• Преподавателю
  • Музыка
  • «Из опыта работы концертмейстера на занятиях хореографией в учреждениях дополнительного образования детей»

«Из опыта работы концертмейстера на занятиях хореографией в учреждениях дополнительного образования детей»

Любое занятие по хореографии проходит под музыкальное оформление. Функциональная роль концертмейстера велика и заключается в посредничестве между музыкой и хореографией. Для успешной работы, особую роль стоит уделять методу импровизации. Им необходимо обязательно владеть, если вы концертмейстер в хореографии.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетноеучреждение

дополнительного образования

«Дворец пионеров и школьников г.Курска»




«Из опыта работы концертмейстера на занятиях хореографией в учреждениях дополнительного образования детей».






Автор:

Букина Людмила Валерьевна

Концертмейстер высшей квалификационной категории


2015 год


Без музыки нет танца, именно поэтому на занятиях по хореографии с детьми работают хореограф и музыкант - концертмейстер. Обучающиеся получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Для педагога - хореографа концертмейстер является первым помощником, музыкальным единомышленником. Только тесное сотрудничество способно дать наиболее эффективные результаты в формировании творческого мышления учащихся и воспитании их художественного вкуса. Любое занятие по хореографии проходит под музыкальное оформление. Функциональная роль концертмейстера велика и заключается в посредничестве между музыкой и хореографией. То есть концертмейстер является активным участником в решении задач, которые педагог-хореограф ставит перед учениками. А для этого необходимо обладать начальными знаниями в хореографии, иметь представление о специфике хореографического искусства. Необходимо овладеть танцевальной терминологией, знатьметодику исполнениядвижений, чтобы правильно подобрать музыкальную композицию, построенную по характеру, ритмическому рисунку, динамике, фразировке в полном соответствии с танцевальным движением и как бы сливающимся с ним в одно целое. Очевидно и то, что главным инструментом в работе концертмейстера является музыкальный материал.

Разнообразный музыкальный материал составляется на основе музыкальных произведений написанных для детей: от песенок из мультфильмов до классических пьес. Они должны быть не сложны по ритмическому рисунку, удобны и понятны детям. Музыкальные фрагменты подводят обучающихся к пониманию законов ритмического строения произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смены темпа, динамических и регистровых изменений, воспроизводить метроритмические особенности через движение. Благодаря яркому музыкальному материалу обогащается эмоциональная сфера детей, расширяется музыкальный кругозор, повышается общая культура, музыкальный вкус.

Очень важным является умение правильно использовать подобранный репертуар. В работе концертмейстера в хореографическом классе есть ряд особенностей: обучающиеся из урока в урок выполняют определенный набор упражнений и каждое по нескольку раз подряд, что требует от концертмейстера, соответственно, повторения музыкальной композиции столько же раз. Повторение одной и той же музыки несколько раз подряд, может развить в учениках механичность исполнения движения и притупить их музыкальное восприятие. Они перестают слушать музыку и начинают выполнять упражнение механически. Нужно помнить, что музыка на занятии должна наоборот содействовать повышению работоспособности обучающихся, поэтому необходимо быстро менять музыкальные темы похожие по метро - ритму. Очень часто в ходе занятия проигрываются не полностью произведения, а их фрагменты. При этом очень важно чтобы все они имели квадратную структуру, без проигрывания расширений, код и пр. Чтобы учесть все эти особенности целесообразно использовать импровизационный метод работы с музыкальным репертуаром. Что это значит: любую, имеющуюся в арсенале репертуара, музыкальную композицию, можно исполнять варьируя. То есть, исполняя один музыкальный пример несколько раз подряд, при каждом следующим проигрывании вносить в музыкальный пример что-то новое. Композицию можно исполнить, усложнив фактуру, добавить мелизмы, кроме того, можно поменять музыкальную тему произведения, его тональность. Варьируя мелодию, мы оставляем неизменной саму гармоническую основу произведения, или же меняем фактуру аккомпанемента на которую мы накладываем мелодию. Исполняем композицию в том размере, который нам нужен, характере, жанре, темпе, который наиболее удобен для детей. Таким образом, мы можем рассматривать музыкальную композицию только как гармоническую основу, которая будет являться своего рада подсказкой для концертмейстера. Практика показывает, что импровизационный метод работы с репертуаром в хореографии является наиболее практически удобным и творчески гибким. Ведь те комбинации движений, которые являются творческой фантазией педагога-хореографа и зачастую возникают в процессе самого занятия, могут быть бесконечно разнообразными. И тут никакие «готовые» музыкальные произведения не могут быть к ним заранее подобраны. Речь не идет o том, что нужно заменить готoвые музыкальные композиции импровизацией или обязательно варьировать их до неузнаваемости. Например, если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной обработке, можно несколько упростить аранжировку и это тоже будет ваша вариация, или наоборот, добавить мелизмов, сделаете более яркой и сложной фактуру. Важно лишь, чтобы все это было в соответствии с движениями. Подобный метод может помочь избежать однообразности в музыкальном оформлении и упростить поиск подходящего произведения под новое упражнение. Импровизация может помочь концертмейстеру подстроиться под нюансы любого упражнения. Такой подход также развивает у учеников музыкальный слух и способность к музыкальному творчеству, так как они слушают знакомые музыкальные композиции, в разных интерпретациях. В завершении хочется сказать, что в любом случае нужно ориентироваться не просто на свои возможности и импровизационные навыки, а прежде всего на задачи, которые ставит педагог-хореограф, на уровень подготовки обучающихся, на их возраст и год обучения.


Список литературы:

1. Крючков H. A., Искусство аккомпанемента как предмет обучения, Л.,

1961;

2. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Методические

основы. - Л.: Музыка, 1972.

3. Шендерович Е. М. Об искусстве аккомпанемента // С.М., 1969, № 4.

© 2010-2022