Конспект урока музыки «Изобразительные и выразительные интонации в музыке»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Изобразительные и выразительные интонации в музыке»

Цель: сформировать понятие о музыкальной интонации; научить определять интонации в опере-сказке «Золотой петушок» Н.А.Римского -Корсакова.

Задачи:

Обучающая - знакомство с особенностями звучания музыкальных интонаций;

Развивающая - продолжение развития тембрового слуха, вокально-хоровых навыков, закрепление понятий "интонация", "изобразительные и выразительные интонации";

Воспитывающая - воспитание уважения к русской народной музыкальной культуре, воспитание слушательской и исполнительской культуры.

Ход урока

  1. Организация учащихся на урок

Вход под музыку. Музыкальное приветствие.

  1. Повторение пройденного материала. Исполнение русской народной песни «Ах вы, сени…

У: Что нужно сделать ,чтобы в музыке появились танцевальные интонации? (добавить ритмический рисунок)

Учитель предлагает все «ритмические инструменты» (кубики, деревянные палочки и др) объединяет детей в группы и предлагает исполнить русскую народную песню «Ах вы, сени…» с ритмическим сопровождением.

Каждой группе раздается партитура ритмического рисунка.



  1. Изучение нового материала.

Учитель предлагает совершить путешествие в страну Звукляндию. В город, на улицу Изобразительных и Выразительных интонаций, прибыли гости из оперы-сказки «Золотой петушок», которую написал русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

( Показ портрета композитора, рассказ о композиторе)

У: А сейчас, а сейчас, приглашаю в сказку Вас! ( Иллюстрация с изображением золотого петушка). Звездочет приходит к царю Дадону и приносит в дар золотого петушка.

Конспект урока музыки «Изобразительные и выразительные интонации в музыке»

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».

  • Слушание главных тем из оперы «Золотой петушок»

Анализ прослушанного отрывка:

  • Какие музыкальные портреты нарисовал композитор?

- Тема звездочета содержит в себе и изобразительность - звенит, как колокольчик, и выразительность - мудрость, покой (повторное прослушивание)

  • Какой интонацией показывает композитор образ петушка?

- Основная интонация - призывная, изображающая крик петушка, и в то же время выразительная - спокойствие ( повторное прослушивание

  • Тема царя Дадона характеризует его «величие» - тупое самодовольство (повторное прослушивание)

  • Тема воеводы Полкана - изобразительна: передает речь, Полкан говорит всегда так, как будто ругается (повторное прослушивание)

Далее учитель предлагает послушать новую песню, не называя её, и просит назвать интонации, которые дети услышали.

Слушание песни «Котенок и щенок», муз. Попатенко

Кроме незнакомых интонация, здесь необходимо уделить внимание ритмическому рисунку, который и придает музыке танцевальный характер.

IV Работа над песней

  • Разучивание песни «Котенок и щенок». При разучивании уделить внимание ритму и поучить его в более медленном темпе. Возможно разучивание куплетов в виде игры «Эхо», вторые части куплетов разучиваются с прохлопыванием ритма.

V Итог урока

- Какие новые интонации вам сегодня встретились?

- С какими интонациями вы уже были знакомы?

- В каких музыкальных произведениях вы встречали радостные интонации? Грустные интонации? Решительные?

VI Домашнее задание: нарисуйте сказочных героев, о которых мы сегодня говорили на уроке.





© 2010-2022