- Преподавателю
- Музыка
- Занятость молодежи, социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности
Занятость молодежи, социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коренкова Е.А. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Департамент образования и науки Кемеровской области
государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Таштагольский многопрофильный техникум»
Занятость молодежи, социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности
Выполнила: Коренкова Е.А.
социальный педагог
ГОУ СПО «ТМТ»
Таштагол, 2014
Содержание
Введение
3
1.Проблемы занятости молодежи и социально-трудовой адаптации выпускников учреждений профессионального образования
5-7
2.Социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности обучающихся через вовлечение в волонтерскую деятельность, а также в деятельность трудовых студенческих отрядов
8-11
3.Организация занятости, социальной адаптации и подготовки к профессиональной деятельности обучающихся ГОУ СПО «ТМТ»
11-13
Заключение
14
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Развитие рыночной экономики, модернизация производства, развитие новых наукоемких технологий вызывают значительные изменения в структуре занятости и приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. При этом существенно увеличивается конкуренция на рынке труда, что не может не сказаться на занятости молодежи.
Сегодняшний рынок труда предъявляет новые требования и к системе образования: необходимо не только дать знания, но и подготовить выпускников к жизни в новых экономических условиях, привить навыки социально-профессиональной адаптации на рынке труда, навыки самосовершенствования, т. е. подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема регулирования трудовой адаптации молодежи становится ключевой для социальной и экономической политики государства, являясь решающим условием самореализации новых поколений россиян.
В настоящее время одна из наиболее острых ситуаций сложилась в сфере регулирования трудовой адаптации молодежи. Разрешение этой проблемы затрудняется тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране изучено достаточно слабо. Практически не существует работ, в которых процессы трудовой адаптации молодежи исследовались бы комплексно и не просто учитывали условия развития современного российского общества, но и предлагали бы разработки социальных технологий, призванных решать возникающие в этой сфере проблемы.
Объектом исследования является трудовая адаптация молодежи.
Целью исследования выступает изучение процесса социальной адаптации и подготовки к профессиональной деятельности выпускников учреждений профессионального образования.
В связи с поставленной целью решается ряд задач:
- исследовать профессиональную адаптацию молодёжи;
- проанализировать процесс трудовой адаптации молодежи в условиях трансформирующегося российского общества;
Изучение данной темы основано на использовании общенаучных методов исследования: логический, метод анализа.
Структура работы определяется поставленными целями и задачами и состоит из введения, основного раздела, заключения и списка литературы
1. Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников учреждений профессионального образования
Социально-экономическая адаптация молодежи к рыночным отношениям, рынку труда выступает в качестве одного из основных факторов социального развития - процесса, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или ее отдельных компонентах - социальных отношениях, социальных институтах, социальной структуре и т.д.
Профессиональное образование следует рассматривать в современных условиях не только как социальный институт. Этот рынок тесно связан с рынком труда, особенно с его сегментом - рынком труда молодежи.
В отличие от рынка труда рынок образовательных услуг инерционен. В прошедшее десятилетие темпы развития рынка образовательных услуг существенно отставали от темпов развития рынка труда, в том числе и в силу отсутствия должного внимания к нему со стороны государства и органов управления в целом. В результате структура подготовки выпускников в профессиональных учебных заведениях оказалась не вполне соответствующей структуре потребностей рынка труда, качество специалистов в ряде отраслей экономики продолжает оставаться невысоким. Особенно отстают в своем развитии учебные заведения начального и среднего профессионального образования.
Несбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг осложняет решение проблемы социально-экономической адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда. Безработица в самом начале трудовой жизни превращается в серьезную проблему для молодежи и ставит ряд барьеров в ее адаптации на рынке труда. Незанятость уменьшает семейный бюджет и одновременно блокирует необходимое развитие навыков, которое приходит с трудовым опытом. Раннее развитие навыков на рабочем месте является решающей предпосылкой последующего роста заработка, а отсутствие работы в начале трудовой жизни значительно увеличивает вероятность оставаться безработным и означает малые заработки в будущем.
Наряду с психофизическими свойствами, объективно повышающими уровень конкурентоспособности юношей и девушек на рынке труда, молодые люди не обладают сколько-нибудь значительным опытом профессиональной деятельности, опытом взаимоотношения с другими людьми в процессе производства. Нередко их притязания к условиям труда, включая и его оплату, не соответствующие их реальному вкладу в конечные результаты труда всего коллектива, приводят к конфликтным ситуациям. Все это существенно снижает их уровень конкурентоспособности на рынке труда.
На признаки падения спроса в экономике работодатели первым делом отвечают сокращением найма молодых работников. А поскольку уровень квалификации обычно повышается с опытом работы благодаря доступу к возможностям профессионального роста на рабочем месте, молодые люди зачастую оказываются на рынке труда в особенно невыгодном положении. Далеко не случайно, что молодежь сегодня составляет более трети всех безработных.
Эта особенность положения молодежи на рынке труда предопределяет важность собственно социальной функции в социально-экономической адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда. Реализация этой функции особенно необходима для учащихся и выпускников начального и среднего профессионального уровня образования, поскольку, как правило, они представляют в системе образования малообеспеченные семьи. По оценкам до 80% обучающихся начального профессионального образования относится к этому слою населения. Такая специфика, наряду с системными проблемами функционирования учреждений начального и среднего профессионального образования, приводит к тому, что выпускники этих учебных заведений больше, чем выпускники вузов, подвержены риску остаться без работы, чаще встречают трудности при вступлении в трудовую жизнь. С каждым годом значительная часть из них вынуждена проходить переподготовку и, не успев приступить к работе, менять профессию.
В связи с этим социально-экономическая адаптация выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений включает в себя не только узкопрофессиональную подготовку молодежи к рынку труда, но и обеспечение социализации в рыночной среде через формирование новых ценностей, освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений; противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенное в молодежной среде; обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей; поддержку вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество.
2. Социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности обучающихся через вовлечение в волонтерскую деятельность, а также в деятельность трудовых студенческих отрядов
В настоящее время ситуация на рынке труда такова, что одной из категорий граждан, находящейся в сложном положении, является молодежь. Особые трудности в адаптации к современному рынку труда испытывают молодые люди, которые не имеют достаточной профессиональной квалификации и практических навыков. Именно молодые специалисты в первую очередь обращаются на молодежные биржи труда, в центры студенческих трудовых отрядов и государственные органы занятости населения.
Привлечение учащейся и студенческой молодежи к деятельности студенческих трудовых отрядов является одним из механизмов обеспечения ее временной занятости в свободное от учебы время и повышения конкурентоспособности на современном рынке труда. Движение студотрядов призвано организовать временную занятость обучающихся, изъявивших желание работать, и является одним из эффективных, массовых и интересных видов трудоустройства на временные и сезонные работы.
Ранняя трудовая адаптация и трудовая мобильность участников студотрядов являются необходимыми качествами молодежи в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка труда. Участие в работе студотрядов является также эффективным инструментом самореализации личности и формирования таких качеств, как самостоятельность и ответственность среди молодежи.
Существенную роль в социальной адаптации может сыграть волонтерская деятельность. Включению будущих работников в волонтерство как практическую социально значимую деятельность, способствующую их эффективной профессиональной социализации, в настоящее время уделяется повышенное внимание ученых. Об этом свидетельствуют диссертационные исследования, научные публикации, авторы которых исследуют воспитательные возможности волонтерства, его потенциал в формировании профессионально-личностных качеств и ценностных ориентаций будущих специалистов, комплекса практических умений, опыта взаимодействия с институтами гражданского общества в развитии гражданской и социальной активности.
Волонтерство представляет собой добровольческую деятельность, основанную на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующую целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; главная цель- получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям.
Как показывает история российской благотворительности и мирового опыта волонтерской деятельности в социальной сфере, участие в волонтерстве способствует восприятию и усвоению духовно-нравственных гуманистических ценностей, позитивным изменениям в личности, решает перспективную задачу формирования будущих профессионалов социальной работы разной направленности и специализации естественными мягкими средствами потому, что волонтерская деятельность по своему смыслу и назначению имеет те же гуманистические ценностные основания, что и социальная работа.
Участие будущих специалистов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности.
Характерная особенность участия студентов в добровольческой деятельности - возможность увидеть результаты собственного труда - улыбку воспитанника детского дома после благотворительного праздника, посаженные деревья в парке, благодарность людей за приведенные в порядок могилы безымянных участников войны и т.д. Добровольческая деятельность за счет названного фактора формирует у человека привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Закрепляясь, такая потребность в будущей профессиональной деятельности станет ориентировать сегодняшнего студента на достижение поставленных целей, доведение начатого дела до желаемого результата.
Участие в организации добровольческих акций развивает у студентов необходимые и в жизни, и в профессиональной социальной работе, и в социально-педагогической деятельности лидерские качества: умение привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т.п. В процессе добровольческой деятельности студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т.д.
Кроме того, важная роль участия студентов в волонтерской деятельности обусловлена возможностью получения дополнительных профессиональных знаний и ее огромным воспитательным потенциалом. Все вышесказанное позволяет нам рассматривать волонтерскую деятельность студентов как инновационное средство их профессиональной социализации, которую мы рассматриваем как совокупность социальных и педагогических процессов, в разной степени регулируемых и направляемых на формирование будущих специалистов как членов профессионального сообщества, субъектов профессиональной социальной работы.
3. Организация занятости, социальной адаптации и подготовки к профессиональной деятельности обучающихся ГОУ СПО «ТМТ»
Замечательной традицией стала организация летних трудовых бригад в Таштагольском районе.
Главный принцип организации работы таких бригад - осознанность трудового процесса и экономическая заинтересованность в его результатах.
Участие в трудовых бригадах позволяет также обогатить знания учащихся, повысить их рейтинг в глазах сверстников и учителей, развить чувство товарищества и сплоченности, творческих способностей.
Практика трудового воспитания показывает, что знакомство с трудовым распорядком, требованиями трудовой дисциплины и нормами охраны труда, навыки общения в трудовом коллективе приобретаются несовершеннолетними в процессе реальных трудовых отношений между работодателем и несовершеннолетним в рамках заключенного срочного трудового договора.
Трудоустройство несовершеннолетних осуществляется во взаимодействии с ЦЗН Таштагольского района, при этом работодатели производят оплату труда несовершеннолетним за выполненный объем работы, а центр занятости населения обеспечивает на основе договоров выплату несовершеннолетним материальной поддержки в период временного трудоустройства.
За период реализации программы трудоустроены 31 обучающийся в 2012 году и 12 обучающихся в 2013 году.
Для наилучшей социальной адаптации обучающихся в Техникуме создан Волонтерский отряд «Синяя птица» - это добровольное объединение студентов, изъявивших желание бескорыстно выполнять работу, оказывать помощь и поддержку различным социальным категориям населения, в организации и проведении образовательной, оздоровительной и воспитательной деятельности.
Волонтерский отряд действует на базе ГОУ СПО «ТМТ» в рамках внеаудиторной воспитательной и исследовательской работы.
Цель волонтерского отряда состоит в создании условий для активизации потенциалов студентов в различных видах социально-педагогической деятельности. Волонтерский отряд призван способствовать развитию у студенческой молодёжи высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения студентов к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах).
Волонтерский отряд выполняет следующие задачи:
-
популяризация идей добровольчества в студенческой среде;
-
поддержка студенческих инициатив;
-
содействие всестороннему развитию студентов, формированию у них активной жизненной позиции;
-
расширение сферы внеучебной деятельности и вторичной занятости студентов;
-
обеспечение возможности получения студентами необходимых профессиональных компетенций в процессе организации и проведения различных мероприятий (олимпиады, конкурсы, социальные акции и проекты).
-
повышении уровня социальной адаптации в целевых группах
Направления деятельности волонтерского отряда:
-
осуществление рекламно-информационной деятельности, направленной на пропаганду здорового образа жизни;
-
организация социально направленных мероприятий, акций и участие в них;
-
социальная помощь людям социально льготной категории, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
-
изучение и обработка международного и отечественного опыта по вопросам волонтерского движения.
Оценка результативности деятельности волонтерского отряда осуществляется по следующим критериям:
-
количество проведенных мероприятий;
-
количество задействованных членов волонтерского отряда и объектов деятельности;
-
наличие документов подтверждающих результаты деятельности волонтерского отряда;
-
соблюдение сроков проведения мероприятий;
-
количество замечаний по процессу организации и проведения мероприятий.
Заключение
Занятость молодежи, ее социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности являются одними из важнейших задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодежи на труд, свободу выбора заниматься любимой профессией и эффективно использовать их потенциал в развитии экономики нашей страны.
Список литературы
1. Проблемы адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования к рынку труда [Электронный ресурс]/ budgetrf.ru - Режим доступа: budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf177-21/vestniksf177-21090.htm.
2. Волонтерство как средство профессиональной социализации будущих социальных работников [Электронный ресурс]/ otherreferats.allbest.ru- Режим доступа: otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00181964_0.html.
Приложение1
Фотографии деятельности студенческого и волонтерского отрядов ГОУ СПО «ТМТ»
Реализация программы «Трудовое лето» 2012, 2013 года
Реализация программы «Трудовое лето» 2012, 2013 года
Реализация проекта «Волонтерский отряд Синяя птица»
Оказание помощи ветеранам и пожилым людям Таштаголькскго района
Мероприятие «Ни минуты покоя»
в коррекционной школе - интернат №3
Игровая программа
«К детям мы идем с добром»
в детском доме «Родник»
Профориентационное мероприятие в школе - интернат №3
Благотворительная продажа игрушек из шаров для моделирования
Обучение созданию игрушек из ШДМ
Создание снежного городка в детском доме «Родник»