• Преподавателю
  • Музыка
  • Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

Развивающие игры, где приходится находить ответы на загадки в стихах для детей и взрослых, расшифровывать головоломки, любят все ребята, неудивительно, что музыкальные ребусы также не остаются без внимания маленьких любителей логических задачек. Такие задания являются отличной гимнастикой для развития интеллекта, отличной возможностью пополнить свой словарный запас, ведь часто приходится выбирать между похожими словами по смыслу, таким образом, знакомясь, с синонимами одинаковых понятий. К тому...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:Римская религия и культура

Цели:ознакомить учащихся с религией древних римлян и основными достижениями культуры Рима; выяснить, в чем оказалось влияние и связь греческой и римской культур; совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы с учебником, развивать умение составлять таблицы; формировать эстетический вкус; формировать умение давать описание архитектурных памяток на основе иллюстративного материала; воспитывать уважение к культурному наследию прошлого.

Тип урока: урок изучения новых знаний

ХОД УРОКА

І. Мотивация учебной деятельности

Слайд 1

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

Сегодня я получил письмо от моего друга, который пригласил нас на экскурсию в одну из стран Европы, но страну эту он не назвал, а только прислал мне список выдающихся мест этой страны. Ребята, помогите мне, пожалуйста. Посмотрите на места нашей экскурсии и скажите, в какую страну нас пригласил мой друг.


Слайд 2.

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

ІІ. Актуализация опорных знаний

- Покажите Римскую империю на карте.

- Как называется столица этого государства?

- Покажите этот город на карте.

- Кто были основатели Рима?

- Расскажите легенду об основании Рима.

ІІІ. Изучение нового материала

  1. Рассказ учителя

Тема нашего урока «Римская религия и культура».

Слайд 3.

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

Слайд 4.

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

И поэтому мы сегодня с вами совершимнебольшоепутешествие в Древний Рим, главными целями которого будут ознакомление с религией и основными достижениями культуры Древнего Рима. Так же мы с вами выясним, в чем оказалось влияние и связь греческой и римской культур.

Слайд 5.

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

Девизом урока будут слова древнеримского поэта Овидия «Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно».

Поэтому мы с вами, путешествуя по Древнему Риму, увидим, насколько совершенно искусство этой страны и насколько богато культурное наследие.

- Итак, первая остановка нашего путешествия «Религия»:

Слайд 6.

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

На верования древних римлян значительное влияние оказала греческая религия. Греки были язычниками. Римские боги сначала не были связаны с отдельными силами природы. Но римляне поддались очарованию эллинской культуры, и их боги стали во многом походить на греческих. Так, бог грома и молний Юпитер был схож с Зевсом, (слайд 7)

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

бог войны Марс - с Аресом(слайд 8),

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

богиня любви и красоты Венера - с Афродитой(слайд 9),

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

царица богов Юнона - с Герой(слайд 10),

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

богиня мудрости и справедливой войныМинерва - с Афиной(слайд 11),

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

богиня охотыДиана - с Артемидой(слайд 12),

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

бог морей и землетрясенийНептун - с Посейдоном(слайд 13),

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

богиня победыВиктория - с Никой (слайд 14),

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

вестник богов, покровитель путников и торговцевМеркурий - с Гермесом (слайд 15 ),

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

бог царства мёртвыхПлутон - с Аидом(слайд 16).

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

В честь богов римляне устраивали праздники, игравшие большую роль в общественной жизни.

Завоёвывая страны и народы, римляне открывали для себя новых богов, которых присоединяли к традиционно римским. Многочисленные рабы, попадая к римским хозяевам, сохраняли веру в своих богов.

Все это подрывало основы римской религии. Бурные события гражданских войн, многочисленные проскрипции привели к изменению традиционных верований. Распространились представления о потустороннем мире, блаженстве в загробной жизни. Люди теряли уверенность в земной жизни и искали спасения от страха, неустроенности, страданий, постоянного ожидания смерти.

Как я уже говорил, греческая и римская мифология очень похожи. Давайте вспомним, какие греческие боги соответствуют римским.

Слайд (№ 17).

Работа по карточкам

Сопоставьте греческих и римских богов

Греческие

боги


Римские боги

Ответы

1.

Арес

а.

Нептун

1 - д

2.

Аид

б.

Меркурий

2 - г

3.

Артемида

в.

Венера

3 - ж

4.

Посейдон

г.

Плутон

4 - а

5.

Зевс

д.

Марс

5 - к

6.

Гера

е.

Минерва

6 - и

7.

Афина

ж.

Диана

7 - е

8.

Афродита

и.

Юнона

8 - в

9.

Гермес

к.

Юпитер

9 - б

Слайд 18

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, и мы можем сделать следующую остановку «Культура эпохи Республики. Римская культура императорского Рима».

Слайд 19

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

  1. Рассказ учителя.

Римская культура, как и эллинская, была составляющей античной культуры, которая формировалась в условиях полисного строя.

Особенности общества полисного государства отразились на характере всей античной культуры.

После завоевания эллинистических государств на культурное развитие Рима большое влияние оказала эллинистическая культура. Но римляне смогли сохранить неповторимость и самобытность своего духовного мира.

Римляне отдавали предпочтение практической стороне приобретенных знаний. Поэтому в первую очередь в Риме развивались прикладные науки - география, биология, физика, математика и др. Римская культура обогатила духовное достояние человечества многочисленными техническими изобретениями. В частности, это бетон, без которого невозможно современное строительство; «винт Архимеда» для откачивания воды; водопроводы (акведуки)(слайд 20),

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

которые облегчили орошение больших территорий.

- А теперь давайте ознакомимся с терминами на стр. 233, которые помогут нам в нашем путешествии.

В гуманитарных науках римляне достигли меньших успехов. В развитие философии они не внесли ничего нового. А только углубили учение греков. Среди философов эпохи Республики следует назвать выдающихся стоиков: Тита Лукреция Кара, последователя Эпикура, и Марка Тулия Цицерона.

Слайд 21

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

Кроме стоицизма значительно развивалось учение киников. У истока римской литературы не было таких выдающихся произведений как гомеровские поэмы. Но все же она внесла огромный вклад в развитие латинского языка. Значительная роль в этом принадлежит не только римским поэтам, но и ученым, ораторам, в частности, Марку ТеренциюВаррону, Марку Тулию Цицерону.

Варронупринадлежит 74 научных произведения, среди которых есть трактат «О сельском хозяйстве». Это единственный трактат, сохранившийся до нашего времени. Варрон был автором «Менниповых сатур», шутливые и остроумные строки которых веселили римлян. Варрон единственный писатель, которому римляне при жизни установили памятник.

Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) - оратор, юрист и философ, обогатил римскую литературу не только философскими произведениями, но и своими совершенными ораторскими речами. Период его жизни и деятельности не даром называют эпохой «золотой латыни».

Талантливым писателем был и Гай Юлий Цезарь. Его произведения - мемуары ( т. е. личные воспоминания, памятные записки). До нашего времени сохранились «Записки о Галльской войне» и «Записки о гражданской войне». Это образцы замечательной художественной прозы, совершенного литературного стиля, написанные понятным, доступным языком.

Одним из лучших римских драматургов был Тит МакцийПлавт - выдающийся деятель театра, автор многочисленных комедий, созданных под влиянием греческой литературы. Плавт большей частью перерабатывал греческие комедии на «римский лад».

Величайшим римским поэтом был Гай Валерий Катулл. Его лирическая поэзия, воспевавшая любовь, зачаровывала римлян І в. до н. э. Чрезвычайно интересный человек, Катулл был весьма почитаем римлянами. Его дружбы искал сам Юлий Цезарь, не смотря на то, что поэт писал не мало сатирических стихов о нем и его военачальниках. Особое место в римской литературе занимает Тит Лукреций Кар, который был не только философом, но и гениальным поэтом. Философское произведение Лукреция «О природе вещей» - это не только научный трактат, но и талантливое художественное произведение.

Слайд 22.

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

Во времена правления Октавиана Августа в Римском государстве наконец-то воцарился мир. Август стремился предстать перед соотечественниками как защитник республиканского порядка. Более того, он возрождал славную культуру предков. Многие деятели культуры получили от него поддержку.

Слайд 23.

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

Активным помощником Августа был его советник Гай ЦильнийМецценат. Значительные средства Меценат вкладывал в развитие культуры.

Слайд 24.

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

По его совету Август вернул из изгнания поэта Публия Вергилия Марона и возместил убытки, которые тот понес во время гражданских войн. Нищий Вергилий снова стал богат, но за это вынужден был до конца жизни восхвалять и прославлять императора Августа.

Известнейшие его произведения - поэма «Энеида» - описывает странствования Энея, который прибыл в Италию и положил начало роду Юлиев. На основе поэмы Вергилия украинский писатель Иван Котляревский написал свою «Энеиду», правда, внес в поэму украинский колорит.

Из поэтов эпохи Республики выделяется так же Квинт Гораций Флакк, в своих одах он воспевал чувства радости, любви, а так же славу Рима.

От Октавиана Августа более всех пострадал поэт Публий Овидий Назон. Тонкая, волшебная поэзия Овидия нашла свое воплощение в поэмах «Метаморфозы» и «Искусство любви», которые пленили дочь Августа Юлию.

Римский историк Тит Ливий внес значительный вклад в развитие исторической прозы. Его «История Рима от основания города» - серьезный исторический источник. Литературный язык, понятное изложение материала привлекают немало читателей.

Корнелий Тацит в своей «Истории» прославлял Римскую Республику.

Исторический труд грека Аппиана «Гражданские войны» описывает период ІІ-І вв. до н.э.

Но самый прославленный римский историк - Плутарх из Херонеи. Всю жизнь он считал себя философом, но славу ему принесли «Параллельные жизнеописания», где он описал жизнь и деяния многих выдающихся греческих и римских государственных деятелей. Большинство наших современников считает Плутарха именно историком, часто забывая о его философском наследии.

- А теперь давайте еще раз рассмотрим имена римских философов и литератов и их произведения

Сдайд 25.

Римские литераторы и философы

Произведения

Марк ТеренцийВаррон

«О сельском хозяйстве», «Менниповые сатуры»

Гай Юлий Цезарь

«Записки о Галльской войне»,

«Записки о гражданской войне»

Тит Лукреций Кар

«О природе вещей»

Публий Вергилий Марон

«Энеида»

Публий Овидий Назон

«Метаморфозы», «Искусство любви»

Тит Ливий

«История Рима от основания города»

Корнелий Тацит

«История»

Аппиан

«Гражданские войны»

Плутарх из Херонеи

«Параллельные жизнеописания»

Слайд 26.

А теперь пользуясь учебником и полученными вами знаниями, заполните следующую таблицу.

  1. Работа с таблицей

Напишите названия произведений римских авторов

з/п

Автор

Название произведения

1.

Варрон

«О сельском хозяйстве», «Менниповые сатуры»

2.

Гай Юлий Цезарь

«Записки о Галльской войне», «Записки о гражданской войне»

3.

Вергилий

«Энеида»

4.

Овидий

«Метаморфозы», «Искусство любви»

з/п

Автор

Название произведения

1.

Тит Лукреций Кар

«О природе вещей»

2.

Тит Ливий

«История Рима от основания города»

3.

Плутарх

«Параллельные жизнеописания»

4.

Овидий

«Метаморфозы», «Искусство любви»

Проверка слайд 27.

Вы хорошо справились с заданием и мы можем сделать следующую остановку - «Архитектурные памятники. Римское искусство».(слайд 28)

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

  1. Рассказ учителя

Римская культура создала много выдающихся памятников архитектуры. Многие из них сохранились до наших дней не только в Италии, но и по всей территории бывшей империи. Один из таких памятников - знаменитая и ныне действующая Аппиева дорога.

Слайд 29.

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

Вопроводы-акведуки снабжали столицу водой из горных рек, которые протекали в десятках километров от Рима.

Слайд 30.

Учебно-методическая разработка Музыкальные ребусы (для детей младшего школьного возраста)

Консулы и императоры, богатые римляне подарили городу много красивых сооружений - храмов, базилик, цирков, театров. Большинство из них не сохранились, но те, которые остались, и сегодня восхищают гостей Рима. И сегодня о некоторых из них нам расскажут …

  1. Рассказ учащихся о Колизее и Пантеоне

Колизей слайды 31-33

Пантеон - слайды 34-36.

3) Рассказ учителя

Учителями римлян в искусстве скульптуры были греки, которые не стремились передавать портретное сходство. Римляне хоть и не создавали выдающихся шедевров, но превзошли своих учителей, научившись воссоздавать мельчайшие детали внешности, передавать тончайшие черты характера. Скульптуры Юлия Цезаря, Цицерона, Августа, Вергилия можно по праву назвать примерами совершенного мастерства.

Так же римляне достигли высокого мастерства в создании мозаичных орнаментов и картин, которыми украшали интерьер общественных сооружений, домов знати и дворцов императоров.

4) Работа с таблицей

Заполните таблицу(слайд 37)

Архитектурная памятка

Назначение сооружения

Колизей

Пантеон

Акведук

5)Работа с иллюстрациями

Рассмотрите архитектурные сооружения Древнего Рима и назовите их.

Слайды 38-41.

1 -акведук

2 - Колизей

3 - Капитолийская волчица

4 - Пантеон

5 - Октавиан Август.

ІV. Подведения итогов. Оценивание

Сегодня мы с вами говорили о культуре и религии Древнего Рима. Дайте ответы на следующие вопросы:

- Назовите древнеримских богов. Чему они покровительствовали?

- Назовите представителей римской культуры и науки времен Республики.

- Назовите римских писателей и историков эпохи империи.

- Почему римская и греческая культура имеют много общего?

V. Домашнее задание

1) проработать текст п. 44;

2) подготовить рассказ о жизни столицы Римской империи.


© 2010-2022