Статья по музыке Развитие творческих способностей при игре на свирели

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей при игре на свирели.

Еще во времена Платона и Аристотеля обращали внимание на воздействие музыки в обще развитии человека, в развитии его качеств личности, черт характера, а также способностей и при реализации потребности в самовыражении.

Аристотель писал о том, что «музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает свойствами, развивающими человека то, очевидно, что она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи».

На музыкальных занятиях в системе образования создаются условия для развития способностей учеников при освоении материала художественно - эстетического цикла. На данных занятиях осуществляется приобщение учащихся к миру искусства. Уже сама природа музыкальных произведений, чистоты звука, его мелодичности, возможности выражения их через использование различных музыкальных инструментов, указывает на возможность развития ребенка.

Музыкальное творчество представляет собой процесс развития и становления различных творческих способностей. При этом многообразие проявления детского музыкального творчества имеет под собой следующие основания:

  • личностно - ориентированное отношение у ученика к слушаемой им и исполняемой музыке;

  • специфика личностного восприятия и основных трактовок исполняемых музыкальных произведений (композиторов и собственного сочинения);

  • возможность индивидуального характера оценочных суждений;

  • возможность сочинения оригинальных мелодий, вариаций;

  • реализация пластических и инструментальных импровизаций;

  • создание литературных и живописных размышлений по поводу анализа смысловой нагрузки музыкальных произведений.

Все используемые виды деятельности на уроках музыки, посредством слушания музыкальных произведений, исполнения их на музыкальных инструментах, создает возможность для гармоничного развития ребенка.

При развитии его творческих способностей на уроках музыки преподаватель также следит за правильной осанкой ребенка, за частотой и правильностью его дыхания. При этом достаточно часто на занятиях исполняются различные пластические движения, а также музыкальные народные игры, выражения через исполнение музыкального образа.

С помощью использования широкого спектра движения ученикам более легко войти в образ, почувствовать многогранность музыкального произведения, на более качественном уровне проникнуться настроением этого произведения, задействовав двигательную активность, части тела, элементы пластики.

При совмещении игры на музыкальном инструменте и двигательной активности наступает своеобразная эмоциональная разрядка, в ходе которой ребенок достаточно качественно запоминает конкретной музыкальное произведение, что создает условия для последующего развития его памяти, умения слышать и чувствовать.

В процессе игры в народном оркестре, ученики имеют возможность выполнения заданных преподавателем ритмы на элементарных музыкальных инструментах, к которым можно отнести ложки, палочки, погремушки, бубны, барабаны. В нашей школе подрастающему поколению предоставляется возможность научиться также играть на музыкальном инструменте свирель.

Игра на свирели предоставляет ребенку возможности прочувствовать радость осуществления собственного музицирования. Игра на свирели дает возможность ребенку правильно дышать, что интенсивно массирует внутренние органы полости живота (печень, кишечник, желудок, почки), а также заставляет на качественно другом уровне работать диафрагму.

Когда ребенок закрывает пальчиками дырочки на свирели, он разрабатывает моторику рук, что оказывает положительное воздействие на работу полушарий головного мозга.

В процессе обучения игре на свирели возможно решить задачу по развитию музыкальной памяти.

Свирель является индивидуальным инструментом, и учащиеся играют на свирели дома. Опираясь на свой педагогический опыт, могу сказать следующее: те учащиеся, которые хорошо играют на свирели, лучше интонируют, быстрее соображают, запоминают на уроках, лучше учатся. В конце учебного года в седьмом классе я прошу учащихся написать об уроках: что запомнилось, что понравилось, не понравилось. И вот некоторые высказывания учащихся:

«На уроках музыки мне больше всего запомнилось: игра на свирели, исполнение песен, прослушивание фрагментов из симфоний, опер, сонат».

«Лично я бы хотел, чтобы дети играли почаще на свирели».

«Умением играть на свирели можно похвастаться перед друзьями».

«Когда я впервые взяла в руку свирель - ощущения были незабываемыми. Я выучила множество хитов и мелодий на этом инструменте».

«А ещё все очень удивляются, когда я говорю, что умею играть на свирели, и поразительно, что именно в нашей школе учат играть. На уроках очень интересно и увлекательно».

«Когда я пришёл в эту школу, то думал, что мы будем только петь и писать, но мы начали играть разную музыку на свирели».

«Я буду хранить свирель как память об уроках музыки. Я до сих пор помню несколько мелодий на ней и надеюсь - не забуду их».

А ещё был момент в моей жизни, когда сильно заболела дочь: высокая температура, сильный кашель. Оставив ребёнка дома, пошла на работу. Возвращаясь с работы, открываю дверь и слышу, как звучит свирель. Я захожу в комнату и спрашиваю у дочери: «Зачем ты это делаешь, тебе же нельзя, у тебя высокая температура». А дочь отвечает, что она хочет играть. Я махнула рукой и вышла из комнаты. Но уже через день спала высокая температура, а через три дня прошёл и страшный кашель. Дыхание стало ровным и чистым.

Таково многостороннее влияние, которое может оказать свирель, в том числе и на здоровье школьника.

Статья по музыке Развитие творческих способностей при игре на свирели

© 2010-2022