Рабочая программа по музыке для начальной школы

Рабочая программа с развернутым календарно- тематическим планированием по музыке для начальной школы по программе Г.С.Ригиной "Музыка"-  обучение- воспитание- творческое развитие по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Календарно – тематический  план составлен в соответствии с требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях («Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитар...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №7»

городского поселения Талинка

(МКОУ «СОШ №7» г.п. Талинка)



«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «СОШ №7»

___________ Анфарович У.К. ___________Фаттахова Н.И.

«17» сентября 2011г. Приказ № 40 о/д

от «19» сентября 2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по музыке


для1-4 классов

базового уровня

(2011-2015г.)





Разработчик: Шаронова Елена Иподистовна


учитель первой квалификационной категории





Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № 1 от «16» сентября 2011г.

Руководитель МО__________ (Горбунова А.В.)





г.п.Талинка

2011г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана МКОУ «СОШ №7» инвариативной части и примерной программы основного общего образования по музыке, и авторской программы по музыке Ригиной Г.С..

Особенности преподавания предмета «Музыка» определяются спецификой музыкального искусства, которое обращено к духовному миру ребенка. Влияние на нравственно -эстетические чувства происходит в процессе активного восприятия детьми.

Эмоционально - образного содержания музыкальных произведений, в процессе музыкально - творческой деятельности школьников. Занятия музыкой способствуют духовно - нравственному воспитанию детей, целостному развитию личности младшего школьника, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Музыкальное искусство является неотъемлемой, важной частью национальной духовной культуры России.

Основные положения концепции развивающего обучения Л.В. Занкова направлены на достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, на развитие музыкальности как комплекса музыкально - творческих способностей. Подчеркивая единство и равнозначность интеллектуального и эмоционального развития, волевого и нравственного, Л.В. Занков существенное значение придавал эмоциональному развитию ребенка, отмечая, что именно эмоции способствуют глубине интеллектуальной деятельности. Эта глубина создается материалом, с которым работают ученики, но главное характером самой деятельности и эмоциональным настроем. Особенность искусства в том, что оно обладает большими возможностями для эмоционального развития личности, творческого и нравственно - эстетического воспитания учащихся. Вместе с тем музыка позволяет не только обогатить эмоциональную сторону жизни ребенка, но и достичь целостности всех составляющих личностного развития.

Согласно положениям дидактической концепции Л.В. Занкова, реализованным

в программе и в учебно - методическом комплекте, музыкальное воспитание включает в себя три взаимосвязанных направления: обучение, творческое развитие и воспитание. С учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования

2009 г., и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего

обучения определены следующие цели и задачи:

Цель курса заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры

школьника как части его духовно - нравственной культуры, что предполагает единство

личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся,

воспитание у них эмоционально - ценностного отношения к искусству и жизни.

Задачи:

  • формирование основ музыкальной культуры, расширение представлений детей о мире музыкального искусства и роли музыки в жизни человека;

  • развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям разных стилей, жанров;

  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, понимание детьми образной природы музыки, формирование умений создавать музыкальный образ в исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;

  • развитие художественного вкуса, музыкально-творческих способностей учащихся;

  • воспитание в процессе эмоционального восприятия и исполнения музыки нравственных позиций ребенка, его общекультурной и гражданской идентичности с учетом культурного разнообразия российского общества;

  • формирование уровня освоения системы знаний, представлений и способов действий, достаточного для дальнейшего музыкально-эстетического образования и самообразования.

В программе музыкальный материал объединяется в темы, которые носят воспитательно - образовательный характер и соответствуют образной природе музыкального искусства. Нравственное воспитание детей решается благодаря отбору материала, системе заданий, организации общения детей на уроке, стимулированию внеурочной деятельности.

От постановки обучения зависят развитие творчески активной личности учащегося

и воспитание у него любви и интереса к музыкальному искусству.

Процесс обучения музыке опирается на два принципиальных положения: целостный подход к музыкальной деятельности и тематизм построения содержания. Реализация целостного подхода предполагает включение в учебно - воспитательный процесс разнообразных видов деятельности: исполнение (хоровое пение, игра на ритмических музыкальных инструментах, музыкально - пластическое движение), слушание и импровизирование музыки.

В основу содержания курса положена линейно - концентрическая дидактическая модель, предполагающая последовательность в изучении тем (линейность) и возврат

к основным содержательным единицам с постепенным усложнением материала и его

обобщением (концентричность). В программе по музыке прослеживается несколько

сквозных идей:

- сказка в музыке, сказочные образы в песне, опере и балете;

- исторические и героические образы в музыке (темы «Музыка о Родине», «Героические страницы истории России в музыке»);

- образы природы в музыке («Музыкальное путешествие в сказочный лес»,«Времена года в музыке», «Музыкальный карнавал животных»);

- русская народная музыка и творчество других народов («Русские народные песни и пляски», «Музыка разных народов», «Народная музыка в творчестве композиторов»);

- исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов;

- шутка в музыке («Сказки, небылицы, шутка в музыке» и др.).

Тематизм программы дает возможность объединять материал урока и различные виды деятельности в единое художественное целое, вводить в урок высокохудожественные произведения не только музыкального искусства, но и поэзии, художественной прозы, изобразительного искусства, что усиливает межпредметные связи. Тематическая организация содержания программы помогает детям обобщать свой индивидуальный опыт и активно включаться в беседы о музыке. Все это создает условия для общего культурного развития школьника.

Постепенное и последовательное усложнение музыкального материала и различных

видов деятельности (с возвратами к изученному материалу на новом уровне его

осмысления) позволяет осваивать комплекс навыков учебной и музыкально - творческой деятельности.

Слушание музыки обогащает музыкально - слуховые представления детей, расширяет их понятия о природе музыкального искусства благодаря знакомству с творчеством

отечественных и зарубежных композиторов, с исполнителями музыки, различными музыкальными жанрами, народной музыкой. Важно научить детей не только слушанию,

а «слышанию» музыки. Проникновение в мир музыкального искусства тем глубже,

чем больше интерес детей к музыкальным занятиям, выше уровень их музыкальной

грамотности. В процессе слушания музыки развивается внимание и музыкально- слуховой контроль ребенка.

Пение занимает ведущее место в рамках целостного подхода к музыкальному развитию детей. Наиболее доступный вид коллективного музицирования- хоровое пение, которое осуществляется с опорой на национальные традиции России. Дети исполняют попевки и песни по слуху, по нотам, с сопровождением и с движениями, характерными для определенного жанра музыки. Музыкально - слуховые представления, являющиеся ядром музыкальных способностей, лучше всего формируются, если ребенок умеет петь по нотам. Не случайно этому умению в программе отводится большое внимание.

Инструментальное музицирование включает игру на детских ритмических инструментах в качестве сопровождения слушания музыки и пения, ритмические «музыкальные разговоры» и ритмические игры.

Музыкально - пластическое движение направлено на обучение детей выразительно

двигаться под музыку в соответствии с ее содержанием. Это помогает младшим

школьникам через собственную деятельность понять различие между хороводом

и маршем, полькой и народной песней и т.д. Пение с показом ручными знаками становится своеобразным пластическим интонированием.

Импровизационное творчество опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выражается в способности ребенка комбинировать, создавать нечто свое, новое на основе имеющегося музыкально - слухового опыта.

Музыкальная импровизация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия

включаются все доступные виды импровизирования: движения, ритмические аккомпанементы, ритмические и мелодические «музыкальные разговоры», мелодизация стихотворений, импровизирование по ручным знакам ладовых ступеней, инсценирование, импровизация на настроение. Таким образом, заложенное в музыкальном искусстве творчество композитора, исполнителя и слушателя оказывает и развивающее, и терапевтическое влияние на детей.

Драматизация литературных произведений с использованием музыкальных фрагментов осуществляется в игровой деятельности, которая также становится способом самовыражения детей. Игра рассматривается как генетическая основа творчества, возможность проявления творческой активности детей. В связи с этим в музыкальные занятия включаются игровой материал и разнообразные игровые ситуации.

Программа по музыке нацелена на формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий. Музыкальное искусство как «искусство интонируемого смысла», в котором человек «не мыслит себя вне отношения к действительности» (Б.В. Асафьев), имеет огромные возможности для действия смыслообразования, нравственно - этического оценивания содержания произведений искусства, а значит для формирования целостной картины мира и развития творческого потенциала школьника. Значительное внимание уделяется развитию умения учащихся сотрудничать со сверстниками и взрослыми, принимать на себя социально значимые роли. Опыт коллективного взаимодействия в музицировании, обсуждении содержания произведений и оценке полученных результатов способствует развитию коммуникативности младших школьников, их регулятивных действий. Познавательные УУД формируются в процессе освоения детьми нотной грамоты, в том числе системы записи музыки в относительной и абсолютной сольмизации, в ходе выполнения детьми такого типа заданий, как работа с музыкальным словариком, с карточками ритма, поиск информации в дополнительных источниках, включая ресурсы Интернета.

Здоровьеразвивающие возможности музыкальных занятий усиливаются благодаря

их рациональной организации, предполагающей сочетание разных видов музыкальной

деятельности, чередование разнохарактерных песен, требующих решения различных

исполнительских задач, соблюдение режима голосового аппарата детей (пение свободным, естественным, нефорсированным звуком, тесситурное удобство и напевность предлагаемых для пения мелодий), импровизационность заданий.

Положительное влияние музыки на психологическое и физиологическое здоровье достигается также наличием подготовительного этапа восприятия (эмоциональный настрой, актуализация музыкального опыта детей) и исполнения (распевки, составление исполнительского плана) музыки. Такая организация урока повышает психофизиологические ресурсы детей, их стрессоустойчивость. Уроки музыки, проводимые на природе, наряду с задачами эстетического и экологического воспитания, направлены на формирование культуры здорового образа жизни младших

школьников. По ключевым темам учебного года предусмотрено выполнение творческих проектов: «Любимые песни нашего класса»(3 класс) и «В стране музыкальных инструментов» (4 класс). Итогом первого творческого проекта должен стать песенный сборник - альбом, в который школьники отбирают песни различной тематики: «Песни из мультфильмов», «Песни о школе», «Народные песни», «Песни о Родине». Предлагаемые проекты стимулируют коллективную поисковую и творческую деятельность младших школьников, воспитывают качества гражданина благодаря патриотической тематике и знакомству с историей создания известных песен. Творческие проектные задания имеют сквозной характер и завершаются выходом на социально и личностно значимые результаты: подготовка концерта, создание сборника - альбома песен и т.д.

Структура учебников включает содержательные линии, которые определены ФГОС

НОО второго поколения: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира»

Формы и средства контроля

Применение на уроке как коллективных, так и индивидуальных формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать уроки музыки яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.

Оценка деятельности осуществляется в конце каждого урока.

Формы контроля уровня обученности: викторины, кроссворды, конкурсы, праздники искусства.

Система оценки достижений учащихся:

проведение устных и фронтальных опросов;

тестов;

качество исполнения изучаемых на уроке песен, попевок, распевок и работы в целом;

уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные решения;

выполнение творческих заданий в рабочей тетради за 1-4 класс Ригиной Г.С. Музыка «Обучение. Творческое развитие. Воспитание».

Итоговая оценка за урок выставляется с учетом всех вышеперечисленных критериев.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Г.С.Ригиной, 2011год, издательский дом Федоров издательство «Учебная литература»

Содержание учебной программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу не внесено никаких изменений.

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Музыка» изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 135 часов:

1 класс - 33 часа, 1 час в неделю.

2 класс - 34 часа, 1 час в неделю.

3 класс - 34 часа, 1 час в неделю.

4 класс - 34 часа, 1 час в неделю.

Ценностные ориентиры учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

  • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

  • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

  • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

  • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

  • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

  • овладение способностью к реализации собственных творчесих замыслов через понимание целей, выбор спосбов решения проблем поискового характера;

  • применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

  • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

  • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

  • развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

  • общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

  • представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

  • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

  • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

  • участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Раздел «Музыка в жизни человека»

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действах).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Раздел «Основные закономерности музыкального искусства»

Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Раздел «Музыкальная картина мира»

Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Содержание программы.

1 класс (33 часа)

Музыка в жизни человека

Истоки возникновения музыки. Рассказы о происхождении музыки (из древнеиндийской и древнегреческой мифологии), о музыкальных традициях Древней Руси. Скоморошьи песни, сценки, прибаутки.

Звучание окружающей жизни, природы. Восприятие музыкальных образов природы (Осень. Зима. Весна. Лето). Музыкальные портреты животных («Карнавал животных» К. Сен-Санса и др.).

Встречи с известными героями музыкальных сказок («Бременские музыканты и другие»). Знакомство с героями музыкальных сказок, исполнение песен сказочного содержания («Маленький кузнечик». Муз. В.В. Щукина, сл. С.Г. Козлова; «Веселый музыкант». Муз. А.Д. Филиппенко, сл. Т.В. Волгиной и др.). Музыка в мультфильмах. Настроение, чувства, характер человека и сказочных персонажей в музыке. Сказки, небылицы, шутка в музыке. Инсценирование сказки.

Музыка о друзьях. Музыкальный портрет («Попрыгунья» Г.В. Свиридова). Песни о дружбе.

Знакомство с жанром инструментальной пьесы на примере пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского: «Баба-яга», «Неаполитанская песенка», «Болезнь куклы» и др.

Разнообразие музыкальных жанров. Песня, танец, марш. Песня. Песни школьной тематики («Колыбельная песня»; «Мы теперь ученики». Муз. Г.А. Струве,

сл. К. Ибряева.).

Танцы: полька, вальс («Вальс-шутка» Д. Шостаковича, «Полька» М.И. Глинки). Марш («Военный марш» Р. Шумана, Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского, «Марш» С.С. Прокофьева).

Музыкальный спектакль («Оле-Лукойе» Г.-Х. Андерсена).

Народная музыка. Русская народная песня. Колыбельные, плясовые, шуточные песни. Песенка-закличка. Хоровод. Плясовая («Камаринская» и др.).

Основные закономерности музыкального искусства

Интонации речевые и музыкальные. Особенности музыкальной интонации. Выражение настроения, чувств человека в музыкальной интонации. Музыкальный разговор. Вопросно-ответные интонации: понятие и исполнение. Характер персонажа и особенности его музыкальных интонаций.

Выразительность и изобразительность в музыке. Изображение природы: времена ода в музыке («Музыкальное путешествие»).

Контраст как основной прием музыкального развития («Весело. Грустно»

Л. ван Бетховена). Повтор в музыке как прием развития.

Звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, баян, флейта, труба).Первые музыкальные инструменты: дудочки и барабаны. Народные инструменты: гусли, балалайка, гармошка.

Средства музыкальной выразительности: ритм, тембр, темп, динамика исполнения. Интонирование по ручным знакам: У-Ш, У-Ш-1, Ш-Н-1 ступени мажора.

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты: звуки, звукоряд, высокие и низкие звуки, ритм, форте, пиано, крещендо и диминуэндо, пауза.

Формы построения музыки: двух-, трехчастная формы.

Озвучивание стихотворений и сказок.

Музыкальная картина мира

Звучание окружающей жизни, природы. Кто как поет (слушаем пение птиц). Музыкальный карнавал животных.

Музыка и произведения живописи.

Музыка о родном доме, близких людях (мама, бабушка), о Родине. Музыка, передающая чувства и настроения человека. Музыкальный и поэтический фольклор.

Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальные инструменты: скрипка, труба, барабан, фортепиано и др.

Знакомство с творчеством П.И. Чайковского, М.И. Глинки, К. Сен-Санса, С.С. Прокофьева и др.

Русская народная музыка. Образцы народного творчества (прибаутки, хороводы, игры). Музыкальные игры-драматизации. Знакомство с музыкой других народов (украинская, литовская народные песни; швейцарская, французская песни).

2 класс (34 часа)

Музыка в жизни человека

Сказочные образы в музыке. Настроение, чувства, характер сказочных персонажей в музыке. Знакомство с героями музыкальных сказок.

Знакомство с жанрами детской оперы (М.В. Коваль), сказочной оперы. Сказочная опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки.

Симфоническая сказка (С.С. Прокофьев).

Балет (фрагменты из балетов).

Времена года в народной и композиторской музыке.

Музыкальный портрет («Болтунья»С.С. Прокофьева, «Упрямец» Г.В. Свиридова и др.).

Инструментальные пьесы отечественных («Дождь и радуга» С.С. Прокофьева) и зарубежных («Весной», «В пещере горного короля» Э. Грига) композиторов.

Музыка XX века (Г.В. Свиридов, Д.Б. Кабалевский, Э. Тамберг и др.).

Средства музыкальной выразительности.

Музыкальные образы («Колдун» Г.В. Свиридова).

История создания музыкальных инструментов.

Знакомство с инструментами: ксилофон, шарманка, барабан, литавры.

Народные инструменты: гусли, рожок, ложки, трещотка, свирель.

Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Вальс.

Симфония (фрагмент «Богатырской симфонии» А.П. Бородина, тема нашествия

из Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича).

Оратория (С.С. Прокофьев).

Жанры народной музыки: песня, хоровод, частушка. Колыбельная, плясовая, хороводная, шуточная песни. Прибаутки.

Музыкальные загадки, шуточные считалки.

Инсценировки сказок.

Музыкальное поздравление.

Основные закономерности музыкального искусства

Музыкальные и речевые интонации.

Музыкальный разговор. Музыкальный шутливый разговор. Характер персонажа и музыкальные интонации.

Средства выразительности в музыке, поэзии и живописи.

Озвучивание стихотворений и сказок.

Инструменты симфонического оркестра:

скрипка, альт, виолончель, фагот, кларнет, гобой, флейта, валторна, литавры, барабан.

Тембр разных инструментов как средство музыкальной выразительности. Тембр в характеристике персонажа («Петя и волк» С.С. Прокофьева).

Выразительность и изобразительность в музыке. Изображение природы: времена

года в музыке.

Повтор и контраст как основные приемы музыкального развития.

Мелодия и сопровождение.

Формы построения музыки: двух_, трех - частная формы. Тема и вариации. Рондо.

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты:

ноты, нотный стан, скрипичный ключ, пауза, сильная и слабая доли в такте, затакт,

тоника, тон и полутон, трезвучие, реприза.

Музыкальные длительности.

Интонирование: V_III, V_III_I, I_II_III,

I_I ступени мажорного лада. Знакомство

с записью нот в абсолютной нотации.

Музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4.

Музыкальная картина мира

Звучание окружающей жизни, природы. Кто как поет (слушаем пение птиц).

И.С. Соколов - Микитов «Лесные музыканты».

Музыка о Родине. Песня о Москве. Гимн России. Гимн Москвы. Музыкальные символы Великой Отечественной войны. Песня о Победе.

Музыка и произведения живописи.

Музыкальные драматизации к литературным произведениям (сказке, рассказу). Композитор _ исполнитель _ слушатель.

Исполнение музыки. Квартет. Исполнительский план песни.

Расположение инструментов в симфоническом оркестре.

Духовой оркестр.

Оркестр русских народных инструментов.

Певческие голоса. Мужские, женские и детские голоса. Бас, тенор, дискант, сопрано, альт.

Знакомство с творчеством С.С. Прокофьева, Э. Грига, Г.В. Свиридова и др.

Образцы народного творчества. Русские народные песни и пляски.

Знакомство с музыкой других народов (украинская, белорусская, словенская, латышская, литовская народные песни; чешская, немецкая, английская, норвежская на_

родные песни; неаполитанская песня; негритянская колыбельная песня).

3 класс (34 часа)

Музыка в жизни человека

Основные образно - эмоциональные сферы музыки. Сказочные образы в музыке. Опера. Балет. Поэзия А.С. Пушкина в музыке. Сказочная опера в творчестве Н.А. Римского - Корсакова, М.И. Глинки. Балеты П.И. Чайковского, Р.К. Щедрина. Инсценировки сказок.

Характерные особенности музыкальных жанров. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

Кантата. Симфония. Ария как характеристика героя оперы, кантаты, оратории.

Инструментальная и вокальная музыка.

Романс. Инструментальные пьесы отечественных и зарубежных композиторов.

Творчество И._С. Баха, В._А. Моцарта и др.

Музыка XX века. Творчество композиторов С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна,

Г.В. Свиридова, Д.Б. Кабалевского.

Современные композиторы. Песенное творчествокомпозиторов Р.В. Паулса, В.Я. Шаинского.

Музыка о Родине. Героические страницы России в музыке. Музыкальный исторический портрет («Александр Невский» С.С. Прокофьева). Тема защиты Родины

в Великой Отечественной войне, отраженная в песенном творчестве.

Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Колыбельная песня. Вальс, полька,

менуэт. Гопак - народный танец, гопак в опере М.П. Мусоргского.

Марш в опере и балете.

Симфония. «Детская симфония» Ф._Й. Гайдна.

Кантата (С.С. Прокофьев).

Романс, ария, хор.

Жанры народной музыки. Песня в народной музыке. Музыка к календарным

праздникам.

Основные закономерности музыкального искусства

Музыкальные и речевые интонации.

Интонация как озвученное состояние персонажа.

Музыкальный разговор. Характеры персонажей и интонационное разнообразие

музыки.

Выразительность и изобразительность в музыке («Кикимора» А.К. Лядова).

Картины природы в музыке: музыкальные «краски».

Тема персонажа оперы, балета, кантаты как музыкальная характеристика, музыкальный образ.

Сравнение средств музыкальной выразительности (ритм, темп, лад, динамика) в

произведениях о природе разных авторов.

Песенные, танцевальные, маршевые интонации в инструментальной и вокальной

музыке.

Музыкальные размеры. Дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Разнообразие ритмического рисунка: половинная нота с точкой, фермата.

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.

Элементы нотной грамоты: диез, 3/4, 4/4 в такте, трехдольный и четырехдольный метры, лига, паузы. Октава. Мажорная и минорная гаммы.

Повтор и контраст как основные приемы музыкального развития.

Канон: особенности музыкального развития.

Формы построения музыки: двух - трехчастная формы. Контрастность частей,

средства музыкальной выразительности в каждой из частей («Весна и осень»

Г.В. Свиридова).

Музыкальная картина мира

Картины природы в музыке. Эмоционально- образное содержание музыкальных

произведений, связанных с картинами природы.

Инструментальная и вокальная музыка.

Песенное творчество. Песни из мультфильмов. Песни о школе. Песни о Родине.

Исполнительский план произведения.

Исполнение по нотам с названиями ступеней, нот.

Исполнение двухголосия.

Композитор _ исполнитель _ слушатель.

Выразительность исполнения музыки.

Музыкальные инструменты: арфа, фортепиано, виолончель, флейта - пикколо, челеста и др.

Народные инструменты: кастаньеты.

Симфонический оркестр. Камерный оркестр. Шумовой оркестр.

Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Средства выразительности в музыке, поэзии и живописи.

Знакомство с этнокультурными традициями: проводы Масленицы. Русские народные песни и пляски. Знакомство с музыкой других народов (украинская, белорусская, эстонская, французская народные песни).

4 класс (34 часа)

Музыка в жизни человека

Значение музыки в жизни человека, народа, страны. Музыка к календарным праздникам. Новый год, Рождество, Масленица. Рождественская песня.

Картины природы в музыке.

Инструментальная и вокальная музыка.

Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Колыбельная песня в опере. Романс.

Вальс, полька, менуэт. Гавот. Канон.

Симфония как основной жанр классической симфонической музыки. Финал симфонии. Опера. Балет. Вступление к опере. Арии и песни из опер.

Концерт для солирующего инструмента (фортепиано) с оркестром. Соната. Музыкальные иллюстрации к литературным произведениям.

Классики музыки второй половины XVIII и XIX веков. Русская классическая музыка.

Основоположник русской классической музыки М.И. Глинка.

Творчество композиторов «Могучей кучки». П.И. Чайковский.

Музыка XX века. Музыка композиторов разных стилевых направлений.

Музыкальный язык композиторов XX века. Песенное творчество современных композиторов.

Народная музыка. Жанры русской народной песни: плясовые, свадебные, календарные. Особенности музыкального языка народной песни.

Основные закономерности музыкального искусства

Выразительность и изобразительность в музыке.

Интонационное разнообразие в музыке. Интонации как источник выражения эмоций и мыслей человека.

Основные средства музыкальной выразительности.

Эмоционально - образное содержание музыкальных произведений, связанных с картинами природы.

Музыкальные формы: вариации. Вариации в творчестве композиторов: Л. Бетховена, В._А. Моцарта, Д.Б. Кабалевского.

Сравнение средств музыкальной выразительности в народных песнях и вариациях на темы песен. Темы, вариации и музыкальные инструменты в сочинении Б. Бриттена «Путеводитель по оркестру для юных слушателей».

Мелодия и аккомпанемент. Многоголосие. Двухголосие: слушание и исполнение.

Ритмическое и мелодическое двухголосие.

Канон. Легато.

Музыкальные размеры. Дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Лад, характеристика мажорного и минорного ладов. Тональность.

Разнообразие ритмического рисунка музыки. Пунктирный ритм. Ритмический аккомпанемент.

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты:

названия нот, ступеней, динамические оттенки, обозначение темпа, длительности

нот, обозначение тональностей (тональности с одним знаком альтерации при ключе).

Основные приемы музыкального развития. Музыкально - исполнительский замысел.

Выражение художественно - образного содержания произведений в форме построения

музыки. Музыкальные формы: одночастная, двух и трехчастная, вариации, рондо.

Музыкальная картина мира

Общее представление о музыкальной жизни страны. Оркестры русских народных

инструментов. Выдающиеся исполнительские коллективы: оркестр русских народных

инструментов им. В.В. Андреева.

Музыкальные ансамбли. Хор. Детский хор. Соло. Дуэт. Хоровая музыка. Хоровое

пение a cappella. Хор из оперы («Орлеанская дева» П.И. Чайковского).

Вокальная музыка.

Композитор _ исполнитель _ слушатель.

Музыкальное образование. Консерватория.

Музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, альт, виолончель и др. Клавесин.

Инструменты симфонического оркестра.

Выполнение учащимися творческого проекта «В стране музыкальных инструментов».

Исполнительское мастерство. Выдающиеся исполнители музыки. Исполнители

вокальной и инструментальной музыки.

Певческие голоса: бас, баритон, тенор, контральто, меццо - сопрано, сопрано. Детские голоса. Выдающиеся скрипачи, виолончелисты, пианисты.

Музыкальные традиции России. Русские народные песни и пляски. Русские народные инструменты.

Знакомство с музыкой других народов (французская, японская, австрийская песни, неаполитанские песни). Баркарола.

Афоризмы о музыке.

Тематическое планирование курса «Музыка» (135часов)

1класс- 33часа.

Тема

Количество часов

Музыка в нашей жизни

Встречи с героями музыкальных сказок

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Осень

Урок на природе

Музыкальные инструменты»

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Зима

Музыка о друзьях

Музыкальный карнавал животных

Музыка о родном доме

Сказки, небылицы, шутка в музыке

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Весна. Лето

Урок на природе

2класс- 34часа.

Тема

Количество часов

Сказка в музыке

Урок на природе

Музыкальные инструменты

Певческие голоса

Русские народные песни и пляски

Урок на природе

Времена года в музыке

Шутка в музыке

Музыка о Родине

Урок на природе

3класс- 34часа.

Тема

Количество часов

Сказка в опере и балете. Песни- сказки.

Урок на природе

Презентация творческого проекта

Инструментальная и вокальная музыка

Презентация творческого проекта

Музыка разных народов

Картины природы в музыке

Презентация творческого проекта

Героические страницы истории России в музыке

Презентация творческого проекта

4класс- 34часа.

Тема

Количество часов

Народная музыка в творчестве композиторов

Урок на природе

Презентация творческого проекта

Выдающиеся исполнители музыки

Встречаем зимние праздники

Презентация творческого проекта

Классики музыки второй половины XVIII-XIX веков

Встречаем весну

Презентация творческого проекта

Композиторы XX века

Презентация творческого проекта

Описание материально-технического

обеспечения образовательного процесса

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Ригина Г.С. Нотная хрестоматия (к учебнику «Музыка. 1 класс»). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2010

Ригина Г.С. Поем, слушаем, танцуем: Нотная хрестоматия (к учебнику «Музыка. 2 класс»). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2011г.

Ригина Г.С. Нотная хрестоматия (к учебнику «Музыка. 3 класс»). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2010г.

Ригина Г.С. Книга для учителя. Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2010г.

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • аудиозаписи и фонохрестоматии;

  • видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся композиторов;

  • видеозаписи фрагментов оперных и балетных спектаклей, выступлений известных певцов, хоровых, оркестровых коллективов;

  • таблицы (нотные примеры, средства музыкальной выразительности);

  • схемы (расположение инструментов в симфоническом оркестре, партий в хоре);

  • нотный и поэтический текст гимна России;

  • репродукции картин и фотоматериалы, соответствующие тематике программы по музыке;

  • портреты композиторов;

  • дидактический раздаточный материал;

  • слайды/диапозитивы (эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям, иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений).

Список используемой литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 400 с.

  3. Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

  4. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. - 224

  5. Асмолов А.Г Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М. Педагогика, 2009

  6. .Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 ( в ред. От 27.12.2009).

  7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/Под ред. А.М. Кондакова , А.А.Кузнецова. М.: Просвещение,2008.

  8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Электронный документ).

  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( СанПин 2.4.2.2621-10).

  10. Приказ министерства и образования науки РФ от 24.11.2011 №МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием необходимым для реализции ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся.

  11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение,2011.

  12. Примерные программы внеурочной деятельности/ Под редакцией В.А. Горского. М.:Просвещение,2011.

  13. Приоритетный национальный проект «Образование» :(Электронный документ)

  14. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (Электронный документ)

  15. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг(Электронный документ)

  16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010

  17. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Пособие для учителя./ Под ред. А.Г.Асмолова. .М.: Просвещение, 2010.

  18. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В.Козлова. М.: Просвещение, 2011

Перечень Интернет-ресурсов, используемых в учебном процессе

  1. solnyshko.ee/

  2. uroki.net/

  3. zankov.ru/

  4. viki.rdf.ru/

  5. nachalka.com/photo

  6. n-shkola.ru/

  7. uchportal.ru/load/4

17


© 2010-2022