• Преподавателю
  • Музыка
  • Методический доклад «Обобщение опыта работы патриотического воспитания на лучших примерах истории культурной жизни Симбирска XVIII-XIX веков и современности»

Методический доклад «Обобщение опыта работы патриотического воспитания на лучших примерах истории культурной жизни Симбирска XVIII-XIX веков и современности»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств№ 8

Методический доклад «Обобщение опыта работы патриотического воспитания на лучших примерах истории культурной жизни Симбирска XVIII-XIX веков и современности»

Методический Доклад

«Обобщение опыта работы патриотического воспитания

на лучших примерах истории культурной жизни

Симбирска XVIII-XIX веков и современности»

Разработчик:

заместитель директора по УВР,

преподаватель по классу фортепиано

высшей квалификационной категории

Гузяева Людмила Петровна

г. Ульяновск,

2016 г.

«Любовь к родине сплетается в нашем представлении

с картинами дорогих родных мест; любовь к Отечеству

связывается с памятью о наших отцах и дедах»

Кн. С.Е.Трубецкой. «Минувшее»

Содержание:

  1. Обоснование выбора темы…………………………………………….1-2

  2. Подготовка и реализация творческого проекта «Страницы культурной жизни Симбирска XVIII-XIX веков»………………………………….2-5

  3. Реализация творческого проекта «Изучаем патриотическую тему»..6-8

  4. Воспитание патриотизма на уроках специальности в детской школе искусств………………………………………………………………….8-9

  5. Использованная литература……….…………………………………….9

  1. Обоснование выбора темы.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Но без знания истории родного края, истории своей «малой родины» воспитать истинного патриота невозможно. Обращаясь к истории своей страны, своего народа в ребёнке начнёт расти потребность и желание стать гражданином своей Отчизны. Именно в этом и заключается сущность патриотизма.

Учебник политологии так определяет Российский патриотизм - это отношение граждан к своей Родине - Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать её. Это отношение к необъятным просторам страны, её природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, её населяющим, их национальному достоинству, культуре, традициям, соотечественникам [7,102].

Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, нравственное, гражданское и военно-патриотическое воспитание учащихся.


  1. Подготовка и реализация творческого проекта «Страницы культурной жизни Симбирска XVIII-XIX веков».

Мне посчастливилось прослушать цикл лекций о Симбирской губернии и старом Симбирске выдающегося Ульяновского краеведа Александра Николаевича Блохинцева. Он с трогательною любовью рассказывал об интересных фактах из жизни знаменитых людей Симбирской губернии, их творчестве и беззаветном служении народу.

Как преподавателю фортепиано, мне всегда был интересен вопрос истории творческого развития старого Симбирска. Вместе с преподавателем теоретического отделения Конновой Н.В. в 2005 году мы разработали творческий проект «Страницы культурной жизни Симбирска XVIII-XIX веков». И основной целью реализации данного проекта стало воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, чувства гордости за родной край и формирование позитивного взгляда на жизнь. Мы стремились сложить комплексную систему патриотического воспитания учащихся, которая включила бы различные художественные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через музыку, поэзию, литературу, историю, живопись, театр старого Симбирска ребята познакомились с культурой родного края.

Выбор проекта был основан на нашей вере, что культура является стержнем нравственного и патриотического воспитания, что данный проект поможет преодолеть кризис в нравственном и патриотическом воспитании, крайнее проявление которого проявляется в забвении истории. Нравственный и патриотический опыт приходят к нам через историю, книги и музыку, которые рождают мысли, помогающие пробудить национальный духовный характер. На сегодняшний день мы можем подвести промежуточные итоги: реализация проекта способствовала развитию инициативы и творческой энергии учащихся, дала возможность многим ученикам реализовать свои творческие возможности.

Проект начинался с разработки теоретического материала, подбора литературы, иллюстраций. Была создана инициативная группа учащихся, распределены обзорные темы. Далее мы начали осуществлять экскурсионную деятельность. Посетили исторические достопримечательности города и области, установили творческие контакты с областной государственной научной библиотекой им. В.И.Ленина, областным художественным музеем, Государственным историко-мемориальным заповедником «Родина В.И.Ленина», музеем «Симбирская классическая гимназия», областной детской библиотекой, с редакцией журнала «Мономах».

За прошедший период была проделана большая поисковая работа преподавателями и учениками. Были изучены многие темы культурного наследия и проведены по этим темам следующие мероприятия:

«Симбирские дворяне-декабристы (Н.И.Тургенев, В.П.Ивашев, Ф.М.Башмаков)»; «Культура и быт симбирского дворянства (дворянский досуг, коллекционеры - А.Н.Языков, П.Юрлов, В.Н.Поливанов)»; «Литературная панорама: А.С.Пушкин в Симбирске, Ю.М.Лермонтов в Симбирске»; «Симбирск - центр по собранию фольклора (Н.М.Языков и А.С.Пушкин)»; «Страницы истории симбирского театра»; «Романсы и стихи Дениса Давыдова»; «Стихотворение в бронзе»; «Новый год по-Симбирски»;

«Органная музыка в Симбирске»; «Не поэт, я - партизан, казак…»; «Звук дивный нежил слух, и таяли слова…» (творчество Д.П.Ознобишина); «Языков, добрый мой приятель»; «Самородок из Симбирска» (творчество певца И.Л. Лазарева); «Не куёт железо молот, куёт кузнец»; «Поэт и музыка»;

«История Симбирска в фотографиях».

Из творческого проекта выросли и стали традиционными такие школьные мероприятия как:

  • общешкольный классный час «Зима. Новый год. Рождество». Эту многолетнюю традицию заложил открытый классный час «Новый год по-Симбирски», который впервые провели в 2007 году в стиле празднования Нового года в известных семьях Симбирска XIX века. Гостями были ученики, родители, родные и преподаватели литературы и истории общеобразовательной школы №63. В традициях старого Симбирска к Новогоднему празднику готовились загодя. На афише обозначен праздничный репертуар: весь вечер играет музыка в исполнении учеников школы, выставка работ художников, маскарадные розыгрыши с призами, лотерея, котильон. Конечно, изюминкой праздника стал котильон в постановке преподавателя класса хореографии Юдиной Л.И., который длился 30 минут и завершил импровизированный бал. Многие впервые услышали это французское слово «котильон», что означает бальный танец, вид кадрили, исполнявшийся под музыку вальса, польки, мазурки. Это непринуждённый, шаловливый танец-игра. Здесь многие впервые узнали, что свежие овощи и фрукты симбиряне завозили не из-за границы, а выращивали сами в своих зимних садах. На благотворительность в эти дни денег не жалели. И одной из форм благотворительности была лотерея, которую мы провели среди учащихся и гостей.

Почему «Новый год по-Симбирски» стал традиционным? Такой формой проведения Нового года, мы заложили основу уважения национальных традиций, дали понять, что проведение праздников в кругу семьи, вручение подарков создают атмосферу радости и счастья, а это формирует духовную культуру, сплачивает семью как коллектив.

  • информационный эстетический час «Музыкальная и поэтическая история родного Отечества» вырос из беседы «Литературная панорама». Проводим его в Международный день музыки. Основная цель: доказать значение вклада симбирских музыкантов и поэтов в развитие мирового художественного искусства, как пример истинного служения своему Отечеству. Информационный час проводится в форме беседы с озвучиванием музыкального и литературного материала. Озвучивание проводят учащиеся и преподаватели школы. Была представлена и прослушана следующая информация:

  • «Твоим дыханьем надышаться» - романсы на стихи Николая Языкова;

  • «Не умрёт твой стих могучий» - Денис Давыдов в творчестве современных композиторов;

  • «Меценатка Симбирской губернии» - о помещице Екатерине Максимилиановне Перси-Френч, которая активно помогала симбирским учебным заведениям, покровительствовала искусству. Являлась членом Симбирской учёной архивной комиссии, создала картинную галерею, возглавляла Симбирское общество христианского милосердия, была попечительницей сестёр общества Красного Креста.

Крупнейшие коллекции западноевропейской и русской скульптуры в собрании Художественного музея ранее принадлежали Е.М.Перси-Френч.

Мы стремились донести до учеников, что лучшие представители Симбирска были истинными патриотами не только своего родного края, но и всего Русского Отечества, что это были достойнейшие представители своего времени и их пример служения народу является для нас образцом.


  1. Реализация творческого проекта

«Изучаем патриотическую тему».

С 2011 года творческий проект «Страницы культурной жизни

Симбирска XVIII-XIX веков» перерос в творческий проект «Изучаем патриотическую тему». Основанием стала Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Но помня, что мы педагоги дополнительного образования в сфере культуры, разработали программу патриотического воспитания, опираясь на художественное искусство. В течение трёх лет вместе с учениками изучали маршевую музыку, принимали активное участие в региональных фестивалях и конкурсах «Салют! Победа!». Расширили рамки репертуара учащихся вокального отделения произведениями военной тематики и гражданского звучания. Стали принимать участие в региональном конкурсе патриотической песни «Молодые голоса России», в Международном фестивале-конкурсе в городе Казани «Виктория».

В рамках реализации программы «Воспитание патриотизма» с 15 по 20 февраля проводим классные часы на темы «Национальный гимн», «Государственная символика России», «Я - будущий защитник Отечества» и как итог - праздничный концерт, посвящённый Дню защитника Отечества.

Отдельной темой стоит героизм людей в годы Великой Отечественной войны - яркая страница истории, о которой нельзя забывать. С огромным удовольствием ребята исполняют, слушают музыку того времени и учатся понимать и помнить историческое прошлое. Мы проводим музыкальные классные часы на темы: «История старых фотографий», «Мои родные в той войне…», «Мы помним всё». На примере музыки и поэзии военных лет учащиеся рассуждают о героизме, подвиге, бесстрашии человеческого духа. Существует целый ряд инструментальных переложений известных фронтовых песен таких как: «Синий платочек», «Тёмная ночь», «Бьётся в тесной печурке огонь...», «В прифронтовом лесу», «Огонек», «Эх, дороги…», «Землянка», «Священная война», «Катюша», «Смуглянка». Данные переложения можно найти во многих сборниках, они по сложности изложения доступны для учеников разных классов. Переложения этих песен ценны ещё тем, что они могут служить аккомпанементом в домашнем музицировании, когда вся семья соберётся за праздничным столом и хором исполнит эти замечательные песни.

Традиционным становится конкурс чтецов среди учащихся школы о Великой Отечественной войне «Памяти павших поём мы Славу», выездные концертные мероприятия «Великая Победа» для пациентов областного госпиталя ветеранов всех войн, выставка работ учащихся и преподавателей художественного отделения «Через всю войну». Завершается праздничная неделя, посвящённая Великому Дню Победы, большим концертным мероприятием «Посиди по-хорошему, пусть вески запорошены…».

В перспективе запланировали проведение на базе школы патриотической акции для участников проекта «Летняя академия» беседу-концерт «В. Высоцкий. Он не вернулся из боя», а для учащихся и родителей школы выставку-беседу «История фотографий родных ветеранов», которая будет посвящена ветеранам и труженикам тыла из семей обучающихся.

Никто и никогда не будет оспаривать значение личного примера педагога в воспитании. Почему? Дело в том, что личный пример связывает абстрактную теорию с практикой, с насущной жизнью. Детям гораздо интереснее узнать те вещи, которые являются реальными, насущными в нашей жизни. В нашем коллективе есть преподаватели, чьи отцы, деды и родственники участвовали в Великой Отечественной войне. В том числе и мои отец, дедушка, дядя со стороны матери и дядя со стороны отца являлись ветеранами войны. У многих из нас наши мамы были тружениками тыла. Перед памятной датой мы рассказываем ученикам, что для нас значит эта война, как мы чтим память наших героев и обязательно 8-9-10 мая посещаем могилы своих родных и выставляем на подоконник дорогие фотографии и зажигаем свечу, скорбя о погибших.


  1. Воспитание патриотизма на уроках специальности

в детской школе искусств.

Важность патриотического воспитания в детских школах искусств объясняется тем, что основы нравственности здесь закрепляются путём глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся посредством исполняемой музыки. На своих уроках я, прежде всего, знакомлю учеников с русским музыкальным искусством. Именно «от родного порога», от родных тем, образов, интонаций придёт ребенок в мир большой музыки. Знакомство с обычаями и традициями русского народа, музыкой русской православной церкви, шедеврами русской классической и современной музыки позволяет формировать у обучающихся бережное отношение к культуре и искусству своего народа, толерантность в восприятии музыкальной культуры мира.

Нельзя не любить землю, на которой ты живешь - основная мысль русских композиторов, воспевающих красоту родной природы: «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, фрагменты симфоний П. Чайковского, романсы М. Глинки, Н. Римского-Корсакова…

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Рядом с ребёнком обязательно должен находиться взрослый человек, который будет примером достойного служения своей Родине. Замечательно, если в семье царит атмосфера добра и родные являются примером для подражания. А если этого нет? Тогда педагог берёт на себя полную ответственность за воспитание высоконравственной, интеллектуальной, духовно развитой личности, знающей и уважающей историю и культуру своей Отчизны, то есть будущего гражданина России.

Патриотическое воспитание в детских школах искусств несёт в себе важные предпосылки формирования эстетической культуры, как неотъемлемой части духовной культуры учащихся, что является общей целью массового эстетического образования. Если педагог в повседневной работе будет помнить об этом, то это позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».


  1. Список литературы:

1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. М., 2002.

2.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

3.Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие /Авт.-сост. А.К. Быков, И.И Мельниченко. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

4.Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. -2002. - №4.

10



© 2010-2022