• Преподавателю
  • Музыка
  • Проект социально психологического сопровождения детей с ОВЗ «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве школы»

Проект социально психологического сопровождения детей с ОВЗ «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве школы»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республиканский конкурс

«Лучший педагогический проект в системе работы с детьми

с ограниченными возможностями здоровья»

Номинация: Проект социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей:

Название проекта: «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве школы»





Царук Жанна Александровна, учитель музыки,

заместитель директора по ВР

Полушина Татьяна Анатольевна , учитель химии

и биологии, заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ» пгт. Войвож









Содержание

1. Название проекта…………………………………………………………………………….3

2. Введение……………………………………………………………………………………...3

3.Описание проекта

3.1. Цели и задачи проекта……………………………………………………………...4

3.2. План и этапы проекта………………………………………………………………5

3.3. Критерии оценки проекта………………………………………………………….9

3.4. Управление ходом проекта……………………………………………………......10

3.5. Ожидаемые результаты по реализации проекта………………………………....19

4. Литература…………………………………………………………………………………..19

5. Приложения…………………………………………………………………………………20










1.Название проекта: «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве школы»

2.Введение:

Актуальность проекта

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.

Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо развивать инклюзивное направление в условии школы, совместно обучать разных детей.

Поэтому одним из актуальных вопросов в МБОУ «СОШ» пгт. Войвож является обеспечение равных возможностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ должны постигать мир, посещать культурные и спортивные мероприятия, как и здоровые дети. Все это мы можем осуществлять с помощью школьного автобуса.

Родители учеников таких детей поддерживают идею проекта, так как видят в этом позитивные стороны обучения, воспитания и общения.

В рамках проекта с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации - их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Таким образом, актуальность избранной темы проекта определяется ее общественной значимостью на современном этапе развития нашей школы.

На момент создания данного проекта: в школе 267 учащихся, из них 9 имеют особые образовательные потребности в различной степени. 5 детей имеют инвалидность, 4 учащихся - ОВЗ по заболеванию, из них 5 детей находится на индивидуальном обучении, остальные дети обучаются вместе с другими детьми.

В процессе работы было выявлено ряд конкретных проблем: задержка в развитии, слабая учебная мотивация, трудность в учебе, нарушение эмоционально-волевой сферы, слабая социализация в образовательном пространстве школы, затрудненная социальная адаптация в классном и школьном коллективе, трудность в общении со сверстниками.

Мы разработали проект по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве школы, включающий систему коррекционных занятий, общение, знакомство с музеем, с праздничной и повседневной жизнью, с работой по профориентационной направлению и взаимодействие с родителями.

В МБОУ «СОШ» пгт. Войвож в обучении детей с ОВЗ используются направления поэтапного систематического обучения, которые состоят из 7 блоков

Предполагаемым продуктом проекта станет модель (система) психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Новизна проекта:

Наша поселок находится в 110 км. от города Сосногорска, а школа является единственной школой поселка Войвож.

Проект «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве школы» - это новая перспектива обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СОШ» пгт. Войвож. Его новизна заключается в выстраивании модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в которую входят следующие позиции:

  • подбор диагностических методик,

  • формирование познавательных компетентностей детей с ОВЗ (учебно-познавательные, ценностно - смысловые, информационные, коммуникативные)

  • активное включение родителей

3. Описание проекта

3.1.Цели и задачи проекта

Цели проекта: разработать типовую модель коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями

Задачи проекта:


  • создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;

  • социально-психологическая поддержка семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

  • обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья необходимым комплексом мероприятий;

  • подбор диагностических методик;

  • разработать систему коррекционно-развивающих упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы, речи, мыслительных операций, развитие сенсорно-моторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • апробировать коррекционно-развивающие упражнения в процессе занятий;

  • проведение массовых мероприятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

  • разработать систему мониторинга уровня психологической адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.2. План и этапы проекта

Проект является долгосрочным, поэтому реализуется в три этапа:

Этапы проекта

Задачи

1-й этап - подготовительный: этап накопления ресурсов и подготовки инновационных изменений (2014 г.)


  • анализ существующего состояния, проблемы

  • планирование реализации основных направлений проекта

  • создание условий реализации проекта

  • подбор мультимедийного обеспечения

  • создание модели взаимодействия педагогов и родителей в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство школы.

  • формирование и деятельность рабочей группы по вопросам работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве школы.

2-й этап - основной этап активных действий по реализации концептуальных идей(2015-2016 гг.)


  • поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами

  • промежуточный мониторинг результатов

  • корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами

  • индивидуальная работа с детьми с коррекцией выявленных проблем

  • взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию их в реализации данного проекта

3-й этап - заключительный (2017 г.)


  • завершение реализации проекта

  • мониторинг результатов

  • анализ результатов

План мероприятий по реализации проекта

Содержание


Сроки

Ответственные

Форма представления результата

Организационно-управленческие аспекты

Уточнение списочного состава обучающихся школы с ОВЗ.

январь, сентябрь

2014г.

Зам. директора по УВР, педагоги, медицинская сестра школы

Списки детей с ОВЗ


Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта.

январь, сентябрь

2014г

координатор проекта

Списки педагогов, входящих в состав рабочей группы

Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта

март

2014г.

директор школы

Приказы, положения, должностные инструкции

Согласование с семьей детей с ОВЗ

январь, сентябрь 2014 г.

координатор проекта

списки

Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации проекта

январь 2014-июнь-2017

директор школы

Методические рекомендации

Проведение семинара «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»

октябрь 2014

администрация школы

информационный семинар

Проведение педагогического совета по теме «Коррекционно - педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве школы»

Апрель 2015

зам. директора по ВР

методические рекомендации


Организация обучения педагогов по работе с детьми с ОВЗ на базе школы

постоянно

зам. директора по УВР

Практические семинары, посещение занятий

«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»

постоянно

зам. директора по ВР

рабочие материалы

Контроль за реализацией проекта

постоянно

координатор проекта

рабочие материалы

Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание доступной среды

постоянно

директор школы

Оборудование кабинетов, помещений школы

Обобщение опыта работы с детьми с ОВЗ

раз в полгода

учителя предметники

материалы по анализу работы

Семинар «Разработка индивидуальной программы сопровождения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

октябрь 2015

зам. директора по ВР

материалы по работе семинара

Научно-методическое сопровождение реализации проекта

Принятие целей и задач реализации проекта по социально-психологическому сопровождению в работе с детьми с ОВЗ и из социализации в школе.

Январь, сентябрь 2014

Администрация школы

План работы


Разработка блоков коррекционно-развивающей работы по успешному социально-психологическому сопровождению детей с ОВЗ на всех этапах обучения

февраль

2014

Координатор проекта, зам. директора по ВР, педагоги

Индивидуальные образовательные программы

Разработка индикаторов и критериев педагогического мониторинга с целью измерения особенностей развития ребенка и формирования индивидуального образовательного маршрута по развитию интегративных качеств и эффективности механизма взаимодействия участников проекта.

2014-2015 год

зам. директора по ВР

Материалы мониторинга


Педагогический совет школы по теме «Реализации проекта социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей»

Май 2015 год

заместитель директора по ВР

Материалы мониторинга, методические рекомендации

5

Качество успеваемости обучающихся за год.

май 2015 год

зам. директора по УВР

Материалы анализа

6

Вовлеченность учащихся во внеурочной деятельности

апрель

2015 год

зам. директора

по ВР

справка

7

Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ

постоянно

Учителя, классные руководители

Групповые и индивидуальные

коррекционно - развивающие

программы

8

Выполнение образовательных программ

май 2015 года

заместитель директора по УВР

Решение педсовета

9

Организация летнего отдыха учащихся

июнь 2015

зам. директора по ВР

материалы занятости учащихся

Психолого-педагогическое сопровождение

1

Проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения:

диагностика мотивации и учебной активности

• диагностика социально-психологической адаптации воспитанников;

• диагностика тревожности;

• исследование состояния процессов общения, развития психологических взаимоотношений, эмоционально-волевой связи между детьми;

• диагностика сформированности учебных навыков

диагностика психологического климата

ежегодно

зам. директора по ВР

Материалы анализа, рабочие материалы

2.

Медицинское обследование

ежегодно

Медсестра школы, родители детей с ОВЗ

Диагностические заключения

Деятельность учителей предметников

Индивидуальное планирование работы всеми участниками проекта

В течение всего проекта

зам. директора по УВР

Индивидуальные планы

Проведение диагностики микроклимата школы, уровня развития интегративных качеств

в течение проекта

зам. директора по ВР

Диагностические таблицы


Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по образовательным областям

В течение всего проекта

зам. директора по УВР

Рабочие материалы


Проведение и посещение открытых уроков, мастер - классов, внеурочных занятий.

В течение всего проекта

зам. директора по УВР и ВР

Конспекты уроков, занятий

Организация и проведение мероприятий по воспитанию толерантного сознания

постоянно

зам. директора по ВР

Сценарии


Методический анализ результатов и хода осуществления проекта

март-апрель 2017

зам. директора по УВР

Самоанализ, анализ реализации проекта

Промежуточные результаты проекта.

В результате реализации проекта у детей с ОВЗ повысился уровень учебной мотивации, развивается эмоционально-волевая сфера, формируется самостоятельность и активность, формируется уважительное отношение друг к другу.

Наблюдается незначительная динамика детей с ОВЗ в развитии психических процессов

в развитии коммуникативных качеств:

31% детей показывают положительную динамику в развитии способности к регуляции поведения и общения во взаимодействии с другими людьми;

24% научились устанавливать межличностные взаимоотношения, владеть коммуникативными способами в общении, стремление к сотрудничеству;

26% повысилась способность слушать собеседника, контролировать процесс общения.

Как показывают наблюдения, активное участие детей в мероприятиях, соревнованиях положительно влияет на многие факторы в их развитии, помогают всесторонне развивать ребенка. Благодаря занятиям по блокам у детей с ОВЗ формируется опыт социальных навыков поведения. Ребята стали чувствовать себя психологически комфортнее в кругу

сверстников, возросло преобладание позитивного настроения в классе, школе, формируется активная социально-психологическая позиция.

В 2014 г. 2 учащихся поступили в средне-специальные училища г. Ухты.

У учителей, работающих с детьми ОВЗ, повысилась активность и педагогическая компетентность, наблюдается сплоченность педагогического коллектива.

Родители детей с ОВЗ отмечают преимущества инклюзивного образования, так как считают, что дети лучше подготовлены к условиям реальной жизни, лучше осознают и признают свои слабые и сильные стороны.

Родители удовлетворены качеством оказываемых в учреждении образовательных и

коррекционно-развивающих услуг,

По результатам социологического опроса большая половина родителей нормативно развивающихся детей к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся положительно, и считают, что их дети положительно относятся к детям с

ограниченными возможностями здоровья.

3.3. Критерии оценки проекта


  • наличие системы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса

  • участие педагогов и специалистов сопровождения в консультациях, тематических педагогических советах, семинарах, круглых столах, мастер-классах по реализации социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ

  • овладение образовательной программой детей с ОВЗ

  • доля вовлечения детей с ОВЗ во внеурочную деятельность(кружки, секции)

  • доля вовлеченности детей с ОВЗ в систему школьных мероприятий

  • критерии измерения развития индивидуальных достижений детей с ОВЗ(динамика развития учащихся)

  • родительская активность в жизни школы, а так же в оценке образовательных условий и принятия решений

  • благоприятный психологический климат образовательного пространства школы.

3.4.Управление ходом проекта

Тема проекта

«Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве школы»

Разработчики проекта

1. Руководители разработки: Царук Жанна Александровна - учитель музыки, заместитель директора по ВР, Полушина Татьяна Анатольевна, учитель химии и биологии, заместитель директора по УВР

2. Рабочая группа: Самодуров Ю.П., Воробьева Е.В. учителя физической культуры, Дуркин Валерий Юрьевич учитель ИЗО, Карпова Антонина Николаевна, учитель начальных классов

Целевая группа проекта

Дети школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, педагоги, медицинская сестра, родители.

Срок действия

2014-2017 гг.

Международные акты, регламентирующие образование детей с ОВЗ

  • Всеобщая декларация прав человека(1948)(Ст.26 утверждает право всех на образование)

  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960)

  • Конвенция о техническом и профессиональном образовании (80-е гг. XX в.)

  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979)

  • Конвенция о правах ребенка (1989) (Ст. 23 закрепляет право ребенка -инвалида на образование и достойную жизнь в обществе)

  • Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971)

  • Декларация о правах инвалидов (1975)

  • Саламанская декларация (1994)(впервые появилось понятие «Инклюзия», отказ от коррекционных школ)

  • Дакарский план действий (2000)

  • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)

  • Конвенция ООН о правах инвалидов (принята ООН в 2006 г., ратифицирована Россией в 2012 г.) (Ст. 24 Образование)

Продукт проекта

Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Содержание деятельности: направления

1 блок - психологическая поддержка и сопровождение в процессе реализации проекта детей ОВЗ

2 блок - СМГ(специальная медицинская группа)

3 блок - Музыкотерапия

4 блок - Арттерапия

5 блок - социокультурная деятельность, реализуемая на базе музея

6 блок - профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка детей с ОВЗ

7 блок - работа с родителями

Риски

  • Несоответствие материально-технической базы для осуществления более индивидуализированной работы с детьми.

  • Недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных образовательных программ.

  • Отсутствие сетевого взаимодействия

Содержание и формы работы

Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание комплексной помощи, коррекцию недостатков психофизического развития, социальную адаптацию учащихся.

1 блок - Психологическая поддержка и сопровождение в процессе реализации проекта детей ОВЗ

Одной из основных задач социально-психологической службы школы является оказание лицам с ОВЗ и их родителям (законным представителям) комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Целью психологического сопровождения детей с ОВЗ является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Для реализации этой цели необходимо выполнение основных задач психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ:

  • создание системы психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период их школьной адаптации;

  • выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

  • диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;

  • определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;

  • разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;

  • создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.

  • психолого-педагогическая и социальная реабилитация детей с ОВЗ и социально-психологическая поддержка их семей;

  • расширение сферы самостоятельности ребенка, под которой понимается преодоление им обособленности за счёт снятия комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять знания и навыки для решения повседневных задач.

Этапы психологического сопровождения детей с ОВЗ.


  • выявление детей, нуждающихся в помощи (сбор информации о ребенке, изучение медицинской карты, заключения ПМПК);

  • составление индивидуальных коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся;

  • знакомство педагогов и специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильными сторонами личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;

  • взаимодействие с учителями, специалистами, социальным педагогом по сопровождению обучающихся с ОВЗ;

  • контроль за динамикой психического развития и эффективности коррекционной помощи;

  • работа с родителями по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми;

  • консультирование родителей по их запросам;

  • просветительская работа по вопросам психофизиологических особенностей детей с ОВЗ, особенностей коррекционно-развивающей работы с ними, поиску рациональных путей социальной адаптации, участию семьи в реализации индивидуальной психолого- педагогической программе сопровождения.

2 блок - СМГ (специальная медицинская группа)

Цель: Коррекционно-развивающая работа с опорой на здоровьесберегающие технологии

Основные задачи физического воспитания учащихся СМГ

1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию

организма.

2. Улучшение показателей физического развития.

3. Освоение жизненно важных двигательных умений и навыков.

4. Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок.

5. Закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма.

6. Воспитание волевых качеств, интереса и привычки к самостоятельным занятиям

физкультурой:

  • обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок;

  • овладение комплексами упражнений, благоприятно влияющими на состояние организма учащегося, с учетом его заболевания.

Комплектование специальных медицинских групп

Основным критерием для включения учащегося в СМГ является установление диагноза с обязательным указанием степени нарушения функций организма. При комплектовании таких групп школьный врач и учитель физкультуры должны также знать уровень их подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. Для проверки допустимо использовать только те упражнения, которые не противопоказаны ребенку при его заболевании.

Общую выносливость учащегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с самочувствием. Результатом является пройденное расстояние.

Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц ног можно проводить при прыжке в длину с места. Итог - максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.

Сила мышц рук и плечевого пояса оценивается с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа. Засчитывается число выполненных упражнений.

Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния одного метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.

Прыжки через скакалку тоже помогают судить о координации, ловкости и быстроте реакции, еще они определяют скоростную выносливость и силу мышц ног. Засчитывается число прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.

Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество сделанных упражнений до момента отказа испытуемого.

Формирование СМГ к предстоящему учебному году проводится в апреле-мае. Наполняемость групп - не менее 10 человек.

Основной формой физического воспитания являются занятия, которые проходят дважды в неделю по 45 минут или три раза по полчаса. Посещение их учениками обязательно.

Школьные уроки должны обязательно дополняться системой домашних занятий, проведением спортивно-массовых мероприятий и физкультминутками на других дисциплинах.

3 блок - Музыкотерапия

(коррекционно-развивающие технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья)

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека

Музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; усиливает внимание к чувствам, повышает музыкальную компетентность

Содержание деятельности: направления:

1.Развитие основных мыслительных операций

2. Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития

3. Развитие различных видов мышления

развитие словесно-логического мышления;

развитие наглядно-образного мышления

4. Развитие речи, овладение техникой

5.Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Методы и приемы:

  • Вокально-тренировочные упражнения

  • Артикулярная гимнастика

  • Музыкальные физминутки

  • Пальчиковая гимнастика

  • Музыкотерапия

  • Логоритмические модели (вариант двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр)

  • Психогимнастика (тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию)

  • Игровые песни

  • Релаксационные техники;

  • Сюжетно-ролевые и др. игры;

  • Зарисовывание музыкальных впечатлений

Результатом участия детей с ОВЗ по музыкотерапии должно стать оздоровление, комплексное развитие личности, развитие креативности, снятие стресса, тревожности, межличностных конфликтов, продуктивное общение в условиях психотерапии.

4 блок - Арттерапия

В работе с детьми с ОВЗ арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология

Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:

  • у детей формируются навыки наблюдения, представления о предметах и явлениях окружающего мира;

  • развиваются зрительная и двигательная память;

  • совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

  • на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира дети с ОВЗ создают в рисунке новые произведения;

  • дети учатся запечатлевать представления о предмете и способе его изображения;

  • у детей совершенствуются все мыслительные операции в процессе наглядно-практической деятельности

Проводимая работа имеет положительные результаты для развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. На коррекционных занятиях с использованием арттерапии ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса.

5 блок - Социокультурная деятельность, реализуемая на базе школьных музеев

Музей как учреждение культуры обладает особым потенциалом в области социокультурной адаптации детей с ОВЗ

Известно и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.

Что же остается учителю в такой ситуации, где с одной стороны учитель обязан применять новые методы работы, соответствующие государственным стандартам, а с другой стороны возможности развития универсальных учебных действий у детей с ОВЗ сильно ограничены. Здесь, то на помощь и приходить школьный музей и его пространство, так как именно в нем можно отрабатывать нужные навыки.

Музей школы состоит из двух основных экспозиций: «История школы» и этнографическая экспозиция «Быт и история коми земли».

В музейной практике нашей школы есть особый раздел - работа с детьми с ОВЗ. Работа с такими детьми включает в себя направления:

  • Экскурсия. Экскурсия является простым и эффективным способом развернуть перед слушателем панораму событий, явлений, художественных стилей в сжатые сроки дать высококачественную информацию об экспонатах. Экскурсия в пространстве школьного музея совсем не ограничивает учащихся не по времени пребывания в музее, так как из его можно выйти в любой момент и переключить свое внимание на другой вид деятельности, и не заставляет посетителей школьного музея только слушать, а привлекает его поучаствовать в ходе самой экскурсии. После экскурсии руководитель музея проводит закрепляющее занятия, в ходе которого дети вспоминают увиденное в музее, обмениваются впечатлениями, используя новые слова и понятия. Эти занятия проходят в виде беседы, игры, викторины, загадок, кроссвордов, рисования.

  • «Музейный час» - тематические занятия. Цель занятий состоит в том, чтобы социально реабилитировать детей с ОВЗ, способствовать оздоровлению психики «особых» детей, расширять кругозор, приобщать их к миру культурных ценностей, а также воспитывать личность через восприятие исторических фактов, этнографических знаний.

Выводы: Нужна ли музейная педагогика для детей с ОВЗ и каково ее влияние на данную категорию учеников. Сделать однозначные и категоричные выводы пока сложно. Музейное дело для педагогического коллектива пока слишком ново, а значит, для учеников также является делом новым и не изведанным, но говорить о том, что оно не дает результатов, также было бы не верно.

Работа в музее помогает устанавливать коммуникацию между собой и предметами страны, воспринимая их уже не как простое описание в учебниках по истории и литературе, а имея возможность посмотреть, потрогать, поработать с этим экспонатами, а в неторных случаях повторить, т.е. сделать своими руками по образу и подобию.

И пусть подобная работа в музейном пространстве, кажется некой игрой, убеждены, что со временем поможет нашим ученикам адаптироваться к социальной среде, и определить наиболее важные для каждого из них культурно-ценностные ориентиры.

6 блок - Профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка детей с ОВЗ

Важнейшей составляющей социализации любого человека является возможность реализовать свой потенциал, который будет востребован обществом, через профессиональную деятельность.

Круг профессий для детей с ОВЗ не большой, поэтому первостепенной задачей школы считается:

  • проведение информационной, диагностической, консультативной профориентационной работы с детьми и родителями;

  • информирование о возможности получения детям с ОВЗ профессий на различных уровнях;

  • ознакомление со специализированными средними специальными учебными заведениями.

В работе по профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовке детей с ОВР необходимо:

1. Педагогам и родителям обратить внимание на способности ребенка;

заинтересовать родителей, дать установку на профессиональное развитие ребенка в этом направлении

2. Изучить способности, возможности ребенка и требования к профессии, определить соответствующее место конкретного ребенка в предполагаемой профессии.

3. Разработать индивидуальный план профессионального развития ребенка

4. Реализация намеченного плана.

7 блок - Работа с родителями детей с ОВЗ

Одним из важных направлений в работе учителя с детьми с ОВЗ является взаимодействие с родителями детей с ОВЗ и с родителями «здоровых» детей.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей контакт которых с окружающим миром сужен, именно семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ накладывает отпечаток на всю жизнь семьи.

Согласно исследованиям, выявлены основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ.

Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

Гиперопека: часто чрезмерная опека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ в школе.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили и подготовили блок мероприятий имеющую общую цель: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели поставлен ряд задач:

научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

сформировать адекватную самооценку.

Этапы психолого-педагогической работа с родителями детей с ОВЗ.

Этап работы

Суть этапа

Результат этапа

Первичная диагностика ребёнка и его семьи

Первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия

Создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе и семье

Более глубокое знакомство специалиста с родителями

Налаживание тесного контакта.

Ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй.

Составление программы индивидуального сопровождения для каждого ребёнка

Изучение карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов каждого ребенка

Определение индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка

Составление плана работы

Непосредственная работа с родителями

Формы работы с родителями детей с ОВЗ и с родителями «здоровых» детей.

Формы работы

Результат

Беседы

Коллективные и индивидуальные

Создание доверительных отношений, осознание искренности в желании помочь

Консультации

Коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные

Информирование родителей об этапах психологического развития ребёнка, организация предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.

Собрания

Родительские собрания

Выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников

Тренинги

Приобретение навыков решения конфликтных ситуаций с ребёнком, обучение эффективному взаимодействию с ним, решение некоторых личностных проблем, осознание и оптимизация своей родительской позиции

«Круглый стол» или «педагогическая гостиная»

Возможность родителей детей с ОВЗ и родителей "здоровых" детей встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки».

Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей

Родители учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему

Совместные мероприятия

Праздники, конкурсы, развлечения

Объединение с совместном творчестве детей и родителей, развитие коллективизма, радости победы, чувства сопереживания.

Результат такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Механизм реализации проекта в МБОУ «СОШ» пгт.Войвож

1. Организационно-управленческое обеспечение:

  • создание рабочей группы по разработке проекта «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве школы»

  • создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья;

  • формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;

  • создание информационных стендов по организации развития детей с ОВЗ в школе;

2. Научно-методическое обеспечение:

  • организация консультативной помощи учителям, классным руководителям по разработке и внедрению специальных образовательных программ воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ.

  • мониторинг хода реализации проекта (проведение исследований среди детей, родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки проекта) ;

  • проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов;

  • разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам образования детей с ОВЗ;

  • совершенствование научно-методической базы в школе по реализации программы образования детей с ОВЗ;

3. Психолого-педагогическое обеспечение:

  • организация работы оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся с ОВЗ и их родителям;

  • разработка методических рекомендаций по взаимодействию школы и семьи ребёнка с ОВЗ;

  • организация в школе постоянно действующих круглых столов, индивидуальных консультаций для педагогов и родителей по проблемным вопросам;

  • организация и проведение мониторинга по проблемам коррекционно - педагогической работы с детьми с ОВЗ в школе;

  • подготовка и публикация на сайте школы материалов по вопросам коррекционно - педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство школы.

4. Взаимодействие с родительской общественностью:

  • организация и проведение родительских собраний с участием специалистов ПМПк по вопросам образования детей с ОВЗ;

  • организация и проведение круглых столов по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах коррекционно - педагогической работы с детьми с ОВЗ;

  • уроки права для родителей;

  • организация и проведение в школе различных конкурсов среди воспитанников и их родителей ;

  • родительские мастер-классы (обмен опытом) по адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы.

5. С учащимися школы:

  • внедрение проектов по воспитанию дружеского отношения обучающихся к детям с ОВЗ

  • организация и проведение в школе различных совместных мероприятий среди воспитанников.

3.5. Ожидаемые результаты по реализации проекта

  • повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей.

  • накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • создание модели взаимодействия педагогов и родителей в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство школы

  • повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ

  • успешное интегративное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, в социум.

Список литературы:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  2. Болонина В.В., Дугинова Е.А., Еремина И.А. (сост.) Развитие творческих способностей детей с ОВЗ

  3. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер.- М.: просвещение, 1993.-324с.

  4. Зварыгина Ю. В. Из опыта работы по обучению учащихся с ОВЗ «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ раннего школьного возраста в условиях ФГОС 2 поколения» URL: study.ip-63.ru/tecuchiepisma/336-programma-konferenczii-i-doklady.html (дата обращения - 21.11.2012)

  5. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям - инвалидам. // Дефектология. - 1996. - №1. - С. 83-85.

  6. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ: основные положения» // Альманах Института коррекционной педагогики. Выпуск 13. - М., 2009.

  7. Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

  8. Онучин Н. А. Дыхательная гимнастика для детей. М. : АСТ; СПб. : Сова, 2005.

  9. Панова И.Г. Психологическая поддержка семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ: детско-родительская игра "Школа понимания" // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009-2010 уч.год. URL: festival.1september.ru/articles/579154/ (дата обращения - 21.11.2012)

  10. Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной - М., 1995.

  11. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования - М.: Изд-во «Аркти», 2005.

  12. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой. - М.: Центр «Школьная книга», 2008.

  13. Сысоева И. М. Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ. - Новосибирск: Интернет - ресурсы.

  14. Уварова Н.А. Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей: Методические рекомендации. Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД "Дворец молодежи", 2005.


Приложения

Приложение № 1

Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»

Приводим текст опросника (10 вопросов) и инструкцию к нему. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки должны записать те ответы, которые им подходят.

Инструкция:

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому Вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

  1. Мне в школе нравится.

  2. Мне в школе не очень нравится.

  3. Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

  1. С хорошим настроением.

  2. Бывает по-разному.

  3. Чаще хочется остаться дома.

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

  1. Пошел бы в школу.

  2. Не знаю.

  3. Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

  1. Мне не нравится, когда отменяют уроки.

  2. Бывает по-разному.

  3. Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

  1. Я хотел бы, чтобы домашние задания были.

  2. Не знаю, затрудняюсь ответить.

  3. Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

  1. Нет, не хотел бы.

  2. Не знаю.

  3. Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

  1. Рассказываю часто.

  2. Рассказываю редко.

  3. Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

  1. Мне нравится наш классный руководитель.

  2. Не знаю, затрудняюсь ответить.

  3. Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

  1. У меня много друзей в классе.

  2. У меня мало друзей в классе.

  3. У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

  1. Мне нравятся мои одноклассники.

  2. Мне не очень нравятся мои одноклассники.

  3. Мне не нравятся мои одноклассники.

Обработка результатов

Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.

Количественный анализ

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

  1. ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

  2. нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

  3. ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.

5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3-й уровень. 15-19 баллов (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами). Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.

2-й уровень.10-14 баллов (низкая школьная мотивация). Подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

1-й уровень. Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Приложение № 2

Методика исследования мотивации учения у первоклассников

(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: стимульный материал к методике.

Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком

№1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Выборы

Мотивы, №

1

2

3

4

5

6

I выбор


II выбор


III выбор


Контрольный

выбор


Внешний мотив - 0 баллов;

учебный мотив - 5 баллов;

позиционный мотив - 3 балла;

социальный мотив - 4 балла;

отметка - 2 балла;

игровой мотив - 1 балл;

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

Приложение № 3


Анкета №1
для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья

/заполняется классным руководителем, обрабатывается педагогом-психологом/

Фамилия, Имя, Отчество _______________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________________
Дата заполнения _______________________________________________________________

1. Успешность выполнения школьных заданий:

5 баллов - правильное, безошибочное выполнение заданий;
4 балла - небольшие помарки, единичные ошибки;
3 балла - редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой;
2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий;
1 балл - плохое усвоение материала по всем предметам.

Кол-во баллов:_______________________

2. Степень усилий, необходимых учащемуся для выполнения заданий:

5 баллов - учащийся работает легко, свободно, без напряжения;
4 балла - выполнение заданий не вызывает у учащегося особых трудностей;
3 балла - иногда учащийся работает легко, в другое время проявляет упрямство; выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения;
2 балла - выполнение заданий осуществляется с сильным напряжением;
1 балл - учащийся отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

Кол-во баллов:________________________

3. Самостоятельность при выполнении школьных заданий:

5 баллов - учащийся всегда самостоятельно справляется с заданиями;
4 балла - работает самостоятельно, иногда обращается к помощи взрослого;
3 балла - иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью;
2 балла - предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание самостоятельно;
1 балл - для выполнения школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

Кол-во баллов:________________________

4. Эмоциональное отношение к школе:

5 баллов - учащийся приходит в школу с хорошим настроением, улыбается, смеется.
4 балла - учащийся спокоен, деловит, нет проявлений пониженного настроения;
3 балла - иногда учащийся приходит в школу с плохим настроением;
2 балла - у учащегося случается проявление негативных эмоций (тревожность, огорчение, иногда страх), обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
1 балл - преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

Кол-во баллов:________________________

5. Взаимоотношения со сверстниками:

5 баллов - ребенок общительный, инициативный, имеет много друзей;
4 балла - ребенок не проявляет инициативу общения самостоятельно, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети;
3 балла - сфера общения ребенка ограничена, общается только с некоторыми детьми;
2 балла - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт;
1 балл - ребенок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям: ссорится, дразнится, дерется.

Кол-во баллов:________________________

6. Отношение к учителю:

5 баллов - ребенок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно обща-ется с ним;
4 балла - дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, тревожится, если делает что-то не так; в случае необходимости ребенок может обратиться к учителю за помощью.
3 балла - старается выполнить все требования учителя, но за помощью обращается к одноклассникам.
2 балла - выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным для него;
1 балл - избегает контакта с учителем, при общении с ним испытывает робость или отрицательные эмоции.

Кол-во баллов:________________________


Общее кол-во баллов:_______________

Классный руководитель: /______Ф.И.О.________


Интерпретация результатов:

1 уровень (ВЫСОКИЙ) - 26-30 баллов;
2 уровень (ВЫШЕ СРЕДНЕГО) - 18-25 баллов;
3 уровень (СРЕДНИЙ)- 12-17 баллов;
4 уровень (НИЖЕ СРЕДНЕГО) - 6-11 баллов;
5 уровень (НИЗКИЙ) - 1-5 баллов;

Вывод об уровне социально-психологической адаптации:_______________________________

Приложение № 4

Анкета №2

для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса /заполняется родителями/

Фамилия, Имя, Отчество _______________________________________________________
Возраст_________________________Дата заполнения _______________________________

1. Часто ли Ваш ребёнок рассказывает дома о школе? Что именно?

2. Какие чувства преобладают в его рассказе?
а) положительные
б) отрицательные
в) когда-как
г) не знаю

3. С каким настроением Ваш ребёнок идёт в школу?
а) с радостью
б) с неохотой
в) по-разному
г) не знаю

4. Комфортно ли Вашему ребёнку в классе?
а) да
б) он чувствует себя плохо
в) когда-как
г) не знаю

5. (Если ребёнок чувствует себя плохо): Почему плохо (когда-как)?
а) неуверенность в знаниях
б) плохая оценка
в) агрессия других детей
г) (Ваш ответ)_______________________________________________________________

6. Устает ли Ваш ребёнок в школе?
а) да
б) нет
в) не замечаю

7. Какие изменения произошли в Вашем ребёнке?
а) положительные
б) отрицательные
в) положительные и отрицательные

8. Оказала ли школа влияние на эти изменения?
а) да
б) нет

9. Есть ли у Вашего ребёнка среди одноклассников друзья?
а) да, есть один друг
б) да, есть много друзей
в) нет, у моего ребёнка нет друзей

10. Какие ещё дополнительные занятия нужны Вашему ребёнку в школе?
(нужное подчеркнуть)
А)нужны: по предметам, кружки, ЛФК, Иностранный язык, психолог, психотерапевт, массаж, другое
Б) Не нужны

11. Посоветовали бы Вы знакомым отдать ребёнка в нашу школу? Почему?
а) Да
б) Нет

11. Что запомнилось ребёнку из школьной жизни?

12. Что запомнилось Вам из школьной жизни?

Приложение № 5

Анкета по изучению развития ребенка

Дата обследования___________________________

Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________________

Дата рождения: год__________________ месяц________________________________________

Школа __________________________________ класс__________________________________

При наполнении анкеты, пожалуйста, выполните следующие инструкции: нимательно прочитайте каждый из предложенных вопросов и подчеркните то, что считаете нужным, по возможности допиши те недостающие сведения.

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

1. Год рождения: мать ______________________________ отец_________________________

2.ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:

мать - высшее, среднее - специальное, ПТУ, среднее;

отец - высшее, среднее-специальное, ПТУ, среднее.

3. В МОМЕНТ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

мать работает (профессия) __________________ не работает

отец работает (профессия) ___________________ не работает

4. БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ: отдельная квартира - общая квартира. Ребенок имеет отдельную комнату - не имеет.

5.СОСТАВ СЕМЬИ: (проживающие вместе) _________________________________________

6. ИМЕЛ ЛИ МЕСТО РАСПАД СЕМЬИ ( да, нет), когда ребенку было ___________ лет, когда поя вился отчим, мачеха______________________________________________________

7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ: хорошие - холодные - напряженные - частые конфликты - ссоры.

8. УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ: иногда - несколько раз в неделю;

с резким изменением поведения (отец, мать).

9.СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РОДИТЕЛЕЙ:

мать - здорова, отец - здоров; наличие хронических заболеваний:

мать ________________________________________________________________________

отец ________________________________________________________________________

10. НАЛИЧИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В СЕМЬЕ

родственников с тяжелым характером, а также лиц, которым очень трудно давалась учеба в школе:

со стороны матери________________________________________________________________

со стороны отца__________________________________________________________________

СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

11. КАКИМ ПО СЧЕТУ РОДИЛСЯ_________________________________________________

12. ТЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ: нормальное, тошнота, рвоты (до какого месяца_____________) белок в моче, повышение давления, судороги, обмороки (на каком месяце ) лежала на сохранении ( сколько времени ___________) травмы физические, нервные потрясения, переживания (какие) _____________________________________________

Инфекции: простудные заболевания: краснуха, корь, другие инфекционные заболевания. Резус в крови у матери (+ -), отца (+ -), ребенка (+ -), меры по поводу резус-конфликт______________________________________________________________________

13.РОДЫ: нормальные - преждевременные - переношенные - быстрые - «штурмовые» (1-2 часа от начала болей) - затяжные (больше суток от начала болей). Какого рода помощь оказывалась во время родов: уколы, кислород, стимуляция, наркоз, наложение щипцов, вакуум, другие виды помощи______________________________________________________

14.ВЕС ПРИ РОЖДЕНИИ________________________

15. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ: ребенок родился с кожными покровами нормального цвета - красным - синим - белым; закричал сразу - не дышал некоторое время - его хлопали опускали в ванночку - ему делали уколы - на коже лица и головы была опухоль или кровоподтек; врачи, говорили о родовой травме, асфиксии, слабости ребенка.

Приложен к груди на _____________ день. Сосал хорошо - слабо.

Была желтуха новорожденных - не было желтухи. Был в первые недели и месяцы нормальным - очень вялым - очень беспокойным.

16. ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ: вывих бедра - порок сердца, косоглазие - парез (слабость ручки, ножки).

17.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ:

а) моторное развитие: головку держал с______ месяцев, сидел с _______________месяцев, стоял с ______месяцев, ходил с _______месяцев__________лет;

б) речь: отдельные слова до одного года - после года; фразы до полутора лет_________________ до двух лет___________после двух с половиной лет. Особенности речи в детстве: нормальная заикание - картавость - шепелявость - косноязычие (до какого возраста_____________________).

18. ЗАБОЛЕВАНИЯ ДО ОДНОГО ГОДА (сколько раз):

грипп_________________ простудные (ОРЗ) __________ангина_________________________

воспаление среднего уха (отит) ______ воспаление легких _________________ диспепсия _______ложный круп____________ травмы головы _________________ судороги__________

19.ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОСЛЕ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ РЕБЕНКА

(в каком возрасте, легко - тяжело - с осложнениями)

Рахит _______________________ диатез__________ простудные заболевания _____________

воспаление легких___________________ воспаление среднего уха (отит)__________________ дизентерия ______________ гастрит_______ язва воспаление желчного пузыря (холецистит) _____желтуха _______________ воспаление мочевого пузыря (цистит) ___________ воспаление почек________

Инфекционные заболевания: корь ________ краснуха_________ скарлатина _________свинка ______________ветряная оспа_________ хронический тонзиллит _______________ туберкулез __________

Операции по поводу: аппендицита_______ хронического тонзиллита ___________ другие____________________________________________

Общий наркоз (в связи с чем) ____________________________________________________

20. СОСТОЯЛ НА УЧЕТЕ У ВРАЧА:

инфекциониста - туберкулезника - окулиста - отоларинголога (ушного) - ревматолога - психоневролога - логопеда.

21. ГДЕ ВОСПИТЫВАЛСЯ ОБСЛЕДУЕМЫЙ РЕБЕНОК:

а) до трех лет: в семье - в однодневных яслях - в круглосуточных яслях - в доме ребенка;

б) до школы: в семье - в однодневном саду - в круглосуточном детском саду.

Перед поступлением в школу ребенок умел:

читать, писать, считать знал буквы.

В школе посещал группу продленного дня ________________не посещал.

22.ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ( для подростков).

У девочек: в каком возрасте начали формироваться грудные железы _________________________ в каком возрасте появилось оволосение подмышечной области, лобка__________ в каком возрасте появилась первая менструация _______были ли перерывы в менструальном цикле более одного месяца (да - нет).

Как протекает менструация (боли, нарушения настроения, обильно, длительно).

У мальчиков: в каком возрасте стал ломаться голос; появилось оволосение подмышечной

области ___________________ лобка ______________________ лица_____________

возраст появления поллюций (семяизвержения) ______________________________________

23. АППЕТИТ: нормальный, повышенный, пониженный, избирательный.

24.СОН: засыпает быстро; засыпает не сразу; спит спокойно, спит чутко, беспокойно; бывают ночные страхи, страшные сны, ходит во сне, говорит во сне; просыпается легко, просыпается с трудом; нуждается в дневном сне.

25. НАСТРОЕНИЕ: преобладает хорошее - преобладает пониженное - ровное, преобладания не отмечается; настроение устойчивое - неустойчивое, легко меняется от незначительных причин.

26. ПОВЕДЕНИЕ: ровное, спокойное - неровное. бывает вспыльчивым, капризным; при раздражении теряет самоконтроль, кричит, топает ногами, может нагрубить, ударить; после обиды успокаивается быстро - долго не может успокоиться.

27. УТОМЛЯЕТСЯ часто - утомляется редко. Утомляется от физических нагрузок - от общения - при умственных нагрузках.

При утомлении: нарушается внимание, появляется головная боль, снижается аппетит, нарушается сон, появляется раздражительность, физическая вялость.

28. ЧАСТЫЕ ЖАЛОБЫ:

головные боли - головокружение - повышенная потливость - плохо переносит жару - плохо переносит езду в транспорте - повышенная обидчивость - плаксивость - капризность - заикание -тики - лишние, навязчивые движения - склонность к страхам - кусает ногти - мочится (днем, ночью) - тошноты - боли в суставах - боли в животе - обмороки - другие жалобы (кроме перечисленных) ___________________________________________________

В настоящий момент: плохое зрение - слабый слух - недостатки в произношении отдельных звуков - плохая координация движений, неловкий - слишком маленький рост - чрезмерная полнота.

29. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ:

1) Общителен и активен в общении, сам выбирает друзей - в дружбе пассивен, общается с теми, кто к нему обращается; мало общителен, избегает общения.

2) Застенчив и робок, не смущается со знакомыми - раскован и смел в любой обстановке.

3) Задирист, драчлив, первый не задирается, но может за себя постоять, избегает ссор, труслив.

4) Ласков, не любит выражать свои чувства, холодный, неласковый.

5) Болтливый, охотно разговаривает, молчаливый.

6) Чрезмерно подвижен, быстр, двигательная активность умеренная, мало подвижен; движения ловкие, движения неловкие.

7) Спокойный, легко волнуется, быстро раздражается, теряет контроль над поведением, «нервный».

8) Собранный, внимательный, рассеянный, невнимательный, внимателен только при интересном занятии.

9) Самолюбив, склонен к борьбе за первенство, самолюбие не выражено.

10) Имеет любимое занятие (какое именно)_____________________________________

всем любит заниматься понемногу, самостоятельно не может найти себе занятия.

11) Находчив, догадлив, с трудом находит ответ.

12) Легко принимает решение сам, может его отстоять, склонен к сомнениям, охотно принимает советы окружающих.

13) Обостренное чувство ответственности с оттенком тревожности, ответственен, добросовестен, недостаточно ответственен.

14) Доброжелателен, справедлив, завистлив, мстителен.

15) Память хорошая, память плохая, забывчив.

16) Учится отлично, хорошо, удовлетворительно, с трудом, самостоятельно, нуждается в помощи; охотно-неохотно.

Итоговые оценки по основным предметам:

русский язык _______математика____________ чтение (литература) __________ Русский язык является родным - не родным языком.

30. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ:

1) Кто преимущественно занимается воспитанием ребенка______________________________

2) Ваши принципы воспитания: строгое воспитание, требование безусловного выполнения просьб, решений старших, мягкое воспитание, уговоры, исполнение желаний ребенка.

3) Наказывался ли ребенок, как часто________________________________________________

4) Как ребенок проводит свободное время:___________________________________________

один, с товарищами, с родителями.

5) Дополнительные нагрузки у ребенка______________________________________________

31. ЖАЛОБЫ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ__________________________________________

32. ВАШ РЕБЕНОК ПРАВША - ЛЕВША - ОБЕИМИ РУКАМИ ВЛАДЕЕТ В ОДИНАКОВОЙ СТЕПЕНИ.

С какого возраста проявилось левшество и в каких действиях____________________

Проводилось ли переучивание на действия правой рукой (да - нет); каким образом:

насильственно - незаметно; в каком возрасте______________________________________ отразилось ли это на здоровье - поведении - обучении; как именно ___________________

участились жалобы (какие)_____________________________________________________________ ___________

Как ребенок воспринимает свое левшество: довольно спокойно - сильно переживает.

Отмечаются ли у ребенка при рисовании и письме перевернутые в обратную сторону фигуры, буквы (да - нет; часто - редко).

Наличие левшества среди ближайших и отдаленных родственников: да - нет; кто именно ________________________________________________________________________

Оказывается ли леворукому ребенку помощь: со стороны родителей - со стороны учителя; какая __________________________________________________________________

29


© 2010-2022