- Преподавателю
- Музыка
- Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету АНСАМБЛЬ (Баян, Аккордеон, гармонь)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету АНСАМБЛЬ (Баян, Аккордеон, гармонь)
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Короткова Е.М. |
Дата | 23.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА КУРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2» ГОРОДА КУРСКА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
по учебному предмету
АНСАМБЛЬ
(баян, аккордеон)
Курск 2014
Рассмотрено
Методическим советом
МБОУ ДОД ДШИ №2
Протокол №_14________
от _30.08.2014_________________
Председатель Методического совета
МБОУ ДОД ДШИ №2
Малахова А.В.
«Утверждено»
Приказ №_126________
От_01.09.14_______________
Протокол Педсовета
От__30.08.2014______________
Директор
МБОУ ДОД ДШИ №2
Шаповалова Э.Г.
Разработчик программы - Короткова Елена Михайловна преподаватель 1-ой квалификационной категории МБОУ ДОД ДШИ №2 г. Курска
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Учебная литература:
баян
аккордеон
гармонь
учебная литература для ансамблей
- Методическая литература
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Ансамбль (баян, аккордеон, гармонь)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.
Предлагаемая программа рассчитана на срок реализации 1 год обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6 - 9 лет.
Недельная нагрузка по предмету «Ансамбль (баян, аккордеон, гармонь)» составляет 0,5 часа в неделю во 2 классе. Занятия проходят в индивидуальной и мелко-групповой форме.
Настоящая программа направлена на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие обучающихся ДШИ.
Коллективное музицирование - это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. При этом каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере.
Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм.
На уроках ансамбля ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с занятиями по другим учебным предметам способствует расширению их музыкального кругозора.
Настоящая программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса во всех предметных областях, развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкуса обучающихся.
Работа над ансамблевыми произведениями является неотъемлемой частью для обучающихся ДШИ. Первоначальные навыки игры в ансамбле ученик должен приобретать с первых шагов обучения в музыкальной школе. С ансамблей начинается обучение искусству совместной игры.
Занимаясь ансамблем, педагог использует и развивает базовые навыки, которые обучающийся получает на занятиях в классе специальности.
Количество участников ансамбля может варьироваться - от 2 до 4человек, а также предусматривается игра в ансамбле с педагогом.
Цели и задачи учебного предмета
Основная направленность программы «Ансамбль» - воспитание профессионализма, творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся.
Цель программы - формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта. Главное, чтобы ученики почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства.
В классе ансамбля можно решить задачи технического развития обучающихся, приобретения художественно-эмоциональных навыков и расширения музыкального кругозора.
К задачам технического развития следует отнести развитие чувства метроритма, синхронности исполнения, приобретения аппликатурных навыков; развитие чувства партнера, умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров.
Среди задач художественно-эмоционального развития - необходимость четкой артикуляции, осмысленной фразировки, развитие образного мышления, формирование навыков совместной деятельности.
Следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, тем самым, расширяя кругозор обучающихся, готовя их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.
Ансамблевое исполнительство должно способствовать активному развитию мелодического и гармонического слуха обучающихся и активизировать творческое взаимодействие участников ансамбля, одновременно выявляя индивидуальные способности ребенка.
При работе над ансамблевыми произведениями у обучающихся развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и другую партию, а также звучание всей музыкальной ткани произведения; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его воле; активизируется фантазия и творческое начало; повышается чувство ответственности за качественное исполнение своей партии.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
В процессе реализации программы «Ансамбль» перед обучающимися возникает комплекс учебных и творческих задач:
- приобретение навыков ансамблевого исполнительства;
- знание ансамблевого репертуара: основных направлений камерно-ансамблевой музыки и популярной музыки;
- приобретение навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
- приобретение практики концертных и конкурсных выступлений;
-приобретение комплекса навыков и умений в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- ансамблевое исполнительство должно способствовать активному развитию гармонического и мелодического слуха;
- активизация творческого потенциала обучающегося;
- расширение кругозора ребенка в различных видах искусства;
- приобретение навыков исполнительского поведения на сцене.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Ансамбль (баян, аккордеон, гармонь)» срок реализации 1 год, продолжительность учебных занятий со второго года обучения составляет 35 недель в год по 0,5 часов в неделю.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
Полугодия
1
2
Количество недель
16
19
35
Аудиторные занятия
8
9,5
17,5
Самостоятельная работа
8
9,5
17,5
Максимальная учебная нагрузка
16
19
35
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Ансамбль (баян, аккордеон)» при реализации 1 год, составляет 35 часов. Из них: 17,5часов - аудиторные занятия, 17,5часов - самостоятельная работа.
В самостоятельную работу входит:
- выполнение домашнего задания
- посещение учреждений культуры (филармония, театры, музеи и др.)
- участие в творческих мероприятиях и культурно - просветительская деятельность
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме (совместно с педагогом), возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Годовые требования обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся. Нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов.
Примерные исполнительские программы
Баян
1 вариант
-
У.Н.П. «На горе, горе» обр. Н. Лысенко
-
В.Мотов «Весёлый танец»
-
Р.Н.П. «Я на горку шла», обр. В. Иванова
2 вариант
1. Ю Шишаков «Песенка»
2. Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша» обр. В. Иванова
3. Б.Н,Т. « Бульба» пер.Р. Долгарёвой
3 вариант
1. «Владимирский хоровод» обр.В. Белова
2. Р. Н. П. «Перевоз Дуня держала» обр. В. Иванова
3. « Маки- маковочки» пер.Гречухиной
Гармонь
-
вариант
1. «Частушка» обр. Ю. Ступакова.
-
«Казачья пляска» обр. Ю. Ступакова
-
Е. Дербенко «Простая кадриль»
2 вариант
-
Р.Н. П. «Миленький ты мой» обр. Ю. Ступакова
2.Е. Дербенко «Орловский наигрыш»
-
Е. Дербенко «В детском парке»
Аккордеон
-
вариант
-
Мордухович «Маленький вальс»
2. Р.Н.П. « На дворе метель и вьюга» обр. В. Бортянков
3. В. Корнев « Весёлый пастушок»
2 вариант
1. А. Доренский «Родные напевы»
2. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
3. Л. Н.П. « Вей, ветерок» обр. А. Коробейникова
Контроль над успеваемостью
и оценка знаний
В течение года ученик должен пройти от трёх до пяти произведений различных стилей и жанров.
Произведения, изучаемые в классе ансамбля, должны быть зафиксированы в индивидуальном плане учащегося.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия с выставлением оценки за подготовку к уроку.
Промежуточный контроль осуществляется в виде зачета, который проводится в конце учебного года. Для исполнения на зачете по ансамблю педагог должен подготовить с учеником 1-2 произведения один раз в учебном году. Исполнение произведений возможно по нотам.
Итоги успеваемости оцениваются по четвертям, и выставляется итоговая годовая оценка. На эту оценку влияют выступления в ансамбле на концертах и достигнутые результаты - благодарности, сертификаты, грамоты, дипломы и т.д. Оценка успеваемости складывается из выступлений на зачете и концертах.
Итогом проделанной работы и оценкой работы учащихся могут быть выступления на школьном концерте или конкурсе, выездных конкурсах зональных, областных, республиканских, международных конкурсах
Участие в городских и областных отборочных прослушиваниях и конкурсах приравнивается к выступлению на зачете.
Критерии выставления оценок по ансамблю:
«Отлично»:
- на выступлении участники ансамбля чувствуют себя свободно, при этом каждый исполнитель выразительно и разнообразно исполняет свою партию
- каждый ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры.
- умение выстроить динамическую линию двух партий ансамбля
- решение тембровых и регистровых задач
- выступление яркое и осознанное.
«Хорошо»:
- достаточное владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения.
- решение слуховых задач (слышать партию партнёра и сочетание двух партий)
- убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений..
«Удовлетворительно»:
- однообразное исполнение, недостаточные навыки ансамблевой игры,
вялая динамика
«Неудовлетворительно»:
- слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом, отсутствие музыкальной образности.
Ожидаемые результаты освоения программы
К моменту окончания обучения у учащихся должно выработаться чувство ответственности за качество освоения собственной партии, они должны достигать при исполнении произведений точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике и различать специфику тембрового звучания.
У ученика должны развиться такие навыки, как:
- «чувство партнёрства»;
- умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений;
- навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий;
- умение передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.
Когда обучающиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки - можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат.
В процессе обучения предполагается получить следующие результаты:
- знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- знание музыкальной терминологии;
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения при игре в ансамбле;
- умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- приобретение навыков публичных выступлений;
- знание ансамблевого репертуара
- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки;
- приобретение навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
- умение исполнять музыкальные произведения в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
- знание художественно-исполнительских возможностей музыкальных инструментов
- приобретение навыков слухового контроля,
- знание основных направлений ансамблевой музыки;
- стремление к активизации творческого потенциала личности, к созданию условий для профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Условия реализации программы
(требования к минимальному материально-техническому обеспечению):
Реализация программы учебного предмета «Ансамбль» требует:
- класс для индивидуальных и групповых занятий;
- зал для концертных выступлений;
- оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано или
комплект струнных (народных) инструментов;
- технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон;
- у педагога в классе должны быть методические пособия и музыкальный словарь;
- учащимся должен быть обеспечен доступ к библиотечному фонду, фонотеке и видеотеке.
Место ансамблевых произведений при составлении
индивидуальных планов учащихся
При составлении индивидуальных планов учащихся наряду с произведениями крупной формы, полифоническими произведениями, пьесами и этюдами педагог должен включить в репертуар каждого ученика ансамблевые произведения. К подбору ансамблей следует отнестись очень серьезно, четко представляя себе, для чего дастся тот или иной ансамбль: для вырабатывания определенных навыков ансамблевой игры, для ознакомления с симфонической, оперной, народной музыкой, для подготовки учащихся к концертным выступлениям. В планы следует включать разнохарактерные произведения русской, советской, зарубежной классики, а также рекомендуется использовать народную и популярную музыку.
Необходимо чередовать различные ансамблевые пьесы, чтобы ученик проходил курс ансамбля в полном его объеме и разнообразии.
При выборе репертуара следует помнить, что степень сложности произведений не должна превышать технического уровня пьес, исполняемых в классе по специальности, т.к. у обучающегося появляется много новых задач, связанных с совместным исполнением. В работе над репертуаром педагог может добиться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения на зачетах, концертах для родителей и учащихся, другие - для показа в классе, третьи - в порядке ознакомления. Примерные репертуарные списки по ансамблю составляются на каждом отделении и фиксируются в программах по учебному предмету «Ансамбль».
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ
-
Сост. Г. Андрюшенков. Лёгкие пьесы западноевропейских композиторов. С. - Пб. 2000
-
Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.I. М. Советский композитор. 1977г.
-
Из репертуара квартета «Сказ». М. Музыка. 1979г.
-
Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.9. М. Советский композитор. 1991г.
-
Лёгкая музыка для различных ансамблей. Вып.I. М. Советский композитор. 1962г.
-
Популярные пьесы для ансамбля русских народных инструментов Вып.II.С. - Пб. Композитор.2003г.
-
От соло до квартета. С. - Пб. Композитор. 2005г.
-
А. Мордухович. Играем в ансамбле. Магнитогорск.2005г. Вып.I,II.
-
В. Голиков. Ансамбли для русских народных инструментов. Владос. 2004г.
-
Ч.Чаплин. Кино - Мюзикл - XX век. С.-Пб. Композитор. 2000
-
«Ансамбли баянов» выпуск №10. Сост:.В.Розанов. издат. «Музыка» 1979 год;
-
Ансамбли для баяна и аккордеона. Сост. Н. Гречухин. Издательство «Композитор»;Санкт-Петербург 2009г;
-
Баканов В. «Альбом баяниста и аккордеониста» Ансамбли для детей и юношества. Москва. 2008 г
-
Беляев Г. «Краски музыки». Пьесы обработки, ансамбли для баяна (аккордеона). Ростов-на-Дону «Феникс» 2012 год
-
«Бразильский карнавал» сост. В.Баканов Москва 2007 год;
-
Дербенко.Е « Гармонь, баян, аккордеон» выпуск 7. Пьесы для дуэтов. Курган 2005год;
-
«Европейские каникулы» Пьесы и переложение популярных мелодий для баяна, аккордеона, ансамблей. Сост В.Баканов Москва 2007 год;
-
«Играем вместе» Ансамбли для баяна и аккордеона. сост.Е.Левина Ростов-на-Дону «Феникс» 2011 гол;
-
«Играем с Оркестром». Концертный репертуар для ансамблей баян, аккордеон. Ростов-на-Дону «Феникс» 2012 год;
-
«Играют уральские музыканты» выпуск 3. Музыкальный альманах №3. Сост. В. Лавришин Магнитогорск. 1997год
-
«Карнавал в Венеции» В.Баканов. Ансамбли для баянов ( аккордеонов). Москва 2007год;
-
«Концерт в сельском клубе». Выпуск №2. Сост. Н. Горлов. Издат «Музыка» Москва 1982год
-
Корчевой А. « Деревенские проходки» Пьесы и ансамбли для баянов(аккордеонов). Омск 2008 год
-
Корчевой А. «Дыханье моря». Издательство «АРТ-КЛАССИК» Новосибирск 2001год;
-
Корчевой А. « ступеньки к джазу» Пьесы, обработки, ансамбли для баяна и аккордеона. Омск 2008 год;
-
Корчевой А. «Обработки песен военных лет». Дуэты для баянов и аккордеонов. Омск 2008год;
-
Макаренко Р. «Избранные произведения для баянов (аккордеонов) Выпуск 5 «Пермь» 2008год;
-
Мордухович А. «Музицируют дети» Ансамбли баянов (аккордеонов) часть1 издат. «АРС-ЭКСПРЕСС» Магнитогорск2004год
-
«Музицируют дети» Пьесы для ансамбля и баянов (аккордеонов) часть 1. Издат «Арс-экспресс» Магнитогорск 2004год;
-
Поползин В. «Дорогой длинною» Обработка для 2 баянов. Издат. «Классик А» Новосибирск 2002год
-
«Пьесы для ансамблей баянов и аккордеонов» Выпуск 3. Сост.С.Лихачев. издат «Композитор» Санкт-Петербург 2002год
-
«Русские узоры» Популярные Русские народные танцы для дуэтов баянов. Сост.В.Корнев. Москва. «Музыка»1984 год;
-
Товпеко М. «Пьесы и ансамбли для баяна и аккордеона» выпуск 4. Брянск 2011 год;
-
Ушенин В. « Школа ансамблевого музицирования» часть 2 Ростов-на-Дону «Феникс» 2011год
-
«Хрестоматия аккордеониста» Сост.В Гусев. Москва «Музыка» 1986год
-
«Хрестоматия для ансамблей баянов» Сост.В.Зиновьев. Москва «Музыка» 1987год