Творческая работа (проект) Изображение классической музыки в линиях и цвете

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГУ «Специализированная школа-лицей №1

для одаренных детей города Экибастуза»



номинация авторское сочинение

«Изображение классической музыки в линиях и цвете»








автор: учитель музыки специализированной школы-лицея №1

: Пинчук О.Н.

г. Экибастуз 2015г

Содержание

Введение

Раздел 1 История возникновения «Визуализация музыки»

1.1 Толкование метода «Визуализации музыки»

1.2 Исследования в области «Музыкальной графики»

Раздел 2 Методика рисования классической музыки в линиях и цвете

2.1 Проблемы восприятия классической музыки на уроках музыки

и их решения

2.2 Описание методики «Изображение классической музыки в линиях

и цвете»

Заключение

Список литературы

Приложение







Введение

О, как прекрасно, что есть краски:

Синяя, Желтая, Белая, Красная и Зеленая!

О, как прекрасно, что есть звуки:

Сопрано, Бас, Рог, Гобой!

О, как прекрасно, что есть язык:

Слова, Стихи, Рифмы,

Нежность созвучия,

Марш и танцы синтаксиса!

Кто играл в их игры,

Кто ощутил вкус их волшебства,

Для того расцветает мир,

Ему улыбается и раскрывает ему

Свое сердце, свою сущность.

Г. Гессе. «Записанное апрельской ночью»

(пер. Е. Мюнстер).

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая школьников к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Это предположение и определило тему моей работы

«Изображение классической музыки в линиях и цвете».

Цель:

Расширение границ восприятия музыки учащимися

Задачи:

  • Развивать абстрактное и ассоциативное музыкальное мышление

  • Развивать эмоциональную сферу

  • Развивать творческие способности

Формы работы:

  • коллективная

  • групповая

  • индивидуальная

Методы:

  • художественного контекста

  • наглядно-аудиальные

  • наглядно-визуальные

  • моделирования художественно-творческого процесса

Приемы:

  • слушание

  • восприятие

  • исследование

  • целостный анализ музыкального произведения



Раздел 1. История возникновения «Визуализация музыки»

1.1 Толкование метода «Визуализации музыки»

Визуализация музыки- метод представления музыки в виде оптического изображения. Рассмотрение процесса визуализации музыки с позиций социального уровня определяет ценность результатов педагогического содержания. "Музыкальная графика" за сравнительно короткую историю существования (с 20-х гг. нашего столетия) завоевала достойное место среди методов специального музыкального и общеэстетического воспитания. В её основе лежит один из важнейших дидактических принципов - принцип наглядности. А наглядность связана со зрительной формой восприятия. В естественных науках, как конкретное ее проявление, уже давно применяется своеобразная визуализация абстрактных понятий, невидимых явлений, отображаемых в виде графиков.

"Музыкальная графика" была вызвана к жизни австрийским педагогом и искусствоведом проф. Оскаром Райнером, который обосновал и долгое время возглавлял "Институт музыкальной графики" в Вене. Уже первоначальные исследования О. Райнера с последующими систематическими публикациями убедили профессора в том, что он натолкнулся на что-то необыкновенное, имеющее огромное значение в обучении. Интересен пример описания Райнером одного из его первых экспериментов.
Так как в классной комнате не было музыкального инструмента, профессор выбрал мальчика, обладающего музыкальными способностями и образованием, и попросил его вспомнить любой музыкальный отрывок так, чтобы мальчик смог воплотить этот отрывок в графике и цвете. Ребёнок, вспоминая музыку, представил такую зарисовку, по которой О. Райнер понял, что она навеяна музыкой Бетховена.
Последующие работы музыковеда с детьми продолжили основную мысль - выявление сущности связи между звуком и цветом, раскрывая ценность "музыкальной графики" как художественно-педагогического приёма.

1.2 Исследования в области «Музыкальной графики»

Исследования показали, что при сравнении с обычными занятиями музыкой, при постановке задачи зарисовать впечатления от прослушанного музыкального произведения, налицо большая заинтересованность, сосредоточенность, концентрация внимания школьников со стремлением глубже понять структуру и содержание произведения. Немаловажен и тот факт, что рисунки учеников представляют собой собственноручно ими составленный "документ", позволяющий преподавателю по нему судить о степени усвоения учеником данного музыкального произведения. Следует учитывать и то, что зарисовки музыкальных произведений, созданные самим учеником в процессе осознанного переживания музыки, могут cлужить для ученика своеобразным изобразительным знаком, по которому легче вспомнить музыку, её форму в целостном виде. Это поможет ему при повторном прослушивании точнее и быстрее восстановить все тонкости ритмического, темпового строения и т.д. Это в значительной степени способствует воспитанию восприятия музыки.

Раздел 2. Изображение классической музыки в линиях и цвете.

2.1 Проблемы восприятия классической музыки на уроках

музыки и их решения.

При восприятии классической музыки у школьников существуют проблемы, требующие их решения.

Проблемы

Решения

Учащиеся не готовы слушать классическую музыку

Методика помогает снять психологический барьер перед классической музыкой

Не любят анализировать музыку

Визуализация процесса анализа музыки помогает качественно его проводить

Учащиеся испытывают потребность в активном сотрудничестве

Применяются групповые формы работы

Потребность заниматься творческой деятельностью

Реализуются творческие способности в авторском рисунке

2.2 Описание методики «Изображение классической музыки в

линиях и цвете.

В основе этой методики лежат два вида деятельности:

1.Методика «Каракули».

Описание: Вместе с ребёнком по очереди рисуйте на листе бумаги прямые и

кривые линии, пересекающие друг друга. Затем можно закрасить участки,

ограниченные этими линиями, карандашами или фломастерами разного цвета,

заполнить их штрихами ,крапинками, клеточками.

2.Методика « Музыкальная графика». (описана в разделе 1-1.1)

1 этап. Перед работой с учащимися проводится небольшая беседа

Музыка, как и любое искусство, передаёт мысли того, кто её создал, мысли и

чувства тех, кого она изображает. Сравните звуки музыки с красками в

живописи или мелодию с линиями в рисунке. Какие цвета подойдут для

грустной музыки (холодные ,неяркие), для весёлой (яркие и тёплые)

А ещё попробуйте сравнить звучание различных музыкальных инструментов, на

которых исполняют одну и ту же музыку, и с помощью красок придумать

узор, украшение, похожее на звучание каждого инструмента.

2 этап. Учащиеся внимательно слушают произведение и линиями изображают

ритм данного произведения. Если ритм чёткий. то линии ровные, если ритм

плавный, то линии волнистые. (обязательное правило, линии должны

пересекаться).(см.приложение рис 1)

3 этап. Учащиеся выделяют контрастным маркером образовавшиеся участки

ограниченные этими линиями. (см.приложение рис 2)

4 этап. Произведение прослушивается ещё раз и участки заполняются теми

тонами цвета, которые соответствуют характеру этого произведения.

(см. приложение рис 3)

Заключение

Таким образом, применение методики «Изображение классической музыки в

линиях и цвете» на уроках музыки стимулирует интерес учащихся к

музыкальным классическим произведениям, активизирует их мыслительную

деятельность, способствует развитию творческой фантазии, колористического

и интонационного мышления.

Методика позволяет:

  1. Добиваться высокого уровня внимания, интереса к предмету

  2. Развивать гибкость мышления

  3. Развивать способности к анализу и обобщению

  4. Мотивировать учащихся к собственной художественной деятельности

  5. Развивать самостоятельность

  6. Стимулировать рост духовной культуры учащихся

  7. Осуществлять межпредметные связи художественно-эстетических предметов.





Список литературы

  1. Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: Из опыта работы учителя. М., 1978

  2. Трофимова И.А. «Музыкальная графика как проявление синтезии» 2010

  3. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики - М. Д. Таборидзе, Д. К. Бусурамвили, О. Г. Алавидзе и др.; Под ред. М. Д. Таборидзе. - М.: Педагогика, 1988. - 101с.

  4. Зенкевич И.Г. «Эстетика урока музыки»,М.,1981

  5. Маймин Е. А. Эстетика - наука о прекрасном. Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1982. - 192с.








Приложение

Творческая работа(проект) Изображение классической музыки в линиях и цвете.

рис 1. Ребята линиями изображают ритм произведения «Времена года» «Весна»

А.Вивальди.

Творческая работа(проект) Изображение классической музыки в линиях и цвете.



Рис.2 Учащиеся выделяют контрастным маркером образовавшиеся участки

ограниченные этими линиями.

Творческая работа(проект) Изображение классической музыки в линиях и цвете.

рис 3 Произведение прослушивается ещё раз, и участки заполняются теми

тонами цвета, которые соответствуют характеру этого произведения.





Творческая работа(проект) Изображение классической музыки в линиях и цвете.

Рис 4 Начало работы

Творческая работа(проект) Изображение классической музыки в линиях и цвете.

Рис 5 Внимательно слушают музыку

Творческая работа(проект) Изображение классической музыки в линиях и цвете.

рис 6 Изображают ритм произведения линиями

Творческая работа(проект) Изображение классической музыки в линиях и цвете.

Рис 7 А.Вивальди «Весна»- в линиях и цвете

Творческая работа(проект) Изображение классической музыки в линиях и цвете.

рис 8 работа закончена

Творческая работа(проект) Изображение классической музыки в линиях и цвете.

А.Вивальди сюита «Времена года» «Весна».




© 2010-2022