Доклад на тему Рождение полифонии

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему Рождение полифонии





Доклад на тему Рождение полифонии






Доклад на тему Рождение полифонии



Дорогие ребята. Несколько лет назад вы впервые переступили порог нашей школы. С тех пор вы с удовольствием посвящаете музыке своё время и уже научились немного играть, петь по нотам. Но, чтобы стать хорошим музыкантом, нужно ещё и много знать. И прежде всего знать музыкальную литературу - богатства народного искусства, классическую и современную музыку. У каждого из вас есть любимые книжки. И чем больше книг вы читаете, тем больше находите среди них хороших друзей. Могут быть любимые произведения и в музыке, если её часто слушать и хорошо знать. Композиторы создали много замечательных песен, хоров, произведений для фортепьяно, оркестра, опер и балетов. Встреча с ними всегда обещает быть интересной. Она открывает вам чудесный мир, полный красоты, больших и глубоких чувств.

Чем больше мы слышим музыкальных произведений, тем больше мы в состоянии оценить красоту и своеобразие каждого отдельного произведения. Как и все искусства, музыка помогает людям увидеть и понять богатый и многообразный мир. Она может поведать о правдивых и фантастических событиях, нарисовать картину природы, передать движение поезда или весёлый шум толпы. Но музыке особенно свойственно выражать настроения людей, их чувства и переживания.

Музыкальные произведения существуют в разных видах и жанрах.

Сегодня мы поговорим с вами об одном из этих видов-полифоний. Возникло это слово от греческого "поли"-много, "фон"-звук. Итак "полифония" означает на русском языке- "многоголосие". В человеческой речи немыслимо, чтобы, например, несколько лиц говорили вместе, каждый своё, и чтобы из этого выходила не путаница, непонятная чепуха, а напротив, превосходное общее впечатление. В музыке такое чувство возможно. Полифония- это вид многоголосной музыки, в котором одновременно звучит несколько самостоятельных равноценных мелодий. В этом его главное отличие от другого вида- гомофонии (от греческого "гомо"- равный), где лишь один голос является ведущим, а другие его сопровождают ( как, например, в романсе, песне, танце ). Коснёмся истории возникновения полифонии. Полифонический склад свойственней музыке различных стран и эпох. В многовековом историческом развитии полифонии выделяются 2-а этапа:

Строгий Стиль - полифония эпохи возрождения. Она отличалась суровым колоритом и эпической неповторимостью, распевностью и благозвучием.

Полифония свободного стиля (18-20 вв.). Она внесла огромное разнообразие и свободу в ладо-интонационное строение мелодии, обогатила гармонию и музыкальные жанры. Полифоническое искусство свободного стиля нашло своё воплощение в творчестве зарубежных композиторов: Баха, Генделя, Бетховена, Моцарта; русских: Глинки, Чайковского, Шостаковича.

Вначале поговорим о строгом стиле. Первым возникает Григорианский хорал. Это происходит в конце 6-го века. К 9-му веку он утвердился на территории всей западной и центральной Европы и стал господствующим элементом музыкальной культуры раннего
средневековья. Одухотворённые мелодии Григорианского
хорала то сдержанные и строгие, то возвышенные и
просветлённые передавались из уст в уста. Мелодии
непрерывны в своём движении (слуш.№2).

Примерно 1000 лет назад Григорианский хорал обрёл своего спутника- второй голос. Сначала этот голос просто двигался параллельно первому в кварту, квинту или октаву в том же ритме. Такие формы назывались органумы (слуш. №8). Музыка звучала не только в средневековой церкви, светские песни пели и странствующие рыцари, и актёры, танцоры, пели феодалы, ремесленники и школяры-студенты. И вот в 12-ом веке появляются первые музыканты- профессионалы. К 15-му веку (а это уже эпоха возрождения) распространяется домашнее хоровое пение.

Полифония так называемого строгого письма со сложными контрапунктами, имитациями становится всё более свободной, разнообразной и выразительной. И вот, в полифоническом произведении 16-го века, которое мы сейчас послушаем, слышится, как кукует кукушка, поют птицы. Так возникает программная музыка (слуш.№16).

А в это время в католической церкви продолжает господствовать месса. Мы сейчас услышим фрагмент 6-го раздела мессы "Ангус Деи"- мессы Папы Марчелло, знаменитого итальянского композитора Палестрины (слуш. №18).

Теперь перейдём к следующему стилю полифонии - свободному.

В полифоническом творчестве выделяются 2-а вида полифонии- имитационная и неимитационные. Имитация от латинского слова "подражание"- означает проведение одной и той же темы в разных голосах и на разной высоте. В неимитационной полифонии одновременно звучат разные, контрастные мелодии. Высший расцвет полифонии связан с именем И.С.Баха, великого немецкого композитора первой половины 18-го века. Прошло более 200 лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё более возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Вынужденный служить придворным музыкантом, органистом и руководителем хора в церкви, он всегда вызывал недовольство своих влиятельных покровителей. Аристократическому обществу не нравилась глубина и серьёзность произведений Баха. Его называли "учёным", т. е. скучным музыкантом. А церковь находила его музыку слишком живой и человечной, слишком волнующей; ведь церковная музыка должна была подавлять мысли и чувства человека, уводить его в иной, "неземной мир". Творчество И.С.Баха- это полностью полифоническое творчество. Он писал и органные произведения, и мессы, концерты, клавирные произведения, куда входят инвенции, прелюдии и фуги.

Наверное, самым известным органным произведением является токката и фуга ре минор. Токката начинается тревожным, но мужественным кличем, трижды раздаётся он, опускаясь из одной октавы в другую, и приводит к громовому аккордовому раскату. Токката строится свободно и импровизационно, противопоставление стремительного и медленного движения, напоминает настороженные передышки между схватками с буйной стихией (слуш. №38).

Следующая за токкатой фуга сосредоточенна на имитационном развитии темы, в которой волевое начало как-бы обуздывает стихийные силы (слуш. №40).

Первая двухголосная инвенция С dur И.С.Баха рождается из краткой плавной и неторопливой темы спокойного, рассудительного характера. Её запевает верхний голос и тотчас имитирует, повторяет в другой октаве нижний (слуш. №44).

И.С.Бах. Прелюдия и фуга с гло11 (I том ХТК).

Прелюдия свободна и импровизационна. Первый из
двух разделов прелюдии заполнен быстрым бегом
шестнадцатых. Это вечное движение. Накопив мощную
энергию, этот поток в конце 1-го раздела становится ещё
более стремительным. Кульминация- начало второго
раздела прелюдии отмечена сменой темпа Аllеgго на
Ргеstо. Но разбушевавшуюся стихию останавливают
внезапные удары аккорда и многозначительные фразы
речитатива. Новый темп Adagio, и в третий раз меняется
темп на умеренно быстрый - Аllеgго. Фуга с moll 3-х голосна
и однотемна (слуш.)

Сказанное о тематизме и полифонии Баха в полной мере относится и к полифонии Генделя. Основа её лежала в оперном жанре, которого Бах совсем не коснулся. В произведениях Гайдна, и особенно Моцарта часто встречаются полифонические формы- фуги, каноны, подвижной контрапункт.

В произведениях Бетховена тяготение к полифонии проявилось очень рано, и в зрелом творчестве привело к замене сонатной разработки фугой.

В эпоху романтизма полифония получила новую трактовку в творчестве Шуберта, Шумана, Берлиоза, Лиса, Вагнера.

Существенный вклад в искусство полифонии внесли русские классики 19-20 вв. Русская профессиональная музыка позднее западно-европейской вступила на путь развитого многоголосия.

В советской музыке полифония и полифонические формы занимают исключительно важное место. Произведения Мясковского, Прокофьева, Шостаковича дают образцы великолепного владения полифоническим искусством.

«Обращение к полифонии можно только приветствовать, потому, что возможности многоголосия практически безграничны - подчёркивал Д.Д.Шостакович - Полифония может передать всё; и размах времени, и размах мысли, и размах мечты, творчества».


© 2010-2022