Модифицированная программа (вокальный ансамбль)

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Пояснительная записка

Модифицированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа учебного курса «Детский эстрадный вокальный коллектив» реализуется в системе дополнительного образования гимназии-интерната. Образовательная программа художественно-эстетической направленности.

Программа составлена на основе авторской программы «Детский эстрадный вокальный коллектив» Синицкой Оксаны Николаевны, педагога дополнительного образования центра развития творчества детей и юношества №1 г. Старый Оскол. Программа рекомендована Белгородским региональным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в 2006г., адресована педагогам дополнительного образования УДО и школы.

Отличительные особенности. Модифицированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа отличается от авторской:

- сроком реализации - программа сокращена с 5 лет до 4 лет обучения;

- спецификой детского учреждения (обучаются только девочки);

- возрастом детей (12-16 лет);

- корректировкой репертуара;

- занятия по курсу проводятся в рамках дополнительного образования гимназии - интерната.

Актуальность программы заключается в том, что она способствует созданию коллектива единомышленников. На протяжении четырёх лет создавать условия и в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской работы и творческого комфорта. Восприятие искусства через пение - важный элемент эстетического наслаждения. Пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно - сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье.

Цель программы: реализация творческих исполнительских возможностей обучающихся в малой вокальной группе.

Задачи:

- научить петь без дирижёра;

- развивать вокальные навыки;

- формировать вокально-хоровые навыки, навыки грамотного пения в ансамбле;

- развивать музыкальные способности, навыки выразительного исполнения песни;

- развивать чувство музыки и стиля;

- воспитывать эстетический вкус;

- способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию;

- воспитывать культуру толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 12-17 лет.

Режим занятий: занятия по программе проходят 2 раза в неделю по одному часу, что в год составляет - 68 часов. Обучение ведётся в группе, объединяющих детей по возрасту и уровню музыкальной подготовки. Время проведения занятия - 40 минут.

Формы занятий:

  • традиционные занятия;

  • открытый урок;

  • занятие-репетиция;

  • занятие-концерт;

  • праздники, конкурсы, фестивали;

  • творческий отчёт.

Теоретические знания, получаемые в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками.

Срок реализации программы - 4 года.

Этапы обучения:

1 год «Ростки» - вокальный ансамбль «Ассоль»

2 год «Истоки» - вокальный ансамбль «Ассоль»

3 год «Становление» - вокальный ансамбль «Канцона»

4 год «Школа мастерства» - вокальный ансамбль «Канцона»

Ожидаемые результаты и способы их проверки

- формирование концертно-исполнительских умений и навыков;

- развитие творческих способностей и навыков грамотного пения в ансамбле.

- укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни

- духовно-нравственное оздоровление.

Способом проверки результативности может быть открытый урок, контрольный урок, отчётный концерт в конце учебного года, выступления на концертах по плану внеурочной работы гимназии-интерната. А так же фестивали и конкурсы.

Формы контроля: выступление ансамбля на районном конкурсе патриотической песни (январь) - текущий контроль, выступление на отчётном концерте в конце учебного года - промежуточный контроль. Итоговый контроль в конце IV г. обучения.

Учебно-тематический план I года обучения

Содержание и

виды работы

Количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Прослушивание

2

1

1

2.

Звукообразование и звуковедение

10

5

8

3.

Певческое дыхание

10

2

8

4.

Дикция и артикуляция

10

2

6

5.

Музыкально-исполнительская

деятельность

36

4

31

14

54

Итого

68

Учебно-тематический план II года обучения


Содержание и

виды работы

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Звукообразование и звуковедение

10

3

7

3.

Певческое дыхание

10

3

7

4.

Дикция и

артикуляция

12

3

9

5.

Музыкально-исполнительская

деятельность

25

5

20

6.

Сценическая

практика

10

3

7



18

50


Итого

68



Учебно-тематический план III года обучения.


Содержание и

виды работы

Количество

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Звукообразование,

дыхание

8

2

6

3.

Дикция и

артикуляция

8

2

6

4.

Вокальное

развитие

30

10

20

5.

Сценическая

практика

22

4

18



18

50

Итого

68


Учебно-тематический план IV года обучения.


Содержание и

виды работы

Количество

часов

Теория

Практика

1.


Вводное занятие.

1

1

-

2.

Звукообразование,

дыхание

7

2

5

3.

Дикция и

артикуляция

6

2

4

4.

Вокальное развитие

30

8

22

5.

Сценическая практика

24

4

20



17

51

Итого

68

Содержание программы

I год обучения - «Ростки»

1.Вводное занятие. 2 ч.

Знакомство обучающихся детей с целями, задачами, планом и режимом работы творческого коллектива. Инструкции по технике безопасности.

Прослушивание, индивидуально.

Просмотр концертных выступлений солистов и вокальных ансамблей ранее обучающихся в гимназии-интернате.

2. Звукообразование и звуковедение. 10 ч.

- образование звука;

- естественный, свободный звук без крика и напряжения;

- выработка красивого унисона;

- навыки пения стоя и сидя, положение корпуса, головы;

- упражнение на одном звуке;

- гаммообразные упражнения;

- легато, стаккато;

- форте, пиано;

- крещендо, диминуэндо;

- фонопедические упражнения.

3. Певческое дыхание. 10 ч.

- упражнения на развитие дыхания;

- дыхательная гимнастика.

4.Дикция и артикуляция . 10ч.

- гласные звуки и их произношение;

- согласные звуки и их произношение;

- взаимоотношение гласных и согласных в пении;

- артикуляционный аппарат.

6. Музыкально-исполнительская деятельность. 36ч.

- разучивание и исполнение песен;

- содержание песни, характер, настроение.

К концу первого года обучения воспитанницы должны

Знать:

- комплекс вокальных упражнений;

- понимать содержание песни.

Уметь:

- бесшумно брать дыхание, не поднимая плеч;

- точно интонировать несложные мелодии;

- слышать звуковысотное направление мелодии;

- применять в пении различный характер дыхания в зависимости от характера исполняемого произведения;

- петь естественным свободным звуком без крика;

- правильно формировать гласные и согласные звуки;

- понимать требования, касающиеся агогических и динамических изменений в произведении.

Всего разучивается 5-6 одноголосных и двухголосных произведений, доступных данной возрастной группе, с простейшим мелодическим и ритмическим строением.


Содержание программы

II год обучения - «Истоки»

1. Вводное занятие 1ч.

Знакомство обучающихся с целью, задачами, планом и режимом работы творческого коллектива. Инструкции по технике безопасности.

2. Звукообразование 10ч.

- точное, естественное звучание унисона;

- формирование певческой позиции;

- однородное звучание регистров;

- ритмический и динамический ансамбль;

- укрепление верхней и нижней тесситуры.

3. Певческое дыхание 10ч.

- короткое и задержанное дыхание;

- экономный выдох;

- дыхательная гимнастика (основной комплекс упражнений).

4. Дикция и артикуляция 12ч.

- активизация речевого аппарата;

- актёрские упражнения.

5. Музыкально-исполнительская деятельность 25ч.

- разучивание нового репертуара;

- развитие творческих способностей, артистизма.

6. Сценическая практика 10ч.

- отработка концертных номеров;

- работа на сцене, пение в микрофон.

К концу второго года обучающиеся должны

Знать:

- правила пения;

- правила орфоэпии;

- типы певческого дыхания;

- комплекс вокальных упражнений.

Уметь:

- петь произведения более широкого диапазона;

- правильно формировать гласные и согласные звуки;

- устойчиво интонировать мелодию при сложном аккомпанементе, держать строй в многоголосии.

За учебный год разучивается 5-7 двухголосных и трёхголосных произведений, одно из которых, а cappella.

Планируется участие в конкурсах и концертах.

Содержание программы

III год обучения - «Становление»

1. Вводное занятие 1ч.

Знакомство обучающихся с целью, задачами, планом и режимом работы творческого коллектива. Инструкции по технике безопасности.

2. Звукообразование и дыхание 8ч.

- фонопедические упражнения;

- вокальные упражнения;

- дыхательная гимнастика.

3. Дикция и артикуляция 8ч.

- соотношение речи и пения;

3. Вокальное развитие 30ч.

- упражнения на концентрацию звука;

- тембровое и стилевое разнообразие;

- подвижность голосового аппарата;

- чёткое произношение слов

- чистый и красивый унисон;

- кантиленное звуковедение;

- ритмический и динамический ансамбли.

5. Сценическая практика 22ч.

- отработка концертных и конкурсных номеров.

- работа на сцене, пение в микрофон.

Планируется участие в конкурсах и фестивалях.

К концу третьего года обучающиеся должны

Знать:

- правила взятия дыхания;

- правила орфоэпии;

- комплекс вокальных упражнений;

Уметь:

- правильно пользоваться певческой установкой;

- выработать дыхание единого типа;

- стройно петь в ансамбле;

- петь выразительно.

В течение учебного года разучивается 5-6 многоголосных произведений, различных по уровню сложности, одно из которых а cappella.

Планируется участие в конкурсах и концертах.

Содержание программы

IV год обучения - «Школа мастерства»

1. Вводное занятие 1ч.

Знакомство обучающихся с целью, задачами, планом и режимом работы творческого коллектива. Инструкции по технике безопасности.

2. Звукообразование и дыхание 7ч.

- фонопедические упражнения;

- вокальные упражнения;

упражнения направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания.

- дыхательная гимнастика.

3. Дикция и артикуляция 6ч.

- активизация речевого аппарата;

- актёрские упражнения.

4. Вокальное развитие 30ч.

- работа над собственным звучанием голоса;

- приёмы - глиссандо, фальцет, субтон.

- ясность строя в многоголосии;

- владение динамической техникой;

- ритмический и динамический ансамбль.

5. Сценическая практика 24ч.

- отработка концертных номеров;

- работа на сцене, пение в микрофон.

К концу 4 года обучающиеся должны

Знать:

- различные музыкальные термины;

- лад, размер в музыке;

- комплекс вокальных упражнений.

Уметь:

- уверенно интонировать мелодию;

- уверенно интонировать трёхголосное изложение аккордов;

- стройно петь в ансамбле;

- эмоционально и выразительно исполнять вокальные произведения.

В течение учебного года разучивается 5-6 произведений, различных по уровню сложности и стилю. Обязательным в репертуаре должно быть сочинение, а cappella.

Планируется участие в конкурсах и фестивалях.

Примерный репертуар эстрадного вокального коллектива

1 год обучения

  • А. Пахмутова, Н. Добронравов «Добрая сказка»;

  • Е. Рыбкин, А. Васильев «Колокола»;

  • В. Шаинский, В. Шевелёв «Уголок России»;

  • Д. Усердов, Е. Пинджоян «Быть человеком»;

  • А.Лепин, В. Коростылёв «Песенка о хорошем настроении»;

  • Р. Гуцалюк, Н. Соловьёва «Три цвета»;

  • М. Сойникова, М. Палладий, Т. Гетманская «Гимн гимназии»;

  • Е. Крылатов «Мы маленькие дети»

  • Попурри детских песен.

II год обучения

  • С. Намин, И. Шаферан «Мы желаем счастья вам»;

  • В. Забелин «Дай нам боже»;

  • Е. Сокольская «Дождь на Рождество»;

  • Е. Рыбкин «Черёмуха»;

  • Я. Френкель, Р. Гамзатов «Журавли»;

  • В. Шаинский, М. Пляцковский «Лада»;

  • А. Ермолов, С. Золотухин «Мир, который нужен мне»;

  • А. Ермолов, С. Пярнянен «Гимн музыке»;

  • Из репертуара группы «Родники» «Осень»;

  • Из репертуара группы «Лаурита» «Новое поколение»

  • Из репертуара группы «Родники» «Рождество».

III год обучения

  • В. Добрынин, Л. Дербенёв «Льётся музыка»;

  • А. Хоралов «Новогодние игрушки»;

  • К. Кельми «Замыкая круг»

  • К. Меладзе, Г. Лепс «Обернитесь»:

  • «Счастливого Рождества» рождественская колядка;

  • Г. Струве, К. Ибряев «Вечная Русь»;

  • Р. Гуцалюк, Н. Соловьёва «Последний звонок»;

  • А. Морозов, Н. Рубцов « В горнице»;

IV год обучения

  • Я. Дубравин, В. Суслов «Россия Россией останется»;

  • Е. Птичкин, А. Поперечный «Наедине со всеми»;

  • С.Ранда «Птицы белые»;

  • С. Павлиашвили, К. Губин «Помолимся за родителей»;

  • И. Матвиенко, А. Шаганов «Конь»;

  • В. Шаинский, М. Пляцковский «Рассвет-чародей»;

  • А. Эшпай, Е. Винокуров «Москвичи»;

  • Г. Струве «Матерям погибших героев»,

  • В. Ударцев «Дети Земли».

Методическое обеспечение

1. Авторская программа « Детский эстрадный вокальный коллектив»

О. А. Синицкая. Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, 2006.

2. Плакаты (устройство голосового аппарата, о правилах пения, календарь музыкальных дат и т.д.).

Материально-техническое обеспечение

- просторный класс для занятий;

- фортепиано;

- музыкальный центр;

- аудио и видеозаписи;

- фонограммы (минус);

- сценическая площадка;

- усилительная аппаратура.

Используемая литература

Для педагога

  • Абдулов Н. А. руководство по постановке певческого и разговорного голоса. - Липецк, 1996. - 185с.

  • Буров А. Г. Режиссура и педагогика - М.: «Просвещение», 1987. - 178с.

  • Вендрова Т. Е., Пигарёва И. В. Воспитание музыкой - М.: «Просвещение», 1991. - 205с.

  • Гладков Г.И. Обыкновенное чудо: Музыкальный сборник. - М.: Дрофа, 2002. - 64с.

  • Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства - Ростов,2007. - 155, (1)с.: ил. - (любимые мелодии).

  • Желаем вам! [Ноты] : детские песни : для исполн. соло, анс. или дет. хором / Плешак Виктор Васильевич. - Спб: «Композитор», 2004. - 48 с.

  • Победная весна [Ноты]: песни и хоры. - М.: Владос, 2005. - 80 с. - (Музыкальная библиотека).

  • Попов Н.Н. Постановка голоса - М., 2002. - 88с.

  • Рыбников А. Кто доброй сказкой входит в дом? М.: Дрофа, 2002. - 64с.

  • Шацкая В. Н. Музыкально - эстетическое воспитание детей и юношества - Москва, 1986. - 75с.

  • Огромный дом [Ноты]: песни и хоры для детей / Дубравин Яков Исакович. - Спб.: Композитор, 1996. - 95-00с.

  • Сияет солнце [Ноты] : для детей сред. и ст. возраста / песни и хоры на стихи Ф. Тютчева, А.К. Толстого, А. Майкова, А. Фета. - М.: «Музыка», 2005. - 48 с.

  • Шацкая В. Н. Музыкально - эстетическое воспитание детей и юношества - М.: «Просвещение», 1986. - 175с.

Для учеников:

  • Золотов. А.А. …Листопад или в минуты музыки. - М.: «Современник». 1989. - 398с.

  • Крунтяева Т. С., Молокова Н. В. Словарь иностранных музыкальных терминов/ 7-е изд. - Л.: «Музыка», 1988. - 136с.

  • Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: 1986. - 176 с.: ил.

Интернет-ресурсы

Для учителя:

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа: festival.1september.ru


  1. Социальная сеть работников образования. - Режим доступа: ns portal.ru.


  1. Портал дополнительного образования - Режим доступа: dopedu. ru.

Для ученика:


  1. Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: wikipedia.org/

2. Единая коллекция цифровых образовательных реурсов. - Режим доступа:

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/29

3. Классическая музыка. - Режим доступа: classic-music.ru

4. Музыкальный словарь. - Режим доступа: academic/ru

5. Музыкальные инструменты (презентации). - Режим доступа: ppt4web.ru/mkhk/muzykalnye-instrumenty0.html

6. Детские электронные книги и презентации. - Режим доступа: viki.rdf.ru/

  1. Официальный сайт композитора А. Ермолова ermolov.ru

(Песни, фонограммы, слова и ноты песен композитора А. Ермолова.)



© 2010-2022