Рабочая программа Хоровое пение

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Комитет по образованию, культуре, спорту и делам молодёжи

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Камышловского городского округа





Согласовано.

Зам.директора по УВР

_______________

«__»__________2015г.






Хоровой класс

(рабочая программа для учащихся 1-7 классов)



Составитель: Квашнина М. П.

Учитель музыки высшей квалификационной категории













Город Камышлов

2014

Пояснительная записка

В общеобразовательной школе хоровой класс введён как предмет в рамках дополнительного образования. Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством.

Задача руководителя хорового класса, привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в коллективном музыцировании, учитывая, что хоровое пение - наиболее доступный вид этой деятельности.

На занятиях учащиеся разучивают произведения на слух, так как в общеобразовательной школе нет предмета сольфеджио. Однако пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков: дыханием, звуковедением, дикцией, ансамблем, строем.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и отдельных его частей.

За учебный год может быть разучено при обучении 1 часа в неделю 2-4 произведения.

Занятие хорового класса проходит в музыкальном кабинете, в актовом зале проходят репетиции хора.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: школьные концерты, городские мероприятия и конкурсы.

Учёт успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний песен. При оценке учащихся также учитывается его участие в выступлениях хорового коллектива.

Рабочая программа «Хор» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. На основе программы «Хоровой класс» для инструментальных и хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств под редакцией А. Снитко для портала hor.by (2010 год), МОСКВА - 1988г. Авторский колектив: В. С. Попов;Л. В. Тихеева;М. Р. Иодко;П. В. Халабузарь

Данная программа может быть использована в студиях и кружках при дворцах и домах культуры детей и молодежи, общеобразовательных школах и других учреждениях с учетом специфики их работы.

А также составлена с учетом документов:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования. Москва, 2004.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;

  1. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);

  2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

6. Концепция профильного обучения на ступени среднего общего образования.

7.Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».

9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. №1312».

10.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №1089».

11.Программа развития МАОУ СОШ №1 КГО на 2013-2018 г.

12Образовательная программа МАОУ СОШ №1 КГО 2012-2016г.г.

13.Основная образовательная программа ООО МАОУ СОШ №1 КГО.

Цель программы - приобщить учащихся к хоровому искусству через развитие певческих навыков, дать возможность учащимся получить основы вокального искусства и музыкального образования, способствовать формированию устойчивого интереса к пению и музыкально-творческой деятельности.

Задачи программы:

- развивать у учащихся общий культурный и музыкальный уровень;

- развивать и совершенствовать певческие навыки у учащихся: навыки певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, точного интонирования, артикуляции, ансамбля и хорового строя; развивать слуховые навыки, навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания;

- воспитывать художественно-эстетический вкус.


Требования к результату:


Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование представлений

Знать:

- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях,

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к музыке как к культурному наследию народа (П).

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами (К).

- знать необходимые сведения о хоровом искусстве;

- уметь исполнять вокальные произведения с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция, правильное интонирование);


Деятельность во взаимодействии

Уметь:

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать дисциплину на сцене ;

- правильно взаимодействовать с хористами.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах музыкальной творческой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей (К)

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (Р);

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К);

- формулировать собственное мнение и позицию (К)

- петь в хоре

- выступать перед публикой, зрителями

Самостоятельная деятельность в социуме

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Применять полученные сведения о многообразии хорового искусства; уметь петь.

(К).

- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект

-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в пении

Ожидаемые результаты:

- приобретение опыта гармоничного восприятия прекрасного через приобщение к хоровой деятельности как одному из видов искусства.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Воспитательные результаты первого уровня:

- составление памятки посетителя концерта;

- составление правил для певцов-исполнителей

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Воспитательные результаты второго уровня:

- подготовка фотоматериалов;

- создание сценических костюмов;

- подготовка афиши концерта;

- создание программы концерта;

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Воспитательные результаты третьего уровня (отражённые в портфолио ученика):

- написание сочинений в любой форме (эссе, рецензия, стихотворение, песня и др.) на тему «Как я участвовал в школьном концерте»;

- создание рекламного ролика о предстоящем концерте.

Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:

- участие в школьных и городских концертах.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности:

В качестве диагностического материала может использоваться создание учащимся своего портфолио, в которое он включит и материалы о своём участии в кружке как одном из личностных достижений.

Методы работы на занятиях: демонстрационный, игровой, словесный, метод наблюдений, метод упражнений. Программа предполагает проведение занятий хором в специально оборудованном музыкальном классе с ТСО, отвечающим современным условиям учебно-воспитательного процесса (компьютер, музыкальный центр, фортепиано, микрофоны), а также актовым залом, также оборудованным музыкально-звуковой аппаратурой.

Занятия строятся по вокальной методике:

  1. Разогрев вокального аппарата:

- несколько дыхательных упражнений;

- небольшие попевки в пределах квинты с закрытым ртом или на гласный ( метод распевания учит готовить голосовой аппарат к пению и обеспечивает здоровье голоса).

2. Работа над правильным вокальным формированием звука:

- пение на одной ноте различных слогов;

- небольшие попевки с использованием различных слогов с перенесением их на различную высоту(данный метод позволяет приучать учащихся к культуре пения, развивает диапазон певца, что способствует расширению изучаемого репертуара)

3. Исполнение вокального произведения (исполнение песни учит детей ориентироваться на сцене, позволяет создавать различные музыкально-сценические образы, развивает исполнительские способности).

Содержание разделов программы

Певческая установка и дыхание: Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Совершенствование навыков «цепного» дыхания: на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведений целиком на «цепном» дыхании.

Звуковедение и дикция: Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах P и PP.

Ансамбль и строй:Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.

Работа над формированием исполнительских навыков: Анализ словесного текста и его содержания. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и пр.).Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный и быстрый); замедление в конце произведения; замедление и ускорение в середине произведения; различные виды фермат. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. Сознательное отношение ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения.










Учебное планирование для учащихся 3 Б, 4 Б классов

(1 час в неделю -34ч. в год)

№,

Тема

Содержание

Практика

часы

«Певческая установка и дыхание» 9 часов

1

Певческая установка

Закрепление навыков положение корпуса, головы. Пение сидя и стоя.

1

2

Дыхание и легато

Задержка дыхания перед началом пения, сохранение активного дыхание на протяжении длинных фраз

1

3

Дыхание и стаккато

Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато).

1

4

Дыхание и выразительность

Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения

1

5

Дыхание и выразительность

Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения

1

6

«Цепное» дыхание

Совершенствование навыков «цепного» дыхания на длинных фразах

1

7

«Цепное» дыхание

Совершенствование навыков «цепного» дыхания на фразах, не имеющих пауз

1

8,9

Генеральная репетиция и концерт

Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура

2

«Звуковедение и дикция» 12 часов

10

Свобода голосообразования

Естественный, свободный звук без крика и напряжения Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка.

1

11

Атака звука

Мягкая атака звука Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка.

1

12

Гласные звуки в пении

Округление гласных

1

13

Гласные звуки в низком регистре

Способы их формирования в различных регистрах ( грудное звучание)

1

14

Гласные звуки в высоком регистре

Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание)

1

15

Пение легато и нон легато

Освоение плавного и отрывистого пения

1

16

Нюанс в пении mF, F P, mP

Освоение не громкого и не очень тихого пения

1

17

Дикция

Выработка навыка активного и четкого произношения согласных.

1

18

Дикция

Выработка навыка активного и четкого произношения согласных.

1

19

Дикция и темп

Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах

1

20,21

Генеральная репетиция и концерт

Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура

2

«Ансамбль и строй» 6 часов

22

Активный унисон

Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада

1

23

Активный унисон

Соблюдение динамической ровности при произнесении текста

1

24

Ритм и темп

Ритмическая устойчивость в более быстрых и в медленных темпах

1

25

Сложный ритмический рисунок

Ритмическая устойчивость с более сложным ритмическим рисунком (пунктирный ритм)

1

26,27

Генеральная репетиция и концерт

Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура

2

«Исполнительские навыки» 8 часов

28

Музыкальная фраза

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания

1

29

Дирижёрский жест Форте, пиано

Сознательное отношение ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения

1

30

Дирижёрский жест. Крещендо Диминуэндо

Сознательное отношение ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения

1

31

Дирижёрский жест и темп

Понимание жеста дирижёра - сопоставление двух темпов (медленный и быстрый)

1

32

Дирижёрский жест и темп

Понимание жеста дирижёра - замедление в конце произведения

1

33

Генеральная репетиция

Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура

1

34

Концертная деятельность

Показ вокально-хоровых навыков

1

Итого

34ч








Учебное планирование для учащихся 5Б, 6Б, 7Б, 7В классов

(1 час в неделю -35ч. в год)

№,

Тема

Содержание

Практика

часы

«Певческая установка и дыхание» 9 часов

1

Певческая установка

Закрепление навыков положение корпуса, головы. Пение сидя и стоя.

1

2

Дыхание и легато

Задержка дыхания перед началом пения, сохранение активного дыхание на протяжении длинных фраз

1

3

Дыхание и стаккато

Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато).

1

4

Дыхание и выразительность

Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения

1

5

Дыхание и выразительность

Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения

1

6

«Цепное» дыхание

Совершенствование навыков «цепного» дыхания на длинных фразах

1

7

«Цепное» дыхание

Совершенствование навыков «цепного» дыхания на фразах, не имеющих пауз

1

8,9

Генеральная репетиция и концерт

Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура

2

«Звуковедение и дикция» 12 часов

10

Свобода голосообразования

Естественный, свободный звук без крика и напряжения Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка.

1

11

Атака звука

Мягкая атака звука Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка.

1

12

Гласные звуки в пении

Округление гласных

1

13

Гласные звуки в низком регистре

Способы их формирования в различных регистрах ( грудное звучание)

1

14

Гласные звуки в высоком регистре

Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание)

1

15

Пение легато и нон легато

Освоение плавного и отрывистого пения

1

16

Нюанс в пении mF, F P, mP

Освоение не громкого и не очень тихого пения

1

17

Дикция

Выработка навыка активного и четкого произношения согласных.

1

18

Дикция

Выработка навыка активного и четкого произношения согласных.

1

19

Дикция и темп

Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах

1

20, 21

Генеральная репетиция и концерт

Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура

2

«Ансамбль и строй» 6 часов

22

Активный унисон

Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада

1

23

Активный унисон

Соблюдение динамической ровности при произнесении текста

1

24

Ритм и темп

Ритмическая устойчивость в более быстрых и в медленных темпах

1

25

Сложный ритмический рисунок

Ритмическая устойчивость с более сложным ритмическим рисунком (пунктирный ритм)

1

26,27

Генеральная репетиция и концерт

Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура

2

«Исполнительские навыки» 8 часов

28

Музыкальная фраза

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания

1

29

Дирижёрский жест Форте, пиано

Сознательное отношение ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения

1

30

Дирижёрский жест. Крещендо Диминуэндо

Сознательное отношение ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения

1

31

Дирижёрский жест и темп

Понимание жеста дирижёра - сопоставление двух темпов (медленный и быстрый)

1

32

Дирижёрский жест и темп

Понимание жеста дирижёра - замедление в конце произведения

1

33

Генеральная репетиция

Показ вокально-хоровых навыков, пение с музыкальным сопровождением, сценическая культура

1

34 -35

Концертная деятельность

Показ вокально-хоровых навыков

2

Итого

35ч



© 2010-2022