• Преподавателю
  • Музыка
  • 7 класс. Тема полугодия «Музыкальный образ». Тема урока «Контрастные музыкальные образы в вокальной музыке С. В. Рахманинова»

7 класс. Тема полугодия «Музыкальный образ». Тема урока «Контрастные музыкальные образы в вокальной музыке С. В. Рахманинова»

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок разработан учителем музыки

МОУ «Северодвинская городская гимназия»

Каториной Татьяной Павловной.


7 класс.

Тема полугодия «Музыкальный образ».

Тема урока

«Контрастные музыкальные образы в вокальной музыке С. В. Рахманинова».

Цели:

- Развитие творческого воображения и потенциала учащихся.

- Воспитание любви к природе через использование музыкального, живописного и поэтического материала к уроку.

- Расширение представления о творчестве русского композитора С. В. Рахманинова.

Задачи:

- Познакомиться с жанром романса в творчестве С. В. Рахманинова.

- Закрепить теоретические и практические знания об основных средствах музыкальной выразительности.

- Раскрыть новые грани контрастных музыкальных образов через восприятие контрастных поэтических и живописных образов.

Ход урока.

Слайд №1.

Учитель:

Продолжим наш разговор на тему «Музыкальный образ». Вы уже знаете, что любое музыкальное произведение несет в себе музыкальный образ, иногда даже не один. Сегодня нам предстоит необычная работа. Сначала я хочу спросить вас:

- Есть ли в нашей жизни что-либо абсолютно неподвижное, не развивающееся?

Дети:

- Нет. Все что существует в мире - рождается, растет-развивается и умирает.

Учитель:

- А бывает ощущение полного покоя, неподвижности?

Дети:

- Да. Но это иллюзия, на самом деле жизнь продолжается.

Учитель:

- Давайте рассмотрим репродукцию картины художника Борисова-Мусатова «У водоема».

Слайд №2.

- Что вы видите на картине?

(ответы детей)


Учитель (из ответов учащихся делает обобщение):

Синее и белое небо опрокинулось в пруд. Две женские фигуры в позах, исполненных покоя, умиротворения. Густой синий бархат платья перекликается с цветом неба и длинным синеватым барьером, окаймляющим водоем. В солнечном спокойствии «Водоема» дрожит легкая грусть. Художник как бы хочет задержать подольше это мгновение - внутреннее слияние человека с природой.

Слайд №3.

- Какой художественный образ в картине?

Дети:

- Образ спокойствия, наслаждения тишиной и покоем.

(на слайде появляется правильный ответ)

Учитель:

Теперь внимательно рассмотрите репродукцию картины художника Станислава Жуковского «Весенний ручей». Что вы видите здесь? Какое настроение в картине?

Слайд №4.

(ответы детей)

Учитель (из ответов учащихся делает обобщение):

- В центре картины мы видим большой весенний ручей, образовавшийся из огромного количества маленьких ручейков. Радостные солнечные блики на воде. Кое-где еще лежит последний снег. Ярко синее небо, ощущение воздуха, свежести. Оживает природа, шумит вода. Радостное, приподнятое настроение.

Слайд №5.

Учитель:

- Какой художественный образ в этой картине?

Дети:

- Образ радостного весеннего пробуждения, движения, восторга.


(на слайде появляется правильный ответ)


Учитель:

- Мы убедились, что художники могут создать контрастные образы в живописи. А может ли создать тот или иной образ поэзия?

Дети:

- Да.

Слайд №6.

Учитель:

- Послушайте стихотворение К. Бальмонта. Какое здесь настроение? Какой поэтический образ?

(Выразительное прочтение стихотворения «Островок»).

Дети:

- Образ, спящего в лучах солнца, островка. На нем не происходит никаких событий, не бывает гроз и ветров, жизнь как бы замерла, остановилась.

Учитель:

Музыка - это особый вид искусства, она всегда находится в движении, в развитии. Может ли музыка (постоянно находящаяся в развитии и движении) создать образ полного покоя, остановки, тишины? Представьте, что вам нужно написать музыку к этим стихам и подчеркнуть созданный в поэзии образ полного покоя и тишины. Давайте вспомним, какие средства музыкальной выразительности используют композиторы?

Слайд №7.

Дети:

- Мелодия, темп, тембр, ритм, лад, динамика.

(на слайде появляются названные средства музыкальной выразительности)

Учитель:

- Какими должны быть средства музыкальной выразительности, отображающие этот образ?

Дети:

- Мелодия - спокойная, плавная, без скачков.

- Лад - мажорный, т. к. там много солнца, света тепла.

- Темп - медленный или средний.

- Динамика - p, pp,mp.

- Ритм - ровный, не пунктирный.

- Тембр - немного звуков в аккомпанементе, легкий, высокий голос

Слайд №8.

Учитель:

- А теперь давайте послушаем, как это сделал профессиональный композитор. Назовите композитора. Что вы о нем знаете?

Дети:

- Русский композитор, в 1917 году эмигрировал в Америку. Через все творчество Рахманинова проходит тема Родины, русской природы.

(на слайде появляется имя композитора, годы жизни)

( можно вспомнить известные произведения Рахманинова)

Учитель:

- Мы послушаем романс Рахманинова «Островок».

Слайд №9.

- Что такое романс? Чем романс отличается от песни?

(после ответов детей на слайде появляется правильный ответ)

Слайд №10.

(Слушание романса Рахманинова «Островок» с использованием видеоролика)

Учитель:

- Разберем, что совпало с нашими вариантами, сравним.

Дети:

- повторяющиеся интонации

- неспешное развитие

- светлый мажор

-простое сопровождение (несколько раз повторяющаяся медленно нисходящая гамма) сочетается с повторяющимися интонациями мелодии

- медленный темп

- тихая, замирающая к концу до pp динамика

- высокий мужской голос - тенор

Учитель:

- Может музыка создать образ покоя, неподвижности, тишины? Вы только что в этом убедились.

А сейчас вспомним еще один романс С. В. Рахманинова, мы слушали этот романс в прошлом году.

Слайд №11.

(звучит романс Рахманинова «Весенние воды» на фоне видеоролика)

- Как называется романс? О чем текст?

Дети:

- Романс называется «Весенние воды». Он о весне, о бурных весенних ручьях, о радостном, восторженном, весеннем настроении.

(на слайде появляется правильный ответ)

Учитель:

- Похож этот романс по образному строю на романс «Островок»? Или это другой образ? Какой?

Дети:

- В романсе «Островок» музыка изображает, что в природе все замерло и остановилось,

а в романсе «Весенние воды» изображается стремительное, безудержное движение юных сил весны.

Учитель:

- Правильно, это два абсолютно контрастных музыкальных образа. Какие средства музыкальной выразительности используются в романсе «Весенние воды» для создания образа безудержного, радостного движения весны?

Дети:

- Видоизменяющаяся, стремящаяся вверх интонация, скачки в мелодии.

- Быстрый темп.

- Яркая, громкая динамика.

- Богатое, насыщенное сопровождение.

Учитель:

- Сегодня вы убедились, насколько богаты и многогранны средства музыкальной выразительности. Используя их, композиторы могу создать различные музыкальные образы. На примере вокальной музыки С. В. Рахманинова мы сегодня познакомились с двумя контрастными музыкальными образами. Назовите их еще раз.

Дети:

- Образ полного покоя, неподвижности и образ безудержного движения.

Слайд №12.

Учитель:

- С какими романсами созвучны по настроению, образному строю эти картины?

(после ответов детей появляется правильный ответ)

Слайд №13.

Учитель:

- Давайте вместе сделаем вывод.

Ну и в завершении урока еще одно произведение, где мы встречаем образ природы. Оно прозвучит в нашем исполнении.

(Исполнение песни о природе по выбору учителя или учащихся)


Учитель МОУ «СГГ» Каторина Т. П.

© 2010-2022