• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья по теме: Современные подходы к психокоррекции и лечению детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки

Статья по теме: Современные подходы к психокоррекции и лечению детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н. П. Чернова

Абакан, Хакасия

Современные подходы к психокоррекции и лечению детей с ограниченными возможностями здоровья

на уроке музыки

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в большинстве своём по причине заболеваний не посещают детские музыкальные школы, детские школы искусств, хоровые студии, детские творческие центры. Поэтому для многих их из них единственным местом общения с музыкальным искусством является школа. В то же время современная специальная педагогика и коррекционная педагогика подтверждают эффективность использования искусства не только как средства художественного развития, но и как способа профилактики и коррекции отклонений детей с ограниченными возможностями здоровья.

В среде дефектологов, психологов, логопедов наметился заметный рост интереса к такому разделу программы обучения детей начальной школы как «Музыка», обладающему большим потенциалом коррекционного воздействия. Этот интерес во многом объясняется стремлением углубить представление о механизме воздействия музыкальных видов деятельности на развитие и лечение детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, Л. Кузьминская в работе «Содержание и цели музыкотерапии в социально педагогической работе с детьми инвалидами» говорит о первых научных работах, исследующих механизм воздействия музыки на человека. В конце XIX начале XX вв. в работах Бехтерева, И.М. Догель, И.Р. Тарханова и других пишется о благотворном влиянии музыки на ЦНС, дыхание, кровообращение [26].

Как отмечают психологи, ограничение возможностей здоровья не является чисто количественным фактором, т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр. Это интегральное, системное изменение личности в целом. Это другой ребенок, другой человек, не такой как все, нуждающийся в совершенно иных условиях образования для того, чтобы преодолеть «ограничения» и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком [?, с. ?].

В своих исследованиях И.И. Мамайчук рассматривает психологическую коррекцию в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле психологическая коррекция - это комплекс медико-психолого-педагогических воздействий, направленных на устранение имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств [19].

В России система коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ базируется на различных теоретических подходах. В коррекционную работу с детьми педагогами-психологами включаются: релаксация, песочная терапия, психогимнастика, иппотерапия, игротерапия, сказкотерапии, арт-терапия и пр. Они позволяют снять социальную напряжённость, регулировать индивидуальное поведение, адаптировать ребёнка-инвалида в социокультурном пространстве.

Одним из таких новационных направлений в лечебно-коррекционной работе с детьми-инвалидами является арт-терапия. Арт-терапия (от англ. art, искусство) - «специализированная форма психотерапии, основанная на занятиях искусством и любой творческой деятельности с введением элементов психодиагностики и психокоррекции, для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека» [ВКР, с.23]. Терапия искусством включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.), библиотерапию (лечебное воздействие чтением), иммаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки), вокалотерапию (лечение пением), кинезиотерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями) [ВКР, с. 24].

Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах) - это где в ВКР?

В МБСКОУ № 27 г. Абакана разработана и реализуется программа «Вокалотерапии». Программа рассчитана на 4 года, строится с учетом особенностей детей с ОВЗ от 7 до 11 лет.

Как известно, пение - один из доступных, активных, востребованных видов детской музыкальной деятельности. Оно развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух, укрепляет голосовой аппарат ребенка. На занятиях музыкой с детьми с ОВЗ пение выполняет корректирующую функцию, тем самым преобразуется в вокалотерапию. Чтобы хорошо петь, нужно верно дышать. Особые вокальные упражнения помогают педагогам не только «поставить дыхание», но и улучшают общее самочувствие исполнителей. Вокалотерапия особенно эффективна при лечении хронических заболеваний легких, бронхов, сердечно-сосудистых заболеваний, снижении иммунитета и общей сопротивляемости. Есть данные о пользе пения при синдроме Альцгеймера. Во всем мире с помощью хорового пения эффективно лечат детей от заикания, помогают детям, не выговаривающим некоторые звуки, например: р, ш. По наблюдениям отечественных педагогов, те дети, которые посещают уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться.

В результате активной вокалотерапии происходит ряд изменений:

- стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

- увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного);

- формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов);

- нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.

Большое внимание в школе уделяется музыкально-ритмическому воспитанию детей с ОВЗ. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации.

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на взаимосвязи движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит «принцип активного музицирования». Комплексное обучение музыке на занятии предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К. Орф считает, что самое главное - атмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что их освоение не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы. Играя на шумовых инструментах дети: во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой); во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко; в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. В ходе игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Вот некоторые варианты использования шумовых инструментов на занятии:

- игра под фонограмму;

- подбор ритмического аккомпанемента к песням;

- импровизация звуковых картин на заданную тему;

- звуковая иллюстрация стихов;

- сказки-шумелки.

В заключении отметим, что музыкальная деятельность детей на уроках дополняется внеучебной, а внеучебная музыкальная деятельность осуществляется в условиях общеобразовательной школы и за ее пределами. Внеклассных работа помогает преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать его, настроить, заинтересовать, а также развивает коммуникативные и творческие возможности учащихся. Такое сочетание обеспечивает широкие возможности и благоприятные условия для творческой самореализации данной группы детей.

Показателем эффективности применения арттерапии в работе с детьми могут послужить результаты: дети с ОВЗ активно участвуют в республиканских и городских конкурсах для детей-инвалидов; в Международном конкурсе «Филантроп»; в городских мероприятиях и конкурсах среди общеобразовательных школ. Ребята ярко показали себя, выступив с докладом на секции «Мир искусства в исследованиях школьников» в рамках Дней науки «Катановские чтения» в Институте искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова. И, что самое удивительной, некоторые из них связывают свою дальнейшую судьбу с музыкой.

Как справедливо сказал академик В. Бехтерев, «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья».


© 2010-2022