• Преподавателю
  • Музыка
  • «Музыка в коррекции нарушений звукопроизношения. Использование пальчиковых игр»

«Музыка в коррекции нарушений звукопроизношения. Использование пальчиковых игр»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для родителей

«Музыка в коррекции нарушений звукопроизношения.

Использование пальчиковых игр»

Использование музыки на логопедических занятиях способствует развитию слуховых функций, речевой функциональной системы, памяти, внимания, творческих способностей, а также помогает формировать личность ребёнка.

Одним из эффективных видов работы над речью является логоритмика, которая способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания (Э.Жак-Далькроз, Г.А. Волкова, В.А.Гринер и др.) В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата. Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, моторику рук.

Артикуляционная гимнастика - постановка и автоматизация звуков. Выполнение артикуляторных музыкальных комплексов способствует формированию навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.

Исследования показали, что выполнение движений под музыку позволяет на рефлекторном уровне, без участия сознания человека, согласовать амплитуду и скорость выполнения движений с заданным ритмическим стимулом. В результате создаются правильные моторные привычки, возникает способность не только ритмично двигаться, но и чётко представлять временно-пространственные соотношения. Таким образом, музыка является организующим, руководящим началом и естественным регулятором движений. Помимо чёткой ритмизации, музыка имеет ещё разнообразную, эмоциональную окраску, что также влияет на тонус выполнения движений: весёлая песня заряжает энергией и увеличивает амплитуду движений, грустная - делает движения плавными и неторопливыми.

Для повышения эффективности работы лучше подбирать знакомую и интересную детям музыку, с простой ритмической структурой и чёткой фразировкой.

Пальчиковая гимнастика - также используется на музыкальных занятиях и служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Комплекс музыкально-логопедических упражнений, который может быть использован для постановки и автоматизации звуков «р» и «л», также и родителями в домашней обстановке:

Упражнение «Улыбка»

Музыкальный материал: песня «Улыбка», музыка В.Шаинского.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

1-4 такты: «улыбка» - губы улыбаются, слегка обнажая зубы.

5-8 такты: «забор» - показав сомкнутые зубы.

9-12 такты: «трубочка» - вытянуть губы вперёд.

13-16 такты: «орешек» - узкий кончик языка попеременно упирается то в одну, то в другую щёку.

17-24 такты: «наказать непослушный язык», пошлёпывая его губами 5-6 раз. Затем удерживать широкий язык в спокойном положении, рот открыт.

25-28 такты: «грибок» - рот открыт, прижать широкий язык к нёбу.

29-32 такты: «лошадка» - рот открыт, губы в улыбке. Цокать языком, растягивая подъязычную связку.

Упражнение «Попутный ветер»

Музыкальный материал: вальс И.Штрауса.

Цель: развитие длительного, плавного, целенаправленного выдоха.

Оборудование: пособия для поддувания (бумажные кораблики)

Выполнение: под музыку поднять руки вверх и на сильную долю каждого такта подуть на кораблик.

Упражнение «Самолёты»

Музыкальный материал: «Вальс» А.Жилина.

Цель: автоматизация сонорных звуков «р» и «л».

1-8 такты: дети изображают самолёты и «разогревают моторы». При этом они стоят на месте, произнося звук «р».

1-8 такты (повторение): дети «заводят пропеллеры» и с силой вращают руками, произнося «р».

9-16 такты: дети поднимают руки в стороны и под музыку бегут по кругу, произнося «л».

9-16 такты: (повторение): дети разворачиваются и бегут в противоположном направлении, произнося «л».

С окончанием музыки «полёт» заканчивается.

Упражнение «Заяц Егорка»

Цель: автоматизация «р» в ходе пения потешки «Заяц Егорка».

Заяц Егорка (покачать головой, держась за голову руками)

Свалился в озёрко.

Бегите под горку, (шаг вправо, хлопок)

Спасайте Егорку! (шаг влево, хлопок)

Звери прибегали, (два шага вперёд)

В озеро ныряли, (сесть на корточки)

Тащили Егорку (изображают тянущие движения руками,

постепенно вставая)

Из речки на горку! (сделать два шага назад, продолжая

выполнять руками тянущие движения



© 2010-2022