• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья по музыке Музыка и литература как средство формирования духовного мира учащегося

Статья по музыке Музыка и литература как средство формирования духовного мира учащегося

Данная статья по музыке будет интересна учителям художественно-эстетического цикла, преподающим в начальной школе. Материал раскрывает примеры воздействия уроков музыки на духовно-нравственный мир обучающегося в условиях современного мира. Тесная взаимосвязь двух предметов (музыка и литература) способствует этому в рамках программы по музыке Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.Н.Шмагиной.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Музыка и литература как средство формирования духовного мира учащегося».

Слова и звуки… Звуки и слова.

В них полной жизни выраженье…

Все оживает в звуках и словах…

В словах и звуках - море вдохновенья…

Евдокия Растопчина (1867)

Введение.

Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.

В настоящее время наблюдается всё большее увеличение влияния искусства на обучающегося. В условиях современного образовательного процесса взаимодействие таких учебных дисциплин как музыка и литература оказывает колоссальное воздействие на развитие духовно-нравственных качеств ребенка, позволяя ему целостно и полно воспринимать окружающий его мир. Тесная взаимосвязь этих двух предметов в истории отечественного образования прослеживалась всегда. В период становления педагогики она носила характер простого взаимного иллюстрирования, иногда подкрепления каких-то произведений искусства примерами из других областей. Современная школа изменила свой подход к взаимодействию этих двух дисциплин. На сегодняшний день интеграция в школьном образовании не только не утратила своей актуальности, но и занимает все большее место в развитии различных методологических подходов и приемов в структурном построении драматургии урока. Музыка на протяжении всей истории своего развития не существовала сама по себе, всегда была связана с другими видами искусства, оказывала на них воздействие и, в свою очередь испытывала на себе их влияние.

Правовая основа.

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования (Приказ №373 от 06.10.2009г. Министерства образования и науки РФ) определяет ведущую роль музыки в духовно-нравственном развитии личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.

В областной «Концепции воспитания молодежи» (до 2015 года) уделяется особое внимание становлению и развитию высоконравственного, ответственного, творческого и инициативного гражданина России посредством формирования основ музыкальной культуры, развития художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

Духовно-нравственное развитие обучающихся обеспечивается единством урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. При реализации данных форм деятельности используются театрализованные и музыкально-пластические композиции, исполнение вокально-хоровых произведений и импровизации на народных инструментах.

Проблема.

Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов,

не может дать исчерпывающую информацию о мире.

В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена деятельность учащихся, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Отличительная особенность программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. Н. Шмагиной является - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства.

Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как музыка и литература, тесно взаимосвязаны. Возникла необходимость интегрирования этих предметов. Слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися.

Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда - безграмотность, бедная речь, падение нравственности и духовности.

Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. В жизни человека музыка занимает важное место. «Нам песня строить и жить помогает…» Кто-то любит рок, кто-то - джаз, кто-то - кантри, кому-то ближе лёгкая музыка. Но есть «вечная» музыка, которую называют классической и которая не оставляет равнодушным никого. Благодаря сонатам Бетховена, симфониям Моцарта, этюдам Грига, полифониям Баха люди разных поколений, разных эпох достигают понимания вечных нравственных ценностей жизни. Такое же влияние на души людей имеет и литература - искусство слова. Поэмы Пушкина, сказки Ершова, драмы Лермонтова, произведения Рылеева, повести Островского, трагедии Шекспира способны достучаться до детских сердец.

Школа призвана развивать творческие способности учеников, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся. За интеграцией - будущее.

Описание опыта работы.

Программа музыкального образования насквозь пронизана интеграционными связями. Взаимовлияние музыки и литературы ребята ощущают уже на первых уроках музыки в начальной школе. Именно в этот период ученики постепенно начинают осознавать, что музыка и слово связаны с природой человека.

В основе идеологии УМК лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая подразумевает воспитание добрых чувств, любви и интереса к своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России, их культурному и историческому наследию.

  • Во 2 классе при изучении темы «Россия - Родина моя!» центральное место отводится знакомству детей с главной песней нашей Родины - Гимном России. В этой песне искусство слова и искусство звука сливаются в единое целое и воспитывают чувство гордости за державу, формируя:

-личностные УУД (укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности, наличие эмоционального отношения к искусству),

-познавательные УУД (размышление о музыке, личностная оценка музыкального произведения),

-регулятивные УУД (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя),

-коммуникативныеУУД (воспитание любви к своей культуре, развитие самосознание ребёнка, его гражданской идентичности).

  • На уроке в 3 классе перед прослушиванием сцены Наины и Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки происходит знакомство учащихся с текстом поэмы А. Пушкина и размышление над значением таких выражений как: «воин скромный средь мечей», «Я весь дрожу… Опасный путь мне надоел», формируя:

-личностные УУД (умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами),

-познавательные УУД (умение строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации из прослушанного произведения),

-регулятивные УУД (осознание качества и уровня усвоения: оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя),

-коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем).

  • На уроке в 4 классе на тему «Что за прелесть эти сказки!» происходит обобщение знаний учащихся о сказочных образах в творчестве Пушкина. После прослушивания начала пьесы «Три чуда» Н. А. Римского-Корсакова (опера «Сказка о царе Салтане) в живом исполнении на фортепиано, детям предлагается сравнить это звучание с зачином любой сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается», «Жили-были дед и баба и была у них…» и др. В музыке изображается неторопливое монотонное движение в аккомпанементе, имитирующее движение спиц или вязального крючка. Под эту музыку в воображении может возникнуть картина: няня поэта - Арина Родионовна словно собирается с мыслями, решая какую из сказок рассказать Александру Сергеевичу длинным вечером под завывание осеннего ветра или зимней вьюги. В процессе работы над оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (симфоническая картина «Три чуда») у ребят формируются:

-личностные УУД (освоение и осознание вечных тем искусства: добро и зло, любовь и ненависть),

-познавательные УУД (умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем),

-регулятивные УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно: опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт),

-коммуникативные УУД (умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы).

Содержание программы Е. Д. Критской базируется на нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных музыкальных направлений: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов.

А сколько радости получают первоклассники, сравнивая остроумнейшие стихи Агнии Барто со смешной музыкой песни «Болтунья» Сергея Прокофьева. Они самостоятельно анализируют литературный текст, находят в музыке те средства музыкального языка, которые композитор использует.

Можно привести много примеров музыкального звучания стихов А. Пушкина, М. Лермонтова. Музыкальность нередко присуща и прозе, например, у Гоголя. Многие русские поэты, писатели, живописцы, обращаясь к теме дороги, воссоздавали образ русской тройки. Дорога, тройка, колокольчики воспеты в песнях ямщиков и в стихах Пушкина и Некрасова и других поэтов. П. Чайковский не раз обращался к этой теме. Среди его фортепианных пьес «Времена года» - поэтических картинок русской природы мы находим пьесу «На тройке.

Мелодическая ткань многих инструментальных концертов, сонат, симфоний часто оказывалась насыщенной речевыми интонациями, даже ораторским пафосом. Композиторы при сочинении тех или иных опусов обращались к литературным образам и сюжетам. Такое обращение привело к созданию особой ветви музыкального искусства - так называемой программной музыки. Принцип программности проводили в жизнь композиторы-романтики. Многие произведения романтической музыки имеют литературную основу либо в виде развёрнутого сюжета, повествования, как в «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза либо в виде идейно-образного фундамента, литературной «почвы», из которой вырастают литературные образы. В этом случае композитор как бы рассказывает о своих впечатлениях от литературного произведения языком инструментальной музыки. Возможна также в музыке и передача сложных, философских идей. Уникальный опыт создания музыкальных произведений, в основе которых лежат такого рода идеи, принадлежит гениальному русскому композитору Александру Николаевичу Скрябину. В некоторых его фортепианных и оркестровых сочинениях заложен целый комплекс идей, волновавших русскую интеллигенцию на рубеже 19-20 веков. Таковы темы творчества, любви, творческого вдохновения, которые в авторских ремарках были названы: «тема творений», « тема самоутверждения», «тема томления».

Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» написана на сюжет одноименной сказки драматурга Н. Островского. Самое дорогое детище композитора, эта опера с ее трепетным ариозо героини, лукавыми песнями пастуха Леля, чудесным и хорами как важный компонент художественной системы писателя.

Отсюда видно, что результаты воздействия литературы на музыку не только значительны, но и интересны. Обратное влияние - музыки на литературу - не менее результативно.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах.

С помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, можно разыграть музыкальные игры. Дети, знакомясь с содержанием произведения, не только воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, сценического), оказывают музыкально-оздоравливающий эффект.

Организация музыкально-театральной деятельности может перенести артистов и зрителей в далёкое прошлое, будущее, и в сказку… А сказка - это чудесный, волшебный мир, в котором добро всегда побеждает зло. В сказке могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Герои музыкальных сказок на собственном примере показали - как преодолевать трудности и что значит настоящая дружба. Занятия в театре имеют большое воспитательное значение: дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем.

Постановка музыкальных спектаклей способствует расширению и углублению знаний в области музыки. Например, в спектакле «Там, где музыка живёт» действие происходит в музыкальном королевстве: «Это домик, в котором живут нотки. В нём пять этажей - ступенек, и называются они нотный стан. Каждая нотка на своём месте… У нашей матушки королевы Мелодии два сына. Одного зовут Минор, другого - Мажор. Чтобы их не обидеть, она отдала каждому принцу по половине королевства». В музыкальное королевство пытается проникнуть неизвестный, чтобы украсть несколько нот и нарушить порядок. Первоклассники знакомятся с такими «музыкальными героями», как Нотки, принцы Мажор и Минор, Королева Мелодия, Реприза. «Вхождение» в мир музыки происходит в интересной, увлекательной форме.

Приведенные примеры свидетельствуют о широте выразительных возможностей музыки и о разнообразии форм и жанров. Чтобы понимать музыку, прежде всего, нужно слушать ее. И слушать ее как можно больше.

Вывод.

Обобщая тему « Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» задавая вопрос «Могут ли музыка и литература жить друг без друга?» дети приходят к выводу музыка без литературы, как и литература без музыки, понесли бы потери, так как эти виды искусства рождены жизнью и своими разными средствами (литература словом, музыка музыкальными звуками и так далее) отражают события в жизни, чувства и переживания людей.

Литература обогащает музыку, дает ей поэтические сюжеты, без литературы, не существуют также жанры как опера, балет, вокальная музыка.

Литературное слово должно проходить сквозной темой на протяжении семи лет обучения музыки в школе, так как связь литературы и музыки, близость интонации слова с мелодической, приводит к обобщению литературного и музыкального образа, что и должны почувствовать учащиеся.

Но, прежде всего об этом должны помнить педагоги, так как в их руках находятся детские души, такие восприимчивые к музыке и литературе.

Интеграцию учебных предметов иногда рассматривают с точки зрения рационализации процесса обучения, экономии сил и времени учащихся, более прочного усвоения школьниками знаний по изучаемым предметам. Между тем основная задача интеграции заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся.

Список используемой литературы:

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 336с.: - (Б-ка учителя музыки)

2. Асмолова А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» М; 2011 г.

3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.Н. «Музыка программы общеобразовательные учреждений 1-7 классы» М; 2010 г.

4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.Н. «Музыка: 1-4 класс: методическое пособие» М; 2006 г.

5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.Н. «Музыка: Учебник для учащихся 1, 2, 3, 4 классов начальной школы» М; 2010 г.

6. Сергеева Г.П. «Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие» М; 2010 г.





11


© 2010-2022