- Преподавателю
- Музыка
- Программа внеурочной деятельности по музыке для начальной школы
Программа внеурочной деятельности по музыке для начальной школы
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Матькова И.А. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное нетиповое
общеобразовательное учреждение «Гимназия № 62»
МБ НОУ «Гимназия №62»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБ НОУ « Гимназия № 62»
О.В. Колесникова_________________
«____» __ _____________ 2014 г.
Программа рекомендована к работе педагогическим советом
Протокол № ____ от ____
Программа обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании МО
Протокол № ___ от _____
Программа внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования по общекультурному направлению
«Мир музыки» для 3-4 классов
Составители:
И.А.Матькова,
учитель музыки
Новокузнецк 2015
Пояснительная записка
Направленность программы внеурочной деятельности «Мир музыки» по содержанию является общекультурной, по форме организации - кружковой, для 3-4 классов.
В основу программы музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма - в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя; принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал); принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данной программы для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
При планировании работы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель программы: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи программы внеурочной деятельности:
-
Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
-
Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
-
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
-
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
-
Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
-
Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.
-
Развивать творческие способности младших школьников.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 8 до 10 лет (3-4 классы).
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы, концерты и праздники.
Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки музыкальных сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Важной формой занятий в данной программе являются встречи с музыкантами нашего города, учащимися школы Искусств, экскурсии в театр, просмотр музыкального спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, мультфильмов, посещение театров, концертов, отзывы о просмотренных концертных программах, спектаклях.
Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Место курса в учебном плане
Расписание в данной программе строится из расчета одно занятие в неделю. Каждое занятие длится 45 минут. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (всего 34 часа). Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
-
готовность и способность к саморазвитию;
-
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-
знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)
-
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
-
эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия
-
оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-
вносить необходимые коррективы;
-
уметь планировать работу и определять последовательность действий.
-
адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;
-
активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Познавательные универсальные учебные действия
-
самостоятельно включаться в творческую деятельность;
-
осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели;
-
осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах;
Коммуникативные универсальные учебные действия
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты реализации программы:
Результаты первого года обучения (3 класс).
-
Приобретение обучающимися знаний об общественных нормах поведения в различных места, на концертах.
-
Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.
У обучающегося будут сформированы:
-
внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
-
развитие познавательных интересов, учебных мотивов
-
уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;
-
строить музыкальную деятельность в разных жанрах;
-
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.
Результаты второго года обучения (4 класс).
-
Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.
-
Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.
У обучающегося будут сформированы:
-
оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;
-
вносить необходимые коррективы;
-
уметь планировать работу и определять последовательность действий.
-
осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных
-
жанрах.
Требования к уровню подготовки обучающихся первого года обучения
(3 класс).
В результате освоения данного курса обучающийся должен:
Знать /понимать:
-
Что такое музыка.
-
Чем отличается музыка от других видов искусств.
-
С чего зародилась музыка.
-
Какие виды музыкальной деятельности существуют.
-
Кто создаёт музыкальные произведения.
-
Элементарные музыкальные средства исполнения.
-
Что такое вокальное исполнение (соло, ансамбль).
-
Нормы поведения на сцене и в зрительном зале.
Уметь:
-
Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
-
Импровизировать на элементарных музыкальных инструментах.
-
Различать народную и профессиональную музыку.
-
Выразительно исполнять вокальные произведения.
-
Концентрировать внимание.
-
Эмоционально откликаться на музыку, передавать ее пластическими движениями, импровизировать.
-
Накапливать впечатления от знакомства с различными жанрами музыкального искусства.
Приобретать навыки:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного музыкального мастерства.
3. Образного восприятия музыкального произведения.
4. Коллективного творчества, импровизации.
Требования к уровню подготовки обучающихся второго года обучения
(4 класс).
В результате освоения данного курса обучающийся должен:
Знать/понимать:
-
Виды искусств (живопись, музыка, театр, кино).
-
Чем отличается музыка от других видов искусств.
-
Истоки зарождения музыкального искусства.
-
Виды оркестров (народный, симфонический, джазовый).
-
Средства музыкальной выразительности (регистр, тембр, мелодия, ритм, гармония).
-
Как создается музыкальное произведение.
-
Что такое выразительное вокальное исполнение (соло, ансамбль).
-
Нормы поведения на сцене и в зрительном зале.
Уметь:
-
Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
-
Образно мыслить, ощущать себя в музыкальном пространстве.
-
Импровизировать на элементарных музыкальных инструментах.
-
Различать и узнавать на слух народную и профессиональную музыку.
-
Выразительно исполнять вокальные произведения.
-
Эмоционально откликаться на музыку, передавать ее пластическими движениями, импровизировать.
-
Накапливать впечатления от знакомства с различными жанрами музыкального искусства, создавать свою «музыкальную копилку».
Приобретает навыки:
-
Работы в вокальном ансамбле.
-
Актерского мастерства.
-
Образного восприятия музыкального произведения.
-
Коллективного творчества.
-
Импровизации (актерской, вокальной и инструментальной).
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом.
Формой подведения итогов считать:
Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических концертах, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Данная программа включает несколько разделов.
На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, противопожарный инструктаж учащихся.
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки» (7ч.)
Содержание
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки.
Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Формы - музыкально-театрализованные упражнения, конкурс «Шумовые и музыкальные загадки», «Шумовой оркестр».
Музыкальный репертуар:
3 класс:
Р. Шуман. Марш;
Р.н.п.: «Во поле береза стояла», «Я с комариком» и др. по выбору учителя.
П.И. Чайковский. «Детский альбом»: Полька, Вальс, Марш деревянных солдатиков и др. по выбору учителя.
4 класс:
Р.н.п.: «Светит месяц», «Во кузнице», «Во саду ли, в огороде» и др. по выбору учителя.
Р. Шуман. Музыка для детей.
С. Прокофьев. Детская музыка.
2. Тема «Развитие голоса» (10ч.)
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.
«Голос - одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные - слабые, высокие - низкие, чистые - нечистые, звонкие - глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос - нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
Музыкальный репертуар:
3 класс:
Попевки («Гром и мыши», «Догадайся, кто поёт», «Птица и птенчики»и т.д.);
«Песенка про жирафа» (муз. Ю. Чичкова, сл Ю. Энтина);
Песня «Волшебник-недоучка» (муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева);
Песни из мультфильмов (по выбору учителя);
Слушание: голоса выдающихся исполнителей (Р. Лоретти, Е. Образцова, Л. Паваротти и др.).
4 класс:
Попевки («Тише-громче в бубен бей», «Догадайся, кто поёт», «Качели» и т.д.);
Песни из детских кинофильмов (по выбору учителя);
Слушание: голоса выдающихся исполнителей (Р. Лоретти, Е. Образцова, Л. Паваротти, Э. Карузо, А. Нетребко и др.).
3. Тема «Фольклор» (5ч.)
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы - импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
Музыкальный репертуар:
3 класс:
Музыкальная сказка «Теремок»;
Р.н.п.: «Калинка», «Ах вы, сени мои, сени», «Я с комариком», (по выбору учителя);
Частушки, потешки, заклички, пословицы.
4 класс:
Р.н.п.: «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах ты, зимушка-зима», «Ах ты, степь широкая», (по выбору учителя);
Частушки, потешки, заклички, пословицы.
4. Тема «Музыка» (5ч.)
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы - экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.
Музыкальный репертуар:
3 класс:
Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт» («Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Утро»;
П.И. Чайковский. Сборник пьес для фортепиано «Детский альбом» («Сладкая грёза», «Новая кукла»);
Ролевые игры: «Я - режиссер», «Я - дирижер».
4 класс:
П.И. Чайковский. Цикл «Времена года» («Подснежник», «На тройке»)
Ролевые игры: «Я - режиссер», «Я - дирижер», «Я - хореограф».
5. Тема «Творчество» (7ч.)
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Важна и непосредственная организация показа концерта: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, музыкальное сопровождение.
Формы - творческие игры, конкурсы.
Музыкальный репертуар:
3 класс:
Песня «Большой хоровод» (муз. А. Хайта, сл. Е. Жигалкина);
Песни из к/ф:
«Приключения Электроника» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина);
«Про Красную Шапочку» (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Кима);
«Волк и семеро козлят на новый лад» (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина);
Инсценирование песен, игры.
4 класс:
Песни из к/ф:
«Мэри Поппинс, до свидания!» (муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева»);
«Приключения Буратино» (муз. А. Рыбникова, сл. Б. Окуджавы, Ю. Энтина);
«Приключения Электроника» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина);
Инсценирование песен, игры.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Тематическое планирование
Характеристика деятельности обучающихся
Тема «Шумовые и музыкальные звуки» (7ч.)
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки.
Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни, играть на детских шумовых инструментах.
Сравнивать музыкальные и шумовые звуки.
Инсценировать песни, танцы народные попевки.
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) с учетом характера основных жанров музыки.
Тема «Развитие голоса» (10ч)
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.
Различие голосов: сильные - слабые, высокие - низкие, чистые - нечистые, звонкие - глухие, визжащие - ворчащие. Сила, объем, чистота, характер окраски голоса.
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Определять жизненную основу музыкальных интонаций.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация, сочинение).
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Тема «Фольклор» (5ч.)
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Интонационная выразительность исполнения. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, тембр, динамика, лад и др.)
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты народной музыки.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации.
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
Тема «Музыка» (5ч.)
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
Общее представление о развитии музыки на основе сопоставления и столкновения человеческих чувств и действий, музыкальных тем, интонаций, художественных образов.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
Участвовать в музыкальной жизни страны, города, школы и др.
Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально.
Создавать: сочинять музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Наблюдать, воспринимать, узнавать, определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).
Тема «Творчество» (7ч.)
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Инсценирование детских песен и отрывков музыкальных сказок. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. Раздел включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.
Моделировать (сочинять) варианты интерпретации музыкальных произведений.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Участвовать в хоровом исполнении.
Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации.
Участвовать в инсценировках традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
-
Учебно - методическое обеспечение для учителя:
-
Агеева И.Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино. [текст] / И.Д.Агеева - М.: Сфера, 2006г. -240 с.: - ISBN 5-89144-700-2
-
М.А.Давыдова, И.А.Агапова. «Мир музыкальных праздников». Методические разработки и сценарии. [текст] /Давыдова М.А., Агапова И.А. - М.: Просвещение, 2006г. - 224с.: - ISBN 5-98923-036-2
-
Арсенина Е.Н. Музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи. [текст] / Е.Н.Арсеева - Волгоград: «Учитель», 2011г. - 205 с. ISBN 978-5-7057-2794-0
II. Раздаточные и демонстрационные пособия
-
Комплект портретов композиторов.
-
Коллекция цифровых образовательных ресурсов (фотографии, иллюстративный материал, аудио-видео материалы, фрагменты исторических источников).
-
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: редактор создания презентаций. Презентации к урокам.
-
Технические средства
-
Коллекция цифровых образовательных ресурсов (фотографии, иллюстративный материал, аудио-видео материалы, фрагменты исторических источников).
-
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: редактор создания презентаций. Презентации к занятиям.
-
Цифровые образовательные ресурсы на сайте schoolcollection.edu.ru//
-
Комплект компакт-дисков, аудио - кассет, видео материалов по темам и разделам.
-
Цифровое фортепиано.
-
Комплект детских шумовых инструментов.
-
Ноутбук.
-
Медиапроектор, экран.
-
Телевизор, DVD -проигрыватель, видеомагнитофон.
-
Музыкальный центр.
Количество часов по рабочей программе - 34 (34 недели по 1 часу).
I полугодие - 16 часов.
II полугодие - 18 часов.
Календарно - тематическое планирование 1 год обучения (3 класс).
Дата
№ п/п
Тема урока
Метапредметные навыки
Основные понятия и термины
Умения и навыки
Контроль
1.
1 четверть, 9 часов.
Тема: «Шумовые и музыкальные звуки». Разновидности звуков
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
Разновидности звуков: шумовые и музыкальные
Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.
Входной контроль. Устный опрос.
2.
Шумовой оркестр.
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
Шумовые инструменты
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни, играть на детских шумовых инструментах.
Сравнивать музыкальные и шумовые звуки.
Ролевая игра «Я - дирижер»
3.
Симфонический оркестр
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Инструменты симфонического оркестра, дирижер, оркестранты
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Сравнивать музыкальные и шумовые звуки.
Исполнять песни, играть на детских шумовых инструментах.
Игра-викторина по музыкальным инструментам
4.
Звуки музыки
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Изобразительность музыки.
Инсценировать песни
Инсценирование песни
5.
Юные оркестранты
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Симфоническая музыка.
Импровизировать (инструментальная импровизации) с учетом характера основных жанров музыки.
Разыгрывать народные песни.
Игра - викторина «Узнай оркестр»
6.
Музыкальные загадки
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Шумовые и музыкальные инструменты
Участвовать в коллективных играх
Сочинение загадок на заданную тему
7.
Угадай мелодию
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Мелодия
Участвовать в коллективных играх
Игра «Угадай мелодию»
8.
10 часов.
Тема: «Развитие голоса». Голос нежнейший и тончайший инструмент
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Музыкальность языка. Изобразительность музыки. Голос.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них.
Игра «Узнай одноклассника по голосу»
9.
Строение голосового аппарата
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Голосовой аппарат.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Игра - викторина «Узнай тембр голоса»
10.
2 четверть, 7 часов.
Разбуди голосок
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Вокал, интонация.
Определять жизненную основу музыкальных интонаций.
Воплощать эмоциональные состояния в пении.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Вокальное исполнение разученного произведения
11.
Вокальная гимнастика
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Вокал, интонация.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация, сочинение).
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Ролевая игра «Я - солист»
12.
Солисты и хор
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Хоровая музыка. Соло, ансамбль, хор.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Ролевая игра «Я - солист»
13.
Сочини мелодию
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Мелодия, импровизация
Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Ролевая игра «Я - композитор
14.
Детские песни
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Многоголосие, хор.
Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Вокальное исполнение разученного произведения
15.
Детские песни
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Многоголосие, хор.
Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Вокальное исполнение разученного произведения
16.
Музыкальная сказка
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность; вносить необходимые коррективы. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Музыкальная сказка, мюзикл.
Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Инсценирование песни
17.
3 четверть, 11 часов.
Музыкальная сказка
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность; вносить необходимые коррективы. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Музыкальная сказка, мюзикл.
Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Инсценирование сказки
18.
Тема «Фольклор».
Традиции русского народа
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Фольклор.
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
Игра - викторина «Узнай народную песню»
19.
Русские народные жанры
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Жанры фольклора.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты народной музыки.
Устный опрос
20.
Русские народные песни
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Жанры русской песни.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты народной музыки.
Игра - викторина по теме: «Жанры народных песен»
21.
Сочини частушку
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность; вносить необходимые коррективы. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Частушки, потешки.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации.
Ролевая игра «Я - композитор»
22.
Большой хоровод
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Русские народные танцы.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Вокальное исполнение песни
23.
Тема «Музыка».
Пусть музыка звучит
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Музыкальный театр. Детский мюзикл.
Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
Слушание музыки
24
Я хочу услышать музыку
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Детский мюзикл. Композитор М. Дунаевский.
Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально.
Исполнение песни из мюзикла «Мери Поппинс»
25.
Композитор -исполнитель -слушатель
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность; вносить необходимые коррективы. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Главные герои, солисты.
Создавать: сочинять музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности.
Исполнение песни из мюзикла «Мери Поппинс»
26.
Театры мира (опера)
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Опера. Ария. Хор. Сцена.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них.
Наблюдать: воспринимать, узнавать, определять различные вокальные жанры.
Инсценирование под музыку
27.
Театры мира (балет)
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность; вносить необходимые коррективы. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Балет.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них.
Наблюдать: воспринимать, узнавать знакомые произведения
Инсценирование на прослушанное произведение
28.
4 четверть. 7часов.
Тема «Творчество».
Я - маленький композитор
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Рифма. Логика. Сюжет.
Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.
Моделировать (сочинять) варианты интерпретации музыкальных произведений.
Сочинение попевки на тему «Весна»
29.
Музыкальные игры русского народа: «Бояре», «Музыкальный ручеек»
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Народная и профессиональная музыка
Участвовать в инсценировках традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Ролевые музыкальные игры русского народа: «Бояре», «Музыкальный ручеек»
30.
Музыкально-театрализованная импровизация
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность; вносить необходимые коррективы. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Сказочные портреты в операх и балетах.
Участвовать в хоровом исполнении. Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
Импровизация на заданную тему
31.
Музыкальные образы
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность; вносить необходимые коррективы. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Музыкальный образ. Творчество. Мимика.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации.
Импровизация на заданную тему
32.
Распределим роли
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Главный герой. Солист. Ансамбль.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Исполнение концертных номеров.
33.
Генеральная репетиция концерта
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Творческий коллектив. Концерт.
Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
Исполнение концертных номеров.
34.
Отчетный концерт «Радуга талантов»
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Концерт.
Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Итоговый контроль. Концерт.
Количество часов по рабочей программе - 34 (34 недели по 1 часу).
I полугодие - 16 часов.
II полугодие - 18 часов.
Календарно - тематическое планирование 2 год обучения (4 класс).
Дата
№ п/п
Тема урока
Метапредметные навыки
Основные понятия и термины
Умения и навыки
Контроль
1.
1 четверть, 9 часов.
Тема: «Шумовые и музыкальные звуки». Тембральная окраска звука и голоса.
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
Тембр, регистр
Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.
Входной контроль. Устный опрос.
2.
Тембры музыкальных инструментов
(П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
Музыкальные инструменты. Тембр, регистр.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни, играть на детских шумовых инструментах.
Сравнивать музыкальные и шумовые звуки.
Ролевая игра «Я - дирижер»
3.
Симфонический оркестр и его группы
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Инструменты симфонического оркестра, дирижер, оркестранты
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Сравнивать музыкальные и шумовые звуки.
Исполнять песни, играть на детских шумовых инструментах.
Игра-викторина по музыкальным инструментам
4.
Музыкальная изобразительность
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Изобразительность музыки.
Инсценировать песни
Инсценирование песни
5.
Юные оркестранты
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Симфоническая музыка.
Импровизировать (инструментальная импровизации) с учетом характера основных жанров музыки.
Разыгрывать народные песни.
Игра - викторина «Узнай оркестр»
6.
Музыкальные загадки
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Сюжет, содержание.
Участвовать в коллективных играх
Сочинение загадок на заданную тему
7.
Знакомые мелодии
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Мелодия, аккомпанемент.
Участвовать в коллективных играх
Игра «Угадай мелодию»
8.
Тема: «Развитие голоса». Мужские и женские голоса
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Тенор, бас, баритон, альт, сопрано.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них.
Игра «Узнай одноклассника по голосу»
9.
Строение голосового аппарата
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Голосовой аппарат.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Игра - викторина «Узнай тембр голоса»
10.
2 четверть, 7 часов.
Голосовые распевки и попевки
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Вокал, интонация.
Определять жизненную основу музыкальных интонаций.
Воплощать эмоциональные состояния в пении.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Вокальное исполнение разученного произведения
11.
Эмоции - основа выразительности.
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Вокал, интонация, выразительность, эмоции.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация, сочинение).
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Ролевая игра «Я - солист»
12.
Динамика в звуке
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Динамика, динамические оттенки.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Ролевая игра «Я - солист»
13.
Сочини мелодию. «Разыграй песню».
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Мелодия, импровизация
Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Ролевая игра «Я - композитор»
14.
Детские песни и их выразительность
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Инсценировка, актерское мастерство.
Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Вокальное исполнение разученного произведения
15.
Пение акапельно. Пение с аккомпанементом.
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
А'капелла, аккомпанемент.
Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Вокальное исполнение разученного произведения
16.
Музыкальная сказка
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность; вносить необходимые коррективы. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Музыкальная сказка, мюзикл.
Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Инсценирование песни
17.
3 четверть, 11 часов.
Музыкальная сказка, детский мюзикл.
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность; вносить необходимые коррективы. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Музыкальная сказка, мюзикл.
Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Инсценирование сказки
18.
Тема «Фольклор».
Традиции русского народа.
Как сложили песню…
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Фольклор.
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
Игра - викторина «Узнай народную песню»
19.
Русские народные песни
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Жанры русской песни.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты народной музыки.
Инсценирование хороводной песни
20.
Жанры русских народных песен
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Солдатские, лирические, обрядовые, трудовые, плясовые и др.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты народной музыки.
Игра - викторина по теме: «Жанры народных песен»
21.
Частушки
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность; вносить необходимые коррективы. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Частушки, потешки.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации.
Ролевая игра «Я - композитор»
22.
Большой хоровод
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Русские народные танцы.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Вокальное исполнение песни
23.
Тема «Музыка».
«Как и о чем рассказывает музыка»
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Искусство. Музыкальное искусство.
Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
Слушание музыки
24
Как услышать музыку
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Мелодия, гармония
Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально.
Исполнение песни из мюзикла «Мери Поппинс»
25.
Могут ли иссякнуть мелодии?
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность; вносить необходимые коррективы. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Современные композиторы. М. Дунаевский и его песни.
Создавать: сочинять музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности.
Исполнение песни из мюзикла «Мери Поппинс»
26.
Музыкальные театры мира
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Опера. Балет. Оперетта.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них.
Наблюдать: воспринимать, узнавать, определять различные вокальные жанры.
Инсценирование под музыку
27.
Музыкальный стиль
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность; вносить необходимые коррективы. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Стиль в музыке.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них.
Наблюдать: воспринимать, узнавать знакомые произведения
Инсценирование на прослушанное произведение
28.
4 четверть. 7часов.
Тема «Творчество».
«Песенные фантазии»
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Рифма. Логика. Сюжет.
Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.
Моделировать (сочинять) варианты интерпретации музыкальных произведений.
Сочинение попевки на тему «Весна»
29.
Настроение, создаваемое музыкой.
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Лад. Мажор, минор.
Участвовать в инсценировках традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Импровизация на музыку П.И. Чайковского.
30.
Кто создает музыкальный спектакль?
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность; вносить необходимые коррективы. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Режиссер, хореограф, композитор. Литературная основа.
Участвовать в хоровом исполнении. Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
Импровизация на заданную тему
31.
Актерское мастерство в пении.
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность; вносить необходимые коррективы. (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Музыкальный образ. Творчество. Мимика.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации.
Импровизация на заданную тему
32.
Распределим роли
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Главный герой. Солист. Ансамбль.
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Исполнение концертных номеров.
33.
Генеральная репетиция концерта
(Р) Уметь планировать работу и определять последовательность действий. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Творческий коллектив. Концерт.
Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
Исполнение концертных номеров.
34.
Отчетный концерт «Радуга талантов»
(Р) Оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. (П) Самостоятельно включаться в творческую деятельность. (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Концерт.
Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Итоговый контроль. Концерт.