Урок «Разнообразие музыкальных образов»

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Разнообразие музыкальных образов».

Цель урока:


  1. познакомить с биографией И.С.Баха,

  2. уметь определять развитие образа произведения, если известна его форма на примере Фуги ре-минор И.С.Баха;

  3. дать понятия фуга, полифония.

  4. воспитать любовь к зарубежной классической музыке

  5. развить музыкальную эрудицию школьников

Оборудование:


  1. Музыкальный материал:

    • органная фуга ре- минор И.С.Баха

    • «Шутка» И.С.Баха

    • «За рекою старый дом» И.С. Бах

2. компьютерная презентация

3. рисунки учащихся

Ход урока.


1.рассказ учителя о И.С.Баха

«Он не ручей, он океан», - восторженно восклицал Бетховен, говоря о Бахе. Бах в переводе с немецкого - «ручей», но когда знакомишься с творчеством этого великого композитора, убеждаешься в правоте этих слов Бетховена.

Действительно, океан европейской музыкальной культуры вытекает из музыки Баха. Даже Моцарт, о котором говорили, то он « родился законченным мастером», считал, что у этого «мудрого стрика есть чему поучиться», а для виртуоза - пианиста и композитора Шопена « хорошо темперированный клавир» Баха является настольной книгой.

Творчество Баха необъятно: он оставил после себя более тысячи произведений. Бах работал во всех существовавших в ту эпоху жанрах и формах и закладывал основы новых, писал музыку для всех инструментов.

Композитор творил в эпоху, когда музыкальная культура была тесно связана с церковью. Католические каноны требовали музыки строгой, устремленной к Богу. Бах старался следовать этим канонам, но его музыка была очень эмоциональной, некоторые его произведения, например «Страсти по Матфею» были запрещены церковью. В его застывших нотных построениях, как писал известный философ и музыкант Альберт Швейцер, скрывается вулканическая лавина чувств. И это действительно так: в музыке Баха слышится огромная гамма человеческих чувств и настроений - от «Пиеты» (плача по Христу) до « Шутки».

Личность Баха - явление в мировой музыкальной культуре. Он не имел себе равных не только как композитор, но и как исполнитель - виртуоз музыки на органе и клавире. Кроме того, у Баха не было учителей, он всего достигал сам. Современники свидетельствуют, что, когда композитора спрашивали о том, как ему удалось достичь такого совершенства, он скромно отвечал: «мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».


  1. Знакомство с новой темой

Фуга - бег - развитая полифоническая музыкальная форма, когда одна и та же тема, видоизменяясь, развиваясь, проходит в разных голосах (вокальных или инструментальных) сочинения.

Фугу начинает один голос с главной темой, потом эта тема появляется во втором, потом в третьем голосах и т. д. в зависимости от числа голосов в фуге (обычно их бывает 3, 4 или5). Затем главная тема и отдельные её интонации, появляясь в разных голосах, образуют непрерывно разливающеюся, безостановочно движущуюся «полифоническую ткань» фуги. Очень остроумно и вместе с тем точно сам Бах (по словам его учеников) сказал о том, что такое полифония: 2Каждый голос в сочинении - это личность, а многоголосное сочинение - беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личности говорила хорошо и во время, а если не имеет что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдёт до неё очередь».

Полифония - одно из важнейших выразительных средств музыки, основывающееся на одновременном звучании нескольких голосов (многоголосие)


  1. Углубление в тему

- попытайтесь услышать эту «беседу личностей» в звучании фуги.

- о чем же «идет беседа» в фуге и токката ре минор?

Судя по началу - по первому проведению темы в одном голосе, беседа будет спокойная, не торопливая, хотя интонация этой темы мелодически и ритмически очень устойчивы, упругие, в них даже чувствуется какая-то суровая настойчивость. По мере развития фуги именно эти ее качества, заложенные в ее главной теме, обнаруживают себя все ярче и ярче. Музыка становится все энергичнее, и в финале фуги мы даже можем, удивиться: вот оказывается, какая могучая сила была заложена в этой скромной при первом звучании мелодии. … В то же время фуга до самого конца сохраняет колорит суровости, зародыш которой не трудно заметить уже в первой интонации главной темы, при ее первом появлении.

Слушание фуга ре минор И.С. Бах


  • Какой возникает музыкальный образ?

  • Как звучит финал фуги?

Работа по теме урока

  • Что такое кода?

Кода - дополнительное заключение, встречающееся в произведениях любого заключительного раздела (с итальянского хвост) В коде обычно закрепляется главная тональность произведения.

  • Что такое полифония?

Полифония…- одно из важнейших выразительных средств музыки, основывающееся на одновременном звучании нескольких голосов (многоголосие)

  • Что такое орган?

Клавишный духовой инструмент, отличающийся огромными размерами, богатством тембровых и динамическими оттенками.

  • Что такое фуга?

- бег - развитая полифоническая музыкальная форма, когда одна и та же тема, видоизменяясь, развиваясь, проходит в разных голосах (вокальных или инструментальных) сочинения.

Молодцы, хорошо поработали! Продолжим. Сейчас поиграем в игру «Проверь себя»


Цель игры: выявить уровень знаний жанров и форм вокальной и вокальной - инструментальной музыки.

1. Произведение для пения, написанное на сказочный, исторический, драматический сюжет, или инструментальная пьеса:

а) романс;

б) баллада;

в) песня.


2.камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением:

а) романс;

б) баллада;

в) песня.


3.музыкальная форма, состоящая из нескольких вокальных номеров:

а) сюита;

б) вокальный цикл;

в) кантата.


4. вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра:

а) оратория;

б) кантата;

в) опера.


5.многочастное музыкальное произведение для певцов - солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения:

а) оратория;

б) каната;

в) опера.


6. Музыкально - драматический спектакль, в котором объединяются музыка, танец, драматическое действие и живопись:

а) оратория;

б) опера;

в) балет.

7. . Музыкально - хореографический спектакль, в котором объединяются музыка, танец, драматическое действие:

а) оратория;

б) опера;

в) балет.

Молодцы, хорошо поработали!

Использование здоровье сберегающих технологий на уроке музыки.

Звучит музыка И.С.Баха «шутка»

1.Встать на носки, руки вверх за руками - вдох - руки вниз выдох. Повторить 6 раз.

2. встать или сесть удобно, спину держать прямой.

Повернуть голову как можно дальше вправо, стараясь заглянуть за спину, потом также влево. Повтор 6-8 раз в каждую сторону.

Наклонить голову вправо, стараясь коснуться ухом плеча. Плечо при этом не поднимать. Затем голову наклонить влево. Повтор

Отпустить голову вперед, достать подбородком до груди, затем откинуть ее как можно дальше назад. Повтор.


  • Какие чувства настроения выражены в Скерцо?

  • Почему композитор назвал произведение «Шуткой»?

  • Что придаёт ему шутливый образ?

  • Какой главный инструмент в данном произведении?

Распевка

Давайте споем сейчас песню «За рекою старый дом» И.С. Бах как продолжение нашей темы. Следите за дыханием, обратите внимание на интонацию и ритмическую точность, а так - же выполните всю динамику этого произведения.

Исполнение песни: «За рекою старый дом» И.С. Бах

Да, Бах был мощен духом. Он верил в силу искусства и

силу народных корней, которые крепко связали его творчество с жизнью.

Бах умер забытым непризнанным художником, изгнанником в своем отечестве, где судьбой культуры и искусства своевольно распорядились тогда ограниченные, невежественные церковные чиновники и во владетельные магнаты. И те, и другие сделали все возможное, чтобы вместе с Бахом похоронить и память о нем, о его замечательном искусстве, но у них ничего не получилось. Мы до сих пор слушаем его прекрасную музыку, поем его произведения.

Послушайте стихотворение Б.Дубровина «Бах в Домском соборе»

Звучанье Баха

Снова первозданно,

Его дыханье

Рвется в вышину,

И мы у этой пленницы органа

У музыки,

У музыки в плену.

То гром грозы,

То оклик океана,

То вздох дождя,

То колокола стон,

То звук слезы,

Сорвавшейся нежданно,

А то ручья

Веселый перезвон.

Бой хрусталя,

Биение капели,

Как взлет весны,

Собора небосвод

Сама Земля

В предчувствии апреля

Сквозь сны и стены

Музыку несет.

Так слит со сводом

Домского собора

Весь небосвод со звездной высотой,

Как ты со мною жаждою простора,

Как я с тобою сердцем и мечтой.

Итог урока.

  • Разделяете вы чувства поэта об органной музыке?

  • слышали ли вы орган еще где-нибудь?

Домашнее задание:

Сегодня мы ставим многоточие. Дома осмыслите свои чувства и запишите в дневник музыкальных наблюдений. Выучить определения.


© 2010-2022