Сюжетно-ролевые игры для детей среднего дошкольного возраста

Программное содержание: ·        Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. ·        Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре. ·        Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.   ·        Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Примерный конспект сюжетно-ролевой игры

в средней группе детского сада

Программное содержание:

  • Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.

  • Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

  • Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

  • Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.

Предварительная работа:

  • Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.

  • Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?»

Работа с родителями:

  • Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель»

Примерный ход игры:

Воспитатель:

У вас, у всех растут года

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?

А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать? А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.

Качу, лечу во весь опор.

Я сам шофёр и сам мотор!

Нажимаю на педаль

и машина мчится в даль.

И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»)

Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный городу «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.

Вот здесь у нас «Парикмахерская»

Здесь светло и интересно:

Зеркала, духи и кресла, зал большой,

Но видно, даже,

Лучше, чем у вас в трельяже.

«Магазин»

А сейчас мы в магазине -

Все продукты на витрине:

Чай, конфеты, колбаса -

Разбегаются глаза.

Подходите, покупайте,

Деньги в кассу отдавайте.

Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница»

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье -

Он больше всех бывает рад!

А вот здесь у нас строительная площадка.

Строителя знает весь район,

Мастер он отличный

Со своей бригадой он

Строит дом кирпичный.

Дом среди других домов

И стройней и выше.

Говорят до облаков

Дом достанет крышей.

А вот здесь у нас живут

Куклы, зайцы, мишки,

ждут, когда к ним придут

Мамочки-малышки.

Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы можете потрудиться там, где вам понравится.

По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.

Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад.

А если вам, ребята, понравилось в городке, мы с вами будем ездить туда каждый день.

Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность в среднем дошкольном возрасте









Что такое сюжетно - ролевая игра.

Пятый год жизни - период интенсивного становления самостоятельности дошкольников во всех формах их развития. Ребята очень активно овладевают средствами эмоциональной выразительности, а именно меняют интонацию при передачи содержания прочитанного произведения, воспроизводят диалоги взрослых из жизни, и действующих лиц, из рассказа или сказки, очень эмоционально передают характер персонажей.

Все знания и умения, дети получают в разных видах деятельности, и конечно же найдут отражение в играх. Именно в среднем дошкольном возрасте огромное значение приобретает совместная сюжетно - ролевая игра, которая становится ведущей формой игровой деятельности. Именно сюжетно - ролевая игра является предпосылкой значительных изменений в психики ребенка, так как основное ее содержание, это моделирование - творческое воспроизведение взаимоотношений детей и их взаимодействий.

Учась решать игровые задачи коллективно, дошкольники согласовывают свои замыслы, а это значит, что правила в игре будут выполняться произвольно.

Успех сюжетно - ролевой игры в этом возрасте во многом будет зависеть от педагога и его приема руководства. Так же будет немало важен запас знаний ребенка об этой игре и ее составляющих частях.

Источник, который питает игру, это реальный опыт - разнообразные знания об окружающем. Дети в этом возрасте начинают вступать в контакт со сверстниками, взрослыми. В процессе общения усваивают определенные нормы поведения и взаимодействия: пытаются учитывать характер, настроение собеседника, стараются быть более внимательными.

Наблюдая за детьми в данном возрасте, можно отметить, что ребята обращают внимание на поведение взрослых, их взаимодействие между собой, оценивают полезные дела, делают выводы, а главное - пытаются брать пример и повторять за ними.

Проводя занятия, становится заметно, что в большинстве случаев внимание детей приковано к тому, какая у педагога мимика лица, жестикуляция, интонация и стиль разговора при рассказе. Все это буквально сразу же применяется детьми в различных видах их деятельности, а так же в игре. Большой опыт дети черпают из отношений взрослых в семье.

Стоит предпринять попытки организовать повседневную жизнь своих дошколят так, чтобы у них возникла необходимость обращаться зачем - либо к другим людям, сверстникам, что развивает коммуникабельность, являющеюся одним из главных качеств в повседневной жизни.

Была разработана комплексная сюжетно - ролевая игра «Киностудия», где четко выраженные отношения между сверстниками и взрослыми, их умения действовать слаженно в коллективе.

Предварительная работа с детьми.

Для начала стоит обратиться к жизненному опыту дошкольников: все ли любят смотреть сказки, мультфильмы и фильмы по телевизору? Дети делятся полученными впечатлениями с педагогом и сверстниками, рассказывают положительные и отрицательные эмоции, полученные при просмотре. Для этого проводятся беседы на прогулке.

Затем разрабатывается «Маршрут выходного дня», где дети вместе с родителями посещают кинотеатр. Большая роль должна отводиться именно отношениям и общению в семье, как наглядный и более идеальный пример для всестороннего развития ребенка.

На следующем этапе познакомить с профессиями режиссер, гример, актер, оператор, костюмер и их родом занятий. Для этого провести беседы из цикла «Профессии», а так же необходимыми для этих профессий атрибутами.

Последний этап, это знакомство детей с профессией актер, и с его работой. Для этого стоит просмотреть слайды из различных сказок, где четко определена роль актера в фильме. Так же можно рассмотреть журналы о кино.

Дети выбирают сказку самостоятельно, опираясь на то, что ее должны знать все. Затем, драматизируют некоторые сюжеты, где обращается внимание на особенности поведения того или иного персонажа. Так, например, дедушка старенький, у него болит спина, он прихрамывает на ногу и держится за палочку. Ребенок старается очень точно передать характер, опираясь на полученные знания.

Сюжетно - ролевая игра: съемка фильма «Курочка Ряба».

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; закреплять умение обозначать свои действия словами; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.

Ход игры.

Воспитатель.

- Ребята, сейчас мы с вами выберем сказку и будем снимать кино. Как вы думаете, какую сказку нам выбрать?

Дети.

- Нам нужна сказка, которую знают все дети.

- А я бы хотел, чтобы сказка была доброй.

- Я хочу смешную сказку.

- Сказку про курочку Рябу, которую знают все, снимем про нее кино.

Воспитатель.

- Хорошо, но сначала повторим эту сказку.

Повторение сказки. (Педагог обращает внимание на характер персонажей, и просит их описать).

Дети.

- Бабушка старенькая, в платочке, в длинной юбке с фартуком. Она добрая и большая, с розовыми щечками.

Дети описывают по очереди всех персонажей: дедушку, бабушку, курочку Рябу, яичко и мышку.

Воспитатель.

- Попробуем сыграть сценку, как дедушка и бабушка плачут, когда яичко разбилось.

Дети проигрывают сценку, стараясь передать характер и эмоциональное настроение персонажей.

Воспитатель.

- Ребята, вспомните чем должны заниматься костюмеры, гримеры, режиссер, оператор и зрители.

Дети.

- Костюмер одевает актеров в костюмы, в которых они будут похожи на персонажей сказки.

- Гример украшает актеров: дедушке приклеивает бороду, мышке рисует усы и носик, чтобы она была похожа на настоящую мышку.

- Оператор все снимет на видеокамеру, а режиссер будет следить за актерами и их игрой. Он дает команду когда начинать съемку фильма, и когда ее остановить.

- Зрители смотрят фильм, который получился.

Костюмер.

- Актер дедушка, пройдите, пожалуйста, в костюмерную.

Все актеры по очереди подходят к костюмеру, он помогает им одеться.

Одетых актеров приглашает гример.

Гример.

- Актер мышка, пройдите, пожалуйста, в гримерную.

Гример накладывает актерам грим.

Воспитатель.

- Вот все и готовы. Начнем съемку фильма.

Режиссер.

- Актеры, пожалуйста, займите свои места. Камера - мотор!

Дети проигрывают сказку.

Режиссер.

- Стоп! Снято! Всем спасибо!

Звучат аплодисменты зрителей!

Количество задействованных детей - 10. остальные дети принимают участие в роли зрителей.

Атрибуты: костюмы дедушки, бабушки, курочки рябы, яичка, мышки. Атрибуты для грима, видеокамера, режиссерский стул.

Выбор фильма и количество задействованных лиц в игре определяют дети самостоятельно, или если это необходимо с помощью педагога.

Роль педагога - направить действия детей так, чтобы они дополняли друг друга, опирались на действия предыдущего партнера по игре и обеспечивали четкое и слаженное взаимодействие между собой.

По окончании игры педагог поощряет детей, отмечает выразительные жесты, мимику, интересные движения, сообразительность, а так же доброе и уважительное отношение друг к другу.





Сюжетно-ролевая игра «Магазин» для средней группы

Цель.

  • Закрепить представление детей о том, что в магазине можно купить продукты; расширить знания детей о работе кассира (пробивает чек, дает сдачу, считает деньги, благодарит за покупку)

  • Способствовать развитию игрового сюжеты: ввести новые атрибуты: отдел фруктов, ввести новую роль фасовщика.

  • Формирование взаимоотношение детей в ходе игры ( покупатели, продавец, кассир, фасовщики - вежливо разговаривают, соблюдают правила)

  • Развитие интереса в игре.

  • Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

  • Воспитание у детей уважения к труду продавца.

Игровой материал.

  • Строительный материал, игрушки, муляжи продуктов, одежда для кукол, вешалки, зеркало, касса, витрина, предметы-заместители, куклы, книжки-самоделки, кошельки, сумки, корзинки и т.д.

Подготовка к игре.

  • Экскурсия в овощной, книжный, продуктовый магазины и в магазин одежды. Встреча с работниками магазина.

  • Чтение стихотворений о продавцах, о колхозниках. Чтение отрывка из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Бахча») и книгу С. Михалкова «Овощи».

  • Рисование на тему «Экскурсия в магазин».

  • Совместные игры со старшими детьми.

  • Лепка овощей, продуктов. Изготовление совместно с воспитателем книжек-самоделок.

Игровые роли.

  • Продавец

  • Кассир

  • Покупатель

  • Заведующая магазином

  • Шофер.

Сюжетно-ролевая игра «Строители» для средней группы

Цель:

  • Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

  • Развитие интереса в игре.

  • Формирование положительных взаимоотношений между детьми чувство активности, ответственности, дружелюбия.

  • Воспитание у детей уважения к труду строителя.

Игровой материал.

  • Машины различных марок;

  • Светофор;

  • бензозаправочная колонка;

  • строительный материал;

  • рули;

  • фуражка;

  • палка милиционера-регулировщика;

  • куклы.

Подготовка к игре.

  • Наблюдения за работой строителей.

  • Беседа о профессии строителя;

  • Показ иллюстраций о разновидностях профессий строителей.



Сюжетно-ролевая игра «Больница» для средней группы

Цель:

  • Закрепить ранее полученные знания о труде врача.

  • Развитие интереса в игре.

  • Формирование положительных взаимоотношений между детьми чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

  • Воспитание у детей уважения к труду врача, медицинской сестры.

Игровой материал:

  • Халат, шапочку врача;

  • Набор инструментов для врача ( инструменты, бинт, вата ит.д.);

  • Ручка, листы бумаги;

  • Куклы.

Подготовка к игре:

  • Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием;

  • Экскурсии в медицинский кабинет;

  • Чтение К. Чуковского «Айболит»

  • Рассказы детей из личного опыта.

Игровые роли.

  • Врач;

  • Медицинская сестра;

  • Пациенты;

  • Шофер;



Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» для средней группы

Цель:


  • Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера.

  • Знакомство с правилами поведения в парикмахерской.

  • Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли.

  • Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

  • Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Игровой материал:


  • Набор для парикмахера;

  • Журналы с иллюстрациями различных причесок и стрижек;

  • Куклы;

Подготовка к игре:


  • Беседа о профессии парикмахера;

  • Наблюдение за работой парикмахера;

  • Просмотр иллюстраций о профессии парикмахера.

  • Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?»

Игровые роли:


  • Парикмахер;

  • Клиенты;

  • Водители.



Сюжетно-ролевая игра «Водители» для средней группы

Цель:

  • Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру;

  • Знакомство с правилами поведения в автобусе.

  • Формирование положительных взаимоотношений между детьми;

  • Умение распределять роли;

  • Развитие интереса в игре;

  • Умение использовать заместители;

  • Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.

Подготовка к игре:

  • Беседа и рассматривание иллюстраций о профессии водителя, кондуктора.

  • Чтение С. Маршака «Автобус номер двадцать пять»

  • Загадки, потешки, стихи.

  • Наблюдение за работой водителя и кондуктора;

  • Рассказы детей из личного опыта.

Игровой материал:

  • Строительный материал;

  • игрушечный автобус;

  • руль;

  • фуражка;

  • палка милиционера-регулировщика;

  • куклы, деньги;

  • билеты;

  • кошельки;

  • сумка.

Игровые роли:

  • Водитель;

  • Кондуктор;

  • Пассажиры.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека» для средней группы

Цель:

  • Знакомство детей с профессией фармацевта

  • Углублять знания о труде работников аптеки;

  • Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре;

  • Развернуть сюжет.

Подготовка к игре:


  • Беседа и рассматривание иллюстраций о профессии фармацевта.

  • Просмотр фото с изображением аптеки.

  • Чтение произведения К. Чуковского «Айболит»

  • Рассказы детей из личного опыта.

Игровой материал:

  • Кассовый аппарат;

  • Рецепты;

  • Пренадлежности для аптеки ( всевозможные баночки, бутылочки, коробки и т.д)

  • Халат, шапочка;

  • Сумки, кошельки.

  • Куклы, коляски.

Игровые роли:

  • Фармацевт;

  • Покупатели;

  • Водители;



«СТРОИТЕЛИ»











Сюжетно-ролевая игра «Семья» для средней группы

Цель:

  • Развивать умения детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания.

  • Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования.

  • Побуждать детей творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых

  • Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).

  • Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям и к друг другу.

Подготовка к игре:

  • Беседа с детьми о семье, о близких родственниках;

  • Дать определение понятия брат, сестра, дядя, тетя ит.д.;

  • Просмотр фото с изображением семьи;

  • Рассказы детей о семье.

  • Наблюдение за трудом взрослого;

  • Дидактическая игра

Игровой материал:

  • Куклы;

  • Игрушки;

  • Коляски;

  • Посуда;

  • Одежда (различная);

Игровые роли:

  • Мама, папа, дети, бабушка и т.д.

  • Водитель;

  • Продавец;

  • Соседи;


© 2010-2022