Исследовательская работа Музыкальные инструменты хурульного оркестра

В течении длительного времени совершенствовалось и развивалось народное творчество. С ним тесно связана история и судьба музыкальных инструментов. На формирование калмыцких музыкальных инструментов оказали влияние особенности быта, нравов народа. В дореволюционной Калмыкии наблюдалось определенное разделение в использовании инструментов. В зависимости от места и характера их применения: храмовые и инструменты массовые. Использование храмовых инструментов вне религиозных мероприятий не допускалос...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа

Преподавателя специального фортепиано

МБОУ ДО «Яшалтинская детская музыкальная школа»

Пресняковой Натальи Федоровны


Калмыцкие музыкальные инструменты хурульного оркестра

(струнные инструменты )

Цель: - познакомить учащихся с калмыцкими инструментами хурульного оркестра;

- с историей их создания;

- с тембровой окраской.

Задачи: - раскрыть истоки создания инструментов хурульного оркестра;

- воспитывать уважение к народным традициям и культуре калмыцкого народа.

Народные инструменты хранят в себе многие таинства. Калмыцкие народные инструменты делятся на три группы: ударные - это наиболее древние инструменты, инструменты незапамятных времен, духовые и струнные. В группу струнных инструментов входят: домбра, товшур, ятха, хучир, хур (хуур).

В течении длительного времени совершенствовалось и развивалось народное творчество. С ним тесно связана история и судьба музыкальных инструментов. На формирование калмыцких музыкальных инструментов оказали влияние особенности быта, нравов народа. В дореволюционной Калмыкии наблюдалось определенное разделение в использовании инструментов. В зависимости от места и характера их применения: храмовые и инструменты массовые. Использование храмовых инструментов вне религиозных мероприятий не допускалось.

Удобство исполнения и акустические соображения подсказывали народным мастерам форму корпуса - треугольную, трапециевидную или грушевидную.

Исследовательская работа Музыкальные инструменты хурульного оркестраИсследовательская работа Музыкальные инструменты хурульного оркестра

Калмыцкие струнные музыкальные инструменты. Например, двухструнная домбра. Она может заставить человека плясать, загрустить. Сделана она просто. Состоит из корпуса грушевидной или треугольной формы, переходящего в длинную шейку с грифом. Именно домбра зажигала богатырей «Джангара»:

«Снова наполнилась воинами бумбулва (дворец)

И богатырские снова пошли торжества.

Так, говорят, происходят у Джангара пиры:

Должен пропеть запевала Дуун Герел

Звонкие шастры-сказанья древней поры,

Чтобы напев серебряным блеском горел,

Юный Цеден играет на звонкой домбре…»

Домбра настолько любимый инструмент калмыка, что в эпосе грива коня сравнивается с ней:

«Ветер провел прохладной и мягкой рукой

По волосам скакуна. От ласки такой

Нежной домброй звучала грива коня…»

Исследовательская работа Музыкальные инструменты хурульного оркестраИсследовательская работа Музыкальные инструменты хурульного оркестра

Инструментом благородных ханш считался хур. Искусствоведы сравнивают ее звучание со звучанием скрипки. Моринхур ( от морин - лошадь, хур - струна, голос), - двухструнный смычковый народный музыкальный инструмент. Корпус деревянный, трапециевидный, дека (иногда и дно) из кожи. Длинная шейка без ладов заканчивается в форме лошадиной или верблюжьей головы, деки часто расписаны национальным орнаментом. Струны из конского волоса, опираются на плоскую подставку и при игре не касаются шейки. Строй квартовый, тембр мягкий. На хуре исполняются мелодии национального героического эпоса «Джангар». Хур служит для сопровождения протяжных песен.

А в русском переводе «Джангара» хур назван гуслями:

«Мчался табун, будто брезгуя прахом земным,

Облако пыльное следовало за ним.

От развевавшихся тонких конских волос

Пение скрипок и гуслей над миром неслось…»

И далее:

«День засыпал, могучие веки смежив,

Благостный вечер уже по земле шагал.

Прекрасная ханша Ага Шавдал

Тысячеструнные в нежные руки свои

Гусли (хур) взяла о восьмидесяти ладами,

Желтые гусли (хур) собрали звуки свои

И зазвенели на нижних семи ладах,

Звонкие шастры-сказания древней поры…»

Калмыцкие народные умельцы изготовляли целый оркестр этого инструмента хура: сопрано, альт, тенор, бас и контрабас.

Исследовательская работа Музыкальные инструменты хурульного оркестра

Разновидностью хура являлась ятха. Многострунный, исконно калмыцкий инструмент. Корпус деревянный, долбленный, изготовленный из кедра, сосны, тутового или абрикосового дерева. Форма корпуса напоминает перевернутое корыто с большим выступом для упора. На концах корпуса есть утолщения в виде валиков. Количество струн 5-8. Раньше струны были жильные, позднее ,в XIX веке, -латунные.

Струны натягивались при помощи деревянных колков. Под струнами - передвижные подставки из бараньих лодыжек. От передвижения подставки зависит высота звучания струны. Таким образом, при изменении положения костяной подставки меняется настройка ятхи. Ятхи напоминали русские гусли. Звучание ятхи в сочетании с дудой-бишкюр было сказочным. Такое сочетание воспето в эпосе «Джангар»:

«Славный владелец тысячезубой горы.

Самый прекрасный воин вселенной Мингийан,

Свет и краса державы нетленной - Мингийан

Следовал гуслям серебряным юных певцов.

На золотой дуде повторяя лады,

Словно ручьи, что сливаются с разных концов.

Пение гуслей, с пеньем сливалось дуды.

Голосом, смешанным с пламенем и грозой,

Хонгор им подпевал, насытясь арзой.»

Исследовательская работа Музыкальные инструменты хурульного оркестра

Щипковый инструмент товшур - один из стариннейших калмыцких народных инструментов. На товшуре исполнялись народные танцы. Инструментальное вступление к повествованию «Джангара» исполнялось также на товшуре. И старики, и молодежь доверяли товшуру свои мысли и чувства.

Корпус товшура долбленый, овальной формы. Изготовлялся из цельного куска сосны, кедра, акации, ивы, тутового или абрикосового дерева. Верхняя открытая сторона корпуса затягивалась мембраной из бараньей или телячьей кожи, в которой имелись четыре-пять резонаторных отверстий.

Длинная шейка заканчивалась головкой в виде коробки. Струны разной толщины из конского волоса, крученые: крепились вверху к двум деревянным колкам: внизу - к кожаному ремешку, прикрепленному к корпусу.

Игра на товшуре двухголосная, во время исполнения указательным пальцем правой руки обе струны звучат одновременно. Звучание товшура глуховатое, негромкое. Рассчитано было на исполнение в кибитке.

В.Булгаков писал: «Под аккомпанемент товшура калмыки поют свои былины, а также рассказывают сказки, напевы былин». Были и другие инструменты, например, смычковый «икиль» двухструнный; «хучир» -- тоже двухструнный.

Используемая литература:

Бембеев В.Ш. «Ойраты. Ойрат-калмыки. Калмыки.» Элиста: АПП «Джангар», 2004

Старокалмыцкое искусство. Элиста .Калмыцкое книжное издательство 1991

Эрендженов К. «Золотой родник» Элиста . Калмыцкое книжное издательство 1990

http:/hadris.ru/kalmyckie-muzykalnye-instrumenty.html





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯШАЛТИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»












Исследовательская работа

Преподавателя специального фортепиано

МБОУ ДО «Яшалтинская детская музыкальная школа»

Пресняковой Натальи Федоровны


«Калмыцкие музыкальные инструменты хурульного оркестра»

(струнные инструменты )

Исследовательская работа Музыкальные инструменты хурульного оркестра















2014

© 2010-2022