Программа ОДО по музыке

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа ОДО по музыкеПрограмма ОДО по музыкеПрограмма ОДО по музыкеПрограмма ОДО по музыкеПрограмма ОДО по музыке


В настоящее время ценность дополнительного образования в школе значительно возросла. Все больше родителей стремятся дать детям «хорошее образование». Для того чтобы быть образованным сейчас, недостаточно просто хороших знаний в рамках Госстандарта. Для того, чтобы быть конкурентоспособным необходимо владение как минимум двумя иностранными языками, компьютером, основами делового общения и этикета и многим другим.

Что же такое дополнительное образование?

Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. Школьное образование все дети получают примерно в одинаковом объеме, определяемом государственным образовательным стандартом.

Дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно. В школе дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы, организует свободное время. Дополнительное образование помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

Программы дополнительного образования в школе компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового образования, обеспечивают детям доступ к тем культурным ценностям, которые, с одной стороны, не представлены в школьных программах, а с другой стороны, дают возможность приобрести конкретный практический опыт.

Углубление, проверка и развитие полученных в школе знаний, но уже не формальное, а с востребованием творческого начала в каждом учащемся, осуществляется при этом в системе дополнительного образования как вариативное продолжение школы. Классно-урочная форма учебно-воспитательного процесса уступает здесь место занятиям в разнопрофильной системе.

Широкие возможности дополнительного образования, как органической составляющей образования базового, позволяют создать условия для индивидуализации образования, сохранения вариативного компонента. Это, в свою очередь, поможет поддерживать более тесные контакты с родителями, создать действительную альтернативу "анархизму улицы", разрушающему личность и здоровье детей, организовать досуг детей как культурно организованную совместную жизнь детей и взрослых.
В программе дополнительного образования максимально учтены запросы социума, а также необходимость развития информационной культуры учащихся. Значительно больше внимания уделено заботе о здоровье учащихся - программа усилена спортивными секциями. Образовательная подготовка усилена занятиями по иностранному языку, информатике и информационным технологиям.

Современная педагогика характеризует термином "дополнительное образование" всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Сейчас дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

  • художественно-эстетическое;

  • научно-техническое;

  • спортивно-техническое;

  • эколого-биологическое;

  • физкультурно-оздоровительное;

  • туристско-краеведческое;

  • военно-патриотическое;

  • социально-педагогическое;

  • культурологическое;

  • экономико-правовое.

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.

Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой - создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого - основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основным. Это очень трудно! Трудно, в первую очередь, школьным учителям, которые стараются учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности (что важно для создания целостного образовательного пространства), но при этом действуют зачастую назидательно, выстраивая и эту работу по классно-урочному принципу. Изменить же способ осуществления дополнительного образования оказывается не всегда им под силу. Но это и неудивительно. Этому надо учить! И пока в педвузах, институтах усовершенствования учителей к этому только готовятся, необходимо создавать совместные методобъединения школьных учителей и педагогов дополнительного образования. Такой опыт накоплен, к примеру, в учебно-воспитательных комплексах; он может быть полезен и учителям-предметникам, и классным руководителям, и педагогам-организаторам, и школьным психологам.



"В каждом деле нужно знать историю его развития"

М.Горький.



"Когда человек поет сам для себя, он испытывает чисто физическое удовольствие."

С.Кузина.


"Без музыки жизнь была бы ошибкой."

Фридрих Ницше.

Давайте поговорим о направлении художественно-эстетического цикла дополнительного образования в школе, а именно об одном его составляющем, как вокал, исполнительство.

Петь, мы, люди начали раньше чем говорить. Причиной этому послужило разделение мира на самцов и самок, у которых влечение к процессу размножения было сильнее тяги к знаниям и развитию интеллектуальных способностей. Ч.Дарвин был убежден, что привычка издавать музыкальные звуки родились впервые как средство ухаживания и ассоциировалось с ожиданием самых сильнейших наслаждений: любви, соперничества, победы.

Предлагая дать ребёнку возможность получить начальное музыкальное образование, вполне возможно, что многие родители сомневаются в целесообразности музыкальной карьеры для своего ребёнка, полагая, что музыка не относится к числу наиболее востребованных профессий. Здесь можно рассеять сомнения: во-первых, исключительные таланты всегда востребованы, и сегодня не менее чем раньше; во-вторых, профессии музыкального журналиста, редактора, музыкального менеджера или звукорежиссёра, также как и многие другие профессии, связанные с искусством, требуют хотя бы начального музыкального образования.

Главное же состоит в том, что пользу от занятий музыкой ребёнок почувствуете независимо от его профессионального выбора. Музыкальная психология убедительно доказала, что музыкальные занятия улучшают взаимодействие мозговых полушарий, делая процесс мышления более интенсивным - дети, занимающиеся музыкой, лучше успевают по всем предметам. Кроме того, музыкальные занятия прекрасно дисциплинируют, обостряют внимание, не говоря уже о том, что музыка как всякое интеллектуальное увлечение, отвращает от всевозможных опасностей подросткового возраста.

Несомненна польза музыкальных занятий и их стимулирующая роль в развитии детского интеллекта и эмоционального восприятия: не случайно многие крупные фирмы предпочитают брать на работу людей с музыкальным образованием. В некоторых странах, как например, в Японии, высшие государственные чиновники должны иметь музыкальную подготовку.

Музыкальное воспитание - это процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества, область эстетического воспитания. Система музыкального воспитания основывается на комплексе методов общей и специальной музыкальной педагогики, направленных на развитие способностей к восприятию музыки. Основными формами приобщения детей и подростков к музыке являются - знакомство с музыкальной литературой (слушание музыки), участие в различных формах исполнительства (например, хоровое пение, музыкальные игры). Хоровое пение, как форма приобщения детей и подростков к музыке, играет большую роль в воспитании музыкального вкуса, исполнительской и слушательской культуры учащихся.

Система дополнительного образования призвана помочь общеобразовательной школе расширить музыкальные познания учащихся, научить их исполнять и слушать музыку. Одной из задач комплексной образовательной программы является воспитание эстетического вкуса, музыкально-художественной культуры учащихся.

Я, как учитель музыки школы №1, занимаюсь дополнительным образованием по направлению художественно-эстетического цикла - кружок вокального творчества «До-Ми-Соль-Ка», где дети разного возраста 1-11 класс. Для работы, мной была разработана программа дополнительного образования по музыке.

В программе дополнительного образования максимально необходимо учитывать запросы социума, а также необходимость развития информационной культуры учащихся.

Программа дополнительного образования по музыке.

Актуальность программы.

Современный россиянин - это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога.

Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

В школе традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво и правильно петь.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться передавать своим голосом внутреннее эмоциональное состояние и переживания разработана программа, направленная на духовное развитие обучающихся.

Новизна программы.

В школе создана вокальная студия «До-МИ-Соль-КА», в которой занимаются учащиеся 1-11 классов в возрасте от 7 до 16 лет. Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности и умения.

В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков.

Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков и уменийобучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Программа отличается тем, что:

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп ;

-программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы;

- содержание программы «До-Ми-Соль-Ка» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.

Практическое назначение программы:

Программа - это обобщенный многолетний опыт по воспитанию вокалистов из числа одаренных учащихся школы № 1 г. Россоши Воронежской области, которым можно поделиться.

При создании вокальной студии «До-Ми-Соль-Ка» в МКОУ СОШ № 1данная программа особенно необходима. Реализация содержания программы ориентирована на применение наиболее эффективных методов и приемов формирования голоса и голосового аппарата.

В условиях вокальной студии МКОУ СОШ № 1 занимаются учащие 1-11 классов. Это дает возможность каждому из них удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности и умения, радовать школьный социум и окружение школы своими способностями, получить оценку и общественное признание в школе, в городе, округе, в России. Увлеченные любимым делом школьники высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.

Цель программы -

Через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице славянского вокально-песенного искусства. Воспитание в учащихся музыкальной культуры, как части духовной культуры. Через «ключевые» знания (через эмоциональность, осмысленность, «деятельно - практическую» работу.)

Задачи:

Музыкально - образовательные, художественно - исполнительские.

1.Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;

2.Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;

3.Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения, Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;

4.Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

5.Развитие эмоционально - нравственного отношения к музыке.

6.Развитие деятельно - практического отношения к музыке.

7.Развитие осознанного отношения к музыке и музыкальному искусству.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии.

Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно исполнять? Как показать школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить и я при разработке данной программы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Принципы педагогического процесса:

- принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности;

- Принцип связи музыки с жизнью;

- Принцип единства и целостности;

- Принцип научности;

- Принцип увлеченности;

- Принцип активности, сознательности, самостоятельности;

- Принцип доступности;

- Принцип оптимизации процесса музыкального обучения;

- Принцип прочности.

Педагогическая целесообразность программы:

Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Активные формы восприятия музыки и их особенности на занятияхс учащимися.

1. Слушание и художественно - педагогический анализ произведений

1. Особенности восприятия - слушания музыкального произведения школьниками;

2. Методика проведения слушания музыки.

Компоненты музыкального восприятия

1. Эмоциональная отзывчивость на музыку;

2. Музыкальный слух;

3. Мыслительная деятельность;

4. Память;

5; Способность к сотворчеству входить и воображать.

Важное условие СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ ВНИМАНИЯ, ИНТЕРЕС.

Этапы формирования восприятия произведения:

1. Знакомство с произведением ( вступительное слово учителя, " ЖИВОЕ " исполнение или слушание музыки в грамзаписи );

2. Его анализ ( восприятие отдельных эпизодов, концентрация внимания учащихся на выразительных средствах, сравнение произведения с другими, уже известными );

3. Восприятие произведения на более высоком уровне, то есть на основе полученного опыта;

4. Восприятие произведения на последующих уроках, сравнение его с новыми.

2. Хоровое пение. Последовательность разучивания песни.

Главное требованию к певческому репертуару - его высокая художественность, доступность для исполнения учащихся.

1. Перед разучиванием песни он анализирует ее, учитывая певческие возможности учащихся их интересы, выявляет трудности и определяет пути их преодоления.

2. Разучиванию песни предшествует ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО учителя или БЕСЕДА с учащимися.

3. ПОКАЗ произведения, он непременно должен быть выразительным. Если показывается два варианта, дети могут их сравнить.

4. После прослушивания песни учитель спрашивает понравилась ли она ребятам. В ходе последующей беседы определяется характер песни, наиболее яркие выразительные средства, которые использовал композитор для создания музыкального образа.

Некоторые приемы дифференцированного обучения пению.

1. Периодическое прослушивание учащихся для проверки состояния певческих голосов, динамики их развития;

2. Индивидуальные задания детям, не умеющих сосредоточиться;

3. Работа с гудошниками:

а. Проверить музыкально-слуховые и голосовые данные;

б. Начать петь с учетом примарной зоны, для развития координации между слухом и голосом.

4. Сажать гудошников с детьми чисто интонируемыми.


3. Музыкально - ритмические движения

Музыкально-ритмические движения.

Последовательность приемов работы над муз. - ритм. движениями.

1. Двигательные упражнения на начальном этапе.

2. Приемы формирования звуковысотного слуха в музыкально - ритмических движениях.

3. Приемы активизации ритмического чувства.

4. Приемы формирования представлений о темпе, агогике в музыкально - ритмических движениях.

5. Приемы формирования представлений о способе звуковедения в музыкально - ритмических движениях.

6. Приемы формирования представлений о музыкальном синтаксисе в музыкально - ритмических движениях.


4. Инструментальное музицирование.

Цель и задачи инструментальной деятельности.

- Один из видов коллективной исполнительской деятельности детей.

Этот вид связан с решением следующих задач:

1. Стимулировать исполнительскую деятельность детей на занятиях, во внеклассной работе, в свободное время (на праздниках, в семье, в часы отдыха);

2. Способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов;

3. Воспитать интерес к игре в оркестре; различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания;

4. Активизировать развитие музыкальных способностей: ладовое чувство, чувство ритма, музыкальной формы, тембровый, гармонический, мелодический слух;

5. Способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.

Игра особенно полезна для ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса, кроме того, для всех это - хорошая подготовка к освоению более сложных инструментов.

В результате занятий школьники должны:

1. Знать название инструментов и правила их хранения;

2. Уметь различать на слух тембры и осознать их выразительную сущность;

3. Овладеть способами и приемами игры на каждом инструменте;

4. Понимать выразительные особенности звуковедения;

5. Осознать выразительность музыкальных средств и овладеть способами их передачи;

6. Овладеть навыками ансамблевого исполнения, подбора на слух несложных мелодий;

7 .Знать расположение высоких и низких звуков на звуковысотных инструментах, название нот и их место на нотном стане;

8. Уметь ориентироваться в записи несложных партитур;

9. Уметь грамотно прочесть свою партию. Результаты работы на уроке во многом зависят от инструментария, естественно должны быть использованы самые простые инструменты.

5. Музыкальная игра (творчество)

Подготовка учащихся к творческой деятельности.

В процессе подготовки к творчеству прослеживаются три взаимосвязанных направления.

1. Обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Например: знание сказок, героев книг, повадок зверей и т. п. дает основу для проведения той или иной музыкальной игры. Обогащает слуховые впечатления, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.

2. Сравнение: несложные пьесы, песни -сходство и контрастность. Ритмические обороты, ладовые интонации динамика и т.д.

  1. Овладение способами творческих действий. В начале показывает педагог, затем вместе с учащимися анализируют, на примерах знакомых песен и на основе полученного опыта ребята сами сочиняют.

Памятка по хоровому практикуму во внеурочное время:

Этот вид работы является важнейшим звеном в системе подготовки будущих исполнителей музыки. Хоровой практикум является результатом знаний, умений, навыков полученных в результате освоения дисциплин, таких как : хоровой класс, музыкальная грамотность, дирижирование, вокал, музыкальная литература…

В процессе хорового практикума решаются следующие задачи:

  • Углубление теоретических знаний учащихся и применение их на практике;

  • Формирование и развитие интересов, склонностей, потребностей в исполнительском самообразовании и развитие творческого подхода к исполнительской деятельности;

  • Овладение практическими методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных способностей школьников;

  • Привитие основ вокально- хоровых навыков учащихся.

В процессе практики учащиеся выполняют следующие виды деятельности:

  • Организация различных видов деятельности;

  • Коллективное и индивидуальное планирование и коллективный и индивидуальный анализ проделанных дел;

  • Проведение зачетного занятия (выступление на различных мероприятиях и конкурсах);

  • Анализ своей работы;

  • Индивидуальная работа: беседа, консультация и др.;

Программа определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность.

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальная студия в рамках кружковой работе. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков.

ОПИСАНИЕ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА.

Механизм пения требует одновременного действия четырех различных органов, выполняющих каждый особые функции...

I. Легкие (мехи).

Резервуар накопления воздуха. Они опираются на диафрагму, которая отделяет их от брюшной полости. Их расширение в момент вдыхания может происходить сразу сверху вниз - сокращением диафрагмы и в стороны раздвижением ребер. Из соединения этих двух процессов получается полное дыхание. (Cм. рис. ).

Программа ОДО по музыке

ДЫХАНИЕ.

Нельзя сделаться искусным певцом, не овладев искусством управления дыханием. Чтобы легко вздохнуть, держите голову прямо, развернув плечи без натяжки, грудь свободно; опустите диафрагму без толчков и поднимите грудь медленным и правильным движением.

Подвергая легкие особому упражнению, можно в высокой степени развить их эластичность и мощность:

1.Сперва вздыхают медленно в продолжении нескольких секунд столько воздуха, сколько грудь может вместить;

2.Выдыхают этот воздух с такой же медлительностью, с которой его вдыхали;

3.Сохраняют легкие наполненными воздухом столько времени, сколько это возможно;

4.Их держат, наоборот, пустыми столько времени, сколько позволяют силы.

Язычок мягкого неба человека обладает мощным рецептурным аппаратом, является чрезвычайно чувствительным местом... пусковой зоной для возникновения рефлекторной регуляции актов дыхания, глотания, фонации.

II. Гортань (орган звукообразования).

Гортань - орган, способный к значительным смещениям как вверх, так и вниз. Эти смещения во время пения и речи, по сравнению с положением покоя, могут достигать нескольких сантиметров (до 3,5) в каждую сторону.

Образует на передней части шеи выступ, видимый глазом и прощупываемый рукой, - "адамово яблоко" (или кадык). В целом она имеет форму усеченного конуса, основанием вниз. Ее полость значительно сужается к середине, где она представляет две горизонтально расположенные складки, одна направо, другая налево, которые называются голосовыми струнами, или голосовыми связками. Эти связки имеют способность производить колебания. Отверстие, заключающееся между этими связками, называется голосовой щелью.

Голос выходя из голосовой щели, звучит над гортанью в глотке (над связками отсюда импеданс, полетность) - полости очень растяжимой, которая занимает пространство между перегородкой, видимой в глубине рта, когда опускают язык, и сводом, который образует окружность глотки. Эта полость, благодаря различным изменениям формы, которые она может образовать, придает звуку, производимому гортанью, характер различных тембров и различных гласных.

Программа ОДО по музыке

Человеческий (певческий) голос слагается из следующих регистров:

Грудного, головного, фальцета (по современной терминологии "медиум" или "микста" (смешанный регистр). Из двух главнейших тембров: светлого и темного.

Светлый тембр придает блеск и яркость, но доведенный до преувеличения становится крикливым и визгливым. Темный тембр, напротив, придает звуку полноту и округлость, доведенный до крайности... делает звук глухим и сиплым.

Из различных характеров звучности и заглушенности.

Различных степеней силы и полноты.

Сила звука зависит от количества воздуха, прорывающегося сразу через голосовую щель.

Полнота звука зависит от расширения, которое верхние (ложные) связки образуют над голосовой щелью.

III. Глотка (рефлектор).

Чтобы хорошо понять движение глотки, нужно себе вообразить глубокую и растяжимую трубку, которая начинается у гортани, изгибается в небном своде и оканчивается ротовым отверстием.

Р а с ш и р е н н а я г л о т к а способствует достижению всех свойств хорошо поставленного голоса (сильного и полного голоса, вибрато, звонкости - полетности...). Челюсти освободятся от скованности, дыхание сделается более глубоким.

Р а з д в и н ь т е о с н о в а н и я п и л я с т р о в (небных дужек) и сделайте свободной глотку (что легко достигается ощущением полузевка). (Cм. рис. "воронка"

Большое значение для достижения непринужденности в пении детей имеет свободная артикуляция, которая неосуществима без раскрепощения нижней челюсти и гортани (использовать прием "полузевка" - при зевке уши как бы закладывает, перекрыть их). На гласном "У" раскрывается не только рот, но и глотка, вместе с тем растягивается мягкое небо, уплотняются стенки глоточного резонатора, этот прием способствует правильному положению гортани - ее наклону вперед, предохраняет ее от противоположного "завала". Полезно - умеренная сила, мягкость атаки, звучания, повышенный импеданс.

АТАКА ЗВУКА.

Держите язык расслабленным и неподвижным;В этом положении вздохните медленно и долго, со спокойствием и легкостью атакуйте звук очень точно... быстрым, коротким ударом голосовой щели на ясную гласную А. Это А нужно взять в глубине глотки: при этих условиях звук должен получаться ярким и округленным.Чтобы зазвучал головной резонатор и было ощущение мягкого неба поднятым нужно "выше зуб мудрости!".

При поднятом мягком небе язычок соприкасается с задней стенки глотки; при этом по бокам от него образуются правые и левые щели, через которые воздух может проникать в носовые полости.

Звуки должны отдаваться в голове, которая для певца исполняет (роль... резонатора) на всех ступенях его голоса (грудной звук сливается с чистым головным).


IV.Ротовой (артикуляционный) аппарат.

Cлишком большое раздвижение челюстей в результате сжимает глотку и, следовательно заглушает (нормальную) вибрацию голоса, отнимая у голосового аппарата его резонирующий свод. Это преувеличенное раскрывание рта - не единственный недостаток, которого должны остерегаться певцы.

1.Если губы чрезмерно сближены, голос получит горловой оттенок

2.Если слишком выдвигают губы в форме воронки, то получают только тяжелые и как бы "лающие" звуки.

3.Если рот открывают овально ("как рыба") - это положение имеет неудобство, что оно глушит голос, ассимилирует (уподобляет) все гласные, мешает артикуляции и, наконец, придает лицу грубое и некрасивое выражение.

Программа ОДО по музыке


1. ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ.

Фантастический эффективный по результатам рецепт: звучание голосадолжно всегда чувствоваться"впереди рта, а не полоскаться в горле". Автофония (греч.) себезвучание - слышание певцом собственного голоса.

Программа ОДО по музыке

Верно оформленный певческий звук в смешанном регистре, узнается по нежному, теплому выразительному тембру. Он всегда льется и радет слух, а вернее радует сердце и наш голосовой аппарат не только своей благозвучностью, но и одухотворенностью. Кажется сам звук обладает искренностью. Голос - это посол от человека к человеку, от сердца к сердцу, средство человеческого общения.

Надо всегда помнить, что при пении, так и во время разговора...задерживать можно только дыхание - все остальное должно быть совершенно свободно.

Хотя звук образуется в гортани, но певец не должен этого чувствовать; если существует хоть маленькое ощущение гортани, значит звук поставлен неправильно (ощущение н е п р и н у ж д е н н о с т и).

Программа ОДО по музыке

ВНИМАНИЕ при взятии ноты на то, чтобы поддерживать дыхание - как будто п р о ц е с с д ы х а н и я п р о д о л ж а е т с я - таким образом, чтобы голос опирался на дыхание или лучше сказать, поддерживался бы воздушным столбом и звук выходил бы чистый и без постороннего шума. Певец чувствует при этом самым ясным образом, что может издавать звук тем продолжительнее, чем больше он удержит грудную клетку во время пения в о в д ы х а т е л ь н о м положении.

Звук берется не "снизу", а как бы "сверху" и обязательно при неподвижной гортани. Неподвижная гортань основа ровного, льющегося звука. Основа leqato, основа бельканто. При такой атаке звука передняя часть гортани (кадык) всегда должна быть ниже задней. "Вдыхательная установка" - это постоянная готовность ко вдоху при фонационном выдохе.

Экономия расхода воздуха при пении способствует возникновению импеданса. Этот труд - замедление в выдыхании - составляет то, что обыкновенно называется - опереть голос на одну или другую часть грудной полости.

ИМПЕДАНС - суммарное ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА НА СВЯЗКИ со стороныРОТОГЛОТОЧНОЙ ПОЛОСТИ (ощущение - как бы петь в себя, наполняя грудную клетку как емкость cм.рис.(стрелочка вниз).

Программа ОДО по музыке

Это давление сдерживает в какой - то мере подсвязочное давление. При этом связки освобождаются от лишней нагрузки, что создает для них более благоприятные условия работы. Таким образом, импеданс оказывается для голосовых связок защитным механизмом. В процессе пения импеданс каждое мгновение изменяется в зависимости от силы звука, качества гласной, высоты и задач художественной выразительности. А это значит, что подстройка импеданса является очень важной частью вокальной техники. Величина импеданса во время пения регулируется каждое мгновение с помощью артикуляционного аппарата, отсюда вывод: техника артикуляции определяет не только технику дикции, произношения, но и вокальную технику в целом. При грудных звуках, надо чувствовать как бы две точки опоры звука: одну в груди, другую в твердое небо (в точку) у передних зубов. Для образования более высоких закрытых нот, передвинуть точку упора воздуха с передней части твердого неба более назад, но сохраняя грудной оттенок, то есть продолжая чувствовать упор звука в груди. При пении высоких нот звуки должны быть направлены в голову, но без л и ш н е г о носового звучания (ощущение "маски", то есть высокого звучания, самые низкие ноты должны звучать, как самые высокие, в голове.

2. О ПОДАЧЕ ГОЛОСА И ЕГО КАЧЕСТВАХ.

Многочисленные недостатки могут вредить красоте голоса:

Горловой тембр - чтобы исправить недостаток этого тембра, язык...должен двигаться своим концом, слабо серединой и отнюдь не корнем.Расстояние между челюстями должно оставаться приблизительно одинаковым для всех гласных;

Носовой тембр - зажимая ноздри, можно распознать, направляется ли воздушный столб по выходе своем из гортани в хоаны... или он прямо идет в ротовую полость. Достаточно поднять небную занавеску, чтобы исправить этот недостаток;

Глухой тембр - достаточно поднятия кончика языка или слишком большого сближения губ, чтобы сделать звук глухим и замогильным. Глухой тембр исправляется при энергичном смыкании связок. Гласная И способствует исправлению.

3. ТЕМБР.

Одно из важнейших качеств тембра голоса - его полетность, связанная с непринужденностью звукоизвлечения при смешанном голосообразовании - может решающим образом влиять на развитие диапазона у детей. Полетность избавляет певцов петь громко, форсировать звучание. Тембр формирует выразительную вокальную дикцию.

Сохраняя высокое положение гортани, обуславливающее собой образование наиболее красивого тембра голоса, для достижения нежного тона необходимо атакировать или начинать звук при выдыхании с постоянным давлением сверху на переднюю часть гортани.

Негодование, проклятие, угрозы, строгое приказание округляют голос, делают его грубым и высокомерным.

Воинственный или религиозный экстаз округляют голос и делают его ярким и блестящим.

Сдержанная угроза...глубокое горе и скрытое отчаяние выражаются глухим тембром.

Ужас и тайна заглушают голос, делая его темным и хриплым.

При изнеможении, которое следует за сильным волнением голос становится тусклым.

В радости тембр становится живым, блестящим и непринужденным. Насмешка делает голос металлическим, кричащим. В смехе - голос резкий, визгливый, прерывающийся, конвульсивный.


4. СГЛАЖИВАНИЕ РЕГИСТРОВ.

Оба резонатора (грудной и головной) работают одновременно при различном их соотношении, в зависимости от регистра, требуемой окраски, от эмоции и т.п. Нужно остерегаться уменьшения блеска и силы грудных звуков, в тоже время нужно давать фальцету (медиуму) всю энергию, на которую он способен. Соединять грудной и фальцетный регистры нужно на 4 нотах: ре - фа.

Своевременное умелое опускание вибрирующего язычка мягкого неба возбуждает резонанс лицевой маски, облегчает формирование (трудных) переходных и высоких нот и позволяет воздуху (звуковым волнам) проникнуть в носовые полости и тем самым распространяться к лобным, челюстным и прочим резонаторам; так можно избежать ненужных (чрезмерных) мышечных напряжений и связанных с ними приливов крови к шее и лицу.

Правильно поставленный голос должен быть на среднем (смешанном) и верхнем регистре обязательно "прикрытым", для чего необходимо скрещивать грудной регистр с головным. По выражению Эверади "ставь грудь наголова" или "ставь голова на грудь" - означали: при пении грудных нот обязательно примешивание высокого головного звучания, и, наоборот, при пении высоких головных нот нужна грудная опора звука.

Начинать смешивать головное звучание с грудным ("надевать шапочку на звук") нужно ранее предельных переходных нот. Для высоких голосов применять прикрытие звука несколько ниже фа1, для других голосов - соответственно еще ниже.

Первый звук (ре, ре#, ми, фа) нужно брать попеременно то грудью, то фальцетом. Это последование нужно исполнять на одно дыхание, вначале немного раз и медленно... потом увеличить скорость и число последований. Грудные звуки прекратить на ноте Фа.

5 . О ВОКАЛИЗАЦИИ

( беглость, легато, акцентирование, стаккато).

Вокализировать - значит петь на гласные... свободно связывая звуки между собой.

Существует 5 способов соединения звуков:

1. их можно соединять посредством portamento; переносить голос - значит вести его от одного звука к другому через все промежуточные ноты. Этот прием помогает выравнивать регистры, тембры, и силу голоса.

2. их можно петь связно (leqato); связывать звук - значит переходить от одного звука к другому чисто, быстро, непринужденно, без перерыва голоса или переносить его через какой - нибудь звук.

3. их можно акцентировать (marteellato); - значит выделять звуки при исполнении, опирая каждый звук отдельно, но не отрывая его и не бросая. Достигается толчком (дыхания) на каждой ноте, производимым давлением диафрагмы и расширением глотки.

4. их можно петь отрывисто (staccato); - атакировать каждую ноту особым смыканием голосовой щели, отделяющим один звук от другого. Кроме блеска, который они придают пассажу, эти упражнения, исполненные со вкусом, развивают эластичность, ликвидируют вялость голосового аппарата.

5. их можно петь с придыханием (специальный прием). Способ исполнения этих пассажей заключается в легком придыхании перед повторением каждой ноты. Этот способ приводит к тому, что эти ноты делаются достаточно четкими.



6.ЗНАЧЕНИЕ ДИКЦИИ. АРТИКУЛЯЦИЯ.

Артикуляция - это своего рода и жестикуляция, только более тонкая и богатая. Артикуляция - это физкультура для лица (лицевых мышц), от этих движений и лицо становится красивее. Критерием правильной артикуляции будет всегда ее естественность в связи с выразительным звучанием голоса, его тембра. Хорошие певцы артикулируют активно и потому их исполнение является ярким, убедительным.

Артикуляция, необходимый элемент внятного произношения при пении.Упражнения: надо переходить на одной и той же ноте и на одном дыхании через все последовательные тембры, начиная с самого светлого до самого темного и потом обратно - на другом дыхании от темного тембра к светлому... звук должен сохранять одинаковую степень силы в протяжении всего упражнения.

Отчетливая дикция способствует улучшению звука, делая голос более концентрированным и мягким. Хорошая дикция - обрамление голоса.

7.ФИЛИРОВКА ЗВУКА.

Хорошо филировать звук - это значит быть певцом. Эти звуки начинаются pianissimo, постепенно возрастая в силе, самую большую интенсивность, точно совпадающую с половиной их длительности; потом в обратном движении звук проходит, уменьшаясь в силе, ту же постепенную градацию, пока не окончится совершенно.

8. ТРЕЛЬ.

Трель есть последовательное, акцентированное, быстрое и ровное чередование двух смежных нот на расстоянии полутона или целого тона. Существует третья нота, которая отстоит на полтона или на тон вниз от главной называемая подготовительной или заканчивающей, трель начинается и заканчивается главной нотой.

9. БЕГЛОСТЬ.

Беглость представляет особый дар природы, и если в ней отказано, то ее никоим образом нельзя приобрести. Эверарди: "Певцы не понимают, - говорил он, что техника необходима для пения... Где вы видели, добавлял он, хорошего пианиста или скрипача без техники? А певцы думают, что беглость и техника излишни, и в этом они горько ошибаются".

10. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ПЕНИИ.

Выражение (экспрессия) есть великий закон в искусстве.

Внешние признаки, проявляющиеся у человека:

1.Движение лица (мимика);

2.Различные изменения дыхания;

3.Волнение голосом;

4.Разнообразие тембров;

5.Изменение артикуляции;

6.Изменения в быстроте выговора;

7.Повышение и понижение голоса;

8.Различные степени силы голоса.

В человеке все тесно связано, и всякое душевное движение отзывается на всем его поведении. Отсюда следует, что жест и голос должны естественным образом согласовываться в выражении одного и того же чувства.

11. ЕДИНСТВО.

Строгий и разумный выбор средств и эффектов составляет то, что называется единством. Это трудное умение основано на точном понимании смысла и значения выражаемых чувств.

Исполнитель не должен пренебрегать никакой, даже самой незначительной мелочью. Все сказанное об одной пьесе применяется также и ко всей роли. Надо представить себе общий

характер этой роли, затем подумать о том, какие детали надо придать изображаемому лицу в отличии от других.

Ученику необходимы не только голос, но и душа, пылкая и артистическая, хорошие музыкальные способности, здравый смысл и память.

12. УПРАЖНЕНИЯ С ЗАКРЫТЫМ РТОМ.

Этот прием часто оказывается достаточным, чтобы исправить некоторые голоса, но другим он может принести вред. Все зависит от строения рта и горла. Упражнения с закрытым ртом в высшей степени благоприятно отражаются на подвижности голоса, а голосовые связки отдыхают. Истощенные голоса благодаря этому методу возвращаются в нормальное состояние.

13. ВОКАЛЬНЫЙ СЛУХ.

Правильно развитый вокальный слух - основа таланта певца.

Вокальный слух - это прежде всего не только слух, а сложное музыкально - вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязаемых, вибрационных, а может быть, и еще некоторых видов чувствительности. Сущность вокального слуха не просто в восприятии, но в активном в о с п р и я т и и, с о у ч а с т и в процессе образования слышимого звука, вернее, в умении осознать и воспроизвести принцип его образования.


ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРНОГО ПЕВЧЕСКОГО ТОНА.

Легкое, четкое, краткое стаккато - важнейший начальный момент верной организации работы гортани в пении. Эти звуки выглядят скорей как краткие импульсы, напоминающие легко и

быстро произносимые губами звуки гласного Б. При этом не надо забывать и о музыкальном исполнении.

Верно оформленный певческий звук в смешанном регистре узнается по нежному, теплому выразительному тембру. Он всегда льется и радует слух, а вернее радует сердце и наш голосовой аппарат не только своей благозвучностью, но и одухотворенностью. Кажется сам звук обладает искренностью. Именно так и должно быть, ибо голос - это посол человека к человеку, от сердца к сердцу. Именно поэтому М.И.Глинка мог сказать о голосе одной певицы: она пела так чисто, что слезы наворачивались на глаза.

РАБОТА С ГУДОШНИКАМИ.

Одной из основных причин плохого интонирования является отсутствие и детей верной координации между слуховым представлением и его воплощением голосом, не умеет правильно формировать (оформлять) певческий звук. После того, как ребенок уяснил себе, что дало ему возможность выполнить певческое задание верно, он это делает без помощи учителя.

К числу применяемых приемов относятся:

1. Пение звуков (с постепенным повышением) на гласный У приемом стаккато (на слабой доле такта) с переходом на легато (для достижения органического и непринужденного характера звукоизвлечения);

2. Раскрепощение нижней челюсти в положении хорошо открытого рта (при пении на гласном У)

3. Певческое задание дается ребенку на слух, но подкрепляется зрительной наглядностью.

4. Задание дается в живой форме, содержащей художественный момент.

5. В случае необходимости добиться от ребенка верного выполнения задания с помощью перечисленных мер применяется специальный прием: плотное закрывание ушей ладонями рук (при этом ушные раковины следует пригладить вперед). С помощью этого приема интонация сразу исправляется.

Прием с закрыванием ушей целесообразно применять иногда для исправления характера звукоизвлечения и уточнения интонации ко всем детям. В этом случае дети сами закрывают себе уши (или только одно ухо).

Распевание хора -

вокально- слуховая настройка певцов в начале занятий или перед концертом. Цель подготовка каждого певца и всего хора к работе над репертуаром и к концертному исполнению. Может продолжаться 10 - 15 минут и более. Задача - пение на едином правильном звучании, выработка ансамбля, строя, интонации; активизация артикуляционного аппарата. Распевание хора начинается с удобных упражнений на средних нотах диапазона хоровой партии, на небольшой звучности; полезно пение упражнений сверху вниз для наведения на высокую позицию, пение с закрытым ртом. Упражнения не должны быть длинными и трудными, их не следует часто менять.

Вокальная работа в хоре - выработка ансамбля, строя, нюансов, дикции, тембров. Вокальная работа - предполагает устранение певческих недостатков хористов и привитие им правильных навыков пения. Полезно практиковать пение группами и по одному.

1.Ансамбль (франц.) согласованность исполнения при пении.

Ансамбль - частный (отдельной хоровой партии);

Ансамбль - общий (согласованность всех партий);

Совокупность ансамбля: интонационная, ритмическая, тембральная, динамическая, дикционная, орфоэпическая. Группа музыкантов (певцов) совместно исполняющие произведение.

II Cтрой. Работа над строем.

1. Не допускать фальши, всякая неточность должна быть указана, разъяснена и исправлена;

2. В хоровых партиях отмечать трудные и "опасные" места;

3. Дирижер в этих трудных местах должен помочь хору жестами;

4. Знание и исполнение певцами интервалов;

5. Дирижеру необходимо основательное знакомство с построением и сочетанием аккордов и уметь пользоваться указаниями по вертикально - гармоническому строю.

Хор понижает по двум причинам внешнего порядка:

1. Плохое интонирование, плохой горизонтально - мелодический строй;

2. Плохой вертикально - гармонический строй.

Причины внутреннего порядка: отсутствие настроения, подъема в исполнении как у певцов так и у дирижера.

Причины повышения внешнего порядка:

"Перебор" интервалов (т.е. сплошное расширение интервалов).

Внутренние причины повышения: горячность, нервозность дирижера.

III Дикция

1.Яркое произношение гласных с правильным для каждой буквы положением рта, губ и языка;

2. Подчеркивание согласных, образующих совместно с гласной слог;

3. Произношение окончаний, образующих и округляющих слово.

Дикция влияет на нюансы. Живые нюансы дают выражение.

Выражение - душа исполнителя.


Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных вокальных конкурсов, школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам и событиям. Так в рамках школьных стен проводятся вокальные много -турные конкуры «Фабрика Звезд» для старшеклассников и «Минута славы»» для среднего и младшего школьного возраста. Для которых разработаны положения, сценарии, программы. Участники конкурсов ( а они же участники вокальной студии) тщательно готовятся к выступлениям: выбирают репертуар, репетируют, придумывают концертные номера и, наконец, выступают. Жюри оценивают выступление детей: выставляют баллы, дают свои рекомендации, подсказывают… Победители конкурсов выступают за честь школы на районных мероприятиях и конкурсах, а также принимают непосредственное участие в больших праздниках школы (на пример:«Бал выпускников», «День знаний», «Первоцвет», «День рождение школы», «Последний звонок», «Солдаты - Родины сыны», «Красная гвоздика », «Мисс Россошоночка» и др.)

Но для выступления на современной сцене необходимо пользоваться правильно микрофоном. Учитывая то, что на подавляющем большинстве концертов аппаратура и квалификация звукооператоров далека от идеала, эстрадный вокалист, безусловно, должен владеть техникой работы с микрофоном. Ведь зрителю и жюри не важно, кто виноват в плохом звучании - оператор, аппаратура или сам исполнитель. Неумение работы с микрофоном способно свести на нет прекрасную вокальную технику. А способность извлечь из любой аппаратуры максимально качественный звук даёт исполнителю большое преимущество перед теми исполнителями, которые надеются на дядю за пультом и тётю за кулисами, которая вовремя подаст уже включенный микрофон. Умение работы с микрофоном на сцене очень важно для успешного выступления. И этому необходимо учить и разъяснять.

Работа с микрофоном на сцене:

Научить ребенка пользоваться и исполнять в микрофон - это также наша работа в вокальной студии. Особенно это относиться к участникам, которые занимаются концертной деятельности (2 направление).

При умелом обращении, микрофон из неудобного и отвлекающего предмета превратится в Вашего доброго и привычного помощника на сцене.

Среди всего многообразия микрофонов, которые различаются по системе, конструкции, назначению и области применения, исполнитель на сцене имеет дело с концертным микрофоном для солистов.
Концертные микрофоны для солистов бывают двух типов - кабельные и радио. В настоящее время радиомикрофоны практически вытеснили кабельные, т.к. дают большую свободу движений исполнителю и не требуют использования стоек, загромождающих сцену. Радиомикрофоны бывают ручные (которые исполнитель держит в руках) и головные (которые крепятся на голове исполнителя).

Микрофон - очень нежный прибор, для которого достаточно лишь одного падения или удара, чтобы его характеристики изменились в худшую сторону. Поэтому он требует очень бережного и внимательного обращения. Ни в коем случае нельзя дуть в микрофон или стучать по нему рукой, чтобы проверить работоспособность. Это может привести к деформации мембраны и выходу микрофона из строя.

Различные проблемы, которые могут возникнуть у исполнителя с микрофоном на сцене, можно объединить в несколько основных групп:

1. Включение микрофона
2. «Заводка» микрофона
3. Тембр звука
4. Искажения звука
5. Посторонние шумы.

Включение микрофона


Как правило, во время концерта на сцене присутствует человек, в обязанности которого входит своевременная подача микрофона очередному исполнителю. Но, нередки случаи, когда микрофон оказывается выключен. И это выясняется только тогда, когда исполнитель уже начинает петь. Следуя принципу «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих», необходимо знать, как включаются микрофоны.
Самыми распространёнными на сегодняшний день, являются микрофоны фирм Shure и AKG. На фото стрелками указано положение переключателей для их включения.
У микрофонов Shure во включённом состоянии должен светиться индикатор зелёного цвета. Если кроме него светится ещё и красный, значит, батарея разряжена, и этот микрофон лучше не брать.

Программа ОДО по музыке


У микрофонов AKG индикатор включения красного цвета. Он кратковременно загорается только в момент включения микрофона. О состоянии батареи можно судить по времени свечения индикатора - чем оно короче, тем лучше батарея. Если после включения индикатор светится постоянно, значит, батарея почти полностью разряжена.

Программа ОДО по музыке


Степень зарядки батареи микрофона влияет на качество звука и надёжность радиосвязи с приёмником, поэтому выбирайте микрофон со свежей батареей.
Если микрофон оказался незнакомой конструкции, не поленитесь заранее спросить, как он включается.
Когда микрофон уже у Вас в руках и Вы проверили положение переключателей, чтобы окончательно убедится в работоспособности микрофона, произнесите в него звук «Ц». Этот звук будет Вам хорошо слышен из колонок и, в то же время, не привлечёт к себе внимания окружающих.
После выступления не выключайте микрофон! Не осложняйте жизнь следующему исполнителю. Не кладите микрофон куда попало, а отдайте в руки ответственному или очередному участнику концерта.

«Заводка» микрофона


«Заводка» или «возбуждение» микрофона - это возникновение акустической обратной связи на определённой частоте между микрофоном и акустическими системами (звуковыми колонками). Она проявляется как противный писк или гул.
Чтобы избежать «заводки», в то время, когда микрофон не используется по прямому назначению (выход на сцену, пока звучит вступление, проигрыш, уход со сцены), его нельзя опускать ниже уровня пояса.


В процессе выступления не подходите слишком близко к мониторам (акустические системы, направленные на исполнителя). Оптимальное местоположение певца на сцене во время номера - на линии занавеса.
Если микрофон всё же «завёлся», ни в коем случае не закрывайте его рукой - писк только усилится! Скорее отверните микрофон от акустических систем.

Тембр звука.


Тембр звучания микрофона сильно зависит от его положения относительно рта исполнителя. В отличие от бытовых микрофонов караоке, профессиональные эстрадные микрофоны имеют более низкую чувствительность и узкую диаграмму направленности. Частотная характеристика значительно меняется с расстоянием. Чем дальше от губ находится микрофон, те меньше в звуке низких частот, которые создают опору звучанию, тем более резко и плоско звучит голос. Особенно это существенно для детского голоса, в котором всегда недостаёт низкочастотной составляющей. Наилучший звук достигается при расстоянии от губ 0,5 - 2 см.
Положение микрофона относительно рта также очень существенно влияет на звук. Многие, насмотревшись по TV выступлений звёзд эстрады, пытаются копировать такую манеру манипулирования микрофоном. Но дело в том, что 100% TV концертов проходит под плюсовую фонограмму и, что бы ни вытворял певец с микрофоном, на звук это никак не повлияет. Другое дело - выступление «вживую». Наиболее правильное с точки зрения звучания положение микрофона - почти горизонтальное, с небольшим отклонением вниз.
Некоторые предпочитают отклонение вверх, считая, что это более стильно. На звук это не влияет, но приводит к появлению не красивых фотографий.
Работая с детьми, чтобы добиться правильного положения, я предлагаю им представить, что нижняя часть микрофона - это фонарик, который надо всегда направлять на зрителей. Для маленьких детей радиомикрофон - довольно тяжёлая вещь. Во время выступления они пытаются прижать локоть руки, в которой держат микрофон, к груди - так легче справиться с весом. А это приводит к неправильному дыханию и изменению положения микрофона. Поэтому на репетициях, даже если нет микрофона, пусть держат в руке какой-либо похожий по форме и весу предмет.
Правильная хватка не даст микрофону выскользнуть из руки и обеспечит надёжную фиксацию нужного положения. Во время выступления, особенно у детей, от волнения ладони рук становятся влажными. Если держать микрофон несколькими пальцами, есть большой риск его уронить и при движениях он будет постоянно смещаться относительно рта, что приведёт к провалам звука.

Программа ОДО по музыкеПрограмма ОДО по музыке


Держите микрофон всей кистью и старайтесь, чтобы при движениях и поворотах головы во время номера, он был словно приклеенным к Вашим губам. Во время проигрыша микрофон лучше всего прижать к груди.

Искажения звука.


Внимательно послушайте, как поёт предыдущий участник концерта. Если у него подача значительно слабее Вашей, звукооператор добавит усиление, а после номера, возможно, не вернёт его к нормальному значению. Поэтому в начале Вашего выступления не форсируйте звук, т.к. это может привести к искажениям и оглушить зрителей и жюри. Дайте немного времени звукооператору сделать свою работу.
При пении в микрофон надо смягчать атаку взрывных согласных звуков «П» и «Б», иначе эти звуки будут очень сильно выделяться, а при достаточно мощном усилении вообще будут восприниматься, как удар. Это достигается практикой, поэтому в микрофон надо петь не только на концертах, но и на репетициях.
Не кричите в микрофон. Если этого требует постановка Вашего номера, во время очень громкого открытого звука немного отодвиньте микрофон (на 1-2 см.) от нормального положения. Но не переусердствуйте, иначе вместо акцента в вашей песни может получиться провал звука. Вообще, не злоупотребляйте этим приёмом, прибегайте к нему лишь в случае крайней необходимости.

Посторонние шумы


Находясь за кулисами в ожидании своего номера, особенно если у Вас в руках уже включенный микрофон, не разговаривайте, не комментируйте другие выступления. Даже если Вам ничего не слышно, зрители в зале вполне могут всё услышать.
Во время номера старайтесь избегать трения микрофона об одежду. Перекладывание микрофона из одной руки в другую, если этого требует постановка, делайте мягко и осторожно. Предлагая зрителям поддержать Вас аплодисментами, не хлопайте по микрофону - просто имитируйте движения, не касаясь его.

Если позволяет время и администрация, очень желательно до концерта опробовать звучание микрофона, дать указания звукооператору по балансу громкости фонограммы, типу (холл, дилэй) и глубины эффекта для голоса. Запомните микрофон, в который Вы проводили настройку (как правило, они имеют какие-либо разноцветные метки) и перед выступлением выберите именно его.
При умелом обращении, микрофон из неудобного и отвлекающего предмета превратится в Вашего доброго и привычного помощника на сцене.

Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, "легкая" музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом.

Эта тенденция позволит обеспечить формирование у детей целостной картины мира в гармонии абстрактно-логического, образного мышления.

Еще концепция выдающего музыканта и педагога Д. Б. Кабалевского способствовала не только созданию яркого, эмоционального занятия музыкой, но и воспитанию ребенка как человека творческого, который «должен любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызывать у окружающих любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен»

Без музыки ни одно учение не может считаться совершенным.

ПЕНИЕ КАК ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ.

Петь, мы, люди начали раньше чем говорить. Причиной этому послужило разделение мира на самцов и самок, у которых влечение к процессу размножения было сильнее тяги к знаниям и развитию интеллектуальных способностей. Ч.Дарвин был убежден, что привычка издавать музыкальные звуки родились впервые как средство ухаживания и ассоциировалось с ожиданием самых сильнейших наслаждений: любви, соперничества, победы.

ПЕСНЯ КАК ПУТЬ РЕШЕНИЯ ЖИТЕЙСКИХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ.

В античном мире песня была средством сохранения и передачи великих событий, поскольку средства массовой информации в то время отсутствовали. Министром песенной информации можно считать Гомера. Любовь к пению погубило Нерона. Чтобы выходить победителем на всех песенно-музыкальных cоревнованиях, было загублено и задушено очень много певцов попробавших состязаться с ним. Истощив терпение народа, который приговорил его к смерти, он был вынужден заколоть себя со словами: "Какого певца (актера) теряет сегодня Рим!".

ПЕСНЯ КАК ОРУЖИЕ.

Военная песня воодушевляет солдат и удваивает храбрость. С песнями шли полки грозного царя на взорванные стены Казани. С песнопениями же входил в 1612 году князь Пожарский в освобожденную Москву. Под песню "Ах, зачем было огород городить!" входили русские войска в Милан. А песня Александрова "Вставай, страна огромная" давала нам силы победить фашизм.

ПЕСНЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ.

Плутарх и Афине передают, что законы в то время писались стихами и пелись публично. Кстати, пелись они и у нас в виде "Гимна Советского Союза", в тексте которого отражались статьи 2 и 6 главы 1, статьи 36 главы 6, статьи 70 и 71 главы 8 Конституции СССР.В отличии от сегодняшней оппозиции, у которой в распоряжении сотни песен, сочиненных за 70 лет советской власти, нынешней демократической власти вместе хором петь нечего. А если нет объединяющих песен, людям трудно о чем - либо договориться...

ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ ЧЕЛОВЕКА - ЗАСТАВЬ ЕГО СПЕТЬ.

Что же происходит с нами, когда мы поем? Пение отличается тем, что в речи человек строит логические обороты, и этими огромными логическими связями, цепями причин и следствий он связан с миром. А когда человек поет, то переходит в эмоциональную сферу. Ведь петь можно только душой. Когда люди поют компанией, они испытывают целую гамму чувств. Кроме того, что они вместе сопереживают, они попадают в резонанс и как бы друг друга изнутри взбадривают. Это сильная песенная вибрация, от которой даже мурашки по спине идут - особенно, когда поет слаженная компания мужчин. Самое главное - человек в пении раскрывается, становится самим собой. Люди лживые поют очень редко...

"Не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать" - Ф.Аквинский.

"Чем больше учишься, тем более чувствуешь потребность учиться" - Монтескье.

"Избегайте тех..., кто ненавидит советы, < которыми можно воспользоваться >. Советы эти подобны молнии, которая устрашает и в то же время освещает < путь идущим в темноте >.

"Я сохраняю за собой необходимость указания - насколько возможно научиться начальным правилам для того чтобы не петь в потемках" - И.Назаренко.

"В искусстве гораздо более совершенствуются размышляя, нежели упражняясь" - Жаклин.

"Пению нужно учиться больше умом, а не голосом, так как, утомив голос, никакими средствами не приведешь его опять в хорошее состояние" И.Назаренко.

СОВЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ КОМПОЗИТОРОВ И ВОКАЛИСТОВ ПЕВЦАМ.

М.И.ГЛИНКА:

"По моему методу, надобно сперва усовершенствовать натуральные тоны (то есть без всякого усиления берущиеся)". (для гудошников!!!).

"Мало - помалу потом можно обработать и довести до возможного совершенства и остальные звуки".

"Попадать прямо на ноту, не тянуть при переходе из одной ноты в другую" (без глиссандирования).

"Не сила, а верность составляет главное в музыке".

Если ученик понижает заставляйте его петь в мажорном тоне, если повышает - в минорном.

Ф.И. ШАЛЯПИН:

"Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное слово "авось" и полагался только на сознательное творческое усилие.

Я вообще не верю в одну спасательную славу таланта без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески...

Следуя хорошим образцам, я и после достаточных успехов продолжал учиться у кого только мог и работал...

Никакая работа не может быть плодотворной, если в ее основе не лежит какой - нибудь идеальный принцип... Единственно правильным путем к красоте я поэтому признал для себя правду...

Песня без внутренней жизни никого не волнует".

Бениамино Джильи:

1. Пойте вдоль вашего спинного хребта, так как пение (по представлению) возникает оттуда

( костный мозг - шланг);

2. Формируйте высокие тоны темным тембром;

3. Вы должны шевелить ушами, бровями, когда поете высокие ноты;

4. Думайте о запахе тухлой рыбы, когда вы формируете головной звук;

5. Сожмите нос пальцами и пропойте слова "AveMaria" медленно на каждой ноте, идя вверх по шкале гаммы. Это способствует выведению звука вперед к носу, губам;

6. Пойте слово "ку - ку" каждый день для лучшего развития голоса;

7. Для более правильного формирования высоких нот сожмите маленький язычок гландами.

А.В. Нежданова:

Качества необходимые для певца.

1. Музыкальные познания; совершенство в интонации; свободное дыхание; легкость голоса;

умение владеть звуком при усилении и ослаблении соответственно выражаемым чувствам;

ясное и точное произношение; изящество звука; музыкальная память.

Д.ОГОРОДНОВ:

"Музыкально - певческое воспитание в общеобразовательной школе.

Ладовое чувство - основа развития музыкального слуха.

Само ладовое чувство проявляется в том, "что все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к устойчивым звукам лада, в результате чего каждый звук приобретает своеобразное качество, ладовую окраску, характеризующую степень устойчивости и характер его тяготения".

Ладовое чувство - это эмоциональное переживание определенных отношений между звуками.

Музыкальные представления могут возникнуть только на основе ладового переживания мелодии, отсюда наиболее легким способом является интонирование мелодии на основе ладового соотношения звуков.

Об условиях формирования навыка (механизма) смешанного голосообразования у детей младшего школьного возраста.

1. Практика и теория показывают, что одной из точек соприкосновения обеих функций (речевой и вокальной) оказывается высота тона, на которой свободнее всего говорят дети.

2. Но певческим и наилучшим по тембру этот тон получается тогда, когда ученик, используя при звукоизвлечении наряду с фальцетным и богатый грудной механизм, сумеет и правильно его оформить - в высокой позиции.

3. Нахождение высокой позиции звучания (головного резонирования в координации с грудным) на низком певческом тоне осуществимо только в том случае, если ученик споет непринужденно, при правильном выборе высоты тона. Здесь заключен "главный секрет" становления певческого голоса (звук выше голосовых cвязок).

Непринужденно - значит без насилия, без нажима, а следовательно - охотно, с удовольствием; и не за счет "облегчения", как это имеет место в фальцете, а органично и полноценно (а следовательно, - и перспективно).

Большое значение для достижения непринужденности в пении детей имеет свободная артикуляция, которая неосуществима без раскрепощения нижней челюсти и гортани (использовать прием "полузевка" - при зевке уши как бы закладывает, перекрыть их). На гласном "У" раскрывается не только рот, но и глотка, вместе с тем растягивается мягкое небо, уплотняются стенки глоточного резонатора, этот прием способствует правильному положению гортани - ее наклону вперед, предохраняет ее от противоположного "завала". Полезно - умеренная сила, мягкость атаки, звучания, повышенный импеданс.

Одним из ценнейших качеств певческого голоса (его тембра) считается наличие в нем высокой певческой форманты (область высоких частот в спектре голоса), которая придает голосу п о л е т н о с т ь.

Чтобы выполнить "задачу" (открыть рот) достаточно бывает предложить детям слегка надавить пальцами на щели между зубами и подбородок опустится или взять кисть ребенка в свои руки и его пальчиками раздвинуть собственные (через щеки) , дав ребенку почувствовать, как у самого учителя свободно открывается рот, опускается челюсть.







© 2010-2022