• Преподавателю
  • Музыка
  • Методический материал «Проблемы певческо - музыкального развити у детей с не развитой интонацией»

Методический материал «Проблемы певческо - музыкального развити у детей с не развитой интонацией»

Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Методический материал

Рассмотрение научных высказываний

«Проблемы певческо - музыкального развития

у детей с не развитой интонацией»

Составитель: Голикова Любовь Григорьевна

преподаватель по постановке голоса

«Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе совершенно новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» Д. Шостакович

Вступление

Благодаря книжной научной информации, работам преподавателей в интернет ресурсов, я смогла прочитать, собрать и скомпоновать для прочтения и ознакомления о проблемах фальшиво поющих детей.

Собранный мною материал и отредактированный предназначен, как пособие для преподавателей хора, постановке голоса, сольфеджио, эстрадного пения, так как все эти предметы связаны с пропеванием нот и обучением умению петь.

Мы с вами рассмотрим о возможности музыкального развития фальшиво поющих детей, этот вопрос волновал и волнует научных сотрудников, психологов, психиатров, преподавателей хоров, педагогов по постановке голоса.

Мы выделим три темы и рассмотрим их с разной позиции и высказыванием метров.

1.Трудно интонируемое детское пение как теоретическая и практическая проблема.

2.Развития чистоты интонирования в музыкально-педагогической и психологической литературе.

3.Педагогическое руководство процессом развития чистоты интонирования у детей младшего школьного возраста посредством работы над слухо - голосовой координацией.

Легко и быстро решают его те педагоги, которые всех детей, неверно поющих, зачисляют в группу «неспособных» и на этом основании считают, что заниматься им в музыкальной школе нецелесообразно.

Эта точка зрения распространена и в быту. Часто родители, замечая, что их ребёнок поёт неверно, говорят ему об отсутствии у него музыкальных данных, тем самым, внушая мысль ребёнку, что пением ему заниматься, не следует. Естественно, что после этого ребёнок начинает комплектовать и замыкаться в себе.

Вместе с тем, наблюдение за такими детьми показывает, что многие, на первый взгляд, музыкально не способные дети любят не только слушать музыку, но и петь, и поют с увлечением, если им ещё не окончательно внушили мысль, что они «не имеют права» петь.

Практика показывает, что ученик, который не может повторить чистым голосом элементарную мелодию, безошибочно угадывает знакомые песни из мультфильмов, замечает внесённые учителем изменения в их мелодию или ритм. Такие «удивительные» случаи встречаются и среди профессиональных музыкантов - люди, безусловно, обладающие прекрасным музыкальным слухом, не могут чисто спеть ту или другую мелодию.

Большинство руководителей детских вокальных и хоровых коллективов сталкиваются с проблемой плохой интонации у детей. Особенно это заметно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Фальшиво поющие дети тормозят развитие всех остальных детей, (если это хор или ансамбль). Разница в музыкальном развитии создаёт большие трудности в организации учебного процесса.

Если, например, ребёнок плохо рисует на занятиях в изостудии, то это не помешает другим детям рисовать хорошо. Нечистое же пение даже нескольких учеников отрицательно сказывается на общем звучании ансамбля, дуэта, вредит хорошо поющим детям, расстраивая их музыкальный слух. При правильной и своевременной помощи со стороны педагога, желании и воли со стороны ребёнка, задачу эту можно успешно решить.

Замечено, чем раньше предприняты попытки исправить неточное интонирование, тем качественнее результат. Чем младше ребёнок, тем легче он перестраивается и исправляет недостаток.

Работая достаточно давно преподавателем по постановке голоса, я пришла к следующим выводам: вначале учебного года количество вновь принятых детей 7-8-9-10-11-12-13-14-15 лет, совсем не умеющих интонировать и интонирующих приблизительно, весьма значительно. В среднем, при поступлении в класс постановки голоса например из 4-х детей, один интонирует не плохо, а 3-4ребёнка совсем не попадают в ноты, или интонируют чаще приблизительно, либо поют в пределах 2-х, 3-х нот, а то и вовсе «говорком» (таких певцов называют «гудошниками». Диапазон же мелодически красивой детской песни будет шире, чем 2, 3 ноты, если это только не музыкальные попевки. Чтобы разнообразить репертуар и учащийся зазвучал, руководителю нужно искать методы работы, направленные на исправление интонации таких детей. Прежде, чем искать способы решения проблемы, вначале нужно разобраться, как и почему появляются «гудошники»? В чём причина? А причин может быть достаточно много. Этим вопросом занимались, как музыкальные педагоги, психологи так и фониатры.

_________________________________________________________

Рассмотрим высказывание музыкально-вокальных деятелей о причинах неточного интонирования. Как мы понимаем, что трудностей в этом направлении немало. Главная среди них и острейшая - трудноинтонируемое пение. Причины неточного интонирования интересовали музыкально-вокальных деятелей уже в начале XX века. Так А.Л.Маслов, И.П.Пономарьков в процессе специального исследования пришли к следующим выводам: дети фальшиво интонируют по разным причинам. Одни просто невнимательны, у других недостаточная острота слуха, у некоторых детей чрезвычайно невелик диапазон чистого пения.

Психолог, профессор А.Н. Леонтьев пишет о том, что большинство языков мира «темброво- артикуляционные»: они основаны на распознавании гласных и согласных, а не на определении звуко - высотности голоса.

А в таких языках, как китайский или вьетнамский, звуко-высотность является составной частью речи. Поэтому люди этих стран наделены более тонким музыкальным слухом. У 30% населения «темброво-артикуляционных» стран речь воспринимается по окраске гласных звуков.

Например, если спеть гласные звуки «и» и « у», то многим покажется, что «у» звучит ниже, чем «и». Ребёнок в первую очередь учится говорить, значит «речевой слух» развивается раньше.

А.Н. Леонтьев выдвинул гипотезу: развитие речевого слуха «забивает» развитие музыкального. Мелодия в песне «опознаётся» косвенно, через речь. Так речевой слух становится во главе слухового восприятия. Станет ли он музыкальным, во многом зависит от окружения. Профессор А.Н. Леонтьев, много лет исследовал специфику восприятия речи и музыкальных звуков. Отобрав плохо интонирующих детей, он сумел быстро развить у них правильное воспроизведение музыкальных звуков с помощью простого вокального упражнения. Упражнение заключалось в следующем: надо было подстраивать голос под заданную высоту звука. Как он пишет, «результаты были удивительные». Леонтьев работал с испытуемыми три раза в неделю по 30 минут и через десять-пятнадцать дней получил «повышение чувствительности» к высоте звука. Интересный метод работы в этом направлении педагога, хорового дирижера Огородного Д.Е. Так, Д.Е.Огороднов в своей работе «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» упоминает, что отсутствие координации между слуховым представлением и его воплощением голосом обусловлено «отставанием развития соответствующих частей коры головного мозга - это следствие того, что ребёнок просто не справляется со своим голосовым аппаратом, не умеет правильно формировать певческий звук. Прежде всего, это относится к неумению использовать в пении головной резонатор. В результате затруднения в периферии отстаёт в развитии и центр». То есть, Огороднов Д.Е. считает, что одна из причин неточного интонирования - отсутствие координации между слухом и голосом, и объясняется это некоторым отставанием в развитии центральной нервной системы. В работе с «гудошниками» Д.Е. Огороднов применяет такой метод работы, как пение звуков на гласную «у» на слабой доле такта (приём стаккато), с последующим переходом на легато. Большое внимание он уделяет раскрепощению нижней челюсти при пении на той же гласной «у». Все певческие задания подкрепляются зрительной наглядностью, дети поют звук «у» и дирижируют себе по схеме, А также существует специальный приём: пение с плотным закрыванием ушей ладонями рук. Теория Д.Е. Огородного говорит, что гортань воспринимает звуки также, как и слух. Голос не только воспроизводит, но и воспринимает.

Сегодня, этой проблемой занимаются многие известные в стране и в мире музыканты, вокалисты, хоровики, преподаватели по постановке голоса а именно: Д.Е.Огородов, Н.А.Метлов, В.Вюнш, Л.Г.Дмитриева, М.С.Осеннева, В.Емельянов, О.П.Радынова, А.Н.Зимина, А.Н. Леонтьев, А.Л.Маслов, И.П.Пономарьков и др.

Проанализировав точки зрения этих специалистов, выделим следующие причины. Условно их можно квалифицировать на три группы: 1. Физиологические. 2. Психологические. 3. Влияние окружающей среды.

__________________________________________________________

1.Физиологические.

а) Отсутствие координации между слухом и голосом.

К первой группе относится одна из основных причин «гудения» - отсутствие координации между слухом и голосом. Этой точки зрения придерживается ряд специалистов, как мы читали выше. Также данную причину упоминает Н.А.Метлов - ведущий педагог-музыкант, исследователь в своей работе «Музыка - детям». Он считает, что дети, у которых «отсутствует координация между слухом и голосом, прекрасно слышат, но поют мелодию на кварту или квинту ниже, чем остальные. И, самое важное в работе с такими детьми научить их слышать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию» .

б) Нарушение строения голосового аппарата.

Второй причиной, относящейся к 1-й группе, является - нарушение строения голосового аппарата. Эту причину выделяют в своих работах более Н.А.Метлов, А.Н.Зимина, Н.Куликова. В частности, Метлов Н.А. сообщает, что детям с нарушением голосового аппарата необходимо вмешательство врача-ларинголога. Н.Куликова - преподаватель детской хоровой студии в г. Москве напрямую столкнулась с проблемой нарушения голосообразования, связанного с заболеваниями как бронхиальная астма, логоневроз, язвенный ларингит, олигофрения.

Она считает, что этим детям полезно петь, и после систематических занятий следует исправление интонации и возможна профессиональная постановка голоса.в) Слаборазвитый музыкальный слух. Осеннева М.С. - педагог-музыкант, разрабатывая методику работы с детским вокально-хоровым коллективом, обращаясь к вопросу о причинах «гудения» и неточного интонирования, выделяет среди основных причин - «несогласованность между слухом и голосом (т.е. «голос» не подчиняется ушам). В книге А.Войновой «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников», также подчеркивается, что чистота интонации в пении в большей степени зависит от того, как развит у детей музыкальный слух.

г) Плохая артикуляция.

Следующая причина неточного интонирования, относящаяся к группе физиологических причин - это плохая артикуляция. Об этом свидетельствует исследование Метлова Н.А.; наблюдая за своими воспитанниками, он приходит к выводу о том, что некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение. д) Низкий диапазон звучания голоса.

Последняя причина 1-й группы - низкий диапазон звучания голоса. Данной точки зрения придерживаются многие педагоги, в том числе О.Радынова - по начальному, дошкольному вокальному воспитанию детей, составитель учебника «Музыкальное воспитание дошкольников». Она считает, что «одна их причин неверной интонации - низкий диапазон звучания голоса. В этом случае помогает транспонирование мелодии в удобную для ребенка тональность. Если ему удаётся уловить рисунок мелодии и воспроизвести её в удобной тесситуре, он может начать петь правильно и с другими детьми высоком звучании. Постепенно его диапазон расширяется, начиная с примарных зон».

Таким образом, к физиологической группе причин «гудения» и неточного интонирования относятся:

а) Отсутствие координации между слухом и голосом.

б) Нарушение строения голосового аппарата.

в) Слабо развит музыкальный слух.

г) Плохая артикуляция.

д) Низкий диапазон звучания голоса.

__________________________________________________________

2. Психологические.

Вторая группа причин неточного интонирования и «гудения» связана с психологическим состоянием и развитием детей.

а)Невнимательность.

б)Застенчивость Подробно об этих причинах размышляет А.Н.Зимина. Она считает, что причины неточной интонации у каждого ребёнка различны и индивидуальны. Но чаще всего встречаются дети, которые поют фальшиво из-за неустойчивого внимания, а также застенчивые дети, которые не привыкли показывать свои умения и навыки своим сверстникам или педагогу. в)Внутреннюю зажатость.

В.Вюнш - музыковед, психолог, после наблюдений и исследований выделил еще одну причину слишком низкого пения или «гудения» - внутренняя зажатость или «чрезмерная подверженность внутренних движений воздействию силы тяжести». В.Вюнш считает, что у детей младших классах необходимо развивать активный слух. Например, «если с детьми изображать руками движения крыльев летящей птицы, подражая ей адекватным образом, а затем, постепенно укорачивая, ограничивая движения, приводить их к внешнему покою, внутренне возрождая их пение, то вы много сделаете для того, чтобы у вас постепенно начали исчезать «гудошники»

Таким образом, вторая группа - психологические причины

неточного интонирования-включает в себя:

а)Невнимательность. б)Застенчивость. в)Внутреннюю

зажатость.

__________________________________________________________

3. Влияние окружающей среды.

а) Отсутствие должного окружения ребёнка дома, в семье.

Как известно, на развитие человека немаловажное воздействие оказывает среда, общество, где он вращается. На музыкальное развитие ребенка эти факторы также оказывают активное влияние. Н.А.Метлов считает, что «чистота интонации зависит от музыкального окружения ребёнка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, дети стараются подпевать, их вокально-музыкальные данные развиваются. Если же условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребёнка, его музыкально-вокальные данные задерживаются в развитии и могут проявиться в результате планомерной музыкально-педагогической работы» 6. То есть, музыкальность общения ребёнка в семье играет немаловажную роль в музыкально-вокальном и слуховом развитии ребёнка. А скудность музыкального окружения в семье является одной из причин фальшивого пения.

б) Отрицательное влияние средств массовой информации. В. Емельянов - учитель-исследователь считает, что: «При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются.

в) Недостаточность педагогической помощи неточно интонирующим детям.

Голос и речь ребёнка формируется исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, то есть отнюдь не в оптимальном направлений и с множеством случайных и вредных воздействий. Результат - неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани, затягивание мутации у юношей и многое другое» 7. То есть он придерживается точки зрения, что на развитие голоса, речи и слуха здорового ребёнка влияют семья, средства массовой информации.

Таким образом, к 3-й группе причин неточного интонирования, относятся:

а) Отсутствие должного окружения ребёнка дома, в семье.

б) Отрицательное влияние средств массовой информации.

в) Недостаточность педагогической помощи неточно интонирующим детям.

Проведя исследование по теме «Трудно интонируемое детское пение как теоретическая и практическая проблема». Резюмируем высказывания научных деятелей и педагогов:

Сегодня педагог хора, постановки голоса сталкивается со многими проблемами в вокально-хоровой работе с детьми. Острейшая из них - неточная интонация у учащихся, наличие в коллективе «гудошников», так называемых дисмелодистов.

Учеными музыкантами были выведены некоторые причины неточного интонирования и «гудения».

Среди них: а) невнимательность,

б) застенчивость младших школьников на занятиях, многие дети имеют

в) недостаточно развитый слух,

г) плохую артикуляцию.

Распространёнными причинами является:

д) отсутствие координации между слуховым представлением и воплощением голосов,

е) неумение управлять своим голосовым аппаратом,

ё) плохо развитая память.

Большое значение в вокально-музыкальном развитии детей имеет

ж) музыкальное окружение ребёнка дома, в семье.

Что же такое пение для детей:

Пение является ведущей исполнительской деятельностью детей.



© 2010-2022