• Преподавателю
  • Музыка
  • Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету АНСАМБЛЬ (Баян, Аккордеон, гармонь)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету АНСАМБЛЬ (Баян, Аккордеон, гармонь)

Настоящая программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса во всех предметных областях, развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкуса обучающихся. Работа над ансамблевыми произведениями является неотъемлемой частью для обучающихся ДШИ. Первоначальные навыки игры в ансамбле ученик должен приобретать с первых шагов обучения в музыкальной школе. С ансамблей начинается обучение искусству совместной игры. Занимаясь ансамблем, педагог...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА КУРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2» ГОРОДА КУРСКА








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА





ПРОГРАММА

по учебному предмету



АНСАМБЛЬ

(баян, аккордеон)

















Курск 2014

Рассмотрено

Методическим советом

МБОУ ДОД ДШИ №2

Протокол №_14________

от _30.08.2014_________________

Председатель Методического совета

МБОУ ДОД ДШИ №2

Малахова А.В.

«Утверждено»

Приказ №_126________

От_01.09.14_______________

Протокол Педсовета

От__30.08.2014______________

Директор

МБОУ ДОД ДШИ №2

Шаповалова Э.Г.

Разработчик программы - Короткова Елена Михайловна преподаватель 1-ой квалификационной категории МБОУ ДОД ДШИ №2 г. Курска
























Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Учебная литература:

баян

аккордеон

гармонь

учебная литература для ансамблей

- Методическая литература




Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Ансамбль (баян, аккордеон, гармонь)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

Предлагаемая программа рассчитана на срок реализации 1 год обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6 - 9 лет.

Недельная нагрузка по предмету «Ансамбль (баян, аккордеон, гармонь)» составляет 0,5 часа в неделю во 2 классе. Занятия проходят в индивидуальной и мелко-групповой форме.

Настоящая программа направлена на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие обучающихся ДШИ.

Коллективное музицирование - это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. При этом каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере.

Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм.

На уроках ансамбля ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с занятиями по другим учебным предметам способствует расширению их музыкального кругозора.

Настоящая программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса во всех предметных областях, развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкуса обучающихся.

Работа над ансамблевыми произведениями является неотъемлемой частью для обучающихся ДШИ. Первоначальные навыки игры в ансамбле ученик должен приобретать с первых шагов обучения в музыкальной школе. С ансамблей начинается обучение искусству совместной игры.

Занимаясь ансамблем, педагог использует и развивает базовые навыки, которые обучающийся получает на занятиях в классе специальности.

Количество участников ансамбля может варьироваться - от 2 до 4человек, а также предусматривается игра в ансамбле с педагогом.

Цели и задачи учебного предмета

Основная направленность программы «Ансамбль» - воспитание профессионализма, творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся.

Цель программы - формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта. Главное, чтобы ученики почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства.

В классе ансамбля можно решить задачи технического развития обучающихся, приобретения художественно-эмоциональных навыков и расширения музыкального кругозора.

К задачам технического развития следует отнести развитие чувства метроритма, синхронности исполнения, приобретения аппликатурных навыков; развитие чувства партнера, умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров.

Среди задач художественно-эмоционального развития - необходимость четкой артикуляции, осмысленной фразировки, развитие образного мышления, формирование навыков совместной деятельности.

Следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, тем самым, расширяя кругозор обучающихся, готовя их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.

Ансамблевое исполнительство должно способствовать активному развитию мелодического и гармонического слуха обучающихся и активизировать творческое взаимодействие участников ансамбля, одновременно выявляя индивидуальные способности ребенка.

При работе над ансамблевыми произведениями у обучающихся развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и другую партию, а также звучание всей музыкальной ткани произведения; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его воле; активизируется фантазия и творческое начало; повышается чувство ответственности за качественное исполнение своей партии.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся

В процессе реализации программы «Ансамбль» перед обучающимися возникает комплекс учебных и творческих задач:

- приобретение навыков ансамблевого исполнительства;

- знание ансамблевого репертуара: основных направлений камерно-ансамблевой музыки и популярной музыки;

- приобретение навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

- приобретение практики концертных и конкурсных выступлений;

-приобретение комплекса навыков и умений в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- ансамблевое исполнительство должно способствовать активному развитию гармонического и мелодического слуха;

- активизация творческого потенциала обучающегося;

- расширение кругозора ребенка в различных видах искусства;

- приобретение навыков исполнительского поведения на сцене.


Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Ансамбль (баян, аккордеон, гармонь)» срок реализации 1 год, продолжительность учебных занятий со второго года обучения составляет 35 недель в год по 0,5 часов в неделю.





Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год


Полугодия

1

2


Количество недель

16

19

35

Аудиторные занятия

8

9,5

17,5

Самостоятельная работа

8

9,5

17,5

Максимальная учебная нагрузка

16

19

35

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Ансамбль (баян, аккордеон)» при реализации 1 год, составляет 35 часов. Из них: 17,5часов - аудиторные занятия, 17,5часов - самостоятельная работа.

В самостоятельную работу входит:

- выполнение домашнего задания

- посещение учреждений культуры (филармония, театры, музеи и др.)

- участие в творческих мероприятиях и культурно - просветительская деятельность

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме (совместно с педагогом), возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Годовые требования обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся. Нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов.

Примерные исполнительские программы

Баян

1 вариант

  1. У.Н.П. «На горе, горе» обр. Н. Лысенко

  2. В.Мотов «Весёлый танец»

  3. Р.Н.П. «Я на горку шла», обр. В. Иванова

2 вариант

1. Ю Шишаков «Песенка»

2. Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша» обр. В. Иванова

3. Б.Н,Т. « Бульба» пер.Р. Долгарёвой

3 вариант

1. «Владимирский хоровод» обр.В. Белова

2. Р. Н. П. «Перевоз Дуня держала» обр. В. Иванова

3. « Маки- маковочки» пер.Гречухиной


Гармонь

  1. вариант

1. «Частушка» обр. Ю. Ступакова.

  1. «Казачья пляска» обр. Ю. Ступакова

  2. Е. Дербенко «Простая кадриль»

2 вариант

  1. Р.Н. П. «Миленький ты мой» обр. Ю. Ступакова

2.Е. Дербенко «Орловский наигрыш»

  1. Е. Дербенко «В детском парке»

Аккордеон

  1. вариант

  1. Мордухович «Маленький вальс»

2. Р.Н.П. « На дворе метель и вьюга» обр. В. Бортянков

3. В. Корнев « Весёлый пастушок»

2 вариант

1. А. Доренский «Родные напевы»
2. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

3. Л. Н.П. « Вей, ветерок» обр. А. Коробейникова



Контроль над успеваемостью

и оценка знаний


В течение года ученик должен пройти от трёх до пяти произведений различных стилей и жанров.

Произведения, изучаемые в классе ансамбля, должны быть зафиксированы в индивидуальном плане учащегося.

Текущий контроль осуществляется по ходу занятия с выставлением оценки за подготовку к уроку.

Промежуточный контроль осуществляется в виде зачета, который проводится в конце учебного года. Для исполнения на зачете по ансамблю педагог должен подготовить с учеником 1-2 произведения один раз в учебном году. Исполнение произведений возможно по нотам.

Итоги успеваемости оцениваются по четвертям, и выставляется итоговая годовая оценка. На эту оценку влияют выступления в ансамбле на концертах и достигнутые результаты - благодарности, сертификаты, грамоты, дипломы и т.д. Оценка успеваемости складывается из выступлений на зачете и концертах.

Итогом проделанной работы и оценкой работы учащихся могут быть выступления на школьном концерте или конкурсе, выездных конкурсах зональных, областных, республиканских, международных конкурсах

Участие в городских и областных отборочных прослушиваниях и конкурсах приравнивается к выступлению на зачете.

Критерии выставления оценок по ансамблю:

«Отлично»:

- на выступлении участники ансамбля чувствуют себя свободно, при этом каждый исполнитель выразительно и разнообразно исполняет свою партию

- каждый ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры.

- умение выстроить динамическую линию двух партий ансамбля

- решение тембровых и регистровых задач

- выступление яркое и осознанное.

«Хорошо»:

- достаточное владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения.

- решение слуховых задач (слышать партию партнёра и сочетание двух партий)

- убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений..

«Удовлетворительно»:

- однообразное исполнение, недостаточные навыки ансамблевой игры,

вялая динамика

«Неудовлетворительно»:

- слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом, отсутствие музыкальной образности.




Ожидаемые результаты освоения программы


К моменту окончания обучения у учащихся должно выработаться чувство ответственности за качество освоения собственной партии, они должны достигать при исполнении произведений точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике и различать специфику тембрового звучания.

У ученика должны развиться такие навыки, как:

- «чувство партнёрства»;

- умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений;

- навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий;

- умение передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

Когда обучающиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки - можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат.

В процессе обучения предполагается получить следующие результаты:

- знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знание музыкальной терминологии;

- умение грамотно исполнять музыкальные произведения при игре в ансамбле;

- умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- приобретение навыков публичных выступлений;

- знание ансамблевого репертуара

- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки;

- приобретение навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

- умение исполнять музыкальные произведения в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

- знание художественно-исполнительских возможностей музыкальных инструментов

- приобретение навыков слухового контроля,

- знание основных направлений ансамблевой музыки;

- стремление к активизации творческого потенциала личности, к созданию условий для профессиональной ориентации подрастающего поколения.


Условия реализации программы

(требования к минимальному материально-техническому обеспечению):


Реализация программы учебного предмета «Ансамбль» требует:

- класс для индивидуальных и групповых занятий;

- зал для концертных выступлений;

- оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано или

комплект струнных (народных) инструментов;

- технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон;

- у педагога в классе должны быть методические пособия и музыкальный словарь;

- учащимся должен быть обеспечен доступ к библиотечному фонду, фонотеке и видеотеке.

Место ансамблевых произведений при составлении

индивидуальных планов учащихся


При составлении индивидуальных планов учащихся наряду с произведениями крупной формы, полифоническими произведениями, пьесами и этюдами педагог должен включить в репертуар каждого ученика ансамблевые произведения. К подбору ансамблей следует отнестись очень серьезно, четко представляя себе, для чего дастся тот или иной ансамбль: для вырабатывания определенных навыков ансамблевой игры, для ознакомления с симфонической, оперной, народной музыкой, для подготовки учащихся к концертным выступлениям. В планы следует включать разнохарактерные произведения русской, советской, зарубежной классики, а также рекомендуется использовать народную и популярную музыку.

Необходимо чередовать различные ансамблевые пьесы, чтобы ученик проходил курс ансамбля в полном его объеме и разнообразии.

При выборе репертуара следует помнить, что степень сложности произведений не должна превышать технического уровня пьес, исполняемых в классе по специальности, т.к. у обучающегося появляется много новых задач, связанных с совместным исполнением. В работе над репертуаром педагог может добиться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения на зачетах, концертах для родителей и учащихся, другие - для показа в классе, третьи - в порядке ознакомления. Примерные репертуарные списки по ансамблю составляются на каждом отделении и фиксируются в программах по учебному предмету «Ансамбль».



РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ


  1. Сост. Г. Андрюшенков. Лёгкие пьесы западноевропейских композиторов. С. - Пб. 2000

  2. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.I. М. Советский композитор. 1977г.

  3. Из репертуара квартета «Сказ». М. Музыка. 1979г.

  4. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.9. М. Советский композитор. 1991г.

  5. Лёгкая музыка для различных ансамблей. Вып.I. М. Советский композитор. 1962г.

  6. Популярные пьесы для ансамбля русских народных инструментов Вып.II.С. - Пб. Композитор.2003г.

  7. От соло до квартета. С. - Пб. Композитор. 2005г.

  8. А. Мордухович. Играем в ансамбле. Магнитогорск.2005г. Вып.I,II.

  9. В. Голиков. Ансамбли для русских народных инструментов. Владос. 2004г.

  10. Ч.Чаплин. Кино - Мюзикл - XX век. С.-Пб. Композитор. 2000

  11. «Ансамбли баянов» выпуск №10. Сост:.В.Розанов. издат. «Музыка» 1979 год;

  12. Ансамбли для баяна и аккордеона. Сост. Н. Гречухин. Издательство «Композитор»;Санкт-Петербург 2009г;

  13. Баканов В. «Альбом баяниста и аккордеониста» Ансамбли для детей и юношества. Москва. 2008 г

  14. Беляев Г. «Краски музыки». Пьесы обработки, ансамбли для баяна (аккордеона). Ростов-на-Дону «Феникс» 2012 год

  15. «Бразильский карнавал» сост. В.Баканов Москва 2007 год;

  16. Дербенко.Е « Гармонь, баян, аккордеон» выпуск 7. Пьесы для дуэтов. Курган 2005год;

  17. «Европейские каникулы» Пьесы и переложение популярных мелодий для баяна, аккордеона, ансамблей. Сост В.Баканов Москва 2007 год;

  18. «Играем вместе» Ансамбли для баяна и аккордеона. сост.Е.Левина Ростов-на-Дону «Феникс» 2011 гол;

  19. «Играем с Оркестром». Концертный репертуар для ансамблей баян, аккордеон. Ростов-на-Дону «Феникс» 2012 год;

  20. «Играют уральские музыканты» выпуск 3. Музыкальный альманах №3. Сост. В. Лавришин Магнитогорск. 1997год

  21. «Карнавал в Венеции» В.Баканов. Ансамбли для баянов ( аккордеонов). Москва 2007год;

  22. «Концерт в сельском клубе». Выпуск №2. Сост. Н. Горлов. Издат «Музыка» Москва 1982год

  23. Корчевой А. « Деревенские проходки» Пьесы и ансамбли для баянов(аккордеонов). Омск 2008 год

  24. Корчевой А. «Дыханье моря». Издательство «АРТ-КЛАССИК» Новосибирск 2001год;

  25. Корчевой А. « ступеньки к джазу» Пьесы, обработки, ансамбли для баяна и аккордеона. Омск 2008 год;

  26. Корчевой А. «Обработки песен военных лет». Дуэты для баянов и аккордеонов. Омск 2008год;

  27. Макаренко Р. «Избранные произведения для баянов (аккордеонов) Выпуск 5 «Пермь» 2008год;

  28. Мордухович А. «Музицируют дети» Ансамбли баянов (аккордеонов) часть1 издат. «АРС-ЭКСПРЕСС» Магнитогорск2004год

  29. «Музицируют дети» Пьесы для ансамбля и баянов (аккордеонов) часть 1. Издат «Арс-экспресс» Магнитогорск 2004год;

  30. Поползин В. «Дорогой длинною» Обработка для 2 баянов. Издат. «Классик А» Новосибирск 2002год

  31. «Пьесы для ансамблей баянов и аккордеонов» Выпуск 3. Сост.С.Лихачев. издат «Композитор» Санкт-Петербург 2002год

  32. «Русские узоры» Популярные Русские народные танцы для дуэтов баянов. Сост.В.Корнев. Москва. «Музыка»1984 год;

  33. Товпеко М. «Пьесы и ансамбли для баяна и аккордеона» выпуск 4. Брянск 2011 год;

  34. Ушенин В. « Школа ансамблевого музицирования» часть 2 Ростов-на-Дону «Феникс» 2011год

  35. «Хрестоматия аккордеониста» Сост.В Гусев. Москва «Музыка» 1986год

  36. «Хрестоматия для ансамблей баянов» Сост.В.Зиновьев. Москва «Музыка» 1987год


© 2010-2022