- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа Хоровое пение
Рабочая программа Хоровое пение
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Квашнина М.П. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Комитет по образованию, культуре, спорту и делам молодёжи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Камышловского городского округа
Согласовано.
Зам.директора по УВР
_______________
«__»__________2015г.
Хоровой класс
(рабочая программа для учащихся 1-7 классов)
Составитель: Квашнина М. П.
Учитель музыки высшей квалификационной категории
Город Камышлов
2014
Пояснительная записка
В общеобразовательной школе хоровой класс введён как предмет в рамках дополнительного образования. Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством.
Задача руководителя хорового класса, привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в коллективном музыцировании, учитывая, что хоровое пение - наиболее доступный вид этой деятельности.
На занятиях учащиеся разучивают произведения на слух, так как в общеобразовательной школе нет предмета сольфеджио. Однако пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков: дыханием, звуковедением, дикцией, ансамблем, строем.
Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и отдельных его частей.
За учебный год может быть разучено при обучении 1 часа в неделю 2-4 произведения.
Занятие хорового класса проходит в музыкальном кабинете, в актовом зале проходят репетиции хора.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: школьные концерты, городские мероприятия и конкурсы.
Учёт успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний песен. При оценке учащихся также учитывается его участие в выступлениях хорового коллектива.
Рабочая программа «Хор» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. На основе программы «Хоровой класс» для инструментальных и хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств под редакцией А. Снитко для портала hor.by (2010 год), МОСКВА - 1988г. Авторский колектив: В. С. Попов;Л. В. Тихеева;М. Р. Иодко;П. В. Халабузарь
Данная программа может быть использована в студиях и кружках при дворцах и домах культуры детей и молодежи, общеобразовательных школах и других учреждениях с учетом специфики их работы.
А также составлена с учетом документов:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования. Москва, 2004.
3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
-
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
-
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
6. Концепция профильного обучения на ступени среднего общего образования.
7.Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».
9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. №1312».
10.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №1089».
11.Программа развития МАОУ СОШ №1 КГО на 2013-2018 г.
12Образовательная программа МАОУ СОШ №1 КГО 2012-2016г.г.
13.Основная образовательная программа ООО МАОУ СОШ №1 КГО.
Цель программы - приобщить учащихся к хоровому искусству через развитие певческих навыков, дать возможность учащимся получить основы вокального искусства и музыкального образования, способствовать формированию устойчивого интереса к пению и музыкально-творческой деятельности.
Задачи программы:
- развивать у учащихся общий культурный и музыкальный уровень;
- развивать и совершенствовать певческие навыки у учащихся: навыки певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, точного интонирования, артикуляции, ансамбля и хорового строя; развивать слуховые навыки, навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания;
- воспитывать художественно-эстетический вкус.
Требования к результату:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Формирование представлений
Знать:
- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях,
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
- знать о ценностном отношении к музыке как к культурному наследию народа (П).
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами (К).
- знать необходимые сведения о хоровом искусстве;
- уметь исполнять вокальные произведения с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция, правильное интонирование);
Деятельность во взаимодействии
Уметь:
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать дисциплину на сцене ;
- правильно взаимодействовать с хористами.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах музыкальной творческой деятельности.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей (К)
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (Р);
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К);
- формулировать собственное мнение и позицию (К)
- петь в хоре
- выступать перед публикой, зрителями
Самостоятельная деятельность в социуме
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
Применять полученные сведения о многообразии хорового искусства; уметь петь.
(К).
- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в пении
Ожидаемые результаты:
- приобретение опыта гармоничного восприятия прекрасного через приобщение к хоровой деятельности как одному из видов искусства.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Воспитательные результаты первого уровня:
- составление памятки посетителя концерта;
- составление правил для певцов-исполнителей
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Воспитательные результаты второго уровня:
- подготовка фотоматериалов;
- создание сценических костюмов;
- подготовка афиши концерта;
- создание программы концерта;
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Воспитательные результаты третьего уровня (отражённые в портфолио ученика):
- написание сочинений в любой форме (эссе, рецензия, стихотворение, песня и др.) на тему «Как я участвовал в школьном концерте»;
- создание рекламного ролика о предстоящем концерте.
Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:
- участие в школьных и городских концертах.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности:
В качестве диагностического материала может использоваться создание учащимся своего портфолио, в которое он включит и материалы о своём участии в кружке как одном из личностных достижений.
Методы работы на занятиях: демонстрационный, игровой, словесный, метод наблюдений, метод упражнений. Программа предполагает проведение занятий хором в специально оборудованном музыкальном классе с ТСО, отвечающим современным условиям учебно-воспитательного процесса (компьютер, музыкальный центр, фортепиано, микрофоны), а также актовым залом, также оборудованным музыкально-звуковой аппаратурой.
Занятия строятся по вокальной методике:
-
Разогрев вокального аппарата:
- несколько дыхательных упражнений;
- небольшие попевки в пределах квинты с закрытым ртом или на гласный ( метод распевания учит готовить голосовой аппарат к пению и обеспечивает здоровье голоса).
2. Работа над правильным вокальным формированием звука:
- пение на одной ноте различных слогов;
- небольшие попевки с использованием различных слогов с перенесением их на различную высоту(данный метод позволяет приучать учащихся к культуре пения, развивает диапазон певца, что способствует расширению изучаемого репертуара)
3. Исполнение вокального произведения (исполнение песни учит детей ориентироваться на сцене, позволяет создавать различные музыкально-сценические образы, развивает исполнительские способности).
Содержание разделов программы
Певческая установка и дыхание: Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Совершенствование навыков «цепного» дыхания: на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведений целиком на «цепном» дыхании.
Звуковедение и дикция: Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах P и PP.
Ансамбль и строй:Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.
Работа над формированием исполнительских навыков: Анализ словесного текста и его содержания. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и пр.).Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный и быстрый); замедление в конце произведения; замедление и ускорение в середине произведения; различные виды фермат. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. Сознательное отношение ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения.
Учебное планирование для учащихся 3 Б, 4 Б классов
(1 час в неделю -34ч. в год)
№,
Тема
Содержание
Практика
часы
«Певческая установка и дыхание» 9 часов
1
Певческая установка
Закрепление навыков положение корпуса, головы. Пение сидя и стоя.
1
2
Дыхание и легато
Задержка дыхания перед началом пения, сохранение активного дыхание на протяжении длинных фраз
1
3
Дыхание и стаккато
Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато).
1
4
Дыхание и выразительность
Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения
1
5
Дыхание и выразительность
Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения
1
6
«Цепное» дыхание
Совершенствование навыков «цепного» дыхания на длинных фразах
1
7
«Цепное» дыхание
Совершенствование навыков «цепного» дыхания на фразах, не имеющих пауз
1
8,9
Генеральная репетиция и концерт
Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура
2
«Звуковедение и дикция» 12 часов
10
Свобода голосообразования
Естественный, свободный звук без крика и напряжения Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка.
1
11
Атака звука
Мягкая атака звука Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка.
1
12
Гласные звуки в пении
Округление гласных
1
13
Гласные звуки в низком регистре
Способы их формирования в различных регистрах ( грудное звучание)
1
14
Гласные звуки в высоком регистре
Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание)
1
15
Пение легато и нон легато
Освоение плавного и отрывистого пения
1
16
Нюанс в пении mF, F P, mP
Освоение не громкого и не очень тихого пения
1
17
Дикция
Выработка навыка активного и четкого произношения согласных.
1
18
Дикция
Выработка навыка активного и четкого произношения согласных.
1
19
Дикция и темп
Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах
1
20,21
Генеральная репетиция и концерт
Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура
2
«Ансамбль и строй» 6 часов
22
Активный унисон
Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада
1
23
Активный унисон
Соблюдение динамической ровности при произнесении текста
1
24
Ритм и темп
Ритмическая устойчивость в более быстрых и в медленных темпах
1
25
Сложный ритмический рисунок
Ритмическая устойчивость с более сложным ритмическим рисунком (пунктирный ритм)
1
26,27
Генеральная репетиция и концерт
Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура
2
«Исполнительские навыки» 8 часов
28
Музыкальная фраза
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания
1
29
Дирижёрский жест Форте, пиано
Сознательное отношение ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения
1
30
Дирижёрский жест. Крещендо Диминуэндо
Сознательное отношение ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения
1
31
Дирижёрский жест и темп
Понимание жеста дирижёра - сопоставление двух темпов (медленный и быстрый)
1
32
Дирижёрский жест и темп
Понимание жеста дирижёра - замедление в конце произведения
1
33
Генеральная репетиция
Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура
1
34
Концертная деятельность
Показ вокально-хоровых навыков
1
Итого
34ч
Учебное планирование для учащихся 5Б, 6Б, 7Б, 7В классов
(1 час в неделю -35ч. в год)
№,
Тема
Содержание
Практика
часы
«Певческая установка и дыхание» 9 часов
1
Певческая установка
Закрепление навыков положение корпуса, головы. Пение сидя и стоя.
1
2
Дыхание и легато
Задержка дыхания перед началом пения, сохранение активного дыхание на протяжении длинных фраз
1
3
Дыхание и стаккато
Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато).
1
4
Дыхание и выразительность
Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения
1
5
Дыхание и выразительность
Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения
1
6
«Цепное» дыхание
Совершенствование навыков «цепного» дыхания на длинных фразах
1
7
«Цепное» дыхание
Совершенствование навыков «цепного» дыхания на фразах, не имеющих пауз
1
8,9
Генеральная репетиция и концерт
Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура
2
«Звуковедение и дикция» 12 часов
10
Свобода голосообразования
Естественный, свободный звук без крика и напряжения Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка.
1
11
Атака звука
Мягкая атака звука Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка.
1
12
Гласные звуки в пении
Округление гласных
1
13
Гласные звуки в низком регистре
Способы их формирования в различных регистрах ( грудное звучание)
1
14
Гласные звуки в высоком регистре
Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание)
1
15
Пение легато и нон легато
Освоение плавного и отрывистого пения
1
16
Нюанс в пении mF, F P, mP
Освоение не громкого и не очень тихого пения
1
17
Дикция
Выработка навыка активного и четкого произношения согласных.
1
18
Дикция
Выработка навыка активного и четкого произношения согласных.
1
19
Дикция и темп
Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах
1
20, 21
Генеральная репетиция и концерт
Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура
2
«Ансамбль и строй» 6 часов
22
Активный унисон
Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада
1
23
Активный унисон
Соблюдение динамической ровности при произнесении текста
1
24
Ритм и темп
Ритмическая устойчивость в более быстрых и в медленных темпах
1
25
Сложный ритмический рисунок
Ритмическая устойчивость с более сложным ритмическим рисунком (пунктирный ритм)
1
26,27
Генеральная репетиция и концерт
Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура
2
«Исполнительские навыки» 8 часов
28
Музыкальная фраза
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания
1
29
Дирижёрский жест Форте, пиано
Сознательное отношение ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения
1
30
Дирижёрский жест. Крещендо Диминуэндо
Сознательное отношение ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения
1
31
Дирижёрский жест и темп
Понимание жеста дирижёра - сопоставление двух темпов (медленный и быстрый)
1
32
Дирижёрский жест и темп
Понимание жеста дирижёра - замедление в конце произведения
1
33
Генеральная репетиция
Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура
1
34 -35
Концертная деятельность
Показ вокально-хоровых навыков
2
Итого
35ч