- Преподавателю
- Музыка
- Тема урока: «Путешествие в страну восходящего солнца
Тема урока: «Путешествие в страну восходящего солнца
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гобунова О.В. |
Дата | 13.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «Путешествие в страну восходящего солнца»
Между музыкой разных народов мира нет границ.
Цели урока:
-
Воспитание художественной культуры как части духовной.
-
Помочь детям в осознании красоты японского искусства, как нравственно-эстетической ценности на основе восприятия предлагаемых произведений.
Задачи урока:
-
развитие высокого художественного вкуса учащихся, эстетической потребности в восприятии отечественной и зарубежной музыки, поэзии, изобразительного искусства
-
формирование эмоционального отношения к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости отзывчивости на музыку, т.е. создание условий для проживания образа, для самовыражения, определения чувств, мыслей, отношения к жизни
-
развитие активного восприятия в разных видах (слушания, пения) и на основе этого обогащения представлений о музыкальном языке, его воздействии на чувства человека
-
умение видеть необычное в обычном
-
умение высказывать свое отношение к произведению
Тип урока: урок-путешествие.
Оборудование: проигрыватель, ИК, фортепиано.
Метод: сравнение, беседа, прослушивание.
Краткий план урока:
I: организационный момент
-
построение
-
вход под музыку «Вишня»
-
музыкальное приветствие
II: углубление в тему
Учитель: Ребята, мы много времени уделили изучению русской музыки, но вам, наверное, интересно узнать музыку других народов мира. (распевка «Дружба) Поэтому мы сегодня отправляемся в путешествие в страну дальнего зарубежья. Давайте попробуем догадаться что это за страна. Знакома ли вам музыка, под которую вы сегодня входили в класс.
Дети: (нет)
Учитель: А какому народу может принадлежать эта музыка?
Дети: (Япония)
Учитель: Правильно! Язык музыки понятен всем.
Что вы знаете об этой стране?
Дети: (Находится Япония на островах, столица - Токио, флаг, искусство)
Учитель: А вот чтобы подробнее узнать об этой стране, я вас приглашаю в страну, которую сами жители называют очень поэтично - Страна восходящего солнца. А нам, европейцам, она известна как Япония.
слайд 1,2
Япония расположена на множестве островов в Японском море. Поэтому на картинах японских художников так часто изображается море.
слайд 3
Столица Японии - Токио, густонаселенный город.
слайд 4
Государственный флаг Японии представляет собой белое полотнище с ярко-красным солнцем в центре.
слайд 5
Знает ли кто-нибудь из вас название священной горы в Японии? Это Фудзияма или Фудзи. Навершине Её лежат вечные снега. Есть легенда о том, как появились эти снега…
Учитель: Вообще, ребята, японцы - гостеприимный народ. Они любят жить в небольших домах, для нас необычных постройках, окруженных садом. Природу японцы не просто любят, но и обожествляют.
слайд 6, дом-храм
Учитель: Какое дерево считается священным в Японии, ребята?
слайд 7
Дети: (вишня)
Учитель: Правильно!
Ну и ну! Ну и ну!
Что еще о вас сказать
Вишни в Ёсино!
Скажите, что это я вам сейчас прочитала?
Дети: (японское стихотворение - хокку)
Учитель: Правильно, это японское стихотворение - хокку, которое состоит всего из трех строчек и каждое стихотворение - это выразительная картина природы со своим настроением и звуками.
В этом стихотворении говорится о вишне. Японцы воспевают вишню и в картинах, и в стихах, и в музыке.
Дети пробуют сочинить хокку в течение урока.
Учитель: Давайте послушаем и проанализируем японскую народную песню.
Прослушивание..
Учитель: А теперь давайте поучим эту мелодию и попытаемся спеть песню «Вишня».
-
спеть учителю.
-
разобрать движение мелодии.
-
выучить со словами.
Учитель: Как мы уже с вами поняли, для того, чтобы понимать музыку другого народа не нужно знать язык.
Русский композитор Д.Б.Кабалевский побывал в Японии и был восхищен красотой розовых рощ, ему понравилась песня «Вишня». Приехав домой, он под впечатлением увиденного и услышанного сочинил «Вариации на японскую народную песню «Вишня» для фортепиано.
Прослушивание.
Анализ.
Дети: (Музыка стала звучать более напряженно и драматично).
Учитель: Этим композитор хотел выразить свое сочувствие к японскому народу, который пострадал 6 августа 1945 года, когда над городами Хиросима и Нагасаки блеснула вспышка ярче тысяч солнц, вверх взметнулось кроваво-красное облако, похожее на гриб. Это была атомная бомба. Погибли сотни тысяч людей, многие были обречены на долгую мучительную болезнь. Ежегодно в день трагедии люди идут к мемориалу, чтобы отдать дань памяти погибшим, и несут свои гирлянды и бумажных журавликов - символ мира и дружбы.
Изготовление бумажных журавликов - это еще одно японское искусство - оригами.
Ребята, может кто-нибудь из вас готов зачитать свои хокку?
Дети читают стихи.
Учитель: Взошла луна
И самый мягкий кустик
На праздник приглашен!
Я вас приглашаю на праздник!
Песня-танец «Кулачки».
Учитель: Япония - удивительная страна и все в ней для нас необычно. Я хочу познакомить вас с необыкновенной миниатюрной скульптурой, которая по-японски называется «нэцкэ». Раньше нэцкэ использовали как брелок, подвешивая на шелковом шнурке и украшая скромную одежду. Позже они нэцкэ стали самостоятельным видом японского искусства. Мастера изображали в нэцкэ и японских богов. Например, богиня Удзумэ - покровительница веселья и хорошего настроения.
слайды 8,9
Учитель: Вот на такой нотке мы закончим наше знакомство с этой удивительной страной - Японией. Японцы тоже любят русское искусство, русский балет, музыку Чайковского и русские народные песни. Очень любят песню Блантера «Катюша».
Ребята, вам сегодня на уроке все было понятно?
Дети: (да!)
Учитель: Нужно было вам знать для этого японский язык?
Дети: (нет)
Учитель: Значит музыка - это тоже язык, с помощью которого люди выражают свои мысли и чувства.
слайд 10,11
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!