• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект открытого урока по теме: «Работа над пьесами Детского альбома” П. И. Чайковского в младших классах специального фортепиано»

Конспект открытого урока по теме: «Работа над пьесами Детского альбома” П. И. Чайковского в младших классах специального фортепиано»

Материал представляет собой один из вариантов классной работы преподавателя с учащимися младших классов, рассчитан для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств. Открытый урок проводился с с ученицей 2 класса по пьесам "Болезнь куклы" и "Старинная французская песенка" из "Детского альбома" П.И. Чайковского. В ходе урока рассматриваются как методические, так и художественные задачи, показаны пути преодоления трудностей и недостатков в исполнении. На уроке использованы с...
Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Каширская детская школа искусств»






Конспект открытого урока по теме:
« Работа над пьесами "Детского альбома" П.И.Чайковского в младших классах специального фортепиано».





Подготовила преподаватель

по классу фортепиано

Буховцова Г.В.










г.Кашира

2015г

Открытый урок на тему « Работа над пьесами "Детского альбома" П.И.Чайковского в младших классах специального фортепиано».

Основные цели и задачи урока.


* Исполнение пьес учащимся. Анализ художественных средств выразительности, развитие драматургической линии.

* Интенсивное формирование слуховых представлений. Анализ интонационного строя, фразировки и формы. Использование динамики для раскрытия художественного образа пьес.

* Работа над технологическими и исполнительскими проблемами и задачами. Работа по частям - единство средств выразительности. Решение технологических и исполнительских задач (развитие и закрепление навыков игры штрихов "певучее" легато, стаккато -пиццикато, мягкое туше). Работа над звукоизвлечением, жестами, исполнительской культурой.



Содержание урока:

I. Введение.
1. Доступность и органичность детскому восприятию образов "Детского альбома" П.Чайковского.
2. Учитель ученик - соучастники творческого поиска.
3. Развитие музыкального мышления - главная цель обучения.
4. Методический анализ пьес.

II. Практическая работа с учащейся 2 класса по программе ДПП Пушилиной Софией над пьесами из "Детского альбома" П.И.Чайковского
«Болезнь куклы» и «Старинная французская песенка».

III. Заключение.

IV. Список литературы.















ВВЕДЕНИЕ.
Начинать становление процесса музыкального восприятия у учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры, что предполагает смещение акцента с технической стороны искусства на духовную, эмоциональную. В самом начале работы над произведением, важную роль выполняет первое прослушивание пьес. Именно на этом этапе происходит развитие умения сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное произведение и его жизненное, эмоциональное содержание. Неоценимую роль в раскрытие образа разучиваемого произведения играет личное исполнение его преподавателем. Беседа преподавателя и ученика после прослушивания музыки имеет очень большое значение для формирования пробуждения эмоционального отклика на слушаемую или исполняемую музыку, приобретения навыка выражать в слове, пластике, жесте, мимике свое отношение к музыке, определение ее характера и настроения.
Музыка П.И. Чайковского - благодатный материал, на котором учащиеся в начальных и средних классах детских музыкальных школ учатся развивать обобщенные представления, знания, умения и навыки, которые потом сопровождают человека всю его жизнь. Знакомство с произведениями П.И. Чайковского начинается в младших классах ДМШ и продолжается на протяжении всех лет обучения.
На примере произведений П.И.Чайковского дети с раннего возраста узнают о жанрах в музыке. Так, например, учащиеся знакомятся с различными по характеру маршами: игрушечный марш - «Марш деревянных солдатиков» (из сборника «Детский альбом»); траурный марш - «Похороны куклы». При изучении танцев дети знакомятся с музыкой разных национальностей. Рассказ о кукле всегда вызывает у учащихся эмоциональный отклик. Здесь и сочувствие, и сопереживание горю другого человека и радость. Музыкальные пьесы «Зимнее утро», «Шарманщик поет», «Мама», «Сладкая греза», «Баба Яга» помогают ученику мысленно нарисовать картины природы или придумать сюжеты, что значит, таким образом, пробудить фантазию.
Музыка Чайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры - любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства, - обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова. В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку.
«Детский альбом» Чайковского занимает особое место в фортепианном творчестве композитора, как по своей тематике, так и по особенностям фортепианного изложения. Этот цикл фортепианных пьес был написан П.И.Чайковским в 1878г. и посвящён своему любимому племяннику Володе Давыдову. Часто слушая игру на фортепиано любимого племянника Володи, Пётр Ильич поражался бедности репертуара для начинающих. Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для детей. В цикле 24 маленькие пьесы, которые не связаны сквозной единой тематикой. Но, по ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. Мелодично, легко запоминающиеся пьесы близки и понятны каждому ребёнку.







ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Ученица 2 класса исполняет по нотам пьесу П.И. Чайковского «Болезнь куклы». Пьеса «Болезнь куклы»- пьеса из своеобразной «трилогии» о кукле, куда вошли еще две пьесы: «Похороны куклы» и «Новая кукла».
Преподаватель просит ученицу охарактеризовать музыку. Ученица: «Эта пьеса медленная, с грустными интонациями. Музыка передаёт печальное настроение, будто композитор рассказывает о больной девочке, которую очень жалко».
Преподаватель сообщает, что музыку пьесы можно условно разделить на две части(исполняет пьесу по разделам: 2 первые строчки, затем до конца). Первая часть- жалоба-рассказ о том, что любимая кукла больна. Во втором разделе в музыке появляются вопросительные интонации, можно предположить, что у хозяйки куклы возникает маленькая надежда на «выздоровление» любимой куклы. Но следующие такты звучат утвердительно и печально, и слушатель понимает, что «вылечить» куклу не удалось.
Далее преподаватель показывает, что фактура данной пьесы выражена в виде разложенных четырёх звучных аккордов. Но это не мешает нам услышать выразительную мелодию в верхнем регистре, имеющую характерное «жалобное» нисходящее движение. Это, и множество секундовых интонаций придаёт мелодии ещё больший печальный колорит, привносит чувство тревоги и неопределённости. Преподаватель предлагает ученице проиграть партию левой руки с бОльшей опорой на басовые звуки и послушать мелодическую линию. В связи с тем, что рука у девочки недостаточно крупная, довольно большую трудность для нее составляет исполнение на «легато» партии левой руки (как предложено в тексте редактором). Требуется некоторое время для выполнения этого требования, а пока, возможно, стоит облегчить этот момент путем частичного прерывания легато в третьем и четвертом тактах, при этом необходимо стремиться компенсировать это прерывание качеством звучания. Затем преподаватель предлагает сыграть и услышать мелодическую линию, которую составляют крайние звуки разложенного аккорда в каждом такте (бас-сопрано). Ученица замечает, что звуки между собой образуют стройную, благозвучную мелодию. Преподаватель играет фрагмент этой пьесы и обращает внимание ученицы на особую пластику рук: на гибкость кисти и чуткость кончиков пальцев, отвечающих за басовую и сопрановую партии. Важно помнить, что жесты пианиста должны быть тесно связаны с качеством звука и выразительностью мелодии,- это одна из главных исполнительских задач. Правильные движения рук получаются, когда ученица играет ту часть пьесы, которая наиболее уверенно выучена.
Далее рассматривается строение пьесы и поиск кульминаций. Преподаватель играет второй раздел пьесы, ярко и наглядно подчеркивает построение фраз и кульминационный момент, обращает внимание ученицы на оттенки, выписанные в тексте пьесы. Далее предлагается ученице повторить услышанное. Преподаватель обращает внимание на умение не только делать постепенное длительное «крещендо» к кульминационной точке, но и на более трудный для исполнения оттенок « диминуэндо», что необходимо исполнить в данной пьесе. Действительно, оттенок «диминуэндо» получается у Софии с трудом. Далее были рассмотрены исполнительские задачи в Коде. Преподаватель объясняет, что кроме «диминуэндо», в конце многих произведений используется замедление движения, обозначающееся знаком «ritenuto». Чтобы замедление получилось логичным и органичным, можно попробовать пропеть последнюю фразу и замедлить.





Далее ученица исполняет пьесу «Старинная французская песенка».
Пьеса выучена наизусть. Мелодическая линия звучит немного однообразно, без нужных оттенков. Фразы выстроены, в основном, верно, но кульминационных точек ученица практически не «показывает».
Для наиболее полного представления о драматургии, преподаватель читает стихи на мелодию этой пьесы, рассказывает о далёком времени, когда на улицах играли шарманщики и уличные музыканты.
Преподаватель обращает внимание ученицы на то, чтобы в каждой фразе было движение динамикой к «главной ноте», предлагает спеть словами мелодию, прочувствовать движение музыки и смысловые акценты. Затем, при исполнении на инструменте отдельных фраз пьесы, педагог показывает КАК должны строиться мелодические построения с правильной динамикой и интонированием, и предлагает ученице повторить сначала правой рукой эти фразы, затем, подключив левую руку. Попутно преподаватель показывает, что в главном мотиве из 1 раздела пьесы идет как бы интонационное акцентирование звука «ре» и задачей исполнителя является исключение монотонности и однообразия этого опевания, придавая ему направленность движения к кульминационному звуку «ля» в 7м и аналогичном 14м тактах. Далее ученица исполняет 1 раздел пьесы с поправками, над которыми только что работали. Получается более выразительно и содержательнее, чем в первоначальном варианте исполнения. По исполнению партии левой руки преподаватель так же делает ученице ряд замечаний. Здесь после выучивания наизусть, несколько сгладилась мелодическая линия, слабо выражена интонация мелодии. Преподаватель предлагает Софии снова вспомнить период разучивания пьесы отдельно руками, а именно: поиграть партию левой руки двумя руками (верхний голос - правой, нижний - левой руками), с обязательным, более определённым, интонированием в каждом мотиве. При соединении двух рук преподаватель напоминает ученице необходимость услышать выразительность не только правой руки, но и левой.
Работа над средним разделом пьесы. Преподаватель показывает как измененный характер аккомпанемента (разложенные аккорды выписаны штрихом «стаккато») вносит в характер музыки тревожные оттенки. Чтобы усилить взволнованный характер этого раздела допускается небольшое ускорение движения. Мелодия в правой руке представляет собой постоянное настойчивое восхождение мелодии, которое неизбежно приводит всё развитие к яркой кульминации всей пьесы в 22 такте. В конце пьесы замедление приходится на довольно непростой по исполнению момент: изложение аккордовое, с задержанием, четверть с точками и шестнадцатая нота (доминанта с разрешением в тонику). Этот ритмический рисунок в пьесе так же встречался в 1 разделе, тогда ученица училась правильно выдерживать четвертную ноту с двумя точками и мягко исполнять повторяющуюся ноту соль, с подменой 1 и 2 пальцев. В Коде снова возникают те же задачи, но здесь трудность увеличивается с разрешением в разложенный аккорд тонического трезвучия, причём, важно сохранить окончание мелодической фразы в верхнем голосе (ля-соль-соль), не заглушив её остальными аккордовыми звуками. Преподаватель обращает особое внимание на исполнение мягким туше шестнадцатой ноты, на правильное интонирование этого момента и на полноценное звучание всех нот, составляющих аккорд. Чтобы замедление получилось органичным, преподаватель вместе с ученицей несколько раз пропевает окончание.
Ученица хорошо понимает строение фраз и кульминации, однако, исполнить этот раздел свободно, без оглядки на текст, пока не может.
Преподаватель в конце урока еще раз выразительно исполняет эту пьесу, еще раз вместе с ученицей проговаривают основные задачи, стоящие перед ней и работой над которыми был посвящен сегодняшний урок.



Заключение.

«Детский альбом» - это превосходный учебный и методический материал для работы с детьми.
Сегодня в арсенале педагогов ДШИ и ДМШ есть немало высокохудожественных аудио - и видео - образцов «Детского альбома» в исполнении А. Гольденвейзера, Я. Флиера, М. Плетнева, В. Постниковой, А. Севидова, а также молодых педагогов-музыкантов. В своей работе я попыталась проанализировать разные подходы к пониманию и исполнению музыки «Детского альбома» П.И. Чайковского, познакомила ученицу с несколькими, наиболее, на мой взгляд, близкими мне по восприятию материала редакциями и интерпретациями, провела сравнение отдельных моментов в трактовках музыкальных образов. Что, на мой взгляд, заслуживает особого внимания педагога-практика? Конечно, при выборе интерпретации «Детского альбома» педагогу необходимо отталкиваться от музыкальных способностей ученика. Но, кроме того, еще необходимо исходить из тех целей, которые поставлены перед ребенком. Если цель состоит в знакомстве (в общем) с детской музыкой П.И. Чайковского, в расширении его музыкально-исполнительского кругозора, то, по большому счету, можно использовать любую удобную для ребенка интерпретацию и подходить к ней как к некоему образцу, к которому ученик должен постараться приблизиться как можно ближе. Если же речь идет о более глубоком изучении музыки П.И. Чайковского, если произведение берется на конкурс или даже в рамках подготовки ученика к поступлению (в будущем) в профильное учебное заведение, то тогда подход и к редакции и к интерпретации должен быть более избирательным. Конечно, ни в коем случае интерпретацию не надо воспринимать как абсолютную истину, требующую полного подчинения личности учащегося. Это некий отправной момент в самостоятельном творческом поиске ученика.
Хотя знание различных редакций и интерпретаций «Детского альбома», безусловно, обогащает наш с вами педагогический опыт, и оказывает помощь любому педагогу-практику, с какими бы учениками он не работал.

В подготовке к уроку использованы материалы:

1. Айзенштадт С.А. Искусство интерпретации из сб. «Детский альбом»

П.И. Чайковского. Классика XXI век. - М., 2003.

2. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. - М., Музгиз. - 1949. - С. 126.

3. Кандинский-Рыбников А., Месропова М. О не опубликованной

П.И. Чайковским первой редакции «Детского альбома»: из сб. Научные труды

Московской годсурарственной консерватории им. П.И. Чайковского / Сост.

Л.В. Рощина. - М.: Россельхозакадемия. - 1997. - вып. 11.

4. Малинина И.В. «Детский альбом» и «Времена года» П.И. Чайковского. - М.:
5. сайт sever-strasti.ru
Список использованных методических пособий:

1. Егоров П. Детский альбом. - аудиозапись

2. Климов А. Детский альбом. - аудиозапись




© 2010-2022