Рабочая программа по музыке 1 класс ФГОС

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Г.А. Пономарёва

Ржаксинского района Тамбовской области


Утверждена приказом директора

МБОУ Ржаксинской СОШ № 2

им. Г.А. Пономарева

от 01.09.2015 № 352/18

Рассмотрена и рекомендована к утверждению МС

протокол от 26.08 2015 № 7



Рабочая программа

по музыке

для 1 класса


Срок реализации: 1 год


2015 г.


Пояснительная записка

Музыка 1 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

1. Роль и место дисциплины

Изучение музыки имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение музыкальным языком станут фундаментом для дальнейшего обучения этому предмету, а также необходимыми для применения в жизни.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по музыке и в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Реализовываться данная программа будет на основе учебника «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2012г. «Рабочая тетрадь по музыке 1 класс» М., Просвещение, 2012г.

4. Цели и задачи

Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;

  • развития восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности ( пение, слушание музыка, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластические движения и импровизация)

Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:

  • развивать способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства, выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру ;

  • развивать активное, прочувствованное и осознанное восприятие школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накапливать на его основе тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.

  • воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству, художественному вкусу, чувства музыки как основы музыкальной грамотности.

5. Специфика программы

Образовательные и воспитательные задачи обучения музыки решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.

Содержание программы по музыке позволяет шире использовать дифференцированный подход к обучающимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в музыкальном развитии.

6. Основные содержательные линии курса

Основные содержательные линии:

Музыка вокруг нас

Музыка и ты

7. Структура программы

Музыка вокруг нас

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши. Музыкальные инструменты.

Музы водят хоровод. Мелодия - душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Музыка и ты

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей

8. Требования к результатам

Личностные результаты:

  • оценивание жизненных ситуаций (поступков людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • объяснение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • позитивная оценка своих музыкально-творческих возможностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • формировать и удерживать учебную задачу;

  • выполнять учебные действия в качестве слушателя;

  • преобразовывать познавательную задачу в практическую;

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • выполнять учебные действия в качестве композитора;

  • выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

  • использовать установленные правила в контроле способов решения задач;

  • составлять план и последовательность действий;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • использовать общие приемы решения задач;

  • ориентироваться в информационном материале учебника;

  • ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

  • использовать общие приемы решения исполнительской задачи;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • читать простое схематическое изображение;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • узнавать, называть и определять явления окружающей действительности;

  • осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе;

  • ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь;

  • участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках4

  • проявлять активность в решении познавательных задач;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 1-ом классе является сформированность следующих умений:

1-я линия развития - формирование основы музыкальной культуры:

  • общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

  • восприятие музыки и размышление о ней;

  • открытое и эмоциональное выражение своего отношения к искусству;

  • развитие музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

2-я линия развития - определение своего отношения к миру музыки:

  • устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности

  • воспитание уважения к истории и духовным традициям России;

  • оценивание достижений отечественного и мирового музыкального искусств.

9. Формы организации учебного процесса

Рабочая программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия.

10. Итоговый контроль

Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового концерта. Вводный и итоговый контроль проводится в виде контрольных работ. После каждой темы - урок-зачет

11. Объем и сроки изучения

На изучение музыки отводится 1 час в неделю, всего - 33 часа:

I семестр - 5 ч.

II семестр - 5 ч.

III семестр - 6 ч.

IV семестр - 6 ч.

V семестр - 6 ч.

VI семестр - 5 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Музыка 1 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел: «Музыка вокруг нас» (16 часов)

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.

Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия - душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

«И Муза вечная со мной!» (урок-экскурсия).

Хоровод муз (урок-игра). Повсюду музыка слышна (урок-экскурсия). Душа музыки - мелодия (урок-игра). Музыка осени (урок-экскурсия). Сочини мелодию (урок-игра). «Азбука, азбука каждому нужна...» (урок-путешествие). Музыкальная азбука (урок-экскурсия.)Музыкальные инструменты. Народные инструменты (урок-экскурсия). «Садко». Из русского былинного сказа (урок-сказка).

Музыкальные инструменты ( урок-игра).

Звучащие картины (урок-экскурсия). Разыграй песню (урок-игра). Пришло Рождество, начинается торжество (урок-путешествие). Родной обычай старины (урок-игра). Добрый праздник среди зимы (урок-путешествие)

Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).

Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.

Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.

Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.

Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

Раздел: «Музыка и ты» (17 часов)

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей

Край, в котором ты живешь (урок-игра). Поэт, художник, композитор (урок-экскурсия). Музыка утра (урок-игра). Музыка вечера (урок-концерт). Музыкальные портреты (урок-загадка). Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка (урок -ролевая игра).У каждого свой музыкальный инструмент (урок-игра). Музы не молчали( урок- путешествие). Музыкальные инструменты (урок-концерт). Мамин праздник ( урок-концерт). Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент (урок-игра). «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины (урок-путешествие). Музыка в цирке (урок-представление). Дом, который звучит (урок-путешествие в музыкальный театр). Опера-сказка.(урок-игра). «Ничего на свете лучше нету...» (урок-концерт) . Афиша .Программа (урок-концерт)

Распознавать и эмоционально откликаться на

выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение.

Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора.

Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.

Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.

Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов

Контрольные уроки

1

Музыка вокруг нас

16

2

2

Музыка и ты

17

1

ИТОГО:

33

3

Планируемые результаты освоения предмета

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса « Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений:
наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке ( музыкальном произведении) в устной форме ( в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям
- умение устанавливать простые аналогии ( образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество ( общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.

Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
- узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты ( рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты ( гармонь, баян. Балалайка);
- проявлять навыки вокально- хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот,темпов( быстро- медленно) динамики (громко- тихо)
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Требования к уровню подготовки обучающихся начальной школы

1 класс

  • развитие у устойчивого интереса к музыкальным занятиям;

  • побуждение к эмоциональному отклику на музыку разных жанров; их характера и настроения;

  • развитие умений у обучающихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;

  • формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;

  • развитие певческих умений и навыков, выразительное исполнение песен;

  • развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;

  • формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;

  • освоение элементов музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010., стр.3-28.

  • «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2010г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 1 класс», М., Просвещение, 2010

  • Учебник «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2014г.

  • «Рабочая тетрадь по музыке 1 класс» М., Просвещение, 2012г.

Электронные образовательные ресурсы

  1. nsc.1september.ru

  2. akademkniga.ru

  3. rusolymp.ru

  4. megabook.ru

  5. rubricon.com

  6. vschool.km.ru


© 2010-2022