Занимательное сольфеджио. Игровые формы работы на уроках сольфеджио

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занимательное сольфеджио

Игровые формы обучения

«Угадай мелодию»

Эту игру можно использовать для работы в нескольких направлениях: чистота интонации, закрепление в сознании определённых интонационных оборотов, что поможет формированию ладового чувства; развитие ритмического чувства и музыкальной памяти.

Прежде чем играть в эту игру, у ученика должен быть накоплен песенный багаж. При изучении нот поём различные попевки:

«Фа-соль, фа-соль вот и выросла фасоль»

«Соль-ля, соль-ля как прекрасна земля»

«До-ре-ми, до-ре-ми на меня посмотри»

«До-ми-до, до-ми-до, я играю в домино» и другие.

Все попевки похожи ритмически. Задание: определить песенку, которую простукивает педагог(позже это может делать ученик), потом исполнить её на фортепиано(это концертмейстер) вместе с другими учениками(это ансамбль). По ходу игры выбирается лучший концертмейстер.

Эти же попевки можно выложить карточками. Задание: пропеть или исполнить на фортепиано.

В дальнейшем эта игра перерастёт в другую форму. На одном листке записаны первые фразы мелодий, в другом углу листа написаны названия песен. Задание: соединить стрелками музыкальные фразы с названием песен.

«Музыкальное эхо»

Эта форма работы как и предыдущая помогает развивать ладовое чувство, ощущение устойчивости тоники.

Педагог настраивает учеников в определённой тональности. Далее играет звуки, дети должны услышать и пропеть с названием нот. На первых уроках это повторение нот в пределах терции, с частыми повторами тоники в медленном темпе, потом с увеличением скачков, с убыстрением темпа.

«Я купила пианино»

Кроме ощущения ладовых связей, игра предполагает элемент творчества. Особенно хорошо играть в эту игру если детей 7-8 человек, выстраивается гамма. Каждый ребёнок - это клавиша. Педагог или ученик «нажимает» на клавиши и играет знакомые попевки или импровизирует.

«Повторялки-проверялки»

Эту игру можно использовать в начале урока для своеобразного разогрева памяти или на контрольном уроке.

На карточках нарисованы различные музыкальные знаки: знаки альтерации, длительности, фермата, реприза, динамические оттенки, темповые обозначения и т.д.. Сначала педагог просто показывает карточки дети, разделённые на команды отвечают. Потом перемешанные карточки отдаю детям с просьбой разложить их на родственные компании. После того как дети разложат карточки, каждый выбирает свою компанию и объясняет, что это, называя при этом общее обозначение( дети порой прекрасно знают что такое форте и пиано, а что это вместе называется динамические оттенки сказать затрудняются).

«Кто шагает»

На первых уроках сольфеджио очень много внимания уделяется развитию ритмических навыков. Можно просто шагать ритмические формулы, в усложнённом виде на сильную долю ещё и хлопать.

Определять двух- или трёхдольность метра в постоянно меняющихся музыкальных отрывках, которые исполняет педагог.

После знакомства с динамическими оттенками ритм можно шагать с использованием форте-пиано, на сильную долю топать сильно, на слабую на цыпочках.

«Помоги рассадить пассажиров»

Во время освоения длительностей можно предложить детям такую игру. Нарисовать паровоз с вагончиками и предложить ученику рассадить пассажиров по вагонам. Вагоны могут быть любого размера(2,3,4 четверти).

В дальнейшем обходимся без паровоза. На отдельном листке разлинован нотный стан в прилагаемой к листку коробочке маленькие карточки с изображением размеров, длительностей и пауз. Задача: заполнить такты.

«Разноцветный забор»

Игра способствует развитию гармонического слуха, осознанию ладовых связей

Используются старые фломастеры жёлтого, зелёного, красного цвета. Педагог играет гармоническую последовательность, ученики выкладывают фломастерами функции прозвучавших аккордов. Или наоборот: педагог выкладывает «разноцветный забор», ученик играет аккорды.

«Эстафета»

Игра для закрепления построения интервалов и не только.

Ученики по очереди строят какой -либо интервал. Следующий строит от той ноты на которой закончил предыдущий. Можно не только устно строить, но и настроившись, петь в тональности. Для младших классов облегчить построение(просто построить от какой-либо ноты интервал), но добавить двигательной активности(выстроившись в две команды подбегать к доске. Строить интервал и передавать эстафету следующему). Эту же игру можно использовать во время слухового анализа интервалов или аккордов.

«Я знаю интервалы»

Каждый ученик готовит карточки с обозначением интервалов. После прослушивания интервала - играет педагог, дети поднимают нужную карточку. После «разогрева» учитывается правильный ответ первого . поднявшего карточку. Дух соревновательности активизирует учеников, побуждает их быть более собранными и мобильными.

«Найди ошибки»

Эта игру можно проводить каждый урок, тем самым закрепляя изученную тему. Кроме того она способствует воспитанию в ребёнке способности отстаивать своё мнение. Смысл игры состоит в исправлении ошибок, которые педагог придумывает и записывает. К концу года запись обогащается всё новыми и новыми ошибками. А потом дети сами соревнуются в придумывании ошибок. Ошибки могут касаться всего: неправильно определённый размер, неправильно записанная длительность, пауза и т.д..

«Собери свою гамму»

Закрепление теоретических знаний.

На карточках написаны несколько гамм, Т-S -Д трезвучия, карточки разрезаны на части. Задание: собрать свою гамму.

Дополнение: если в процессе игры необходимо выбрать кого-то одного: либо водящего, либо первого и т.п. всегда выбираем с помощью музыкальных считалок, например: «Плыл по морю чемодан»».

В данной работе отражены далеко не все игровые формы работы на уроках сольфеджио. Как уже было указано выше, педагогу каждый урок приходится что-то досочинять, переделывать в зависимости от состояния группы и конкретно каждого ученика.

Дети от природы любознательны и полны желания удивляться. Для того, чтобы они проявили свои творческие задатки необходимо чуткое руководство. Если ребёнок заканчивая музыкальную школу. Вспоминает сольфеджио как что-то скучное и унылое, значит ему не повезло с педагогом. Пока ребёнок не разучился удивляться и восхищаться, фантазировать надо использовать этот период для обучения с увлечением. Для этого и нужна игра. Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и обучает.



© 2010-2022