Рабочая программа по музыке 5-7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа по предмету «Музыка» для 5  класса  общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с: -  программой  разработанной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования; - примерной программой основного общего образования по музыке; - программы  по музыке 5-8 кл. для общеобразовательных учреждений. Е. Д. Критская  Москва: Просвещение  2010. Учебник: Сергеева Г.П. Музыка 5 класс, М.: Просвещение 2013г. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие ...
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»

62705 Тюменская область, Ялуторовский район, с.Новоатьялово, ул.Школьная,20 тел.34-1-60

РАССМОТРЕНА

на заседании методического совета

Протокол № 1

от «5» сентября 2013г.

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

Протокол № 2

от «10» сентября 2013г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом

от «10»сентября 2013

№105/2-од











Рабочая программа

по музыке

для 5 класса (основного общего образования)



Составитель: учитель музыки

МАОУ «Новоатьяловская СОШ»

Дружин И.В.






2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа по предмету «Музыка» для 5 класса общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с:

- программой разработанной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- примерной программой основного общего образования по музыке;

- программы по музыке 5-8 кл. для общеобразовательных учреждений. Е. Д. Критская Москва: Просвещение 2010.

Учебник: Сергеева Г.П. Музыка 5 класс, М.: Просвещение 2013г.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

ЗАДАЧИ:

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

В 5 классе содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ школьников отражают

цель, задачи и содержание данной программы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод концентричности организации музыкального материала;

- метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы

в обучении);

- метод создания «композиций» (в форме диалога и др.);

- метод игры;

- метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.),

инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В КАЧЕСТВЕ ФОРМ КОНТРОЛЯ могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ 5 класса


Знать/понимать:

специфику музыки как вида искусства;

значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

основные жанры народной и профессиональной музыки;

основные формы музыки;

характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных

композиторов;

виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;











Учебно - тематический план



Наименование разделов и тем

Количество

часов

В том числе :

практических

уроков

1

« Россия - Родина моя»

9

8

2

« О России петь - что стремиться в храм»

7

7

3

« Можем ли мы увидеть музыку»

10

8

4

« В концертном зале»

8

7

5

Всего:

34

30









Литература :


  1. Я познаю мир. Музыка. Композиторы. Мировая художественная культура. Изд. «Астрель», 2003 г.

  2. Про трёх китов в музыке. Д.Б. Кабалевский. Изд. «Детская литература», 1979 г.

  3. Весёлые уроки музыки. З.Н.Бугаева, Изд. «Сталкер», 2002 г.

  4. Там где музыка живёт. А.Клёнов. Изд. «Педагогика», 1996 г.

  5. В мире музыки. Осовицкая, Казаринова. Изд. «Музыка», 1994 г.

  6. Книга о музыке. Головинский. Изд. «Советский композитор», 1975 г.

  7. Хоровые и игровые песни Сибири. Изд. «Наука», 1985 г.

  8. Рассказы о русских народных инструментах. Ю.Васильев, А.Широков. Изд. «Советский композитор», 1986 г.





Календарно - тематическое планирование по учебному предмету 5 класс

№ урока

Тема раздела

Количество часов по разделу

Тема урока

Дата реализации

Планируемые результаты по разделу

Оценка результатов

предметные

метапредметные


« Россия - Родина моя»

9





Текущий

1



« Мелодия - душа музыки»

« Природа и музыка»

03.09

Научить находить общее и различное между музыкой и изо

Мелодия ,мелос,

романс, симфония;

Текущий

2



« Виват, Россия!»


10.09

Сформировать у учащихся понимание своеобразие изобразительных свойств музыки

Кант, кантата.


Текущий

3



« Родина моя! Русская земля…»


17.09

Сформировать

Представление

Об особеннос-

тях импрессио-нистического

стиля музыки

Кант, кантата.

Опера, хор, солисты

Текущий

4



« День, полный событий»

« Утро»

24.09

Сформировать понимание авторского стиля в

музыке

Выразительность и изобразитель-

ность в музыке

Текущий

ИКТ

5



« Портрет в музыке»


01.10

Научить определять авторский стиль в музыке

Интонация

скороговорки.

Балет.

Текущий

ИКТ

6



« В детской».

« Игры и игрушки»

08.10

Научить отличать стиль и стилизацию музыки

Выразительность и изобразительность в музыке

Текущий

ИКТ

7



« На прогулке»


15.10

Научить создавать художественный замысел произведения

Сюита.

Текущий

ИКТ

8



« Вечер»


22.10

Научить находить общее и различное между музыкой

Колыбельная.

Текущий

ИКТ

9



Обобщающий урок

Исполнение и слушание музыки по желанию ребят

05.11

Сформировать у учащихся понимание своеобразие изобразительных свойств музыки


Текущий


« О России петь - что стремиться в храм»

7






1



«Жанр молитвы»


12.11

Сформировать понимание авторского стиля в

музыке

Сформировать

Представление

Об особеннос-

тях импрессио-нистического

стиля музыки. Молитва

Текущий

2



« Древнейшая песнь материнства»

19.11

Научить определять авторский стиль в музыке

Тропарь.

Икона

Текущий

ИКТ

3



И. С. Бах « Прелюдия № 1» из Х. Т. К.

26.11

Научить отличать стиль и стилизацию музыки

Икона.


Текущий

ИКТ

4



« Святые земли Русской»

« Величание»

03.12

Научить создавать художественный замысел произведения

Величание

Текущий

ИКТ

5



« Рождество Христово»

10.12

Научить находить общее и различное между музыкой и изо


Текущий

ИКТ

6



Рождественские песни - колядки

17.12

Сформировать у учащихся понимание своеобразие изобразительных свойств музыки


Текущий

7



П. И. Чайковский « Щелкунчик»

24.12

Сформировать

Представление

Об особеннос-

тях импрессио-нистического

стиля музыки


Текущий


« можем ли мы увидеть музыку»

10






1



« Настрою гусли на старинный лад»

14.01

Научить отличать стиль и стилизацию музыки.

Фольклор.

Былина.

Опера, солист

Текущий

2



« Любимые сказки»

21.01

Научить создавать художественный замысел произведения

Опера, хор ,солист.

Текущий

3



Богатырские образы в искусстве А. Бородин « Богатырская симфония»

28.01

Показать как разны виды искусства-поэзии музыка и живопись. Знать отличительные особенности различных видов искусства.

Уметь различать виды искусства .

Текущий

ИКТ

4



« героические образы в искусстве»

« Я славил лирою преданья»

04.02

Показать как музыка идет к созданию богатырских образов. Знать биографию композитора .

Уметь анализировать фрагменты музыкальных произведений.

Текущий

5



« Образы добра и зла»

М. П. Мусорский « Борис Годунов»

11.02

Показать как музыка идет к созданию героических образов. Знать биографию композитора .


Уметь составлять своё представление о героическом образе

Текущий

ИКТ

6



« Волшебное дитя природы»

18.02

Познакомить с творческим содружеством композиторов.

Знать творчество композиторов. Уметь извлечь музыкальный портрет

Текущий

ИКТ

7



С. С. Прокофьев « Война и мир»

« Чудо - музыка»

25.02

Углубить представление учащихся о многогранных связях музыки .

Знать биографию композитора .Уметь анализировать музыкальные произведения

Текущий

ИКТ

8



« Война и мир» С.С.Прокофьев.

04.03

Показать как музыка изображает душевный мир своих героев.

Знать биографию композитора. Уметь характеризовать музыкальное произведение.

Текущий

ИКТ

9



« В концертном зале»

« Музыкальное состязание»

11.03

Углубить восприятия учащимся музыкальных характеристик.


Знать музыкальный материал. Уметь анализировать музыкальные образы.

Текущий

10



Обобщающий урок

П. И. Чайковский «Мелодия»

Н. Паганини « Каприс»

18.03

Дать понятие музыкальный пейзаж. Знать жанры живописи и музыки.

Уметь слушать и анализировать музыкальное произведение.

Текущий

ИКТ


« В концертном зале»


8








1



« Жанр сюиты»


01.04

Услышать живопись в музыкальных произведениях..

Знать биографию композитора. Уметь различать музыкальные образы

Текущий

ИКТ

2



« Жанр симфонии»

08.04

услышать живопись в музыкальных произведениях..

Знать биографию композитора. Уметь различать музыкальные образы

Текущий

ИКТ

3



« Мир Бетховена»


15.04

знакомство с жанром показать музыкальные краски.

Знать музыкальные термины. Уметь учитывать тембровая окраск

Текущий

ИКТ

4



«Острый ритм - джаза звуки»

22.04

Познакомить с направлением в искусстве-импресионизм.


Знать музыкальные термины .Уметь различать жанры.

Текущий

5



« Люблю я грусть твоих просторов»

29.04

Разнообразие творчества

Г. В. Свиридова

Углубить представление учащихся об особенностях жанра.

Текущий

6-7



« Прославим радость на земле»

06.05

13.05

Показать взаимосвязь музыки и искусства..

Знать музыкальные термины . Уметь изображать музыкальные образы

Текущий

8



Обобщающий урок

Исполнение и слушание музыки по желанию ребят.

20.05

Показать что в музыке множество деталей.


Знать музыкальные краски . Уметь соединить цельную музыкальную картину.

Текущий

34














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа по предмету «Музыка» для 6 класса общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с:

- программой разработанной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- примерной программой основного общего образования по музыке;

- программы по музыке 5-8 кл. для общеобразовательных учреждений. Е. Д. Критская Москва: Просвещение, 2004. Учебник: Сергеева Г.П. Музыка 6 класс, М.: Просвещение 2011г.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

ЗАДАЧИ:

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально - творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

В ПРОГРАММЕ 6 КЛАССА рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в

художественной картине мира.

МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ школьников отражают

цель, задачи и содержание данной программы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод концентричности организации музыкального материала;

- метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы

в обучении);

- метод создания «композиций» (в форме диалога и др.);

- метод игры;

- метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного

рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.),

инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В КАЧЕСТВЕ ФОРМ КОНТРОЛЯ могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

6 класс

Знать/понимать:

специфику музыки как вида искусства;

значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

основные жанры народной и профессиональной музыки;

основные формы музыки;

характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных

композиторов;

виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Учебно- тематический план





Наименование разделов и тем

Количество

часов

В том числе :

практических

уроков

1

« Россия - Родина моя»

9

8

2

« О России петь - что стремиться в храм»

7

7

3

« Можем ли мы увидеть музыку»

10

8

4

« В концертном зале»

8

7

5

Всего:

34

30







Литература :


  1. Я познаю мир. Музыка. Композиторы. Мировая художественная культура. Изд. «Астрель», 2003 г.

  2. Про трёх китов в музыке. Д.Б. Кабалевский. Изд. «Детская литература», 1979 г.

  3. Весёлые уроки музыки. З.Н.Бугаева, Изд. «Сталкер», 2002 г.

  4. Там где музыка живёт. А.Клёнов. Изд. «Педагогика», 1996 г.

  5. В мире музыки. Осовицкая, Казаринова. Изд. «Музыка», 1994 г.

  6. Книга о музыке. Головинский. Изд. «Советский композитор», 1975 г.

  7. Хоровые и игровые песни Сибири. Изд. «Наука», 1985 г.

  8. Рассказы о русских народных инструментах. Ю.Васильев, А.Широков. Изд. «Советский композитор», 1986 г.





Календарно - тематическое планирование по учебному предмету музыка 6 класс

№ урока

Тема раздела

Количество часов по разделу

Тема урока

Дата реализации

Планируемые результаты по разделу

Оценка результатов

предметные

метапредметные


« Россия - Родина моя»

9






1



«Музыкальные образы родного края»

02.09

Научить находить общее и различное между музыкой и изо

Композитор.

Мелодия.

Аккомпанемент.

Песенность.

Текущий

2



« Мелодия - душа музыки»

08.09

Сформировать у учащихся понимание своеобразие изобразительных свойств музыки

Исполнитель.

Запев,припев.


Текущий

3



« Главная музыка страны» Гимн России.


15.09

Сформировать

Представление

Об особеннос-

тях импрессио-нистического

стиля музыки

Гимн

Текущий

4



« День, полный событий»

22.09

Сформировать понимание авторского стиля в

музыке

Выразительность и изобразитель-

ность в музыке

Текущий

ИКТ

5



« Природа и музыка»


29.09

Научить определять авторский стиль в музыке

Песенность.

Танцевальность.

Маршевость.

Муз. азбука

Текущий

ИКТ

6



« Танцевальные ритмы»

06.10

Научить отличать стиль и стилизацию музыки

Вальс.

Полька.

Камаринская.

Тарантелла.

Текущий

ИКТ

7



« Эти разные марши»

13.10

Научить создавать художественный замысел произведения

Интонация шага.

Ритм марша.

Текущий

ИКТ

8



« Сказочные образы в музыке»

20.10

Научить находить общее и различное между музыкой

Интонация колы-

бельной.

темп, динамика,

выразительность.

Текущий

ИКТ

9



Обобщающий урок

Гимн России.

10.11

Сформировать у учащихся понимание своеобразие изобразительных свойств музыки


Текущий


« О России петь - что стремиться в храм»

7






1



« Колокольные звоны России»


17.11

Сформировать понимание авторского стиля в

музыке

Сформировать

Представление

Об особеннос-

тях импрессио-нистического

стиля музыки. Молитва

Текущий

2


« Святые земли русской»

С. С. Прокофьев. « Александр Невский»

24.11

Научить определять авторский стиль в музыке

Текущий

ИКТ

3



И. М. Курдакова « Куранты»

01.12

Научить отличать стиль и стилизацию музыки


Текущий

ИКТ

4



П. И. Чайковский « Щелкунчик»

08.12

Научить создавать художественный замысел произведения

Научить определять авторский стиль в музыке

Текущий

ИКТ

5



C. Крылов «Зимняя сказка»

15.12

Научить находить общее и различное между музыкой и изо

Научить отличать стиль и стилизацию музыки

Текущий

ИКТ

6



Рождественские песни - колядки

22.12

Сформировать у учащихся понимание своеобразие изобразительных свойств музыки


Текущий

7



Обобщающий урок

Исполнение слушание музыки по желанию ребят. « Музыка на Новогоднем празднике»


29.12

Сформировать

Представление

Об особеннос-

тях импрессио-нистического

стиля музыки


Текущий


«Подвиг, воплощенный в музыке. Ритм-основа музыки»

10






1-2



« Эгмонт» « Аппассионата»

Л.Бетховен.

Симфонии Д.Д.Шостаховича.

12.01

19.01


Оркестр русских народных инструментов

Тембры инструментов

Пляска.

Наигрыш.

Вариация.

Показать на музыкальных примерах связь музыки и жизни. Знать события в обществи.Уметь различать ритмические звуки.

Текущий

3-4



« Фольклор - народная мудрость»

П.И.Чайковский

« Бояре, а мы к вам пришли»

«Дождик, дождик», « Заинька»

26.01

02.02


Жанры

Освоение элементов муз.

азбуки: такт,

тактовая черта

длительности нот.

Цель показать что в музыке множество деталий.Знать музыкальные краски . Уметь соединить цельную музыкальную картину.

Текущий

5-6



« Музыка в народном стиле»

09.02

16.02


Напев.

Наигрыш.

Регистр.

Выразительность.

Цель глубже оценить правдивость и высокую художественность музыкальных произведений.


Текущий

ИКТ

7-8



И.С.Бах.

« весенняя песня»

Масленичные песенки.

И. Кадомцева « Песенка о солнышке,радуге

23.02

02.03


Масленичные песенки.

Цель способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И.С.Баха.Знать произведения и биографию композитора. Уметь обобщать музыкальные темы.

Текущий

9-10



Праздники русского народа

«Весенние воды»С.В.Рахманинов.

А. Вивальди « Весна»

К Синдинг « Весна»

И. Кадомцева « Песенка о солнышке,радуге и радости»

09.03

16.03


Песенки - заклички

Цель способствовать развитию интереса учащихся к творчеству С.В.Рахманинова.Знать произведения и биографию композитора. Уметь обобщать музыкальные темы.

Текущий

ИКТ


« В концертном зале»


8





1



Сюита « Картинки с выставки»

« Лиможский рынок»

« Избушка на курьих ножках»

« Балет невылупившихся птенцов»

06.04

Услышать живопись в музыкальных произведениях..

Знать биографию композитора. Уметь различать музыкальные образы

Текущий

ИКТ

2



« Мир музыки В. А. Моцарта»

Увертюра к опере « Свадьба Фигаро»

Симфония № 40

« Рондо в турецком стиле»

13.04

Увертюра.

Рондо.

Симфони

Цель способствовать развитию интереса учащихся к творчеству В. А. Моцарта .Знать произведения и биографию композитора. Уметь обобщать музыкальные темы.

Текущий

ИКТ

3



« Волшебный цветик - семи цветик»

Средства музыкальной выразительности.

И. С. Бах «За рекою старый дом»

20.04

Орган.

Средства муз.

выразительности

Цель формировать у учащихся представлений о музыкальной драматургии. Знать музыкальные термины. Уметь сложить музыкальный рисунок.

Текущий

ИКТ

4



« Выразительность и изобразительность в

музыке»

М. И. Глинка « Попутная песня»

Г. В. Свиридов « Весна. Осень» « Тройка»

27.04

Выразительность и изобразитель -

ность в музыке

Научить находить общее и различное между музыкой и изо

Текущий

5



« Мир Д. Б. Кабалевского»

« Кавалерийская»

«Клоуны»

« Карусель»

04.05

Мажор.

Минор

Сформ. у учащихся понимание своеобразие изобраз.свойств муз.ткани

Текущий

6



« Первый»

П. И. Чайковский. Концерт № 1 для ф - но с

Оркестром

Ю. Тугаринов « Я рисую море»

11.05

Жанр инструмен -

тального концер-

та

Сформировать

Представление

Об особеннос-

тях импрессио-нистического

стиля музыки

Текущий

7



« Могут ли иссякнуть мелодии?»

С. С. Прокофьев « Детская музыка»

П. И. Чайковский « Детский альбом»

Ю. Тугаринов « Я рисую море»

И. М. Курдакова « В мире облаков»

18.05

Показать что в музыке множество деталей.

Знать музыкальные краски . Уметь соединить цельную музыкальную картину.

Текущий

8



Обобщающий урок.

Исполнение и слушание музыки по желанию ребят

25.05

Сформировать понимание авторского стиля в

музыке


Текущий

34















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа по предмету «Музыка» для 7 класса общеобразовательных учреждений

составлена в соответствии с:

- программой разработанной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- примерной программой основного общего образования по музыке;

- программы по музыке 5-8 кл. для общеобразовательных учреждений. Е. Д. Критская Москва: Просвещение 2010.

Учебник: Сергеева Г.П. Музыка 7 класс, М.: Просвещение 2011г.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

ЗАДАЧИ:

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7 КЛАССА

Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров.

Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развитие музыкальных образов в произведениях крупных жанров - опере, балете, мюзикле, рок - опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка.

Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.

МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ школьников отражают

цель, задачи и содержание данной программы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод концентричности организации музыкального материала;

- метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы

в обучении);

- метод создания «композиций» (в форме диалога и др.);

- метод игры;

- метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.),

инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В КАЧЕСТВЕ ФОРМ КОНТРОЛЯ могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

7 класса

Знать / понимать:

понимать взаимодействие музыки с другими видами

искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

возможности музыкального искусства в отражении вечных

проблем жизни;

основные жанры народной и профессиональной музыки;

основные формы музыки;

характерные особенности творчества и анализ музыкального произведения;

имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада, авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

история возникновения духовной музыки и ее развитие в

творчестве современных композиторов;

основные стили музыки (полифония, гомофония);

известные театры мира и исполнители, особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

строение сонатно- симфонического цикла;

особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки.

Уметь:

-эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;

-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально - ритмического движения, импровизации.

осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

выявлять особенности построения музыкально - драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;







Учебно - тематический план

Наименование разделов и тем

Количество

часов

В том числе :

практических

уроков

1

« Музыка вокруг нас»

9

8

2

« Музыка вокруг нас»

8

7

3

« Музыка и ты»

10

8

4

« Музыка и ты»

7

7

5

Всего:

34

30









Литература :


  1. Я познаю мир. Музыка. Композиторы. Мировая художественная культура. Изд. «Астрель», 2003 г.

  2. Про трёх китов в музыке. Д.Б. Кабалевский. Изд. «Детская литература», 1979 г.

  3. Весёлые уроки музыки. З.Н.Бугаева, Изд. «Сталкер», 2002 г.

  4. Там где музыка живёт. А.Клёнов. Изд. «Педагогика», 1996 г.

  5. В мире музыки. Осовицкая, Казаринова. Изд. «Музыка», 1994 г.

  6. Книга о музыке. Головинский. Изд. «Советский композитор», 1975 г.

  7. Хоровые и игровые песни Сибири. Изд. «Наука», 1985 г.

  8. Рассказы о русских народных инструментах. Ю.Васильев, А.Широков. Изд. «Советский композитор».





Календарно - тематическое планирование по учебному предмету музыка 7 класс

№ урока

Тема раздела

Количество часов по разделу

Тема урока

Дата реализации

Планируемые результаты по разделу

Оценка результатов

предметные

метапредметные


« Музыка вокруг нас»

9





Текущий

1-2



« Музыкальный образ»

П. И. Чайковский « Па- де- де» из балета

« Образ покоя и тишины», « Сладкая грёза»

02.09

08.09

Муза.

Музыка

Композитор.

Исполнитель.

Слушатель.

Оркестр.

Дирижёр.

Цель формирование у учащихся представлений о музыкальной драматургии . Знать мелодии военных лет. Уметь сложить ритмическую импровизацию.

Текущий

3-4



Образ воспоминания о подвигах советских людей.

Образ войны и мира.

15.09

22.09

Хор. Хоровод.

Цель способствовать развитию интереса учащихся к творчеству М.И.Глинки .Знать произведения и биографию композитора. Уметь обобщать музыкальные темы.

Текущий

5-6



«Образ войны и мира. Повсюду музыка слышна»

Р. Н. П. «Солнышко», «Гори, гори ясно»

« Трам, трам, трам!»

П. И. Чайковский Драматический образ.

« Щелкунчик»,



29.10

06.10

Цель формировать у учащихся представлений о музыкальной драматургии.


Знать музыкальные термины. Уметь сложить музыкальный рисунок.

Текущий

7-8



Лирический образ. « Душа музыки - мелодия»

П. И. Чайковский «Детский альбом»

« Сладкая грёза», « Вальс»Образ страдания.

« Марш деревянных солдатиков»

М. Красев « Падают листья»

13.10

20.10

Сформировать понимание авторского стиля в

музыке

Выразительность и изобразитель-

ность в музыке

Текущий

ИКТ

9



Обобщающий урок

Исполнение и слушание музыки по желанию ребят


10.11

Научить определять авторский стиль в музыке

Песенность.

Танцевальность.

Маршевость.

Муз. азбука

Текущий

ИКТ


« Музыка вокруг нас»


8






1-2



Картины народной жизни. « Сочини мелодию»ЭГриг

А. Барто « Осень»

Н. Михайлова « Дождь идёт»

Г. В. Свиридов « Осень»

П. И. Чайковский « Осенняя песня»

М. Красев « Падают листья»

17.11

24.11

способствовать развитию интереса учащихся к творчеству Э.Грига


Знать произведения и биографию композитора. Уметь обобщать музыкальные темы.


Текущий

3-4


Образ современной молодёжи.« Музыкальные инструменты» Н. А. Романтический образ.

01.12

08.12

способствовать развитию интереса учащихся к творчеству К. Глюк..

Знать произведения и биографию композитора. Уметь обобщать музыкальные темы.

Текущий

ИКТ

5-6



Разнообразие музыкальных образов. « Музыкальные инструменты»

И. С. Бах « Шутка»

К. Глюк. Мелодия из « Орфей и Эвридики»

Образ грусти.

15.12

22.12

способствовать развитию интереса учащихся к творчеству К. Глюк..

Знать произведения и биографию композитора. Уметь обобщать музыкальные темы

Текущий

ИКТ

7-8



Образ грусти. « Разыграй песню»

Л. Книппер « Почему медведь зимой спит»

К. Глюк. Мелодия из « Орфей и Эвридики»

В. Кикта « Фрески Софии Киевской»

Л.Дакен « Кукушка»

Обобщающий урок

29.12

12.01

Научить создавать художественный замысел произведения

Научить определять авторский стиль в музыке

Текущий

ИКТ


« Музыка и ты»

10





1



Бардовская (авторская) песня.

В. Миляев Б.Окуджава.

19.01

Бард .

Научить отличать стиль и стилизацию музыки

Текущий

2-3



« Музыка вечера»

А. Островский « Спят усталые игрушки»

В. Гаврилин « Вечерняя музыка» из симфонии -

26.01

02.02

Жанры

Освоение элементов муз.

азбуки: такт,

тактовая черта

длительности нот.

Цель показать что в музыке множество деталей. Знать музыкальные краски . Уметь соединить цельную музыкальную картину.


Текущий

4



Действа «Перезвоны»

С.С. Прокофьев « Вечер»

А. И. Хачатурян «Вечерняя сказка»

В. Салманов « Вечер»

09.02

Песенность.

Напевность.

Сопрано.

Колыбельная.

Научить находить общее и различное между музыкой и изо


5-6

« Музыкальные портреты»

П. И. Чайковский « Баба Яга»

В. А. Моцарт « Менуэт»

С. С. Прокофьев « Болтунья»

16.02

23.02

Менуэт.

Скороговорка.

Сформировать у учащихся понимание своеобразие изобразительных свойств музыки

Текущий

ИКТ

7



« Разыграй- сказку»

М. Иорданский « Баба Яга» ( песенка -дразнил - ка )

02.03

Масленичные песенки.

Сформировать у учащихся понимание своеобразие изобразительных свойств музыки

Текущий

8



« Музы не молчали»

А. П. Бородин Симфония « Богатырская»

С. Никитин « Песня о маленьком трубаче»

Р. Н. П. «Солдатушки…»

09.03

Песенки - заклички

Цель способствовать развитию интереса учащихся к творчеству С.В.Рахманинова.Знать произведения и биографию композитора. Уметь обобщать музыкальные темы.

Текущий

ИКТ

9



«Мамин праздник»

Г. Гладков « Колыбельная»

М. Кажлаев « Колыбельная»

М. Славкин « Праздник бабушек и мам»

И. Арсеев «Спасибо»

16.03

Научить определять авторский стиль в музыке

Текущий

ИКТ

10



« Музыкальные инструменты»

П. И. Чайковский « Сладкая грёза»

И. С. Бах « Волынка»

М. Славкин « Праздник бабушек и мам»

Н. Конради « Менуэт»

Р. Н. П. « Тонкая рябина»

06.04

Фортепиано.

Рояль.

Клавесин.

Лютня.

Гитара

Научить отличать стиль и стилизацию музыки

Текущий

ИКТ


« Музыка и ты»

7



1



« Музыка в цирке»

И. О. Дунаевский « Выходной марш», « Галоп»

« Клоуны» из к. ф. « Цирк»

А. Журбин « Добрые слоны»

13.04

Услышать живопись в музыкальных произведениях..

Знать биографию композитора. Уметь различать музыкальные образы

Текущий

ИКТ

2



« Дом который звучит»

Н. А. Римский- Корсаков. Опера « Садко»

Песня Садко « Заиграйте, мои гусельки»

П. И. Чайковский « Па- де- де» из балета

« Щелкунчик»,

20.04

Опера, балет.

Сформировать у учащихся понимание своеобразие изобразительных свойств музыки

Текущий

ИКТ

3



« Дом который звучит»

М. Коваль « Волк и семеро козлят»

М. Красев « Муха - цокотуха»

27.04

Орган.

Средства муз.

выразительности

Цель формировать у учащихся представлений о музыкальной драматургии. Знать музыкальные термины. Уметь сложить музыкальный рисунок.


Текущий

ИКТ

4



« Ничего на свете лучше нету»

Г. Гладков « Бременские музыканты»

И. Карташова « Здравствуй, друг»

04.05

Выразительность и изобразитель -

ность в музыке

Научить находить общее и различное между музыкой и изо

Текущий

5



« Дом который звучит»

М. Коваль « Волк и семеро козлят»

М. Красев « Муха - цокотуха»

Г. Гладков « Бременские музыканты»

И. Карташова « Здравствуй, друг»

11.05

Мажор.

Минор

Сформировать у учащихся понимание своеобразие изобразительных свойств музыки

Текущий

6



« Афиша. Программа»

« Твой музыкальный словарик»

Р. Щедрин « Конёк - Горбунок

Г. Гладков « Бременские музыканты»

И. Карташова « Здравствуй, друг»

18.05

Жанр инструмен -

тального концер-

та

Сформировать

Представление

Об особеннос-

тях импрессио-нистического

стиля музыки

Текущий

7



Обобщающий урок

« Музыка и ты»

Я. Дубравин « Добрый день»

Г. Струве « Моя « Россия»

П. И. Чайковский « Детский альбом»

И. Карташова « Здравствуй, друг»

25.05

Показать что в музыке множество деталей.

Знать музыкальные краски . Уметь соединить цельную музыкальную картину.

Текущий

34





ИКТ выделено курсивом

© 2010-2022