- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока музыки «Изобразительные и выразительные интонации в музыке»
Конспект урока музыки «Изобразительные и выразительные интонации в музыке»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дрожжина В.А. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Изобразительные и выразительные интонации в музыке»
Цель: сформировать понятие о музыкальной интонации; научить определять интонации в опере-сказке «Золотой петушок» Н.А.Римского -Корсакова.
Задачи:
Обучающая - знакомство с особенностями звучания музыкальных интонаций;
Развивающая - продолжение развития тембрового слуха, вокально-хоровых навыков, закрепление понятий "интонация", "изобразительные и выразительные интонации";
Воспитывающая - воспитание уважения к русской народной музыкальной культуре, воспитание слушательской и исполнительской культуры.
Ход урока
-
Организация учащихся на урок
Вход под музыку. Музыкальное приветствие.
-
Повторение пройденного материала. Исполнение русской народной песни «Ах вы, сени…
У: Что нужно сделать ,чтобы в музыке появились танцевальные интонации? (добавить ритмический рисунок)
Учитель предлагает все «ритмические инструменты» (кубики, деревянные палочки и др) объединяет детей в группы и предлагает исполнить русскую народную песню «Ах вы, сени…» с ритмическим сопровождением.
Каждой группе раздается партитура ритмического рисунка.
-
Изучение нового материала.
Учитель предлагает совершить путешествие в страну Звукляндию. В город, на улицу Изобразительных и Выразительных интонаций, прибыли гости из оперы-сказки «Золотой петушок», которую написал русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
( Показ портрета композитора, рассказ о композиторе)
У: А сейчас, а сейчас, приглашаю в сказку Вас! ( Иллюстрация с изображением золотого петушка). Звездочет приходит к царю Дадону и приносит в дар золотого петушка.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
-
Слушание главных тем из оперы «Золотой петушок»
Анализ прослушанного отрывка:
-
Какие музыкальные портреты нарисовал композитор?
- Тема звездочета содержит в себе и изобразительность - звенит, как колокольчик, и выразительность - мудрость, покой (повторное прослушивание)
-
Какой интонацией показывает композитор образ петушка?
- Основная интонация - призывная, изображающая крик петушка, и в то же время выразительная - спокойствие ( повторное прослушивание
-
Тема царя Дадона характеризует его «величие» - тупое самодовольство (повторное прослушивание)
-
Тема воеводы Полкана - изобразительна: передает речь, Полкан говорит всегда так, как будто ругается (повторное прослушивание)
Далее учитель предлагает послушать новую песню, не называя её, и просит назвать интонации, которые дети услышали.
Слушание песни «Котенок и щенок», муз. Попатенко
Кроме незнакомых интонация, здесь необходимо уделить внимание ритмическому рисунку, который и придает музыке танцевальный характер.
IV Работа над песней
-
Разучивание песни «Котенок и щенок». При разучивании уделить внимание ритму и поучить его в более медленном темпе. Возможно разучивание куплетов в виде игры «Эхо», вторые части куплетов разучиваются с прохлопыванием ритма.
V Итог урока
- Какие новые интонации вам сегодня встретились?
- С какими интонациями вы уже были знакомы?
- В каких музыкальных произведениях вы встречали радостные интонации? Грустные интонации? Решительные?
VI Домашнее задание: нарисуйте сказочных героев, о которых мы сегодня говорили на уроке.