. (Закрываю таблицу, спрашиваю)

Учитель: Какой цвет вы выбрали бы, чтобы нарисовать эту музыку? Музыка звучит призывно, громко, четко, отрывисто, на низких и средних тонах.

А теперь послушайте марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. О чем эта сказка?

- О добре и зле

Прослушивание марша.

Учитель: Какой характер у марша?

- Танцевальный, звучит звонко, ярко, легко и т.д.

Учитель: Кто марширует?

- маленькие дети, игрушки. Музыка звучит ритмично, в среднем регистре, высота звука средняя, не низкая и не высокая, негромко, небыстро. Мелодия плавная. Хотя это и марш, но он как танец, нет такой четкости, как в первом марше, где музыка очень воинственная, твердая, решительная.

Учитель: А какой ей подойдет цвет? Какие слова из нашей таблицы «Эмоционального настроения» подойдут для музыки марша «Щелкунчика», и нет ли здесь лишних слов?


Танцевально

Звонко

Ярко

Легко

Весело

Празднично

Игриво

Полетно

Живо

Задорно

Лучезарно

Искрясь

Бойко

Проворно

Юрко

- Лишних слов нет.

Учитель: (задание на внимание и память «Запомни словечко») А сейчас, надо прочитать все слова таблицы и запомнить как можно больше слов. Вот и сравните оба марша. Что вы можете сказать о них?

- Оба марша, но разные по характеру. Марш тореадора - военный, а марш из балета «Щелкунчик» - кукольный, сказочный.

Учитель: Давайте заполним нашу таблицу.


«Марш тореадора»

«Щелкунчик»

Сила звучания

(динамика)

громко

тихо

Темп

(быстрота)

медленный

быстрый

Регистр

низкий

средний

Характер

серьезный

шутливый

Учитель: Есть такой прибор - метроном, который может создавать любой пульс для музыки. Я предлагаю вам поиграть в игру-загадку. Называется она «Кто идет?» Вы должны определить, чьи это шаги: взрослого человека или кукольные шаги.( учитель ставит разные метры на метрономе)

Физ. Минутка.

Мы промаршируем. Встали около своих лавочек. Маршируем, делая упражнения под музыку марша «День победы».

8 шагов - руки на поясе.

8 шагов - руки в стороны.

8 шагов - руки на поясе.

8 шагов - левая рука вверху, правая в сторону.

8 шагов - руки на поясе.

8 шагов - правая рука вверху, левая в сторону.

8 шагов - руки на поясе.

8 шагов - руки вверху, в стороны.

8 шагов - руки на поясе.

8 шагов - помахать флажками.

Учитель: Сели на места. Вот какой получился у нас красивый класс! У кого поднялось настроение? Очень хорошо!

Хоровое пение.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы доучим песню-марш «Бравые солдаты». Веселая она или грустная?

- Веселая.

Учитель: О чем эта песня?

- О том, что мальчишкам хочется стать солдатами и шагать так же, как они.

Индивидуальная работа: Поем празднично, задорно.

  1. Исполнение песни детьми.

  2. Показать рукой, куда идет звук - вверх или вниз, или стоит на месте. Все ли звуки слитные или есть отрывистые? У нас два уха: одно слушает пианино, а другое - соседа. Слушать, чисто петь звуки. Не солировать, петь в хоре.

  3. Поют девочки, а мальчикам задание: кто лучше, правильнее спел, кого похвалим.

Поют мальчики. Девочки слушают, хвалят того, кто спел лучше.

Поем вместе всю песню с нарастанием громкости звучания.

Учитель: Ребята, вам понравилось как вы спели?


  1. Итог урока.

Учитель: О чем говорилось на уроке? Почему тема урока была «Куда ведет нас марш»? Куда он привел?

- О разных характерах маршей в балетах и операх. Характер зависит от персонажа, который музыка «марш» выражает. Повторили песню-марш «Бравые солдаты». Марш привел в оперу Ж. Бизе «Кармен» и в балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Учитель оценивает учащихся. Чему научились? Что понравилось или не понравилось на уроке? Дает домашнее задание (знать хорошо слова песни «Бравые солдаты»).

Учитель: До свидания.


© 2010-2022