Конспект урока на тему: Пусть без слов станет песня понятной для всех (4 класс)

Конспект урока на тему: "Пусть без слов станет песня понятной для всех", предназначен для учеников четвёртого класса. Данный урок-путешествие знакомит школьников с песнями и традициями разных стран и народов. Акцентируется внимание та том, что отражением истории, обычаев, характера народа является песня. Песня – это жизнь. Именно она связывает все народы. Обязательно освещаются песни русского народа, культура казаков, многонациональной Кубани. На данном уроке применяются следующие современные об...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

имени Героя России Гвардии майора С.Г. Таранца

муниципального образования Славянский район







Конспект урока-путешествия

в 4 классе



На тему:


«Пусть без слов станет песня понятной для всех»



Подготовила: Кузнецова М.В.

Учитель музыки



Г. Славянск-на-Кубани

2015г.



Тема: «Пусть без слов станет песня понятной для всех» (4 класс)

(песни народов мира)

Цель: Обобщение и систематизация знаний о культуре русского народа, о творческом потенциале и песенном многообразии других национальностей.

Задачи:

  1. Развивать представления о своеобразии культуры русского народа.

  2. Развивать слуховое восприятие через осознание интонаций китайской, латиноамериканской, русской музыки.

  3. Формирование эмоционально-образных представлений.

  4. Развитие певческого навыка.

  5. Развитие познавательного интереса к культуре кубанских казаков.

  6. Воспитание патриотических чувств.

Оборудование и материалы:

Музыкальный центр, карта полушарий. Выставка «Народы мира», карта Краснодарского края с представителями проживающих народностей; куклы, национальная одежда; национальные головные уборы; словарь терминов, презентация.

Ход урока

Эпиграф (на доске) «Пусть без слов станет песня понятна для всех».

На столе глобус.

У: «Словно крыша над землею

Голубые небеса.

А под крышей голубою

Реки, горы и леса,

Океаны, пароходы,

И поляны, и цветы,

Страны все и все народы

И, конечно я и ты

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом,

Под одной голубой

Общей крышей мы живем».

- Ребята, на земном шаре проживает множество народностей и национальностей. Мы все такие разные, у каждого своя культура, обычаи, язык, но мы все дышим одним воздухом, и живем под одним голубым небом.

И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие.

- Отражением истории, обычаев, характера народа является песня. Песня - это жизнь. Как вы думаете, о каком народе идет речь в стихотворении?

«Ты пойди, полети над полями,

Где притихла красавица рожь.

Там подружишься ты с соловьями

И как иволга ты запоешь…»

Д - Речь идет о русском народе.

У - Почему?

Д - Потому, что широкие поля, соловьи, красавица рожь это только в России.

У - А если бы нам предложили написать музыку к этому стихотворению, какая бы она была по характеру?

(Дети разводят руки в стороны).

У - Почему?

Д - Потому, что Россия - это широкие поля, реки, гостеприимная русская душа.

У - Молодцы, правильно. А искусство, обычаи какого народа будут очень похожи на русскую музыку?

Д - Искусство украинцев и белорусов.

У - Почему?

Д - Потому, что раньше они были Восточными славянами, и имели общую культуру.

У - Дальше мы отправляемся в Италию (Крутит глобус).

Какие инструменты были здесь созданы?

Д - Лютня, флейта.

У - Италия - издавна музыкальная страна. Что такое важное для музыки придумали итальянцы?

Д - В Италии была создана нотная запись.

У - Правильно.

Ребята, а как называются итальянские песни и почему?

Д - Баркарола - песня лодочника.

Венеция - город на воде. Главная «профессия» - лодочник. Песня - мягкий, качающийся ритм, лирическая мелодия.

У - Лирическая мелодия. Следующая страна - это Испания, где самые отважные капитаны, мореплаватели открывшие новые страны и континенты. Какие инструменты были созданы в Испании?

Д - Это кастаньеты и гитара.

У - Правильно. А какой известный стиль исполнения песен?

Д - Фламенко (пение цыган).

Учитель оценивает ответы детей.

У - Вслед за Колумбом отправляемся в Америку. Ребята, какие два известных нам музыкальных течений были созданы в Америке.

Д - Это джаз и блюз.

У - А как называется сольная песня негров?

Д - Это блюз, что в переводе означает меланхолия, грусть.

У - Правильно, молодцы.

Следующая остановка - Восток. Арабская музыка - единство музыки и поэзии. Как называются древние певцы-поэты?

Д - Арабские певцы-поэты - это шаиры?

У - И последнее - Япония - это страна восходящего солнца.

(Ученики отличают интонационные особенности японской музыки, танцев).

У - Сейчас в классе прозвучат три музыкальные отрывка. Музыке какого народа они могут принадлежать?

(Японская, латиноамериканская и русская музыка. Ученики слушают, высказываются. Учитель оценивает ответы).

- Сегодня мы с вами путешествовали по странам, определяли песенную особенность народов мира. Какими знаками люди всех национальностей записывают песню?

Д - Слова - буквами, а мелодию - нотами.

У - Правильно. А сможем ли мы понять текст песни, если не знаем языка?

Д - Нет.

У - А спеть мелодию?

Д - Да, смогли бы.

У - Почему?

Д - Потому, что нотная запись у всех одинаковая.

У - А определить характер, настроение песни без слов?

Д - Смогли бы.

У - Поэтому на доске такие красивые слова «Пусть без слов станет песня понятна для всех»

Сегодня мы с вами разучим песню «Дружат дети всей Земли».

(Используется пофразовое разучивание, пластическое интонирование. Содержание песни отражено в рисунках детей. Иллюстрации постепенно вывешиваются на доске. Исполнение песни по рядам).

Следующий этап урока - работа в группах. С самого начала урока ученики разделены на 4 группы.

Задание 1-й группе: «Модельеры» - одеть куклы в соответствующие национальные костюмы.

Задание 2-й группе: распределить карточки с названием песенных стилей по странам.

Задание 3-й группе: распределить национальные музыкальные инструменты по странам.

Задание 4-й группе (театральной): подобрать себе национальные головные уборы и одеть.

(Учитель проверяет работу групп, оценивает, поощряет)

Последнее исполнение разученной песни: (театральная) группа поет куплеты, а весь класс - припев.

У - Ребята, мы путешествовали по всему земному шару.

А где мы живем?

Д - Мы живем на Кубани.

У - Правильно. Посмотрите на карту, какая Кубань - многонациональная. У каждого свои обычаи, культура, история. Даже в нашем городе и школе мы встречаем ребят других национальностей. Мы, в большинстве, являемся потомками кубанских казаков. Давайте исполним песню нашего кубанского композитора В. Кеворкова «Казаки» так, как поют у нас на Кубани (исполнение песни).

У - «Как легко взорвать планету…

Стоит кнопку лишь нажать:

Вот была она - и нету,

Если злобу не сдержать».

Ребята, как вы думаете, сможет ли в одном сердце поместиться злость и любовь к музыке?

Д - Нет.

У - Про какого человека можно сказать «В его сердце живет музыка»?

Д - Про доброго, отзывчивого, понимающего...

У - В заключении я хочу пожелать, чтобы в ваших сердцах музыка была всегда.

А сейчас мы с вами поющие сердца, которые вы нарисовали дома, «подарим» ребятам всего земного шара (ученики помещают свои рисунки на карту полушарий).

Учитель оценивает детей, и они под музыку покидают класс.

6

© 2010-2022