Статья: Особенности музыкального воспитания в школе - интернате 3, 4 видов

”Особенности музыкального воспитания в школе- интернате III-IV видов”Художественно- педагогическая идея:“…Это увлечение музыкой стало центром его умственного роста; оно заполняло и разнообразило его существование. Максим пользовался им, чтобы знакомить мальчика с историей его страны, и вся она прошла перед воображением слепого, сплетённая из звуков. Заинтересованный песней, он знакомился с её героями, с их судьбой, с судьбой своей родины…Таким образом, день мальчика был заполнен, нельзя было жа...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : "Особенности музыкального воспитания в школе- интернате III-IV видов"

Художественно- педагогическая идея:

"…Это увлечение музыкой стало центром его умственного роста; оно заполняло и разнообразило его существование. Максим пользовался им, чтобы знакомить мальчика с историей его страны, и вся она прошла перед воображением слепого, сплетённая из звуков. Заинтересованный песней, он знакомился с её героями, с их судьбой, с судьбой своей родины…Таким образом, день мальчика был заполнен, нельзя было жаловаться на скудность получаемых им впечатлений. Казалось, он жил полною жизнью, насколько это возможно для ребёнка. Казалось также, что он не сознаёт и своей слепоты"

В.Г. Короленко "Слепой музыкант"

Вступительная беседа:

…Я не даром начала своё выступление словами Владимира Короленко. Как много информации люди получают через органы зрения и как многого лишены незрячие. Среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка. Она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей, благотворно влияет на снижение нервной раздражительности, способствует самовыражению слепых и слабовидящих детей, приобщает к искреннему, глубокому и свободному общению с окружающими, развивает чувство собственного достоинства.

"Музыка - этическое средство. Она действует не только на душу, но и воспитывает также ум и сознание, а через него имеет влияние и на настроение".

Общественный деятель ХIХ века Раманн.

Из истории тифлопедагогики: Луи Брайль(1809-1852)- выдающийся тифлопедагог, музыкант, создатель рельефно-точечного шрифта для слепых.

Незрячие всего мира с чувством глубокого уважения и признательности произносят имя Луи Брайля - творца самой совершенной рельефно-точечной системы письменности для слепых. Луи Брайль изобрёл систему рельефного шеститочия в 1825 году. Из шеститочия он получил 63 комбинации точек для обозначения букв алфавита, цифр и нот (показ нотной грамоты по системе Брайля)

В работе со слабовидящими и незрячими детьми необходимо использовать методы и приёмы для комплексной коррекции психики, помочь приобрести навыки, умения, знания, которые дают возможность преодолеть психологический барьер отчуждения и жить в дальнейшем в среде зрячих людей, не ощущая себя изолированными от общества.

Использование межпредметных связей даёт возможность интересно проводить уроки музыки, добиваться решения коррекционных задач:

1. Коррекция отклонений в эмоциональной сфере.

2. Коррекция воображения, мышления, представлений.

3. Развитие ориентирования в пространстве.

4. Укрепление мышц глаз.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Развитие образности речи не зрячих и слабовидящих.

7. Работа над мимикой и жестами

8. Запоминание и употребление цветовой гаммы, умение передать форму предмета, видеть в рисунке пространство, перспективу.

Фрагмент урока во вспомогательном классе, по теме"Знакомство с нотной грамотой"

- Все из вас любят петь, слушать музыку, но мало кто из вас знает нотную грамоту, и сегодня мы с вами познакомимся с ней. Многие из вас знают названия нот, но где они расположены знают не все. Помогут нам в этом ваши руки:

- Поднимите левую руку перед собой, на уровень груди. Указательным пальцем правой руки мы с вами будем показывать, где же расположены ноты.

до - под мизинцем, не касаясь его;

ре - касается мизинца;

ми - на мизинце;

фа - между мизинцем и безымянным пальцем;

соль - на безымянном пальце;

ля - между безымянным и третьим пальцем;

си - третьем пальце.

После запоминания расположения нот учащимися предлагаю разучить песню с показом нот: "Братец Яков"

После разучивания мелодии песни нотами, разучивание со словами.

Далее исполнение каноном.

При разучивании названий нот, расположения нот на руке, песенного текста мы решали многие коррекционные задачи:

развития памяти, мышления, воображения;

ориентирования в пространстве (выше, между, на, ниже);

координация движений;

коррекция отклонений в эмоциональной сфере.

Дети с увлечением, удовольствием исполняли песню, предлагая свои варианты исполнения - группа девочек и группа мальчиков;

по рядам; первыми исполнять куплет или вторыми и т. д.

разучивание со слушателями, исполнение каноном.

"Между разных народов мира нет непереходимых границ"-

использую карту для незрячих, где слабовидящим можно рассмотреть расположение стран и незрячим прочитать названия и границы разных стран.

Говоря об особенностях музыкального воспитания слабовидящих и незрячих детей нужно рассказать о внеклассной работе и мероприятиях в школе - интернате (показ программы, копилки кружка)

Кружки разных направлений - фольклорный, кружок игры на баяне, кружок "Юный вокалист". Кружковцы активно участвуют в жизни школы, практически ни одно мероприятие не пропущено без участия.

Песенный репертуар разнообразный: сольные, эстрадные песни, детские хоровые.

Очень часто наши дети не могут выразить и передать настроение при исполнении песни. В школе, в коррекционном блоке, ведётся такой предмет как "Развитие мимики и пантомимики".

(показ программы)

На этих уроках используются различные приёмы: составление разной мимики на приборах "Графика", подбор карточек для выражения настроения человека, сравнение контрастных настроений в стихах, музыке, этюды на выражение основных эмоций.

"Бобры"

Мы за озером вчера

С дедом встретили бобра.

Дед сказал:-- ну, и бобры!

Зубы, точно топоры!

Не нанять ли нам бобров

Запасти на зиму дров?"

Задание ребятам мимикой и движениями передать содержание, настроение героев стихотворения.

Большое количество концертов - выездных и школьных, участие в городских и республиканских конкурсах, выступления на семинарах и круглых столах на разные темы в школе. О выступлениях свидетельствуют благодарственные письма, грамоты кружковцев.

В заключение можно выделить, что обучение должно строиться на основе потенциальных возможностях детей, для многих из них музыка может стать в дальнейшем их профессией (выпускники школы поступили в музыкальное училище в г. Курске).






Хакасский Республиканский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования

















"Особенности музыкального воспитания специальной (коррекционной) школы-интерната III-IV видов".









Выполнила:

Учитель музыки РГОУ

"Специальной (коррекционной) школы-интерната III-IV видов"

Петрова Т.Ю.












Абакан

2006г.



© 2010-2022