Методический доклад Вокальное чтение

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»



















ТЕМА : Вокальное чтение как важный фактор развития

образно-эмоционального пения
















Составил преподаватель ОФИ

И.А.Шестова




г.Облучье

Вокальное чтение как важный фактор развития образно-

эмоционального пения

Одним из основных компонентов учебно-воспитательной работы в детском фольклорном ансамбле - это вокально-хоровая работа. Это навыки, которые обеспечивают хороший строй, ансамбль, дикцию,нюансы. Добиваясь этих навыков, руководитель обязан выработать у детей единый механизм дыхания, звукообразования, резонирования.

Ведь в искусстве хорового пения, где преобладает разножанровость народных песен, важны не только голосовые данные, а умение пережить, передать этим голосом тончайшие чувства человеческой души,т.е. психологически сопереживать то или иное явление в природе, в быту. Поэтому важным этапом пения в русском народном стиле являются технические приемы разговорной речи, т.е. вокальное чтение.

Вокальное чтение - это чтение на опоре, на «характере звука» в определенном ритме, темпе и в резонансовом пункте. Такое чтение вырабатывает и совершенствует четкую работу артикуляционного аппарата, а это в свою очередь дает хорошую дикцию, хорошее формирование гласных и согласных, придает голосу звучность и полетность. Совершенствуя технические приемы, нужно стремиться воспитывать у детей способность как можно точнее передавать внутреннее содержание литературного текста, умение логически мыслить, находить логичность текста, логичность ударения слова «центр».

Если ребенок акустически , в логической и орфоэпической форме умеет грамотно выговаривать гласные, согласные, словосочетания, предложения, для него не составит сложности пропеть попевку, прибаутку, колыбельную, разнохарактерную песню.

Вывод: важный момент в начальных вокально-технических приемах - разговорный тип речи.

Как известно ребенок появляется на свет со звуком «а-а-а!». Со временем начинают выговаривать «на», «ба», «ма», «у», «ню» и т.д.,а от них уже соответственно строить слова. Мы наблюдаем, что согласные м, н, т, н, б, д очень удобны в сочетании с гласной а, я, у, ю.

Все они близко звучат на губах. Следовательно, с их участием очень

удобно выговаривать слова с правильными вокально-акустическими законами голосового аппарата, идущие от природного инстинкта. И поэтому при подборе упражнений исходим из этого принципа.

Пение - это продолжение речи, поэтому следует придерживаться тех самых правил: от простого к сложному; от гласных, согласных - к словосочетанию. На начальном этапе репетиционной работы используют гласные, согласные, слоги, словосочетания, которые содержат в себе простоту и естественность, и помогают понять способ начального положения движимо-резонаторных форм голосового аппарата, который помогает сохранить одинаковую акустическую звучность всего слова. Этот принцип в вокально-хоровой работе народного пения должен быть основным доминирующим звеном. При переходе от одной гласной к другой, от одного слога к другому, от одного предложения к другому, максимально использовать естественные вокально-акустические законы и возможности детского голосового аппарата, чтобы не нарушать, а сохранять акустическую определенность звучности.

УПР. Гласный ряд АЭИОУ , затем добавляем согласные, как в открытом слоге,так и в закрытом

Ба-бе-бi-бо-бу-бан- -бен-бин- бон-бун

Ва-ве-вi-во-ву-ван- вен-вин- вон-вун

Да-де-дi-до-ду-дан- ден дин-дон-дун (итак далее0

Жа-

За-

Ла-

Ма-

На-

Ра-

Са-

Бра-

Вра-

В этом примере показано произношение основных гласных, сочетание гласных с согласными, простых слогов, сочетание сонорных согласных. А так, как нам известно, что сонорные согласные образуются при помощи голоса и незначительного шума, то последняя согласная дает очень хорошую вибрацию в области носа и губ. Ощущение резонирования дает возможность ученику качественно с определенной силой произносить гласные совместно с согласными в одной и той же позиции.

По своему характеру согласные делятся на:

а) звонкие - б, д, г, в, з, ж, л;

б) глухие - н, т, ф, с, ц, щ;

в) звонкие-парные глухие- б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш;

г) губные - б, в, м, п, ф, которые произносятся с помощью

губ;

д) язычные - д, т, з, с, к, г, х, ш, ц, ч - произносятся с помо-

щью языка, гортани и служат соответствующим каркасом

слова.

При работе над согласными использую прием «Эхо» или «Отскок» т.е произносить согласные добиваясь отскока звука от стены.

Гласные формируют качество голоса и произносятся с помощью надставки трубы (глотка, рот, нос), но для организации этих качеств руководителю требуется скрупулезный и дифференцированный подход. Это:

а) воспитывать и совершенствовать подсвязочное давление;

б) выравнивать акустическую определенность и фонетические

различия;

в) по возможности сохранять одинаковый тембр и силу;

г) грамотно и последовательно направлять звук в носозубной

резонатор.

Слово и звук в народнопевческом искусстве составляет единое целое, как в разговорной речи, так и в пении, особенность которого заключается в большей подаче звука не в область мягкого неба, а ближе к верхним зубам. Нужно следить, чтобы слова не выговаривались низко, глубоко на «корне языка», т.к. неокрепшие детские голосовые связки сразу переутомляются. Появляется углубленное звучание, а отсюда падает интонация, тембр, сила, вибрационные ощущения которых создают ощущение «маски». Чтобы облегчить начальную работу (особенно в младшей группе), желательно давать облегченные примеры, но с правильной работой языка, с его неприну-

жденной устремленностью «вперед».

Лучшие упражнения это скороговорки

УПР «От топота копыт», «Проворонила ворона вороненка»

Сначала проговариваем в медленном темпе, затем увеличиваем скорость, меняем акценты в словах.

Воспринимая пропетый материал, дети воспроизводили его не толь-

ко чисто интонационно, но и с большим образно-эмоциональным

подъемом.

Например,УПР «Ах, ты какая!» , «Ох, ты какой» произносить с разная интонацией: хвалить,ругать, менять акцент в слове, затем пропевать мелодически сохраняя интонацию и акценты.

Вопрос: «Вы знаете как бьют часы на большой башне?» -

ответ: «Да!». «Так вот представьте, что своим голосом вы воспроизводите этот бой.

УПР Бимм …, бомм …, бонн … и т.д.». Ребенок успевает

почувствовать и насладиться вибрацией и тембром, так как это поется в медленном темпе, в примерной зоне и по восходящему строению. (можно по полоутонам,затем по трезвучию)

Развитие речи, голоса, слуха с раннего возраста следует начинать одновременно. Воспринимая рефлекс художественного звучания детского голоса педагог-хормейстер обязан не нарушая природный режим работы детского голосового аппарата привить навыки говора,диалекта, в звукообразовании народной манеры пения, а также научить детей осознанно воспринимать то или иное произведение добиваясь образно-эмоциональных действий, которые развивают вокальный и музыкальный слух. Музыкальный слух - это способноствоспринимать звуковые колебания, безошибочно различать вернуинтонацию. Вокальный слух - это способность ребенка чувствовать, воспринимать и анализировать качество голоса, его тембр, силу, ответ характера звука на трактовку песни, баллады, попевки, частушки и

т.д.

Например: использовать прием произношения только гласных звуков

«Пойду млада я на рыночек, на широкую масленицу» получаем :


Как видим, каждая гласная в словах, а также слова имеют свое индивидуальное звучание, индивидуальную форму открытия рта, но именно гласная вносит особенности в технику формирования певческого звука. Звука, который полностью зависит от акустической настройки резонаторных полостей голосового аппарата.

Затем ,закрепив положение произношения гласных, произносим текст согласными.

Из этой же песни можно взять следующий прием работы над распевностью речи и речевым принципом произношения

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Я кра- сну- ю гре- бя- ни- сту -ю,

Я че- рну- ю ко- смо- но- гу- ю

В этой фразе смещены ударения ,при произношении текста в ритме нужно сместить ударение,сделать небольшой акцент на первый слог в слове красную и черную, тогда при пении эмоциональное восприятие становиться ярче и логически правильней.

Существует масса неповторимых технических приемов, создающих условия для творческого переживания. Основное из них - это образно-эмоциональное наполнение идейно-художественным содержанием сценического образа сочинения, воздействие которого создает образно-эмоциональную отзывчивость у зрителя. Для достижения этого, при пении, содержанию слова нужно уделять максимум внимания.

Еше М.И.Глинка в свое время, изучая западноевропейскую музыку итальянской и французской школы пения, сделал вывод о неполном совершенстве голоса. И, опираясь на национальный характер русской манеры пения, что базируется на народных песнях М.И.Глинка заложил основы русской вокальной школы - это правдивость, реалистичность, эмоциональная выразительность голоса, богатство, различие тембровой красочности, которые близки нам по сегодняшний день. Педагогу, работающему в области народного пения, нужно как можно доступнее показывать своим голосом, а если

вокальные данные не позволяют, тогда использовать голос местных певиц-старожилов, а также ведущих фольклорных ансамблей.

М.И.Глинка - певец и педагог - говорил, что «… все голоса (простые и сложные) от природы несовершенны и требуют учения, цель которого исправить недостатки и совершенствовать голос.»

ВЫВОД : Используя приемы работы вокального чтения т.е технические приемы разговорной речи достигается ясная ,четкая ,отчетливая , эмоциональная распевная речь. При правильной распевной речи красиво правильно в манере звучит голос.






В докладе «Вокальное чтение как важный фактор развития

образно-эмоционального пения» отражены принципы и приемы работы педагога над вокальным чтением т.е над техническими приемами разговорной речи. В процессе применения данных приемов у учащихся достигается ясная ,четкая ,отчетливая , эмоциональная распевная речь, что в дальнейшем формирует правильную народную манеру звукоизвлечения.































Список используемой литературы:

1.Н.М. Малышева "О пении". Из во "Сов. Композитор", М.1988
2. А.Г. Менабени "Методика обучения сольному пению". М.1987

3.Методика обучения сольному пению. Из во "Просвещение", М.1987
4.В.П. Морозов "Биофизические основы вокальной речи". Л.1977
5.В.П. Морозов "Вокальный слух и голос". Из во "Музыка", М.1965
6.В.П. Морозов "Тайны вокальной речи". М.1967
7.Музыкальная энциклопедия. Из во «Советская Энциклопедия» М.1973 1982
8.И.К.Назаренко "Искусство пения". (Хрестоматия). Из во "Музыка", М.1968.
9.М.И. Переверзева "Творческая и педагогическая деятельность Е.Ф. Петренко". Из во "Музыка", М.1970
10. И. Прянишников "Советы обучающимся пению". Из во "Музгиз", М.1958






В докладе «Вокальное чтение как важный фактор развития

образно-эмоционального пения» отражены принципы и приемы работы педагога над вокальным чтением т.е над техническими приемами разговорной речи. В процессе применения данных приемов у учащихся достигается ясная ,четкая ,отчетливая , эмоциональная распевная речь, что в дальнейшем формирует правильную народную манеру звукоизвлечения.


© 2010-2022