- Преподавателю
- Музыка
- Модифицированная программа (вокальный ансамбль)
Модифицированная программа (вокальный ансамбль)
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черкасова Л.А. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Модифицированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа учебного курса «Детский эстрадный вокальный коллектив» реализуется в системе дополнительного образования гимназии-интерната. Образовательная программа художественно-эстетической направленности.
Программа составлена на основе авторской программы «Детский эстрадный вокальный коллектив» Синицкой Оксаны Николаевны, педагога дополнительного образования центра развития творчества детей и юношества №1 г. Старый Оскол. Программа рекомендована Белгородским региональным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в 2006г., адресована педагогам дополнительного образования УДО и школы.
Отличительные особенности. Модифицированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа отличается от авторской:
- сроком реализации - программа сокращена с 5 лет до 4 лет обучения;
- спецификой детского учреждения (обучаются только девочки);
- возрастом детей (12-16 лет);
- корректировкой репертуара;
- занятия по курсу проводятся в рамках дополнительного образования гимназии - интерната.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует созданию коллектива единомышленников. На протяжении четырёх лет создавать условия и в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской работы и творческого комфорта. Восприятие искусства через пение - важный элемент эстетического наслаждения. Пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно - сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье.
Цель программы: реализация творческих исполнительских возможностей обучающихся в малой вокальной группе.
Задачи:
- научить петь без дирижёра;
- развивать вокальные навыки;
- формировать вокально-хоровые навыки, навыки грамотного пения в ансамбле;
- развивать музыкальные способности, навыки выразительного исполнения песни;
- развивать чувство музыки и стиля;
- воспитывать эстетический вкус;
- способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию;
- воспитывать культуру толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 12-17 лет.
Режим занятий: занятия по программе проходят 2 раза в неделю по одному часу, что в год составляет - 68 часов. Обучение ведётся в группе, объединяющих детей по возрасту и уровню музыкальной подготовки. Время проведения занятия - 40 минут.
Формы занятий:
-
традиционные занятия;
-
открытый урок;
-
занятие-репетиция;
-
занятие-концерт;
-
праздники, конкурсы, фестивали;
-
творческий отчёт.
Теоретические знания, получаемые в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками.
Срок реализации программы - 4 года.
Этапы обучения:
1 год «Ростки» - вокальный ансамбль «Ассоль»
2 год «Истоки» - вокальный ансамбль «Ассоль»
3 год «Становление» - вокальный ансамбль «Канцона»
4 год «Школа мастерства» - вокальный ансамбль «Канцона»
Ожидаемые результаты и способы их проверки
- формирование концертно-исполнительских умений и навыков;
- развитие творческих способностей и навыков грамотного пения в ансамбле.
- укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни
- духовно-нравственное оздоровление.
Способом проверки результативности может быть открытый урок, контрольный урок, отчётный концерт в конце учебного года, выступления на концертах по плану внеурочной работы гимназии-интерната. А так же фестивали и конкурсы.
Формы контроля: выступление ансамбля на районном конкурсе патриотической песни (январь) - текущий контроль, выступление на отчётном концерте в конце учебного года - промежуточный контроль. Итоговый контроль в конце IV г. обучения.
Учебно-тематический план I года обучения
№
Содержание и
виды работы
Количество часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
Прослушивание
2
1
1
2.
Звукообразование и звуковедение
10
5
8
3.
Певческое дыхание
10
2
8
4.
Дикция и артикуляция
10
2
6
5.
Музыкально-исполнительская
деятельность
36
4
31
14
54
Итого
68
Учебно-тематический план II года обучения
№
Содержание и
виды работы
Кол-во
часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
2.
Звукообразование и звуковедение
10
3
7
3.
Певческое дыхание
10
3
7
4.
Дикция и
артикуляция
12
3
9
5.
Музыкально-исполнительская
деятельность
25
5
20
6.
Сценическая
практика
10
3
7
18
50
Итого
68
Учебно-тематический план III года обучения.
№
Содержание и
виды работы
Количество
часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
2.
Звукообразование,
дыхание
8
2
6
3.
Дикция и
артикуляция
8
2
6
4.
Вокальное
развитие
30
10
20
5.
Сценическая
практика
22
4
18
18
50
Итого
68
Учебно-тематический план IV года обучения.
№
Содержание и
виды работы
Количество
часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие.
1
1
-
2.
Звукообразование,
дыхание
7
2
5
3.
Дикция и
артикуляция
6
2
4
4.
Вокальное развитие
30
8
22
5.
Сценическая практика
24
4
20
17
51
Итого
68
Содержание программы
I год обучения - «Ростки»
1.Вводное занятие. 2 ч.
Знакомство обучающихся детей с целями, задачами, планом и режимом работы творческого коллектива. Инструкции по технике безопасности.
Прослушивание, индивидуально.
Просмотр концертных выступлений солистов и вокальных ансамблей ранее обучающихся в гимназии-интернате.
2. Звукообразование и звуковедение. 10 ч.
- образование звука;
- естественный, свободный звук без крика и напряжения;
- выработка красивого унисона;
- навыки пения стоя и сидя, положение корпуса, головы;
- упражнение на одном звуке;
- гаммообразные упражнения;
- легато, стаккато;
- форте, пиано;
- крещендо, диминуэндо;
- фонопедические упражнения.
3. Певческое дыхание. 10 ч.
- упражнения на развитие дыхания;
- дыхательная гимнастика.
4.Дикция и артикуляция . 10ч.
- гласные звуки и их произношение;
- согласные звуки и их произношение;
- взаимоотношение гласных и согласных в пении;
- артикуляционный аппарат.
6. Музыкально-исполнительская деятельность. 36ч.
- разучивание и исполнение песен;
- содержание песни, характер, настроение.
К концу первого года обучения воспитанницы должны
Знать:
- комплекс вокальных упражнений;
- понимать содержание песни.
Уметь:
- бесшумно брать дыхание, не поднимая плеч;
- точно интонировать несложные мелодии;
- слышать звуковысотное направление мелодии;
- применять в пении различный характер дыхания в зависимости от характера исполняемого произведения;
- петь естественным свободным звуком без крика;
- правильно формировать гласные и согласные звуки;
- понимать требования, касающиеся агогических и динамических изменений в произведении.
Всего разучивается 5-6 одноголосных и двухголосных произведений, доступных данной возрастной группе, с простейшим мелодическим и ритмическим строением.
Содержание программы
II год обучения - «Истоки»
1. Вводное занятие 1ч.
Знакомство обучающихся с целью, задачами, планом и режимом работы творческого коллектива. Инструкции по технике безопасности.
2. Звукообразование 10ч.
- точное, естественное звучание унисона;
- формирование певческой позиции;
- однородное звучание регистров;
- ритмический и динамический ансамбль;
- укрепление верхней и нижней тесситуры.
3. Певческое дыхание 10ч.
- короткое и задержанное дыхание;
- экономный выдох;
- дыхательная гимнастика (основной комплекс упражнений).
4. Дикция и артикуляция 12ч.
- активизация речевого аппарата;
- актёрские упражнения.
5. Музыкально-исполнительская деятельность 25ч.
- разучивание нового репертуара;
- развитие творческих способностей, артистизма.
6. Сценическая практика 10ч.
- отработка концертных номеров;
- работа на сцене, пение в микрофон.
К концу второго года обучающиеся должны
Знать:
- правила пения;
- правила орфоэпии;
- типы певческого дыхания;
- комплекс вокальных упражнений.
Уметь:
- петь произведения более широкого диапазона;
- правильно формировать гласные и согласные звуки;
- устойчиво интонировать мелодию при сложном аккомпанементе, держать строй в многоголосии.
За учебный год разучивается 5-7 двухголосных и трёхголосных произведений, одно из которых, а cappella.
Планируется участие в конкурсах и концертах.
Содержание программы
III год обучения - «Становление»
1. Вводное занятие 1ч.
Знакомство обучающихся с целью, задачами, планом и режимом работы творческого коллектива. Инструкции по технике безопасности.
2. Звукообразование и дыхание 8ч.
- фонопедические упражнения;
- вокальные упражнения;
- дыхательная гимнастика.
3. Дикция и артикуляция 8ч.
- соотношение речи и пения;
3. Вокальное развитие 30ч.
- упражнения на концентрацию звука;
- тембровое и стилевое разнообразие;
- подвижность голосового аппарата;
- чёткое произношение слов
- чистый и красивый унисон;
- кантиленное звуковедение;
- ритмический и динамический ансамбли.
5. Сценическая практика 22ч.
- отработка концертных и конкурсных номеров.
- работа на сцене, пение в микрофон.
Планируется участие в конкурсах и фестивалях.
К концу третьего года обучающиеся должны
Знать:
- правила взятия дыхания;
- правила орфоэпии;
- комплекс вокальных упражнений;
Уметь:
- правильно пользоваться певческой установкой;
- выработать дыхание единого типа;
- стройно петь в ансамбле;
- петь выразительно.
В течение учебного года разучивается 5-6 многоголосных произведений, различных по уровню сложности, одно из которых а cappella.
Планируется участие в конкурсах и концертах.
Содержание программы
IV год обучения - «Школа мастерства»
1. Вводное занятие 1ч.
Знакомство обучающихся с целью, задачами, планом и режимом работы творческого коллектива. Инструкции по технике безопасности.
2. Звукообразование и дыхание 7ч.
- фонопедические упражнения;
- вокальные упражнения;
упражнения направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания.
- дыхательная гимнастика.
3. Дикция и артикуляция 6ч.
- активизация речевого аппарата;
- актёрские упражнения.
4. Вокальное развитие 30ч.
- работа над собственным звучанием голоса;
- приёмы - глиссандо, фальцет, субтон.
- ясность строя в многоголосии;
- владение динамической техникой;
- ритмический и динамический ансамбль.
5. Сценическая практика 24ч.
- отработка концертных номеров;
- работа на сцене, пение в микрофон.
К концу 4 года обучающиеся должны
Знать:
- различные музыкальные термины;
- лад, размер в музыке;
- комплекс вокальных упражнений.
Уметь:
- уверенно интонировать мелодию;
- уверенно интонировать трёхголосное изложение аккордов;
- стройно петь в ансамбле;
- эмоционально и выразительно исполнять вокальные произведения.
В течение учебного года разучивается 5-6 произведений, различных по уровню сложности и стилю. Обязательным в репертуаре должно быть сочинение, а cappella.
Планируется участие в конкурсах и фестивалях.
Примерный репертуар эстрадного вокального коллектива
1 год обучения
-
А. Пахмутова, Н. Добронравов «Добрая сказка»;
-
Е. Рыбкин, А. Васильев «Колокола»;
-
В. Шаинский, В. Шевелёв «Уголок России»;
-
Д. Усердов, Е. Пинджоян «Быть человеком»;
-
А.Лепин, В. Коростылёв «Песенка о хорошем настроении»;
-
Р. Гуцалюк, Н. Соловьёва «Три цвета»;
-
М. Сойникова, М. Палладий, Т. Гетманская «Гимн гимназии»;
-
Е. Крылатов «Мы маленькие дети»
-
Попурри детских песен.
II год обучения
-
С. Намин, И. Шаферан «Мы желаем счастья вам»;
-
В. Забелин «Дай нам боже»;
-
Е. Сокольская «Дождь на Рождество»;
-
Е. Рыбкин «Черёмуха»;
-
Я. Френкель, Р. Гамзатов «Журавли»;
-
В. Шаинский, М. Пляцковский «Лада»;
-
А. Ермолов, С. Золотухин «Мир, который нужен мне»;
-
А. Ермолов, С. Пярнянен «Гимн музыке»;
-
Из репертуара группы «Родники» «Осень»;
-
Из репертуара группы «Лаурита» «Новое поколение»
-
Из репертуара группы «Родники» «Рождество».
III год обучения
-
В. Добрынин, Л. Дербенёв «Льётся музыка»;
-
А. Хоралов «Новогодние игрушки»;
-
К. Кельми «Замыкая круг»
-
К. Меладзе, Г. Лепс «Обернитесь»:
-
«Счастливого Рождества» рождественская колядка;
-
Г. Струве, К. Ибряев «Вечная Русь»;
-
Р. Гуцалюк, Н. Соловьёва «Последний звонок»;
-
А. Морозов, Н. Рубцов « В горнице»;
IV год обучения
-
Я. Дубравин, В. Суслов «Россия Россией останется»;
-
Е. Птичкин, А. Поперечный «Наедине со всеми»;
-
С.Ранда «Птицы белые»;
-
С. Павлиашвили, К. Губин «Помолимся за родителей»;
-
И. Матвиенко, А. Шаганов «Конь»;
-
В. Шаинский, М. Пляцковский «Рассвет-чародей»;
-
А. Эшпай, Е. Винокуров «Москвичи»;
-
Г. Струве «Матерям погибших героев»,
-
В. Ударцев «Дети Земли».
Методическое обеспечение
1. Авторская программа « Детский эстрадный вокальный коллектив»
О. А. Синицкая. Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, 2006.
2. Плакаты (устройство голосового аппарата, о правилах пения, календарь музыкальных дат и т.д.).
Материально-техническое обеспечение
- просторный класс для занятий;
- фортепиано;
- музыкальный центр;
- аудио и видеозаписи;
- фонограммы (минус);
- сценическая площадка;
- усилительная аппаратура.
Используемая литература
Для педагога
-
Абдулов Н. А. руководство по постановке певческого и разговорного голоса. - Липецк, 1996. - 185с.
-
Буров А. Г. Режиссура и педагогика - М.: «Просвещение», 1987. - 178с.
-
Вендрова Т. Е., Пигарёва И. В. Воспитание музыкой - М.: «Просвещение», 1991. - 205с.
-
Гладков Г.И. Обыкновенное чудо: Музыкальный сборник. - М.: Дрофа, 2002. - 64с.
-
Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства - Ростов,2007. - 155, (1)с.: ил. - (любимые мелодии).
-
Желаем вам! [Ноты] : детские песни : для исполн. соло, анс. или дет. хором / Плешак Виктор Васильевич. - Спб: «Композитор», 2004. - 48 с.
-
Победная весна [Ноты]: песни и хоры. - М.: Владос, 2005. - 80 с. - (Музыкальная библиотека).
-
Попов Н.Н. Постановка голоса - М., 2002. - 88с.
-
Рыбников А. Кто доброй сказкой входит в дом? М.: Дрофа, 2002. - 64с.
-
Шацкая В. Н. Музыкально - эстетическое воспитание детей и юношества - Москва, 1986. - 75с.
-
Огромный дом [Ноты]: песни и хоры для детей / Дубравин Яков Исакович. - Спб.: Композитор, 1996. - 95-00с.
-
Сияет солнце [Ноты] : для детей сред. и ст. возраста / песни и хоры на стихи Ф. Тютчева, А.К. Толстого, А. Майкова, А. Фета. - М.: «Музыка», 2005. - 48 с.
-
Шацкая В. Н. Музыкально - эстетическое воспитание детей и юношества - М.: «Просвещение», 1986. - 175с.
Для учеников:
-
Золотов. А.А. …Листопад или в минуты музыки. - М.: «Современник». 1989. - 398с.
-
Крунтяева Т. С., Молокова Н. В. Словарь иностранных музыкальных терминов/ 7-е изд. - Л.: «Музыка», 1988. - 136с.
-
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: 1986. - 176 с.: ил.
Интернет-ресурсы
Для учителя:
-
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа: festival.1september.ru
-
Социальная сеть работников образования. - Режим доступа: ns portal.ru.
-
Портал дополнительного образования - Режим доступа: dopedu. ru.
Для ученика:
-
Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: wikipedia.org/
2. Единая коллекция цифровых образовательных реурсов. - Режим доступа:
school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/29
3. Классическая музыка. - Режим доступа: classic-music.ru
4. Музыкальный словарь. - Режим доступа: academic/ru
5. Музыкальные инструменты (презентации). - Режим доступа: ppt4web.ru/mkhk/muzykalnye-instrumenty0.html
6. Детские электронные книги и презентации. - Режим доступа: viki.rdf.ru/
-
Официальный сайт композитора А. Ермолова ermolov.ru
(Песни, фонограммы, слова и ноты песен композитора А. Ермолова.)