Доклад на тему Вокальная педагогика в школе

Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте.Вокальная педагогика – это не только постановка певческого голоса. Вокальная педагогика ставит задачи развития комплекса  разнообразных способностей ученика...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вокальная педагогика в школе

Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале. Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

  • певческую установку;

  • певческое дыхание и опору звука;

  • высокую вокальную позицию;

  • точное интонирование;

  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

  • использование различных видов звуковедения;

  • дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Вокальная педагогика - это не только постановка певческого голоса. Вокальная педагогика ставит задачи развития комплекса разнообразных способностей ученика. Они касаются как музыкально-артистической, так и технической стороны искусства пения. Педагог призван заботиться и об эстетическом воспитании ученика, формировании его мировоззрения, развитии нужных для деятельности морально-волевых качеств. В отличие от педагогов других исполнительских специальностей, педагог- вокалист не имеет дела с готовым музыкальным инструментом. Он одновременно формирует сам «инструмент» и учит «играть» на нём. Разнообразие анатомической структуры и функций голосового аппарата у различных исполнителей затрудняет употребление единых, подходящих для всех приёмов пения. Вокальная педагогика призвана воспитывать певца в соответствии с запросами существующей исполнительской практики. Её принципы исторически согласуются с требованиями времени и поэтому не могут механически переносится из одной эпохи в другую. Однако в них находят своё отражение неизменные педагогические закономерности развития вокальных навыков, а также физиологические принципы деятельности голосового аппарата. Вокальная педагогика руководствуется тремя основными принципами:

-единства художественного и вокально-технического развития

-постепенности и последовательности

-индивидуального подхода

Задача руководителя связана с общеэстетическим развитием ученика, с расширением его знаний в области вокального искусства, музыки и композиторского творчества, общекультурного и музыкального уровня ученика. Формирование вокальных навыков осуществляется при комплексном решении задач, которое должно осуществляться последовательно и параллельно, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Первоочередной задачей является выявление музыкальных способностей. Начиная с первых уроков необходимо создать психологически непринуждённую атмосферу. Общение с учеником начинается с индивидуальной беседы, анкетирования и тестирования с целью выявления музыкальных способностей ученика, его характера и уровня общей культуры. Индивидуальный план работы строится исходя из возможностей ребёнка. Необходимо учитывать и возрастной фактор. Важно не допустить переутомления, иначе дальнейшая работа не имеет смысла. В детве, когда очень развиты ассоциативное мышление и фантазия, необходимо учить не только слышать, но и видеть музыку. Степень эмоциональной отзывчивости или эмоциональной одарённости бывает разная. Изменить её можно подбором соответствующего репертуара. Важно, чтобы сам педагог был искренним и эмоциональным. Плохо, когда педагог учит так, как когда-то учили его. Важно не стоять на месте и постоянно обогащать свой опыт. Учитель должен постараться определить тип темперамента учащегося и для каждого выработать свою манеру общения, проявляя большую выдержку, спокойствие. Не стоит злоупотреблять замечаниями, что притупляет внимание ребёнка и он перестаёт их воспринимать и контролировать свои действия. Учитель должен быть сдержанным и воспитывать это качество в детях. Успех педагогической деятельности зависит, прежде всего, от того налажен ли контакт между учеником и учителем. Успех в вокальной педагогике зависит от трудолюбия и добросовестности, целеустремлённости и настойчивости, дисциплины и большой требовательности к самому себе. Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца - усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале. Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса. «Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:

  • Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.

  • Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) - всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов - октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.

  • Работать надо постепенно, без торопливости.

  • Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

  • Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

  • Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

  • Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

  • Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной. Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку - «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся. Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение - сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой. Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем - и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса - это правильное певческое воспитание. Одной из важнейших особенностей является формирование навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе). - Воронеж, 1998.

2. Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе. Сов. педагогика. - 1991, № 10.

Музыка. 1-8 классы. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений под общ. ред. Ю.Б. Алиева. - М.: Просвещение, 1993

3. Музыка. Программа для 1-8 кл. ООШ / Коллектив авторов под научным руководством Д.Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2004, 2006.

4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Вестник образования России - 2004, №№ 12-13.

5. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). - 2001.

6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России - 2004, №№ 12-13.

7. Красильников И.М., Крюков М.А. Музыкальное искусство и педагогика завтра // Музыка в школе. - 2000. - № 3.

8.Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования // Музыка в школе. - 2000. - № 1.

9.Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы / Под рук. Д.Б. Кабалевского. - М., 2004, 2006.

10.Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. - 1992.


© 2010-2022