Разработка открытого урока Музыка в театре. кино и на телевидении

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Открытый урок музыки в 5 классе


Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.



Урок разработан

учителем музыки

МБОУ СОШ № 64

Г.Новосибирска-

Потаповой Н.Н.


2014г

Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства - театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма - сценария.

Задачи:

Учить умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учить различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий.

Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов театра и кино.

Развивать музыкальный слух и вокальные данные.

Технические средства: мультимедийная доска, компьютер.

Видеоряд:

Портрет композитора Д. Шостаковича.

Портрет Г.В.Свиридова

Портрет А.Рыбникова.,И.Дунаевского,Э.Грига

Презентация

Музыкальные произведения:

Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига - «Песня Сольвейг».

Балет Чайковского «Лебединое озеро»

А. Рыбников «Песенка Папы Карло»

Е. Крылатов «Крылатые качели».

Литературные произведения:

Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».

А. Толстой «Золотой ключик»

Видеофрагменты:

Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский.

Кинофильм «Приключения Буратино»

Кинофильм «Приключения Электроника».

Раздаточный материал:

-учебники «музыка»-5кл.Сергеева,Критская

-стикеры на клеевой основе

-памятки «Правила поведения в театре»

Используемые ресурсы:

-интернет,you tube

-материалы с сайта Proshkolu.ru

-CD Комплекс уроков музыки по программе Критской








Ход урока: Вход под музыку «Пираты Карибского моря».

Организационный момент.

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в очередное путешествие в мир музыки.А куда?Это нам помогут узнать загадки.

Он работает играя.

(Есть профессия такая!)

Он на сцене с давних пор.

Та профессия - (актер).-сл.1

Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать? ( режиссер)-сл.1

«Меню» в театре составляют

На весь сезон из разных пьес.

И только то в него включают,

Что вызывает интерес. ( репертуар)-сл.2

Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула, она - ( балерина)-сл.2

Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши. ( зритель)-сл.3

Есть у каждого в квартире

Он расскажет: что же в мире

Происходит каждый день.

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит все время - «Гол!»,

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах,

Ну, а я, - «Спокойной ночи»-сл.3

И мультфильмы очень, очень! ( телевизор)

У: Мы отгадали все загадки и думаю, что вы догадались о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Давайте сформулируем тему.

Д: Сегодня на нашем уроке пойдет речь о театре, кино и телевидении.

У:А так как у нас урок музыки, то конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих синтезированных видах искусства. Итак-тема урока…..

У:Правильно.(сл.4)Давайте запишем в тетрадь.

А что нам поможет понять эту тему? Давайте составим план.(сл.5,6).

Д:Мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для театральных постановок и кинофильмов.

1 этап урока.

У:Предлагаю вам послушать фрагмент произведения и понять-о чем оно?

Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. (сл.7)

У: Знакома ли вам эта музыка?

Это просто песня или часть из большого произведения?

О чем рассказывается в этом произведении?(сл.8)

( Пер Гюнт - молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)

У: О чем поет Сольвейг?

( О том, что зима пройдет, и весна промелькнет,

Завянут все цветы, снегом их занесет.

Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)

У: В каком характере прозвучала музыка?

Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.

У: Какой образ нам нарисовала музыка?

Д: Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.

У: Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена. (сл.9)

Скажите, а какое значение имеет текст для музыкального произведения?

Д: В литературном тексте описываются все происходящие события, характеры героев.

У:. А как же называется литературный текст к опере и балету?

Д: Либретто.(сл.10).Запишем новое слово.

У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста на слайды и назовите произведения и композиторов, которые их написали.

Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский -Корсаков.(сл.11)

Опера «Садко» - Н.А. Римский - Корсаков.

Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.(сл.12)

Балет «Золушка» - С. Прокофьев.

У: А как вы думаете что нам помогло справиться с заданием?

Д:Знание литературного текста пр-ий.

Вывод: Даже не слыша музыки, но зная содержание-мы можем догадаться о чем нам говорят герои этих пр-ий. Значит литературный текст очень важен для понимания образов героев.

2 этап урока.

А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр. (сл.13)

Ваша задача-понять о чем говорит этот фрагмент, как называется пр-ие и кто его автор?

Фрагмент из балета «Лебединое озеро».(сл.14)

У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?

Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам танцующих маленьких лебедей?

Д: Музыка взволнованная, нежная, по-детски непосредственная, говорящая о том, что маленькие лебеди еще чисты, наивны и не знают, что в мире много зла.

У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.

У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.

У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?(выключить звук, смотреть фрагмент без звука)

Вывод: Без музыки спектакль потеряет свою красоту и выразительность.

У: А как называются театры, в которых ставятся оперы и балеты?

Д: Театр Оперы и балета.

У: Какие театры есть у нас в г. Новосибирске?

Д (перечисляют)-сл.15.Театров очень много у нас в городе, все названия не поместились на одном слайде.

У: А каким должен быть зритель, пришедший на спектакль? А вы знаете как нужно вести себя в театре?(сл.16) Предлагаю вам разбиться по группам и написать основные правила поведения в театре, те которые являются по вашему мнению-главными.(раздаются заготовки для кластера. Дети в течении 3 мин. набрасывают несколько основных правил).

Выступление групп, комментарии, дополнения.

У: Остальные правила, которые являются не менее важными, я подарю вам ввиде универсальной памятки, чтобы вы могли всегда и везде ими воспользоваться.

Раздает памятки.

У: А теперь, как и в любом театре наступает время(сл.17)-антракта.

Что это такое?

Д:Перерыв между сценами спектакля.

У: Мы с вами тоже отдохнем. Дыхательная гимнастика. Распевание.

Музыкальная физкульминутка-сл.18

«Делай, как я»-сл.19

3 этап урока.

У: Давайте вернемся к теме урока. Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

У: В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», « Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Угадай мелодию», фильмы, мультфильмы и т.д. (сл.20)

У: Ну и конечно кинофильмы.(сл.21) А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, А. Рыбников. (сл.22)

Давайте запишем новое слово-тапер, определение которого вы найдете в учебнике на стр.64(п.2).Выпишите его. (сл.23)

У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?

Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма

необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.

Запишем в тетрадях: сценарий - литературный текст к спектаклю, кинофильму.

Режиссер сценарист - тот, кто пишет сценарий.

У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах, мультфильмах?

Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо, настраивает зрителя на определенные моменты.

А сейчас музыкальная викторина - «Угадай-ка!» Вот мы и попробуем угадать характеры и образы героев любимых мультиков с помощью музыки.(сл.24)

1. «Песенка Снегурочки» из м-ма «Ну, погоди!» (сл.25)

2. «Дед мороз и лето»

3. «Колыбельная медведицы» из м-ма «Умка»

4. «Неприятность эту мы переживем» из м-ма «Кот Леопольд»

5. «Волк и семеро козлят на новый лад» песня из мюзикла.

С жанром мюзикла мы будем знакомиться на следующем уроке.

У: В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.

У: Одной из таких песен стала эта песня из известного кинофильма музыку. Фильм детства нескольких поколений-ваших родителей, их родителей и вас. Посмотрите фрагмент и догадайтесь о чем я говорю

Фрагмент из фильма «Приключения электроника»(сл.26).

Д:Песня»Крылатые качели»

У:Которую написал советский композитор Е. Крылатов к фильму «Приключ.Электроника»(сл.27)

4 этап урока.

Давайте мы ее разучим. (сл.28).Караоке.

5 этап урока.

Звенит звонок.

У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.(сл.29)

Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино» (сл.30)

Анализ:

У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?

Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена.

У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?

Д: Добрый, веселый, беззаботный - помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».

У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма - Буратино.

У: Каков характер музыки?

Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д. Помогает раскрыть характер героя.

6 этап урока.

Звучит «Время вперед» Г. Свиридова. (сл.31)

У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.

У: Скажите, какая программа начинается этими позывными?

Д: Программа «Время» «Новости».

У: Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить.

Здравствуйте уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения Андрей Мыцык. Я познакомлю вас с последними новостями.

Учащиеся 5 класса Новосибирской средней школы №64 провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:

Любите ли вы слушать музыку?

Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?

Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?

Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?

Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?

Подводя итоги, ребята сделали вывод, что -

-без музыки не могут жить практически 100% людей

-что ТВ не может заменить живое исполнение и,практически 90% людей стараются посещать театры,концерты и т.п.

-семьями смотрят «Голос», «Танцы на льду», «Один в один», праздничные концерты,..

-что муз.программ должно быть больше-сказали «да» 100% опрошенных

-90% опрошенных считают ,что недостаточно передач о жизни музыкантов, композиторов,…

Благодарю за внимание!

7 этап урока.

У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?

Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:

служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.

(Сл.32)

Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные отметки.

Особенно хочется отметить таких ребят…

Д/З:(сл.33) Найти в интернете ,учебнике и записать в тетрадь по одному названию:
-музыкального кинофильма,
-музыкальной передачи,
-музыкального спектакля

Рефлексия(сл.34)на доске висят смайлики-на стикерах, которые лежат на партах вы нарисуете веселый смайлик, если урок вам понравился и грустный-если не понравился. Выйдите к доске и приклейте свой смайлик к моему, в виде лучиков солнца. И мы увидим - веселое солнышко у нас получится или грустное.

(рисуют, клеят на доску).

У: А в ваших тетрадях нарисуйте один из цветов светофора(см.сл.35),чтобы я узнала, когда соберу ваши тетради над чем нам еще стоит поработать.

(рисуют).

Сл.36,

© 2010-2022