• Преподавателю
  • Музыка
  • Некоторые принципы организации процесса тактирования и освоения выразительной техники

Некоторые принципы организации процесса тактирования и освоения выразительной техники

освоение фундаментальных профессиональных навыков, подготовка студента к практической деятельности. Добиться ясного показа тактовых схем, чёткого разграничения задач, возлагаемых на каждую руку, свободы координации в движениях.воспитание  нравственных качеств и культуры посредством музыки, развитие эмоциональной отзывчивости, привитие интереса к исполнительской деятельности и музыки в целом.Кальюсте Х.  – Советский хоровой дирижёр и педагог, Народный артист Эстонии. Основал при таллиннском дворц...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ открытого урока по предмету

«Специальное дирижирование»

КГУ «Комплекс «Колледж искусств - ШОД»

Преподаватель: Лукьянова А.А.

Дата: 17.12 .11. Группа: Воронкина Н. II курс ДХО

Тема урока: «Некоторые принципы организации процесса тактирования и освоения выразительной техники»

Тип урока: индивидуальный

Цели и задачи урока

Обучающая: освоение фундаментальных профессиональных навыков, подготовка студента к практической деятельности. Добиться ясного показа тактовых схем, чёткого разграничения задач, возлагаемых на каждую руку, свободы координации в движениях.

Развивающая: развитие слуха, ритма, памяти, внимания, сосредоточенности, эстетического восприятия.

Воспитательная: воспитание нравственных качеств и культуры посредством музыки, развитие эмоциональной отзывчивости, привитие интереса к исполнительской деятельности и музыки в целом.

Учебные пособия и ТСО: нотный материал, проигрыватель (Сен-Санс «Лебедь» в исполнении струнного квартета).

Разделы урока:

1) теоретический (вступительное слово - тема, цели, задачи урока)

2) практический (работа над музыкальным материалом).

3) заключительное слово преподавателя (итог урока, домашнее задание).

4) использованная литература.

Ход урока:

Урок проводился с Воронкиной Натальей (II курс ДХО). Учащаяся возрастная, сложная в отношении музыкальной подготовки, скромных музыкальных данных, ограниченной пластики.

С учетом особенностей учащейся мною была выбрана программа:

Г. Струве. «Рыжий пёс» (школьный репертуар)

Х. Кальюсте. «Все, на качели» (a cappella)

К. Сен - Санс. «Лебедь».

I. Работа над школьной песней. Струве Г. «Рыжий пёс». Этот раздел урока является подготовительным этапом к практике в школе.

а) Аккомпанемент:

- Детальная работа над текстом: деление его по горизонтали (фразы, разделы, отрезки) и по вертикали (голоса, партии рук и элементы фактуры).

- Работа над звуком: достижение звукового качества и интонационной значимости.

- техническая тренировка в тексте: отработка игровых приёмов, преодоление двигательных трудностей.

б) Пение:

- исполнение песни под собственный аккомпанемент. Обращать внимание учащейся на чистоту интонации, опору звука, дикцию, фразировку.

- отрабатывать навык игры на фортепиано тему голоса - одной рукой, одновременно тактируя - другой.

II. Краткая информация о творчестве Кальюсте Х. - Советский хоровой дирижёр и педагог, Народный артист Эстонии. Основал при таллиннском дворце пионеров детский хор (ныне хор «Элерхейн»,который был награждён золотой медалью и удостоин первой премии на конкурсе молодёжных хоров (1977 г. Югославия). Кальюсте разработал систему музыкального воспитания с применением относительной сольмизации, основанной на системе З. Кодая. Руководитель детских хоров на Певческих праздниках республики. Автор многих хоровых песен.

Хоровая миниатюра «Все, на качели».

а). Игра партитуры на фортепиано, пение голосов. Информационный поиск звукового результата с поправкой на хоровое звучание, подчёркивая особенность тембровой окраски голосов путём применения разнообразных приёмов, координируя отдельные голоса между собой, находить соотношение главных и второстепенных элементов фактуры. Работать над точным воспроизведением нотного текста, рациональной аппликатурой, динамикой - всё это не только облегчает исполнение произведения с технической стороны, но и влияет на выразительность звучания.

б). Пение хоровых голосов по горизонтали с игрой партитуры (работа над чистотой интонации).

Дирижирование

1) Х. Кальюсте «Все, на качели» (а сарреIIa, ¾)

Работать над основными принципами тактирования и элементами выразительной техники:

Принцип графической ясности верно указывает на значение чёткого дирижёрского рисунка схемы. «Как неясная речь мешает пониманию выраженной мысли, так графически нечёткий рисунок движений - восприятию выразительного значения жеста» (Казачков С.).

Принцип свободы и непринужденности понимается как рациональное напряжение (чередование напряжения и расслабления, создающее в мышцах непрерывный поток свободно льющейся энергии. «Сила без судорожности, гибкость без расхлябанности» (Казачков С.).

Принцип экономии предостерегает от увлечения большими взмахами. Путь к мастерству лежит через стремление к экономии. Лист, применительно к дирижированию говорил: «Мы не гребцы, а рулевые». Нерасчитанно большой взмах правоцирует певцов хора на перебор дыхания.

Принцип упреждения. Дирижёрский жест выражает не то, что уже звучит, а то, что должно и будет звучать.

Принцип меры и художественной целесообразности заставляет искать и находить меру, определяющую точность художественного результата. В определении того, что художественно целесообразно, дирижёр руководствуется прежде всего произведением: его содержанием, формой, жанром и стилем. Только полное подчинение всех своих помыслов и действий произведению приводит к правильному отбору средств исполнения, к интересному замыслу и убедительному его воплощению.

2) К. Сен-Санс «Лебедь». Характеристика творчества композитора:

Шарль Камиль Сен-Санс - французский композитор, пианист, органист, дирижёр и муз. писатель. Автор огромного количества произведений в различных жанрах. Характерные черты стиля Сен-Санса: задушевная выразительность и пластичность мелодий, изящество, красочность оркестрового колорита, близость к народной и бытовой музыке.

«Карнавал животных»- программная сюита («зоологическая фантазия») Сен-Санса, создана в феврале 1886 года в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник «Жирного вторника».

Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при жизни, не желая прослыть автором несерьёзной музыки. Все известные исполнения «Карнавала животных» проходили в частных собраниях. Единственная часть сюиты, которую Сен-санс разрешил издавать и исполнять - пьеса «Лебедь» для виолончели и 2х фортепиано. На музыку «Лебедя» хореограф М. Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлен такой трактовкой - в его пьесе лебедь не умирает - но не возражал против неё.

В этом произведении особое внимание следует уделить принципу мелоса.

«Лишь мелос даёт правильное понимание темпа, только мелос органично связывает все элементы исполнения в едином потоке звучащей музыки» (Вагнер Р.), добиваться ясного рисунка схемы, певучего жеста с ощущением внутри долевой пульсации, основываясь на фигурации в аккомпанементе, добиваться метрической точности.

3) Раздел: Подвести итог и дать домашнее задание.

Трудности, возникающие в процессе работы: на данном этапе учащаяся поставленные задачи выполняла не всегда точно, по некоторым объективным причинам.

На уроке использовала методы обучения: наглядный, словесный, практический, иллюстративный, приводила цитаты выдающихся композиторов, исполнителей, музыкальных деятелей:

Казачков С. «Сила без судорожности, гибкость без расхлябанности».

Казачков С. «Как неясная речь мешает пониманию выраженной мысли, так графически неточный рисунок движений - восприятию выразительного значения жеста».

Ф.Лист. «Мы не гребцы, а рулевые»

Р. Вагнер. «Лишь мелос дает правильное понимание темпа и его модификаций, только мелос органично связывает все элементы исполнения в едином потоке звучащей музыке».

Использованная литература:

1.Андреева Л. Методика преподавания хорового дирижирования. М., «Музыка», 1969.

2. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. С.П.1993.

3.Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижёра»М., «Музыка»1973.

4. Казачков С.А. От урока к концерту. «Казань»1990.

5. Малько Н. Основы техники дирижирования.М.,1965.

6.Маталаев Л.Н. Основы дирижёрской техники.М.,1986.

7. Мюнш Ш. Я- дирижёрю М.,1965.

8.Чесноков П.Г. Хор и управление им. М.,1940.

На основании изложенного можно сказать, что урок достиг цели, тема раскрыта. У учащейся есть рост навыков и умений. Считаю, что методы, приёмы и средства урока выбрала рационально. Урок проведен в соответствии с программой и индивидуальным планом.





© 2010-2022