• Преподавателю
  • Музыка
  • План-конспект урока музыки Изобразительные интонации в Восточной музыке русских композиторов)

План-конспект урока музыки Изобразительные интонации в Восточной музыке русских композиторов)

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План- конспект урока музыки Изобразительные интонации в Восточной музыке русских композиторов)План- конспект урока музыки Изобразительные интонации в Восточной музыке русских композиторов)План- конспект урока музыки Изобразительные интонации в Восточной музыке русских композиторов)План- конспект урока музыки Изобразительные интонации в Восточной музыке русских композиторов)План- конспект урока музыки Изобразительные интонации в Восточной музыке русских композиторов)

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

-Ребята. У нас с вами сегодня урок музыки. На уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Каким может быть наше приветствие? (музыкальным)

  1. Музыкальное приветствие.

-Я счастлива, что песня подружила нас, мы вместе.

  1. Постановка темы, цели, проблемы урока

-А можно ли при помощи музыки узнать о культуре людей, которые далеко от нас живут, об их жизни? (да)

-А как? (по характеру музыки, интонации , ритму)

-А что для этого надо сделать? (послушать, спеть)

-Эпиграфом к уроку будут слова: «Интонации ведут к единому образу».

Мы познакомимся с музыкой людей другой национальности, а для этого отправимся в увлекательное путешествие. А на каком виде транспорта это будет сделать быстрее всего? (самолёт)

-Что нужно сделать , чтобы самолёт заработал?(залить бензин, завести мотор)

-Разделимся на группы. Первая группа показывает, как работают моторы (р..р..р..р..р)

-А вторая группа озвучивает турбины (у..у..у..у..у)

-Выберем командира. Командир отдаёт команду : «Пристегнуть ремни!»

(учащиеся имитируют движениями, как пристёгивают ремень безопасности)

-Команда готова? (да!)

-Наш самолёт взлетает(звучит в записи звук взлетающего самолёта)


  1. Основная часть

  1. Активизация ранее полученных знаний


-В мир какой музыки мы попали? (в мир музыки Востока)

-Мы попали в удивительный мир востока. Он пахнет фруктами, сладостями и пряностями.

(зажигаем ароматическую свечу)

-Этот мир привлекал и русских композиторов, которые писали восточную музыку. Мы знаем, что очень часто в музыкальных произведениях встречаются интонации изобразительные и выразительные. И они ведут нас к единому музыкальному образу. Догадались, какая будет тема урока? (Изобразительные интонации в Восточной музыке русских композиторов)

-Вы правы. Давайте запишем тему урока у себя в тетрадях.


-Какая здесь проблема и противоречие? (Римский -Корсаков русский композитор, а музыку написал восточную. Внёс ли композитор русские мотивы в музыкальное произведение? Изобразит ли нам его музыка образы Востока?)

-Почему русские композиторы писали восточную музыку? Чем она их привлекала? (Восток давал необыкновенно сильные ощущения, впечатления от свей природы, традиций, музыки и танцев. Всё было непривычно, экзотично. Именно поэтому многие образы русской культуры 19 в. своим появлением обязаны именно Востоку. Когда мы говорим о них, прежде всего вспоминаются имена А.П.Бородина опера «Князь Игорь»,М.И.Глинки опера «Руслан и Людмила)

-А какие музыкальные действия мы будем совершать на уроке? (слушать музыку, сравнивать с русской, петь)

-Многие композиторы писали восточную музыку, но ярче всего Восток заиграл в творчестве Николая Андреевича Римского- Корсакова. Когда он был маленьким, как вы, он увлекался морем, а затем стал моряком и отправился в кругосветное плавание, где его заинтересовал Восток. Ярче всего Восток заиграл в симфонической сюите «Шахерезада». Можно говорить и Шахеразада- это разные варианты произношения одного имени .

-Что такое сюита?(музыкальная форма состоящая из нескольких самостоятельных частей , объединённых общей темой.)

-Отгадайте слово с другим значением ,вставив пропущенную букву:

С..ита - свита

(Это люди сопровождающие короля, шейха.)

Все части привязаны к главной теме как на рисунке. А какая главная

тема в сюите? (Шахерезада)

Да, тема рассказчицы Шахеразады. Она героиня какого литературного

произведения? ( Арабские сказки «Тысяча и одна ночь».)

-Слушаем 1 часть сюиты - это тема Шахерезады и определяем её характер.


  1. Пластическое интонирование.

-Какая мелодия? ( узорчатая, извилистая ,ритм плавный, темп медленный т.к Шахерезада рассказывает сказку, динамика тихая)

-Большинство восточных стран - это страны мусульманские. А в мусульманстве изображение человека было запрещено. Поэтому художественный потенциал народа вылился в создание орнамента. Восточный орнамент очень разнообразен и богат. Это фантастическое разнообразие линий и цвета, их переплетение. Орнамент даже называют "музыкой для глаз". Давайте подумаем, почему? (Чередование сильных и слабых долей :линия сверху -снизу, чередование цвета - синий -голубой; линии, которые одновременно являются линиями 2-х фигур; одновременное бытие нескольких фигур, образующих другие фигуры ;линии орнамента движутся-длятся, как линии мелодии )

-Орнамент - это одухотворённа логика. А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? (пленительная, нежная, тонкая, изящная восточная красавица)

- Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа)

- Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.

- Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Как они двигаются? (мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…)

-Компьютер представляет нам музыкальный звук графически в виде осциллограммы.

Какая осциллограмма подходит? (первая)

  1. Изображение мелодии на музыкальной ткани

-Слушаем ещё раз небольшой фрагмент 1 части и рисуем мелодию на музыкальной ткани .Листочки бумаги превращаются в кусочки ткани, а цветные карандаши в иголочку с ниточкой.

-Линия извилистая гибкая подвижная, как узор на восточном ковре.

  1. Сравнение мелодии русской народной песни «Во поле берёзка стояла» и

1 части сюиты

-Сравним восточную мелодию с русской народной музыкой. Вспомним песню «Во поле берёзка стояла».

  • Исполнение 1и 2 куплетов песни учителем.

  1. Самостоятельная работа

Учащиеся изображают музыку на музыкальной ткани.

-Какая мелодия у песни? (плавная, протяжная, напевная, ритм ровный)

-Все особенности восточной и русской народной мелодии выделили. Занесём данные в таблицу:


  1. Углубление в тему

-Послушаем танцевальный фрагмент из сюиты.

-Что придаёт ей танцевальность? (ритм, муз. инструменты- бубен, треугольник)

-Для чего они были введены?(для акцента на движения)

-Что в танце обычно одето на восточных девушках?(браслеты, монетки, украшения)

-А вы не забыли, что мы в гостях? Мы пришли в гости к Шахерезаде. А в гости надо приходить с подарками ?А что Шахерезаде понравится? (песня, танец)

-Мы из России? Восточной героине будем подарки дарить? Какие мы песни поём? (русские)

-А восточную мелодию слушали на уроке? (да, она нас пленила )

-Попробуем песню «Во поле берёзка стояла» пропеть на восточный манер.

  1. Импровизация

Нужны три помощника(играют на инструментах),а остальные поём. Между музыкальными фразами делаем движения руками - показываем извилистость мелодии. Сейчас восточные танцы очень популярны.

  1. Рефлексия

-Ребята нам подошла пора возвращаться домой. Подходит к концу наше путешествие.

А что мы расскажем, когда вернёмся обратно в Россию, что нового мы узнали?

Вывод учащиеся делают самостоятельно: (с помощью изобразительных восточных интонаций Римский-Корсаков создаёт неподражаемые лирические образы. Русские композиторы обращались к восточной культуре с уважением, восхищались ей, и привнося в своё творчество обогащали всю русскую культуру. Мы пытались экспериментировать: соединяли русскую народную песню с восточной мелодией. Импровизация удалась. Попробовали себя в роли композиторов )

-Командир, отдавай команду «Пристегнуть ремни!»

-Турбины заработали(у..у..у..у), моторы завелись(р..р..р..р), мы взлетаем!

  1. Подведение итогов урока


  • Звучит песня «Росиночка-Россия-Что мы видим , подлетая к нашей родине России?(ширь полей, русские берёзки, реку Ветлугу)

-А я вижу наше село Рождественское, которое для меня тоже уже стало родным. Наша Родина такая прекрасная. Наши люди самые радушные и гостеприимные .В нашей стране живут люди разных национальностей. А объединяет нас всех единый язык, понятный во всех странах мира. Это язык музыки. Давайте все вместе пропоём песню вместе с солисткой до конца.

Исполнение хором песни «Росиночка-Россия» под плюсовую фонограмму.

-Вы очень хорошо поработали на уроке. Молодцы. Сегодня у вас будет творческое домашнее задание:

  • Домашнее задание (по желанию)

-Дополнить импровизацию, которая у нас получилась на уроке танцевальными движениями (русскими и восточными).

В память о нашем уроке я даю вам буклеты.

Урок окончен.





© 2010-2022